Особенности подготовки военных специалистов в обществе, основанном на знаниях


А.А. Римашевский



Знания – основа военной организации. Вооруженная борьба во все времена основывалась на знаниях. Для добычи информации и организовывалась военная разведка. Интерпретация знаний, их всесторонний анализ полководцами и флотоводцами всегда способствовали успеху в боевых действиях. А игнорирование или недостаток, использование дезинформации (знаний, преднамеренно искаженных противником) неизбежно приводили к поражению, неисчислимым бедствиям и страданиям людей в различные периоды истории. К примеру, недостаток знаний о скифах и недооценка имевшихся знаний привели к поражению Дария I в причерноморских степях в 512 году до нашей эры. Китайский полководец и военный теоретик Сунь-Цзы (VI век до нашей эры) вывел формулу победы: «Знай своего врага, знай самого себя, и победа станет неизбежной».

Использование знаний в военной организации имеет ряд специфических черт и особенностей, которые накладывают свой отпечаток на подготовку специалистов. В первую очередь эти особенности касаются собственно военной организации, тех видов деятельности, которые она осуществляет и физических сред, где все это происходит.

Многофункциональность военной организации дает как следствие многообразие функций и задач, которые возложены на военных специалистов в ее рамках. К примеру, выпускник факультета вооружения военно-морского института должен быть подготовлен как инженер по эксплуатации соответствующих систем вооружения; как командир-воспитатель подчиненных, то есть как педагог; как вахтенный офицер, то есть как судоводитель. Такой разносторонней подготовки не требует ни одна гражданская специальность.

Современный боевой корабль, будь то американский, российский или немецкий, может иметь ударное ракетное и артиллерийское оружие, ракетное, торпедное и реактивное противолодочное оружие, зенитные ракетные и артиллерийские комплексы ПВО, радиолокационные, гидроакустические и оптико-электронные средства обнаружения, средства радио- и радиотехнической разведки, радиоэлектронного, гидроакустического и оптико-электронного подавления связи и автоматизации управления. Энергетические возможности современного корабля сравнимы со средствами жизнеобеспечения среднего по европейским меркам города. Все эти системы работают по единому замыслу одного человека – командира корабля. Отсюда следует, что он должен иметь подготовку высочайшего уровня.

Современным боевым действиям на море присущи разновидовость и разнородность применяемых сил и средств. Одновременно могут применяться надводные корабли и подводные лодки различных классов, авиация различных родов, ракетное, артиллерийское, торпедное, бомбовое, минное и противоминное оружие, радиоэлектронные средства практически во всем диапазоне электромагнитного спектра.

Не стоит забывать о многосферности (силы флота ведут боевые действия на море, под водой, в воздухе, на берегу, в электромагнитной и информационной сферах) и многомерности (шестимерное фазовое пространство – три пространственные координаты, координата электромагнитного спектра, координата времени, координата эффективности). Боевые действия на море отличает пространственный размах – до нескольких сотен и даже тысяч километров по фронту и в глубину, до нескольких десятков километров в высоту в воздушном пространстве и нескольких сотен метров под поверхностью воды.

Следует помнить и о динамизме обстановки (ситуация меняется в течение нескольких минут и даже секунд) и скоротечности (длительность морской операции составляет 2–3 суток, морского боя – несколько часов, противовоздушного – несколько десятков минут). В ходе боевых действий непрерывно идет переработка больших объемов информации о противнике, о своих силах и соседях. Очевидно, что они во всех аспектах будут объединены широким использованием современных телекоммуникационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять контроль над информационными потоками и целенаправленно воздействовать на них, достигая за счет этого превосходства над противником.

Таким образом, профессиональная деятельность военного специалиста отличается многообразием функций и задач, управлением одновременно разнородными силами и средствами, принятием решений в условиях неопределенности и острого дефицита времени, высокой ответственностью за принимаемые решения и действия (цена ответственности – жизни людей).

Военное образование – непрерывное: офицер учится всю жизнь, готовится к войне, чтобы при необходимости применить свои знания или даже не использовать их никогда, обеспечивая сдерживание потенциального противника. Расширение знаний происходит по мере служебного роста, изменение служебно-должностного положения вызывает изменение функций и задач, решаемых офицером. Отсутствует грань между службой и учебой – офицер учится в поле, в море, в воздухе, на полигоне, на корабле, на командном пункте, пункте управления, на боевой позиции, на боевом посту, в учебном классе, в каюте, дома; учиться – это не обязательно ходить в институт, университет, академию – постоянный тренинг офицера в выполнении своих функциональных обязанностей.

Вся служебная деятельность военного специалиста, офицера является информационно-коммуникационной деятельностью, заключающейся в постоянном приобретении и переработке информации, формировании новых знаний и их обновлении. То есть военная организация, как никакая другая в современном обществе, в своем функционировании опирается на законы и закономерности общества, построенного на знаниях.

