Молодые люди и устойчивое развитие – отношения с будущим?

_________________

ГОДЕМАНН Джасмин



Аннотированный перевод и комментарий Е.В. Фелл, Н.А. Лукьяновой

Аннотация

Настоящая статья была впервые опубликована в 2007 г. в первом номере журнала «UNESCO today» (Journal of the German Commission for UNESCO) [1]. Исследуется роль молодежи в реализации тенденции устойчивого развития. Наблюдения и выводы автора носят, скорее, теоретический характер и относятся к немецкой молодежи. Предлагается комментарий к исследованию Дж. Годеманн, который позволяет получить представление о том, как проблемы, связанные с отношением молодежи к вопросам устойчивого развития, решаются в Великобритании.

Ключевые слова: будущее, западноевропейская молодежь, устойчивое развитие, экология, переработка отходов.

Возможно, вы думаете, что молодые люди интересуются только мобильными телефонами, рингтонами и айподами, тем более что это впечатление подтверждается эмпирически: по данным опроса журнала «Молодежный фактор» BRAVO (2005), мобильные телефоны оцениваются молодыми людьми столь же высоко, как мода и косметика, и попадают в категорию «сферы повышенного интереса». Технология и средства массовой информации основательно утвердились в качестве неотъемлемого элемента повседневности, без которого нельзя представить жизнь молодых людей. Почти в каждом доме, где подрастает член семьи в возрасте 12–19 лет, есть по крайней мере один телевизор, мобильный телефон, CD-проигрыватель или компьютер с доступом к интернету (JIM 2005). Но справедливо ли будет свести интересы современных мододых людей исключительно к увлечению техникой и мобильными телефонами? Что определяет характерные особенности молодого поколения, что его мотивирует?

Образ современной молодежи складывается в условиях относительно высокого уровня общественного богатства и использования материальных ресурсов всех видов. Товары, произведенные известными фирмами, пользуются популярностью у молодых потребителей, позволяя, помимо прочего, демонстрировать свою принадлежность к определенной социальной группе, т.е. они используются как знаки дифференцирования. В период поиска себя, обретения собственной личности потребность в социальной ориентации особенно сильна, и молодые люди определяют себя через бренды чаще, чем представители других возрастных групп. Тем не менее следует отметить, что, по сравнению с предыдущими десятилетиями, когда возникали, например, движения то хиппи, то панков, в настоящее время порождение новых молодежных субкультур как бы парализовано, в связи с чем Д. Ринк говорит о «тревожащей нормализации» молодых людей.

Что отличает современную молодежь?

К. Хуррелман отвечает на этот вопрос следующим образом: молодые люди не стремятся как можно раньше определить свой жизненный путь и посвятить себя какому-либо делу, они хотят подольше сохранить за собой право выбора и становятся все более индивидуалистичными. Нематериальные ценности, такие как самоопределение, наслаждение жизнью и творчество, уже не оказываются в центре внимания молодежи – их заменили ценности, на которые, возможно, ориентировались бабушки и дедушки наших молодых современников: тяжелый труд, стремление к безопасности и порядку, что, скорее всего, является реакцией на общую ситуацию на рынке труда, в экономике, в мире в целом, которая не позволяет чувствовать себя в безопасности.

Что молодежь представляет собой на самом деле, определить очень непросто, особенно в период наблюдаемого усиления индивидуализма. Молодежь – это гибкое понятие: оно может относиться к определенной возрастной группе, к возрастному диапазону группы – от 12 до 25 лет, с психологической точки зрения оно может описывать стадии зрелости или пространство для развития, которое общество предоставляет набирающему значимость и силу поколению.

«Поколение Х» («Поколение с опытом работы»)

Долгое время молодежь оценивали, применяя недифференцированные классификации, основываясь на принадлежности молодых людей к определенным культурам или группам, но затем были предприняты попытки их описания в соответствии с традициями того времени, в котором они живут. В результате мы получили ярлыки «Поколение X», или «Поколение с опытом работы». Как ни различались бы семантика описаний, применимых к молодежи, и мнения о молодежи, в одном отношении сложился консенсус: это поколение, которое формирует будущее. Концепция устойчивого развития с ориентацией на будущее не будет иметь смысла, если ее не поддержит молодежь, поэтому вопрос о том, что молодые люди думают об этой социальной концепции, более чем оправдан. До сих пор эмпирических исследований на эту тему не проводилось. Тем не менее есть много указаний на то, как молодые люди воспринимают отдельные аспекты концепции устойчивого развития.

Что молодые люди думают о концепции устойчивого развития?

