________________________________
Носко Б.П., Черныш Ю.Ю., Малышева Н.А.
Cтатья рекомендована С.Ф. Гребениченко 3.09.2013
Аннотация
Одним из способов повышения доступности для граждан государственных и муниципальных услуг является обеспечение принципа экстерриториальности, то есть оказание услуг заявителям независимо от места их регистрации или места расположения объектов недвижимости. В Ростовской области реализация данного механизма является одним из приоритетных направлений в развитии региональной сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Экстерриториальность предоставления услуг обеспечивается посредством внедрения юридических, финансовых, организационных и технологических механизмов при взаимодействии МФЦ различных муниципальных образований.
Ключевые слова:
принцип экстерриториальности, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
В настоящее время в России реализуется Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р. Понятие «качество услуги», как и ее доступность, являются комплексными, включают ряд характеристик.
Для качества услуги это срок ее предоставления, время ожидания в очереди, вежливость работников, комфортность пребывания в помещении, где предоставляется услуга.
Доступность услуги также необходимо рассматривать комплексно, как совокупность следующих критериев:
• потенциальная возможность получения услуги; в этом смысле доступность определяется широтой перечня категорий заявителей, которым предоставлено право на получение услуги;
• степень информированности заявителей о наличии услуги;
• количество возможных каналов получения услуги: непосредственно в органе власти, предоставляющем услугу, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), через мобильное устройство, через телефонный центр, через интернет;
• территориальное удобство для заявителя, то есть возможность получить услугу близко к месту проживания, работы или в любом другом удобном для него месте.
Одним из условий территориального удобства является возможность получения услуги без привязки к месту регистрации гражданина, то есть по принципу экстерриториальности. В научной литературе понятие экстерриториальности анализируется применительно к различным сферам общественных отношений. Ряд авторов рассматривает этот принцип с точки зрения возможности его использования в антимонопольной политике государства, принцип экстерриториальности заявлен в российском антимонопольном законодательстве. Так, в ст. 3 ФЗ «О защите конкуренции» (от 26.07.2006 № 135-ФЗ [1]) указывается, что положения данного нормативного акта применяются к достигнутым за пределами территории Российской Федерации соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
Авторы С. Авдашева, А. Шаститко [2]отмечают, что именно в масштабах и результативности применения принципа экстерриториальности отражается влиятельность национальных субъектов антимонопольной политики в международных отношениях. Соответственно, чем больше влияние той или иной страны в сфере международных отношений в целом, тем больше оснований считать перспективным для нее использование экстерриториальности антимонопольных норм.
С другой стороны, экстерриториальность рассматривается как атрибут института гражданства, понимаемый как возможность реализовать свободу выбора местонахождения, когда гражданин фиксирует свое пребывание в том или ином месте посредством собственного волеизъявления [3]. Наиболее отчетливо такое волеизъявление проявляется в момент эмиграции, которая зачастую сопровождается сменой гражданства.
Понятие экстерриториальности может рассматриваться и в контексте уголовной юрисдикции государства, когда безопасность его интересов, затронутых преступлением, вследствие различных причин не может быть обеспечена другим государством, на территории которого произошло преступление или гражданином которого является преступник. Как отмечается в научной литературе, в соответствии с общим правилом юрисдикция государства, основанная на принципе защиты, может возникнуть только в отношении тех деяний, которые действительно нарушают его существенные интересы. К ним относятся национальная безопасность; финансовая стабильность; безопасность государственных должностных лиц, дипломатических и консульских агентов [4].
Понятие экстерриториальности актуально и в связи с созданием инновационного центра «Сколково» [5], где действует особый правовой, таможенный и налоговый режим. Для резидентов иннограда снижены ставки социальных страховых взносов, отменен налог на прибыль до достижения определенного уровня окупаемости вложений, введены особые правила регистрации предприятий и особые условия работы иностранных специалистов.
