В России в 2001 году принята государственная программа "Электронная Россия", в которой большое внимание уделено вопросам подготовки специалистов в области прикладных информационных технологий, а в недалеком будущем планируется ее реализация. Поэтому именно сейчас очень важно сформировать продуманную перспективную политику кадрового обеспечения, разработать систему подготовки таких специалистов, для которых будет естественен каждодневный труд с использованием информационных технологий. И здесь, конечно, следует учитывать, что если мы хотим в 2007 году иметь профессионалов, которые, по образному выражению, "с молоком матери" впитают в себя дух "электронной" России, то в 2002 году вузы должны набрать студентов, которые уже в процессе обучения будут участвовать в реализации этой программы.
Предпосылки для успешного решения высшей школой такой задачи имеются. Вспомним, например, что в России накоплен замечательный опыт по подготовке программистов. Всем известно, что команда студентов Санкт-Петербургского университета второй год подряд занимает первое место на Всемирной олимпиаде по программированию. Студенты могут разрабатывать программное обеспечение даже на экспорт, если им обеспечить доступ к новейшим компьютерам и системам программирования. В то же время мы понимаем, что недостаточно иметь только продвинутых программистов для реализации всех задач "Электронной России". В частности, потребуются специалисты, умеющие заниматься анализом конкретной социальной динамики и конкретных проблем. В области культуры, к примеру, нужны профессионалы, которые смогут грамотно ставить задачи, определять направления их решения в рамках использования информационных технологий для повышения уровня культурного развития личности и общества.
В 2000 году по инициативе Санкт-Петербургского государственного университета был разработан и принят Министерством образования России государственный стандарт по специальности 351400 "Прикладная информатика (в области искусств и гуманитарных наук)". Квалификация специалистов, которые будут готовиться по этой специальности – информатик в области искусства и гуманитарного знания. В Санкт-Петербургском государственном университете была подготовлена учебная программа по этой специальности и получена лицензия Министерства образования России на ее реализацию. В 2001 году на филологическом факультете СПбГУ был проведен первый набор студентов на новую специальность. Эта специальность вызвала большой интерес у абитуриентов.
Учебный план по специальности "Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук" имеет явно выраженный междисциплинарный характер с акцентом на гуманитарные науки и предполагает практическое освоение всего спектра современных информационных технологий. В число изучаемых гуманитарных дисциплин включены: "Философия", "Логика", "Культурология", "Этнология", "Языкознание", "Когнитивная психология", "Теория коммуникации", "Социальная психология", "Социология и социальная антропология", "Социальная информатика", "Введение в журналистику", "Менеджмент в сфере культуры и искусства", "История мировых цивилизаций", "Отечественная история", "История демократии", "Политология", "Правоведение", "Экономика".
С первого курса систематически изучается история и теория искусств, студенты знакомятся с основами практической деятельности в области современного искусства. В учебный план включены курсы: "История и теория искусств", "История и теория музыки", "История и теория зрелищных искусств", "История и теория литературы", "История русского искусства", "Искусство и техника. XX век", "Философия искусства", "Современный художественный процесс. Основные тенденции", "Техника и технология современного изобразительного искусства", "Основы композиции".
Общие математические, информационные и естественно-научные дисциплины включают в себя "Высшую математику", "Теорию вероятностей и математическую статистику", "Дискретную математику и математическую логику", "Информатику и основы программирования", "Теорию систем и системный анализ", "Универсальный язык моделирования UML", "Концепции современного естествознания", "Теорию сложных систем", "Фрактальную геометрию природы", "Экологию и устойчивое развитие" и "Принципы переработки информации мозгом".
Изучаемые информационные технологии определены стандартом по специальности 351400 "Прикладная информатика (по областям)". Особое внимание в нашем учебном плане уделено интернет-технологиям, технологиям мультимедиа и компьютерной безопасности.
Учебный план предполагает три специализации.
I. Компьютерные технологии в искусстве ("Apт-проект. Методы разработки и реализации", "Проблемы и методы изучения визуальных искусств: иконика, иконография, иконология", "История и теория искусства мультимедиа: Video-Art, Computer-Art", "Основы дизайна и веб-дизайн", "Архитектура и городская среда как предмет информатики", "MIDI и компьютерное редактирование музыки", "Интеллектуальные информационные системы в музыке", "Сетевые искусства и тексты").