Участие в решении экологических проблем – это один из вариантов широкого доступа к вопросам устойчивого развития. Что молодые люди думают об окружающей среде? Может ли эта отдельная тема быть использована для распространения идеи устойчивого развития? Однозначный ответ в данном случае невозможен, так как интерес к экологическим проблемам и проблемам, связанным с будущим, сильно варьируется среди разных молодежных групп. Многие молодые люди вовлекаются в «Зеленые команды» через Гринпис и другие движения, участвующие в защите окружающей среды [2]. Тем не менее у большинства эта тема интереса не вызывает, она не сохранила свою привлекательность. Возникает вопрос, отрицает ли молодежь саму идею устойчивого развития?

В ходе опроса «Перспективы Германии на 2004/05 гг.» улучшение состояния окружающей среды оказалось на последнем месте в рейтинге приоритетов, в то время как в опросе «Осознание окружающей среды в Германии 2004» проблема охраны окружающей среды была на третьем месте. В то же время многие тысячи протестующих против глобализации – в основном молодые люди – принимали участие в демонстрациях в ходе международных экономических саммитов в последние годы, численность членов группы давления «АТТАК» существенно увеличилась, рост членства в ней за один год оказался самым большим, чем когда-либо в негосударственной организации. Готовность многих молодых людей к участию в общественных инициативах была продемонстрирована на «Саммите молодежной активности», состоявшемся в 2002 г. в Утрехте по случаю конференции в Рио-де-Жанейро, которая последовала за конференцией в Йоханнесбурге, с лозунгом «За альтернативное потребление». Участники приехали со всего мира и в течение трех недель обсуждали вопросы устойчивого развития, заявив, что «проблемы больше не вращаются исключительно вокруг защиты природы и окружающей среды». Очевидно, что произошла смена перспектив. Затрагиваются и социальные проблемы, и последствия глобализации, и проблема потребления, обеспечения населения Земли продовольствием. Термин «окружающая среда» и узкая направленность на «зеленые темы», похоже, потеряли свою значимость для молодежи.

Большинство молодых людей устали о того, что их слишком усиленно «образовывают». Вопросы, связанные с окружающей средой, уже довольно давно обсуждаются в школах и представляются очевидными. Это устоявшийся элемент повседневной жизни, в то время как паника по поводу возможной экологической катастрофы давно сменилась институциализированным осмыслением проблемы. Отмечается высокий уровень доверия к таким организациям, как Гринпис: среди 18–30-летних, Гринпис продолжает считаться достойным большего доверия, чем Федеральное правительство, экологические активисты пользуются большим доверием, чем политики.

Интерес молодежи к глобальным и социальным проблемам свидетельствует о том, что тема устойчивого развития не безразлична подрастающему поколению. Опрос студентов, проводившийся журналом «Менеджер» показал, что более 90% из них убеждены в важности участия в жизни общества, будь то решение социальных проблем, политика, спорт, причем почти треть молодых людей предпринимает реальные шаги в этом направлении.

Участие не может быть навязано

Сегодняшние молодые люди хорошо знают, что участие в жизни общества не может быть навязано им сверху неким «указом». В ходе опроса Гринпис (2005) каждый третий высказал мнение, что важна личная мотивация сделать что-то в защиту окружающей среды. С точки зрения идеи устойчивого развития – это чрезвычайно важный момент, поскольку реализовать эту идею представляется возможным только в обществе с высокой активностью граждан, при условии их участия в решении социальных проблем.

Концепция устойчивого развития сочетает в себе экологические, социальные и экономические аспекты, т.е. предполагает широкий подход к насущным проблемам жизнедеятельности общества. Это характерно и для молодежи, когда дело доходит до ее участия в общественной жизни. Интерес все больше концентрируется вокруг социальных и глобальных проблем, что никак не противоречит целям устойчивого развития. Если удастся осмыслить суть этого интереса и использовать его, то можно будет говорить о том, что идея устойчивого развития имеет будущее.

* * *

Комментарий к статье Дж. Годеманн «Молодые люди и

устойчивое развитие – отношения с будущим?»

Цивилизованное общество невозможно без ответственного отношения к будущему, среди ученых сложилось единое мнение: мы должны стремиться улучшить будущее разнообразных сообществ [3]. Усилия западноевропейских правительств, направленные на улучшение экологии планеты, направлены на достижение этой цели.

Выводы Дж. Годеманн, касающиеся отношения современной молодежи к проблеме устойчивого развития, достаточно оптимистичны. Однако ее исследование ограничивается обзором ситуации в одной западноевропейской стране – Германии – и не дает представления о практическом подходе к воспитанию молодого поколения в духе идей устойчивого развития.

Не отвергая оптимистичных прогнозов Годеманн, следует подчеркнуть, что «будущее исторического процесса представляется очень неясным» [4] вследствие множества факторов, влияющих на развитие человеческой цивилизации. Поскольку «человек может идентифицировать себя с разными социальными группами» [5], имеет смысл говорить об идентификации молодого человека с социальными группами, деятельность которых фокусируется на заботе об окружающей среде. Попробуем продемонстрировать на примере Великобритании, как западноевропейское общество целенаправленно воспитывает в молодых людях бережное отношение к окружающему миру.