В международном праве институт экстерриториальности возник в период колониальной экспансии в виде капитуляций и сеттльментов – особых привилегий, предоставлявшихся колонизируемыми государствами иностранцам – гражданам метрополий. Экстерриториальность выражалась в неподсудности указанных лиц местному суду, установлении над ними консульской юрисдикции, освобождении от прямых налогов и т.д. В настоящее время институт экстерриториальности действует в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961), Венской конвенции о консульских сношениях (1963) и других многосторонних международных договоров. Экстерриториальностью пользуются также военные морские и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) [6].
Таким образом, экстерриториальность рассматривается как статус субъекта отношений, связанный с его принадлежностью к определенной территории.
В последние годы понятие экстерриториальности все чаще употребляется в контексте оказания государственных и муниципальных услуг [6–9]. При этом речь идет не о межгосударственной, а о межрегиональной и внутрирегиональной экстерриториальности.
Межрегиональная экстерриториальность подразумевает возможность для гражданина получить государственную (муниципальную) услугу на всей территории страны вне зависимости от субъекта, в котором он проживает или в котором находится его бизнес. Реализация принципа межрегиональной экстерриториальности при предоставлении государственных и муниципальных услуг в настоящее время не закреплена действующими нормативно-правовыми документами, не признается она пока и в качестве долгосрочной цели на федеральном уровне. Очевидно, что решение подобной задачи в масштабах страны не может быстрым и потребует больших финансовых затрат, новых организационно-управленческих и технических решений. Более реалистичная цель – осуществление принципа внутрирегиональной экстерриториальности.
Механизм реализации принципа экстерриториальности существенные различается в зависимости от способа обращения заявителя за услугой: через орган власти; через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) или региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций); через МФЦ. Рассмотрим подробнее каждый из указанных вариантов.
Обращение за услугой через орган власти. При обращении заявителя в орган власти, уполномоченный принимать решение о предоставлении услуги либо об отказе в ее предоставлении, возможность ее оказания по экстерриториальному принципу ограничивается привязкой к месту регистрации заявителя либо к месту расположения объекта недвижимости. Например, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
Обращение за услугой через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru) или региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций). Возможность получения государственных и муниципальных услуг через единый или региональный портал зависит от этапа, до которого услуга переведена в электронный вид в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р [10]. Так, на первом этапе осуществляется размещение информации об услуге в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). На втором этапе на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) размещаются формы заявлений и иных документов, необходимых для получения услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде. Таким образом, в случае перевода услуги в электронный вид до первого или второго этапа требуется личное обращение заявителя в орган власти, что делает невозможным внедрение экстерриториального принципа.
На третьем этапе обеспечивается возможность для заявителей представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). Четвертый этап предполагает возможность отслеживать ход предоставления услуги с использованием портала. Соответственно, при обращении за услугой, переведенной в электронный вид до третьего или четвертого этапа, подача заявления может осуществляться экстерриториально, из любой точки земного шара, однако получение итогового документа требует личного посещения заявителем органа власти.
Полный цикл предоставления услуги в электронном виде, обеспечивающий экстерриториальность, возможен в случае ее перевода в электронный вариант до пятого этапа, когда итоговый документ тоже можно получить на портале в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом.
Обращение за услугой в МФЦ. Механизм реализации экстерриториальности в МФЦ зависит от их модели, принятой в том или ином субъекте Российской Федерации. Централизованная модель системы МФЦ предполагается создание головного МФЦ на уровне субъекта РФ с сетью центров в муниципальных образованиях. В таком случае муниципальные многофункциональные центры являются не самостоятельными юридическими лицами, а филиалами головного МФЦ.
Децентрализованная модель предполагает создание МФЦ «точечным путем» – в каждом городском округе, муниципальном районе. При внедрении подобной модели многофункциональные центры являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, которые заключают соглашения от своего имени и предлагают специфический набор государственных и муниципальных услуг.
Реализовать принцип экстерриториальности в централизованной модели системы МФЦ субъекта проще, поскольку во всех филиалах предоставляется одинаковый набор услуг, что облегчает процесс консультирования и приема документов по услуге одного филиала МФЦ сотрудником другого филиала. В связи с тем, что центры являются филиалами головного МФЦ, наличия соглашений об их взаимодействии не требуется, так же как и возмещения понесенных затрат.
