_____________________________
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2006 г. N 1024-р)
Введение
Настоящая Концепция разработана во исполнение пункта 11 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2004 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003–2005 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 января 2004 г. № 1-р.
1. Цели и задачи Концепции
Настоящая Концепция направлена на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Основными целями региональной информатизации являются:
2. Основные направления реализации государственной политики в сфере региональной информатизации
Государственная политика в сфере региональной информатизации, направленная на обеспечение выравнивания темпов и уровня региональной информатизации, основывается на следующих принципах:
3. Управление региональной информатизацией
Совершенствование нормативной правовой базы региональной информатизации
Важнейшим условием развития региональной информатизации является наличие региональной законодательной базы в сфере информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающей эффективное функционирование электронного правительства региона.
Организационное, кадровое и методическое обеспечение региональной информатизации
Для эффективного обеспечения региональной информатизации необходимо предусмотреть:
Разработка стандартов региональной информатизации
В целях унификации решений в сфере информационных технологий, используемых в процессе региональной информатизации, обеспечения совместимости и взаимодействия соответствующих подсистем электронного правительства региона, региональная информатизация должна осуществляться на основе общих стандартов.
Стандарты региональной информатизации должны определять:
Разработка стандартов региональной информатизации должна осуществляться в том числе в рамках реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)».
Стандарты региональной информатизации могут дополняться отдельными требованиями.
Создание Совета региональной информатизации
В целях эффективной координации деятельности по реализации программ и проектов региональной информатизации создается Совет региональной информатизации при федеральном органе исполнительной власти, обеспечивающем нормативное правовое регулирование в сфере информационных технологий.
Совет региональной информатизации создается для решения следующих задач:
Создание типовых решений в сфере региональной информатизации
Для обеспечения эффективности региональной информатизации в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» и в соответствии с принципами построения электронного правительства региона могут разрабатываться и создаваться типовые решения в сфере региональной информатизации, включающие методическое и программно-техническое обеспечение.
Методическое обеспечение типового решения в сфере региональной информатизации включает весь набор регламентов его функционирования и использования.
Сертификация решений в сфере региональной информатизации
В целях обеспечения эффективности использования решений в сфере региональной информатизации, их тиражирования в случае успешного опыта их применения должна быть создана система добровольной сертификации.
Добровольная сертификация предполагает предоставление разработчиком решений в сфере региональной информатизации набора сведений, которые должны характеризовать функциональные и технические особенности решений, соответствие стандартам региональной информатизации, условия их приобретения и использования, а также опыт внедрения.
В рамках системы добровольной сертификации создается единый реестр решений в сфере региональной информатизации, содержащий сведения о них, а также обеспечивается к нему доступ органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Разработка программ региональной информатизации
В целях повышения эффективности бюджетных расходов и планирования деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению региональной информатизации в субъекте Российской Федерации должна быть принята соответствующая программа региональной информатизации.
Такая программа должна содержать перечень мероприятий по внедрению информационных и коммуникационных технологий в субъекте Российской Федерации с указанием объемов бюджетных расходов, а также план по их реализации.
Мероприятия программы региональной информатизации должны соответствовать приоритетным направлениям развития информационных и коммуникационных технологий на федеральном уровне, целям административной реформы.
Программа региональной информатизации включает набор показателей ее результативности и выполнения отдельных мероприятий для обеспечения контроля эффективности использования соответствующих бюджетных расходов.
Перечень отдельных проектов, реализуемых в рамках мероприятий такой программы, определяется ежегодно уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за развитие и внедрение информационных и коммуникационных технологий на территории субъекта Российской Федерации.
Формирование органов управления региональной информатизацией
Обеспечение выполнения программы региональной информатизации предполагает создание в регионе следующих органов управления и координации:
Для информационного обеспечения управления реализацией указанной программы может быть создана соответствующая информационно-аналитическая система.
Финансирование программ региональной информатизации
Финансирование программ региональной информатизации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников.