Безусловно, решение проблемы качественной подготовки военных специалистов в обществе, основанном на знаниях, возможно на основе внедрения системы электронного образования в Вооруженных силах. Классическое определение e-Learning: процесс обучения в электронной форме через интернет или с использованием систем управления обучением – для военного образования узко в силу его специфики. Мы видим e-Learning в военной организации как интерактивную электронную систему предоставления знаний и формирования умений и навыков военного специалиста. Это электронная трансформация индивидуального обучения и обучения организации для достижения целей вооруженной борьбы, основанная на знаниях и позволяющая реализовывать для этих целей интегрированный потенциал технологий знания, информации и обучения.

В военном образовании сегодня применяются все классические методы обучения с использованием электронных технологий:


Технология проектирования е-Learning для военного образования имеет определенную специфику. Для того чтобы готовить военного специалиста на уровне требований современной системы вооруженной борьбы, прежде всего, необходимо исследовать и постоянно отслеживать предметную область его деятельности. Более того, необходимо моделирование боевых действий и повседневной деятельности подразделений, частей, кораблей, соединений. На этой основе в последующем проектируется модель поведения специалиста во всех условиях, вычленяются его функции из общего массива задач. Модель деятельности командира, специалиста позволяет создать модель процесса его подготовки в учебном заведении, в войсках, на флоте с разработкой квалификационных требований к обучающемуся и процессу обучения. Исходя из этого, организуется образовательный процесс в электронной среде. Этот процесс, в общем случае, весьма схематично включает в себя разработку контента, электронных образовательных материалов (пособий, методических документов и тому подобное), создание модели работы педагога и подготовку педагогов к работе в e-Learning.

Как известно, в основе e-Learning лежит контент – содержание учебного курса, все учебные материалы, пособия, документы, задания, тесты и контрольные мероприятия. Военный контент – это знания о средствах и процессах вооруженной борьбы, направленные на формирование умений и навыков управления ими. Поэтому можно выделить следующие виды военного контента – обучающий и тренажный.

Обучающий контент содержит индивидуальную и групповую формы. Он широко распространен как в гражданском, так и в военном образовании.

Тренажный имеет индивидуальную, групповую и комплексную формы и применяется во всех трех формах, преимущественно в образовании военном.

При этом индивидуальный контент обеспечивает получение знаний; групповой ориентирован на формирование у обучающихся в группе сходных фундаментальных знаний и умений взаимодействия в коллективе, а комплексный – на разработку умений и навыков действий и взаимодействия в иерархически организованной группе или боевом расчете.

Важнейшим в подготовке военного специалиста является тренинг. Знания должны быть трансформированы в прочные умения и доведенные до автоматизма навыки. Приобретение умений и навыков для военного специалиста – это не только овладение приемами управления некими техническими средствами, системами вооружений, но и овладение методами принятия решений, планирования действий и их реализации, возможность справляться со сложными социально-техническими системами. То есть военный контент шире, чем в гражданских организациях. Он же и значительно старше, чем гражданский. «Игры на картах», «игры на ящике с песком», военные маневры имеют очень древнюю историю, то, что называется сейчас деловыми играми, в военной среде известно очень давно как командно-штабные игры, командно-штабные тренировки, учения, тактические летучки и т.п. В ходе военного тренинга не только приобретаются умения и навыки, но и знания и даже формируется новое знание в ходе моделирования боевых действий. Он является движущей силой военного образования.

Таким образом, наибольший интерес для военного профессионального образования представляет интерактивный (тренажный) контент – компьютерные модели неких процессов или систем, взаимодействию с которыми или управлению которыми необходимо обучить слушателя. Обучающийся один или в группе может в интерактивном режиме вмешиваться в процесс, управлять им, а модель во всех случаях вмешательства будет адекватно реагировать в соответствии с реальной ситуацией. При этом очень важно чтобы интерактивный контент оставался достаточно наглядным и доходчивым в педагогическом смысле.

Современный компьютерный тренажер – это комплекс программно-аппаратных средств, предоставляющих обучающимся возможность выполнения практических действий с использованием средств имитации реальных или обобщенных систем и процессов.

Кроме того, информация в ряде случаев должна представляться на фоне географической карты и/или на фоне моделей реальной местности, поэтому важнейшей составной частью военного контента являются геоинформационная среда и системы визуализации.

В настоящее время в Военно-морском флоте создана компьютерная тренажно-обучающая система (КТОС), наиболее полно удовлетворяющая требованиям e-Learning. Кроме, собственно, тренажных задач специальное программное обеспечение КТОС включает в свой состав более 1000 электронных обучающих курсов и программ, инструментарий для их разработки, систему мультимедийной связи (не только электронная почта, но и голосовая связь), картографиче ский сервис (для формирования и предъявления контента на фоне географических карт различных проекций) и систему управления образовательным процессом.

Знание является критическим вводом в процесс вооруженной борьбы и первичным источником ее эффективности. При этом эффективность боевых действий зависит от знания, средства же вооруженной борьбы просто являются его воплощением.


*Статья А.А. Римашевского подготовлена по материалам доклада автора на Международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по вопросам информационного общества» (Санкт-Петербург, май 2005).


Римашевский Адам Адамович - Начальник Академии дополнителного профессионального образования Военно-морского флота России.


© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 54-56.