Если же сеть МФЦ субъекта функционирует по децентрализованной модели, реализовать принцип экстерриториальности существенно труднее. Дело в том, что этом случае МФЦ являются самостоятельными юридическими лицами, и для обеспечения их взаимодействия необходимо наличие правовой (соглашения о взаимодействии) и финансовой (компенсация затрат на организацию предоставления услуг другим МФЦ) основы. Кроме того, приходится решать ряд организационных проблем при оказании услуг по принципу экстерриториальности (например, это касается пересылки документов, ответственности за некорректное принятие пакета документов, разрешения возникающих в ходе оказания услуг конфликтов и др.).
В целях реализации экстерриториального принципа при предоставлении государственных и муниципальных услуг по децентрализованной модели между муниципальными образованиями внутри одного субъекта Российской Федерации необходимо определить условия, при которых это станет возможным.
Во-первых, это организация единого информационного пространства, которое предполагает использование единых программных решений, а также наличие соответствующих каналов связи и защищенной среды для передачи информации.
Во-вторых, унификация услуг, то есть приведение одинаковых по содержанию услуг различных муниципальных образований к единым наименованиям, порядкам и срокам их предоставления. Это условие, хотя оно и не является строго обязательным, позволяет существенно упростить организацию экстерриториальности.
Наконец, в-третьих, должны быть проработаны все финансово-экономические и юридические аспекты реализации принципа экстерриториальности на территории субъекта РФ, проведена соответствующая подготовка кадров.
В наибольшей степени к обеспечению условий, необходимых для практической реализации внутрирегиональной экстерриториальности, подошла Ростовская область. Областным законом от 08.08.2011 № 644-ЗС [11] установлены основные формы государственной поддержки создания и деятельности МФЦ. Государственная поддержка предоставляется исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, создающим и обеспечивающим деятельность МФЦ, при выполнении ряда условий, в том числе при обеспечении предоставления услуг заявителям независимо от места их регистрации на территории Ростовской области (в том числе в качестве субъектов предпринимательской деятельности), места расположения на территории области объектов недвижимости.
МФЦ действуют во всех 55 городских округах и муниципальных районах области. По состоянию на 01.06.2013 центры доступа МФЦ созданы в 270 сельских поселениях, работают 1134 окна по обслуживанию заявителей. В соответствии с методикой расчета базовых параметров схемы размещения МФЦ на территории субъекта Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России, в Ростовской области доля граждан, имеющих доступ к получению услуг на базе МФЦ, по состоянию на 01.01.2013 составляет более 70%. Охват населения услугами МФЦ в объеме не менее 90% будет обеспечен уже к концу 2013 г.
На развитие региональной сети МФЦ области существенно влияет маятниковая миграция населения (регулярные, как правило, ежедневные поездки из одного населенного пункта (места жительства) в другой (на работу или учебу и обратно). Особенно развит такой вид миграции в пригородных зонах крупных городов, в городских агломерациях. Административный центр Ростовской области город Ростов-на-Дону с населением свыше 1 млн. человек – основной узел маятниковой миграции в регионе. Крупными точками притяжения также являются: Таганрог – численность населения 281,9 тыс., Шахты – 254,7 тыс., Новочеркасск – 184,47 тыс., Волгодонск – 172,4 тыс. и Новошахтинск – 117,6 тыс.
Ежедневный приток людей в административные центры увеличивает и количество обращений за государственными и муниципальными услугами, в том числе в МФЦ. Наиболее актуально это для Ростова-на-Дону, куда ежедневно направляются крупные потоки населения из г. Батайска (показатель годовой маятниковой миграции составляет 11 680 чел.), Азовского и Неклиновского районов (15 980 чел. и 9 880 чел. соответственно) Данные Министерства труда и социального развития Ростовской области по маятниковой миграции, по численности рабочих и служащих за 2012 г., сформированные на основе информации муниципальных образований области.. Это потенциальные заявители, которые могут подать документы или проконсультироваться в том МФЦ, который для них более удобен.
