О "теневом" секторе компьютерного рынка

______________________________________

К.В. Сомик



Дана характеристика мер, предложенных в проекте Федеральной программы для успешного выявления и пресечения компьютерных преступлений.

Рассмотренный, на Всероссийском совещании представителей правоохранительных органов подготовленный Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации проект "Программы выявления и пресечения компьютерных преступлений" отвечает практическим потребностям защиты жизненно важных информационных интересов личности, общества и государства. Эта программа имеет для страны чрезвычайно важное значение и весьма актуальна в условиях повсеместного внедрения в практику информационных технологий, которая с начала 90-х годов приобрела в стране буквально "взрывной" характер. В процессе перехода к рыночным отношениям электронные средства переработки информации стали более доступными.

Радикально изменилось отношение к информационным ресурсам, содержащимся в компьютерных системах, — они стали представлять собой большую материальную ценность и товарную стоимость, имеющую соответствующую цену, что и лежит в основе появления компьютерной преступности. При этом особую привлекательность для преступника приобретает возможность совершения уголовного деяния с минимальным риском возможного разоблачения и с максимальным для преступника эффектом, во много раз превосходящим результаты преступлений, совершенных традиционным способом.

Проект Программы борьбы с компьютерной преступностью представляет собой достаточно полный и целостный документ, охватывающий как технические, так и правовые вопросы, и предлагающий комплексный подход к решению поставленной проблемы, задействуя при этом силы и средства различных министерств и ведомств.

Включенные в новый Уголовный кодекс три состава компьютерных преступлений, меры, представленные в проекте "Федеральной программы выявления и. пресечения компьютерных преступлений", заужают предмет противодействия реальной угрозе информационной безопасности страны лишь рамками "выявления и пресечения" ограниченного круга компьютерных преступлений, за пределами которого оказались другие общественно опасные деяния, пока не вошедшие в Уголовный кодекс РФ, а также меры предупредительно-профилактического характера.

Вместе с тем, проблема предупреждения компьютерной преступности, на наш взгляд, заслуживает того, чтобы стать основой в деле организации не только противодействия конкретным компьютерным преступлениям, но и борьбы с угрозой информационной безопасности страны в целом. В этой связи значение повышения правовой и информационной культуры населения страны, как общепредупредительной меры для обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, сегодня становится приоритетной задачей всей политики информатизации страны вообще и предупреждения компьютерных преступлений, в частности.

В качестве первоочередной меры общепредупредительного характера для защиты наиболее ценного интеллектуального богатства российского государства, которое хранится и используется в ЭВМ органов власти, министерств и ведомств, общественных учреждений, целесообразно подготовить проект Постановления Правительства Российской Федерации "О защите государственных информационных ресурсов от компьютерных вирусов и других вредоносных воздействий". Данным Постановлением обязать руководителей государственных органов, общественных организаций и учреждений, юридических лиц, взаимодействующих с государственными структурами, для надежной защиты информации от вероятных атак компьютерных вирусов и других вредоносных воздействий (троянские программы, логические бомбы, неосторожные и злоумышленные действия людей) и в интересах профилактики и "лечения" компьютерной техники применять антивирусные средства комплексно, регулярно и на каждом используемом персональном компьютере.

Материальную ответственность за ущерб, нанесенный подведомственным информационным ресурсам компьютерными вирусами и иными вредоносными воздействиями, при отсутствии состава уголовного преступления, возложить на первых руководителей соответствующих структурных подразделений.

Сосредоточивая усилия правоохранительных органов на борьбе с компьютерной преступностью лишь в рамках трех включенных в новый Уголовный кодекс составов компьютерных преступлений, мы упускаем из виду возможно не менее общественно опасные деяния, лежащие в основе собственно всей компьютерной преступности. По нашему мнению, в этом случае усилия правоохранительных органов обращаются главным образом на следствие, вместо того, чтобы сосредоточить их на ликвидации криминальной первопричины. Речь идет о "пиратском" размножении и распространении программного обеспечения (ПО) и баз данных для ЭВМ, где Россия занимает одно из лидирующих мест в мире. Примерно 75—80 % программ для ЭВМ и баз данных, а по данным американских специалистов — до 95 % этих товаров, распространяются в стране по каналам "теневого" рынка. Специалисты оценивают общую емкость российского рынка ПО и баз данных примерно в 1 млрд. дол. США. Это не только 300 млн. дол., укрытых в прошлом году от налогообложения, но и прямое торпедирование государственной политики информатизации страны преступными уголовными методами.

Кроме того, как считают специалисты, следует иметь в виду, что через пять лет общий объем российского рынка программного обеспечения возрастет до 10 млрд. дол. и более и в ближайшей перспективе, видимо, обгонит "теневой" рынок аудио-, видео- и даже алкогольных товаров.

Общественная опасность "теневого рынка ПО" заключается в том, что он формирует условия для роста других компьютерных преступлений — незаконно скопированные, ворованные программные продукты и базы данных стоимостью в тысячи и десятки тысяч долларов здесь продаются по бросовым ценам за 10—15 дол., и таким образом становятся питательной средой для новых компьютерных преступлений.

Одновременно "теневой" сектор российского компьютерного рынка ведет к сокращению налогооблагаемой базы, выводя из-под контроля налоговых органов доходы "теневиков". Нельзя исключать и того, что этот сектор компьютерного рынка открывает возможности криминальным элементам и группированиям для проведения острых преступных акций в сфере информатизации страны и в этой связи представляет реальную угрозу информационной безопасности России.

Вместе с тем, наибольшая, как нам представляется, общественная опасность "теневого" сектора российского компьютерного рынка заключается в том, что он разбазаривает национальную интеллектуальную собственность страны, наиболее ценный информационный ресурс. Угнетает российское программное производство: создавать в России новые информационные технологии в связи с пиратством стало невыгодно.

С учетом этого на повестку дня ставится вопрос о криминализации теневого рынка ПО ЭВМ и баз данных как общественно опасного и уголовно наказуемого деяния потому, что другие методы борьбы с ним не имеют позитивной перспективы. В этой связи перечень компьютерных преступлений, включенных в Уголовный кодекс России, следовало бы дополнить уголовным законом о "незаконном воспроизведении с целью сбыта, сбыте и использовании копий программ для ЭВМ и баз данных", над проектом которого, следовало бы активно поработать в текущем году.

Под эгидой Межведомственной комиссии Совета безопасности по информационной безопасности, кроме того, нужно было бы сформировать рабочую группу по разработке программы федеральных мер общепредупредительного характера и, прежде всего, по повышению правовой и информационной культуры населения страны в сфере информатизации. Материально-технической основой этих мер могла бы явиться Федеральная программа государственной и общественной поддержки всех направлений и секторов российской компьютерной индустрии, независимо от форм собственности, в целях обеспечения в перспективе компьютерной независимости страны.


Статья поступило в редакцию
в июле 1996 г.
Федеральная служба
налоговой полиции России


© Информационное общество, 1996, вып. 4, с. 36-38.