Объем бюджетного финансирования программ региональной информатизации определяется ежегодно в установленном порядке в процессе формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с объемом выделяемого бюджетного финансирования и финансирования за счет средств других источников, а также по результатам анализа выполнения указанных программ осуществляется корректировка перечня проектов и ожидаемых результатов их реализации.
Для софинансирования совместных проектов региональной информатизации, представляющих взаимный интерес, могут привлекаться средства федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)», других целевых программ, содержащих мероприятия по развитию и внедрению информационных и коммуникационных технологий, а также средства внебюджетных источников.
Софинансирование указанных проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в рамках федеральных целевых, ведомственных, региональных и муниципальных программ и проектов информатизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления. Реализация коммерческих проектов региональной информатизации осуществляется за счет средств внебюджетных источников.
Условия участия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в реализации совместных проектов региональной информатизации за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и средств бюджета субъекта Российской Федерации определяются в зависимости от уровня развития информатизации в регионе по следующим принципам:
Апробация типовых решений в сфере региональной информатизации осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)», а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации на принципах софинансирования.
Доработка типовых решений в сфере региональной информатизации осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)».
Приоритетными направлениями государственной поддержки региональной информатизации являются:
4. Механизм реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции осуществляется посредством выполнения планов, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вносят в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий, предложения по формированию планов региональной информатизации и принятию соответствующих решений на федеральном уровне.
5. Этапы реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе (2006 год):
Приложение к Концепции региональной информатизации до 2010 года
Одним из основных направлений реализации государственной политики в сфере региональной информатизации является создание в регионе комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона (далее – электронное правительство региона).
Электронное правительство региона должно включать следующие основные элементы:
2. Информационно-аналитическая подсистема электронного правительства региона
Информационно-аналитическая подсистема электронного правительства региона должна обеспечивать возможность анализа и прогнозирования уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, моделирование возможных путей повышения эффективности государственного регулирования в регионе. Кроме того, подсистема должна обеспечить доступ населения и органов государственной власти к информации о показателях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Информационно-аналитическая подсистема должна обеспечивать сбор, обработку и анализ информации в электронном виде, необходимой для поддержки принятия решений на всех уровнях управления регионом.
Сбор и хранение первичной информации о показателях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации осуществляется в муниципальных базах данных.
Формирование региональных баз данных, содержащих обобщенные сведения о муниципальных образованиях по отдельным направлениям социально-экономического развития, осуществляется на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Информационно-аналитическая подсистема электронного правительства региона должна обеспечить информационное взаимодействие с базами государственных статистических данных, формируемыми на региональном уровне территориальными подразделениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере государственной статистики.
Для обеспечения функционирования информационно-аналитической подсистемы электронного правительства региона могут быть созданы региональные центры обработки данных.
Органы местного самоуправления должны иметь возможность использовать региональные центры обработки данных для формирования и размещения информационных баз данных муниципального уровня.
3. Функциональные подсистемы электронного правительства региона
Функциональные подсистемы электронного правительства региона включают в себя:
Органы местного самоуправления должны иметь возможность использования в сети Интернет сайтов и порталов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения доступности информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации для широких слоев населения формируется соответствующая инфраструктура коллективного доступа.
В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть созданы следующие подсистемы:
4. Интеграционные подсистемы и подсистемы обеспечения информационного взаимодействия электронного правительства региона
В рамках региональной информационно-технологической инфраструктуры создаются региональные и муниципальные уровни:
5. Подсистемы обеспечения информационной безопасности электронного правительства региона
В целях обеспечения защиты электронного правительства региона, его отдельных подсистем, региональных информационных систем и информационного обмена от несанкционированного доступа, изменения и хищения, а также в целях борьбы с компьютерными вирусами и предотвращения утечек информации должна быть сформирована единая политика обеспечения информационной безопасности и реализована соответствующая подсистема.
Политика обеспечения информационной безопасности должна устанавливать:
6. Общие инфраструктурные элементы электронного правительства региона
В состав электронного правительства региона включаются следующие общие инфраструктурные элементы обеспечения его эффективного функционирования:
© Информационное общество, 2006, вып. 4, сc. 24-32.