II. Электронные коллекции в гуманитарной сфере ("Документальная информатика", "Языки описания и каталогизации артефактов культуры и искусства", "Публикация данных в компьютерных сетях", "Технологии электронных библиотек", "Компьютерный анализ естественно-языкового текста", "Поиск информации в интернете", "Администрирование веб-серверов", "Виртуальные музеи").
III. Гуманитарно-социальные технологии в глобальных компьютерных сетях ("Личность в сетевом общении", "Менеджмент веб-сайтов", "Социология интернета", "Сетевые средства массовой информации", "Политические коммуникации в интернете", "PR и реклама в интернете", "Информационная экономика и электронный бизнес", "Интеллектуальные информационные технологии принятия решений", "Адаптивные методы управления рисками", "Информация и динамика в анализе данных", "Технологии сетевого дистанционного обучения").
Реализация такой учебной программы будет содействовать внедрению в российских университетах эффективной системы подготовки специалистов, имеющих фундаментальное гуманитарное образование, владеющих современными информационными технологиями и способных их использовать на практике при реализации различных проектов в области культуры, образования и социальной сферы. В дальнейшем список специализаций предполагается расширить за счет включения новых – например, информационные технологии открытого образования, "электронное правительство" и др.
Открытию новой специальности в СПбГУ предшествовала значительная научно-исследовательская и методическая работа. Большое внимание уделялось формированию системы обучения прикладным информационным технологиям, особенно технологиям интернета. В Междисциплинарном центре дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета (МЦ СПбГУ) разработана и более 4-х лет реализуется учебная программа "От основ – к вершинам интернета". Повышение квалификации по этим программам прошло более двух тысяч слушателей. Это позволило создать методические разработки по преподаванию прикладных информационных технологий для различных категорий обучающихся. Наряду с реализацией образовательных программ в этом центре выполняются также исследовательские работы по созданию информационных ресурсов в гуманитарной сфере и накоплен значительный опыт в этой области. Опыт проведения учебной и исследовательской работы в МЦ СПбГУ в области прикладных информационных технологий был использован при разработке учебной программы по специальности 351400 "Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук".
Важность использования прикладных информационных технологий в сфере современной художественной культуры обусловлена возрастанием их роли в реализации художественных идей и в практической деятельности по организации проектов и выставок художественных работ различных стилей и направлений. Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с Санкт-Петербургским филиалом Государственного центра современного искусства Министерства культуры Российской Федерации (ГЦСИ МК РФ) и Санкт-Петербургским Обществом "А-Я" в период с 1998 по 2000 гг. был реализован ряд проектов по организации дополнительного профессионального образования в сфере культуры под общим названием "Основы практической деятельности в области современного изобразительного искусства". Эти проекты, направленные на подготовку специалистов-кураторов художественных проектов, основывались на методических разработках и результатах осуществления ГЦСИ МК РФ и Обществом "А-Я" в 1996–1998 гг. проектов "Школа кураторов" и "Круг новых администраторов-кураторов" и более чем десятилетнем опыте выставочной деятельности Центра современного искусства СПбГУ.
Одновременно с разработкой учебной программы по новой специальности в Санкт-Петербургском государственном университете велись работы по информационно-методическому обеспечению включенных в нее учебных курсов, организации международного и межрегионального сотрудничества в данной области (приглашение преподавателей из-за рубежа и из других городов России, организация стажировок студентов за границей). С лекциями по проблемам современной художественной культуры в СПбГУ выступали известные российские и зарубежные специалисты. В настоящее время ведутся работы по созданию в СПбГУ Центра современных технологий в искусстве, который станет базой для осуществления оригинальных художественных, выставочных и образовательных проектов.
Для успешной подготовки студентов по новой специальности представляется чрезвычайно важным обеспечить всестороннюю информационно-методическую поддержку учебного процесса. Особо остро эта проблема стоит в связи с информационным обеспечением образования в области современной художественной культуры. Многие факты истории культуры последних десятилетий неизвестны даже специалистам. Для решения этой проблемы планируется организовать сотрудничество с российскими университетами, которые предполагают начать подготовку специалистов по новой специальности. Это позволит создать информационно-методический ресурс коллективного пользования на базе информационных технологий интернета. В сочетании с технологиями дистанционного обучения это даст возможность регулярно получать актуальную информацию в области современной художественной культуры и облегчит подготовку и повышение квалификации специалистов в этой области.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 32-34.