Правительство Соединенного Королевства щедро спонсирует соответствующие программы. Занятия проводятся в игровой, занимательной форме, идея сбережения природы не навязывается учащимся, она незаметно внедряется в их сознание, не вызывая внутреннего протеста. В Великобритании активно функционирует ЕcoActive – благотворительная организация с инновационнной концепцией (http://ecoactive.org.uk/). Ее задача – распространение знаний в области экологии с использованием практического подхода к анализу сложных вопросов, связанных с устойчивым развитием. EcoActive предлагает участникам образовательных мероприятий такое видение мира, в котором молодые люди как активные члены общества являются проводниками изменений, в результате которых экологическая ситуация на планете должна улучшиться. Сотрудники EcoActive разрабатывают и проводят интерактивные семинары, на которых участники получают навыки осмысленных действий, направленных на устойчивое развитие экосистем. На занятия приглашаются как дети, так и взрослые. EcoActive проводит семинары в школах, мероприятия на открытом воздухе в парках и общественных садах, вовлекая в свои проекты различные группы людей. Слушателям предлагается обратить внимание на проблему утилизации пищевых отходов, отходов текстильного производства, вышедших из употребления электро- и электронных приборов и устройств.

В каждой школе, куда приглашаются представители EcoActive, педагоги сами решают, на какую тему будут проводиться занятия, а иногда темы занятий выбирают сами учащиеся. Проект EcoActive включает в себя ученические семинары, собрания, беседы с учителями, мероприятия для всей семьи и родительские дорожные шоу. Школы могут использовать электронные ресурсы EcoActive: пример плана урока по пищевым отходам (Example food waste lesson plan); действия, направленные на экономное использование пищи (Big Foot Food Waste Questions); презентация на тему «пищевые отходы» (Food Waste Power Point); пример плана урока по электронным отбросам (WEEE Waste Lesson Plan); список действий, направленных на предотвращение выбрасывания электронных отходов (WEEE big foot); презентация на тему утилизации электронных отбросов (WEEE PowerPoint); план урока по текстильным отходам (Textiles lesson KS2, T-Shirt into a bag); презентация на тему утилизации текстиля (Textiles PowerPoint) и пр.

Очевидно, что забота об экологическом благополучии планеты – чрезвычайно важная проблема, и роль молодежи в ее решении трудно переоценить. Чтобы привить навыки бережного отношения к окружающей среде, возможно, придется преодолеть подростковый протест, но, как показывает пример британского общества, мотивирование молодежи может быть эффективным при условии использования нестандартного, занимательного подхода к проведению занятий. Показательный пример: 30 января 2014 г. Принц Уэльский на церемонии в Букингемском дворце наградил юношу по имени Гамал Албинсаид призом Молодого предпринимателя устойчивого развития [6]. Такие мероприятия, проводимые на самом высоком уровне, мотивируют молодых людей следовать полезному примеру.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект 15-03-00812a.

Литература

1. Godemann, J. Young People and Sustainability – A Relationship with a Future? UNESCO today, Journal of the German Commission for UNESCO 1/2007, 74-77.

2. Godemann J. Moglichkeitsraume schaffen – Gesellschaftliche Partizipation von Kindern und Jugendlichen in Greenteams. [Creating Space for Opportunity: Social Participation of Children and Young People in Greenteams] // Kind, Jugend und Gesellschaft. Zeitschrift fur Jugendschutz 46. 2001. V. 3. P. 87–90.

3. Fell E.V., Dementseva A.I. Reaching the nonexistent community: foundations for a philosophy of societal future // Известия Томского политехнического университета. 2014. Т. 324. №. 6. C. 47–56.

4. Fell, Elena Duration, Temporality, Self: Prospects for the Future of Bergsonism. Oxford: Peter Lang, 2012. С. 217.

5. Lukianova N., Fell E. Internet of Things as a Symbolic Resource of Power // Procedia – Social and Behavioral Sciences. V. 166. 7 January 2015. P. 521–525. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.565

URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042814067032)

6. The Prince of Wales hosts the Sustainable Living Young Entrepreneurs Awards Dinner at Buckingham Palace. URL: http://www.princeofwales.gov.uk/news-and-diary/the-prince-of-wales-hosts-the-sustainable-living-young-entrepreneurs-awards-dinner

___________________________________________

Годеманн Джасмин

Профессор коммуникации и консультирования в питании, сельскохозяйственных и экологических наук университета Юстус Либих Гиссен, Германия (Justus Liebig University Giessen, Germany)

ЛУКЬЯНОВА Наталия Александровна

Доктор философских наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института социально-гуманитарных технологий Томского политехнического университета

ФЕЛЛ Елена Владимировна

Доктор философии, доцент Томского политехнического университета