Для предоставления услуг по принципу экстерриториальности в МФЦ другого муниципального образования передаются следующие административные процедуры:
• консультирование заявителя о порядке и сроках оказания услуги, необходимых документах, а также по иным вопросам, связанным с той или иной услугой;
• прием от заявителя документов на оказание услуги;
• выдача результатов предоставления услуги заявителю (по его желанию).
Комплектование недостающих документов в рамках межведомственного взаимодействия осуществляет тот МФЦ, которому переданы полномочия по организации предоставления услуги органом государственной власти либо органом местного самоуправления.
Оказание услуг другого муниципального образования – деятельность, не свойственная МФЦ. В процессе приема заявителей возникают прямые (непосредственно связанные с оказанием услуг) и косвенные затраты: на оплату труда работников МФЦ, материально-техническое обеспечение работы центра, транспортные расходы и т.д. Расходы на исполнение таких функций должны возмещаться из средств МФЦ того муниципального образования, жителем которого является заявитель. Для определения размеров компенсации между МФЦ разработаны Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг по экстерриториальному принципу. Этот документ позволяет использовать единый финансовый механизм реализации принципа экстерриториальности и упростить взаиморасчеты между муниципальными образованиями.
Согласно разработанной методике величина возмещаемых затрат определяется величиной нормативных затрат на организацию предоставления государственных (муниципальных) услуг, которые включают:
• нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала (Oi):
• нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуг (Мi);
• нормативные затраты на транспортировку пакета документов в МФЦ другого муниципального образования, которые рассчитываются исходя из стоимости почтовых услуг на передачу документов, стоимости услуг курьера либо стоимости доставки пакета документов иными способами (Тi).
Общие нормативные затраты на оказание i-той государственной (муниципальной) услуги (Ni) в соответствующем отчетном периоде определяются по следующей формуле:
.
1. Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании одной единицы государственной (муниципальной) услуги (Oi) рассчитываются по формуле:
,
где Зобщ – затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной (муниципальной) услуги в отчетном периоде;
tобщ – общее количество рабочих часов в отчетном периоде;
ti – время, затрачиваемое персоналом на организацию предоставления одной единицы государственной (муниципальной) услуги по принципу экстерриториальности (учитывается посредством хронометражных наблюдений либо экспертной оценки).
2. Нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания одной единицы государственной (муниципальной) услуги (Мi) рассчитываются следующим образом:
где ПМЗобщ – затраты на приобретение материальных запасов в отчетном периоде.
3. Как уже было сказано, нормативные затраты на транспортные расходы, связанные с необходимостью передачи пакета документов в МФЦ другого муниципального образования (Тi), рассчитываются исходя из стоимости почтовых услуг на передачу документов либо из стоимости услуг курьера. В случае, если заявитель изъявил желание получить результат услуги в МФЦ по месту жительства, данный вид затрат учитывает только расходы на транспортировку пакета документов из МФЦ, в котором они были приняты, в МФЦ, уполномоченный на предоставление услуги. В случае, если заявитель изъявил желание получить результат услуги в том МФЦ, в который были поданы документы, затраты на передачу результата услуги также возлагаются на МФЦ, уполномоченный на предоставление услуги. Затраты на транспортные расходы не учитываются, если на оказание услуги по принципу экстерриториальности передается только административная процедура по консультированию заявителя о порядке и сроках оказания услуги, необходимых документах, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением услуги.
К примеру, чтобы определить нормативные затраты на оказание одной государственной услуги в сфере социальной поддержки населения на базе МФЦ по принципу экстерриториальности, производятся следующие расчеты:
1) расчет нормативных затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего участие в оказании государственной услуги (Oi), производится по фонду оплаты труда ведущего специалиста администрации муниципального образования. Расчетный период – 1 год.
Затраты на оплату труда и начисления в отчетном периоде (Зобщ) – 356 800 руб. в год. Общее количество рабочих часов в отчетном периоде (tобщ) – 1680 часов.
Посредством хронометражных наблюдений в МФЦ установлено, что предоставление государственной (муниципальной) услуги по принципу экстерриториальности на базе МФЦ включает: прием от заявителя документов на оказание услуги (среднее время выполнения – 15 минут); выдачу результатов заявителю (время выполнения – 15 минут). Общее время предоставления одной государственной услуги в сфере социальной поддержки населения по принципу экстерриториальности (ti) составляет 0,5 часа.
Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего участие в оказании одной единицы государственной (муниципальной) услуги (Oi), рассчитываются следующим образом:
в том числе 53,095 руб. – прием от заявителя документов на оказание услуги;
53,095 руб. – выдача результатов предоставления услуги заявителю.
2) расчет нормативных затрат на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания одной единицы государственной (муниципальной) услуги (Мi).
В соответствии с ч. 15 ст. 3 Методики регулирования межбюджетных отношений в Ростовской области, утвержденной Областным законом Ростовской области от 22.10.2005 № 380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» затраты на приобретение материальных запасов в отчетном периоде (ПМЗобщ) составляют 23760 руб. на человека в год. Общее количество рабочих часов в отчетном периоде (tобщ) – 1680.
в том числе 3,535 руб. – прием от заявителя документов на оказание услуги;
3,535 руб. – выдача результатов предоставления услуги заявителю.
3) расчет нормативных затрат на транспортные расходы, связанные с необходимостью передачи пакета документов в МФЦ другого муниципального образования (Тi).
Средний вес документов, транспортируемых посредством услуг почтового оператора, составляет 200 г. Стоимость заказного письма с уведомлением – 63 руб. (до 20 грамм) + 1,25 руб. за каждый грамм свыше. Нормативные затраты на транспортные расходы (Тi) составляют 288 руб.
4) общие нормативные затраты на оказание одной государственной услуги в сфере социальной поддержки населения на базе МФЦ по принципу экстерриториальности (Ni) в соответствующем отчетном периоде составляют:
Таким образом, затраты, подлежащие возмещению многофункциональным центром того муниципального образования, жителем которого является заявитель, многофункциональному центру, принявшему пакет документов, составят 401,26 руб.
Финансовый механизм оплаты услуг по экстерриториальности, разработанный в рамках вышеуказанных методических рекомендаций, реализуется в рамках гражданско-правового договора, заключаемого между всеми 55 МФЦ и Уполномоченным МФЦ Ростовской области, осуществляющим свою деятельность в форме государственного казенного учреждения. При этом Уполномоченный МФЦ не является стандартным участником договора по экстерриториальности, на него возложены особые функции:
• мониторинг реализации принципа экстерриториальности при предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории Ростовской области;
• участие в разрешении споров и конфликтов, возникающих между МФЦ Ростовской области в рамках реализации принципа экстерриториальности.
Технологической базой проекта является Единая информационная система Единой сети многофункциональных центров Ростовской области (далее – ЕИС ЕС МФЦ РО). Программные модули ЕИС ЕС МФЦ РО позволяют в зависимости от адреса регистрации заявителя определить МФЦ, который будет являться исполнителем по данной услуге, проконсультировать гражданина и принять от него документы в соответствии с тем порядком, который заложен в программном комплексе МФЦ – исполнителя услуги. Возможность передачи дела заявителя в электронном виде из одного муниципального образования в ЕИС ЕС МФЦ РО любого другого муниципального образования по защищенному каналу связи обеспечивается посредством сетевого взаимодействия всех многофункциональных центров Ростовской области в рамках корпоративной сети телекоммуникационной связи (далее – КСТС).
Таким образом, разработанный механизм реализации принципа экстерриториальности на территории Ростовской области предполагает наличие следующих обязательных элементов:
• финансового механизма (методические рекомендации, определяющие порядок расчета размера оплаты услуг по реализации принципа экстерриториальности);
• правового механизма (договор между участниками проекта, предусматривающий четко определенные права и обязанности сторон);
• организационного механизма (информационная система МФЦ, система отчетности и оплаты услуг);
• механизма контроля (Уполномоченный МФЦ, на который возложены функции мониторинга, контроля и участия в досудебном разрешении споров и конфликтов);
• технологического механизма (передача документов в электронном виде посредством ЕИС ЕС МФЦ РО по защищенным каналам связи в рамках КСТС).
Реализация принципа экстерриториальности актуальна и на уровне отдельно взятого муниципального образования. Так, в муниципальном образовании (городском округе) городе Ростове-на-Дону в разных районах действовал разный порядок предоставления одних и тех же муниципальных услуг. Понадобилось немало времени, организационно-управленческих усилий для проведения внутригородской типизации муниципальных услуг в целях последующей реализации принципа экстерриториальности при их предоставлении.
В долгосрочной городской целевой программе «Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ростове-на-Дону на базе многофункциональных центров предоставления услуг, интернет-портала услуг и единого центра телефонных обращений в 2009–2015 годах», утвержденной постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 21.08.2009 № 615, в качестве одной из основных задач определено создание и развитие городской сети многофункциональных центров и пунктов удаленного доступа для предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках концепции «шаговой доступности» и внедрение принципа экстерриториальности в рамках единого муниципального учреждения.
В 2012 г. в Ростовской области внедрен проект по реализации принципа экстерриториальности на базе многофункциональных центров г. Шахты и Октябрьского района. Заявитель, обратившийся в МФЦ г. Шахты за услугой Октябрьского района, может получить полную консультацию о порядке и сроках оказания услуги, подать заявление и все необходимые документы, а также получить результат оказания услуги в том МФЦ, в котором осуществлялся прием заявителя. С 1 января 2014 г. принцип экстерриториальности при предоставлении государственных и муниципальных услуг будет внедрен на территории всех муниципальных образований Ростовской области.
Литература
1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета. 27.07.2006. № 162.
2. Авдашева С., Шаститко А. Международный антитраст: потребности, ограничения и уроки для Таможенного союза // Вопросы экономики. 2012. № 9. С. 110–125.
3. Баньковская С.П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации // Политические исследования. 2006. № 4. С. 120–126.
4. Каюмова А.Р. Принцип комплементарности в системе принципов уголовной юрисдикции // Государство и право. 2008. № 1. С. 82–90.
5. Энциклопедия юриста 2005 [Электронный ресурс]. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/2478/ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ
6. Реализация принципа экстерриториальности, то есть оформление государственных услуг независимо от района регистрации – в ближайших планах городских Многофункциональных центров // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. http://pda.old.gov.spb.ru/ gov/admin/terr/reg_pavlovsk/sprav/mfc_nov_1.
7. Экстерриториальный принцип [Электронный ресурс]. http://usznaltufevo.okis.ru/ETP.html
8. О переходе на экстерриториальный принцип обслуживания населения по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты [Электронный ресурс]. http://uzao.mos.ru/print.aspx?docid=115155&treepath=243,244,249,115155
9. С 04 июля 2011 года экстерриториальный принцип обслуживания физических лиц действует во всех ТБТИ [Электронный ресурс]. http://www.mosgorbti.ru/default.aspx?did=270&sid=186
10. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» // Российская газета. 23.12.2009. № 247.
11. Областной закон Ростовской области от 08.08.2011 № 644-ЗС «О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» //Наше время. 10.08.2011. № 304–308.
_______________________________________
НОСКО Борис Петрович
Кандидат экономических наук, начальник управления инноваций в органах власти Правительства Ростовской области
ЧЕРНЫШ Юрий Юрьевич
Заместитель начальника управления инноваций в органах власти – начальник отдела государственных услуг Правительства Ростовской области
МАЛЫШЕВА Наталья Александровна
Аспирант Южно-Российского института – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, главный специалист отдела государственных услуг управления инноваций в органах власти Правительства Ростовской области
© Информационное общество, 2013 вып. 5, с. 36-46.