Содержательные аспекты формирования информационной культуры
выпускника вуза в контексте новых федеральных государственных стандартов в системе высшего профессионального образования в России
_________________

Л.И. Лазарева



Статья рекомендована Т.В. Ершовой 20.09.2011

Аннотация. Анализируется содержание общих компетенций образовательных программ бакалавриата, компонентов информационной культуры студентов. Предлагается инвариант программы курса «Основы информационной культуры личности» и механизмы его реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.

Ключевые слова: информационная культура студентов, общие компетенции образовательных программ, компетентность специалиста, информационная компетенция, информационное мировоззрение.

Стремление России к укреплению лидерских позиций среди высокоразвитых государств заставляет ее социальные институты развиваться в режиме «догоняющих стратегий». В области образования это связано с вхождением России в Болонский процесс, одним из главных показателей которого является компетентность.

Компетентность как базовая категория современного образования достаточно широко представлена и исследована в отечественной и зарубежной педагогике. Наиболее точной нам представляется ее формулировка, предложенная Ф. Вайнертом на основе исследования, осуществленного им по заказу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Полное его определение компетенций звучит так: «Компетенции – это когнитивные способности и умения, которыми обладает индивидуум или которые он может приобрести в процессе обучения, позволяющие ему решать определенные проблемы, а также связанные с этим мотивационные, волевые и социальные диспозиции и способности решать проблемы успешно и ответственно в различных ситуациях» [1]. Выявление проблем ближайшего будущего и определение необходимых компетенций для их решения является основой деятельности вышеназванной комиссии и становится фундаментом для дидактической составляющей государственных образовательных стандартов различных стран-участниц Болонского процесса, но с учетом национальных особенностей и приоритетов развития каждой отдельно взятой страны. В связи с этим актуальными являются рекомендации Совета Европы по определению пяти групп ключевых компетенций, овладение которыми и выступает основным критерием качества образования.

В то же время необходимо отметить, что в отечественной системе образования в отношении компетенций сложилась неоднозначная ситуация. Во-первых, исследователи дают отличающиеся друг от друга определения данного понятия, во-вторых, предлагают разномасштабный объем и характеристику содержания входящих в него компонентов. Это в свою очередь отрицательно влияет на разработку инструментария оценки сформированности компетенций у выпускников вуза.

Тем не менее в федеральных государственных стандартах в системе высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) содержатся требования к результатам освоения образовательных программ бакалавриата и магистратуры, в которых обозначены два типа компетенций: общекультурные и профессиональные [2]. В связи с тем, что некоторые ФГОС ВПО уже утверждены, мы рассмотрели общие компетенции и сравнили их в следующих направлениях бакалавриата, относящихся как к гуманитарной, так и технической области знания: 270800 «Строительство», 160700 «Двигатели летательных аппаратов», 032700 «Филология».

Анализ общих компетенций показал, что требования к результатам их освоения в различных направлениях бакалавриата далеки от унификации. Во-первых, несмотря на то, что общие компетенции отражают инвариантную, т.е. неизменную составляющую подготовки бакалавров независимо от направления подготовки, и должны быть едины для всех, они имеют различное содержание. Во-вторых, количество общих компетенций колеблется от 13 до 19, следовательно, при одинаковой продолжительности и трудоемкости основных образовательных программ у выпускников должны сформироваться разные компетенции. В-третьих, общекультурные компетенции иногда подменяются профессиональными компетенциями, например: применять способности рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в процессе изготовления и эксплуатации летательных аппаратов вряд ли понадобится филологу или строителю, педагогу или врачу в качестве общей, ключевой жизненной компетенции. В-четвертых, не вполне ясны аспекты общекультурных компетенций и, в частности, информационной компетенции, которая интересует нас более других.

Информационная компетенция в ФГОС ВПО представлена следующими требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, при овладении которыми выпускник должен быть готов:


Представленные формулировки содержания информационной компетенции носят общий, «обтекаемый» характер. Естественно встает вопрос: исчерпываются ли этим содержанием все аспекты информационной компетенции? Достаточно ли их освоения студентом для того, чтобы считать его информационно компетентным человеком? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к определению понятия «информационная компетенция». Необходимость операционализации данного понятия вызвала большое количество теоретических определений. В отечественной педагогической науке понятия компетенции и компетентности разграничиваются по своему содержанию. Различные авторы предлагают индивидуальные трактовки каждого из понятий, что приводит к терминологической путанице. Поэтому в ряде публикаций эти понятия стали употребляться как условные синонимы, в содержание которых входит совокупность готовности (знания, умения и навыки) и способности применять знания, умения и навыки в практической деятельности [3; 4]. Поскольку в содержании общих компетенций ФГОС ВПО доминируют понятия готовности и способности, мы, во избежание терминологической мешанины, будем использовать термин «компетенция».

Информационная компетенция включает в себя знания, умения и навыки работы с информацией, связанные с освоением процессов ее поиска, анализа, отбора, организации, преобразования, сохранения и передачи. Кроме того, деятельностный аспект информационной компетенции имеет в своей основе целевую доминанту – способность личности создавать новые информационные продукты на основе развития критического мышления. Наличие творческой составляющей позволяет говорить не столько об информационной компетенции, сколько об информационной культуре личности, так как, с одной стороны, культура предполагает наличие отработанных нормативных способов деятельности, а с другой – является условием порождения нового.

Любая культура, в том числе информационная, содержит ценностно-мировоззренческую доминанту. Она в значительной мере обусловлена результатами творческой деятельности. В общей культуре личности, частью которой является информационная культура, – это интеллектуальная и духовная продукция, новый опыт и ценности, отражающие содержание мировоззренческого компонента [5; 6]. Таким образом, содержание информационной культуры личности включает в себя два основных аспекта – информационную компетенцию и информационное мировоззрение.

Кроме того, поскольку в вузах ведется подготовка профессиональных кадров для различных социально-экономических отраслей, корректнее говорить о формировании информационной культуры специалиста-профессионала конкретной области деятельности. Информационная культура специалиста – часть информационной культуры личности, обеспечивающая ее успешную профессиональную адаптацию и составляющая основу для выработки рационального информационного стиля мышления и поведения в профессиональной деятельности [7]. Важно отметить, что различия в определениях понятий «информационная культура личности» и «информационная культура специалиста» заключается в фиксации профессиональной специфики информационной культуры специалиста. Таким образом, в информационной культуре специалиста выделяется инвариантная и вариативная части.

Инвариант – это такой компонент содержания образования, который остается постоянным и неизменным независимо от изменения условий функционирования педагогической системы. Вариативная часть предполагает изменение, специальный отбор содержания образования на основе изменения условий функционирования педагогической системы. Инвариантная часть информационной культуры определяется в ФГОС ВПО содержанием общих компетенций в результате освоения основных образовательных программ бакалавриата, связанных с выработкой способности и готовности выпускника вуза работать с информацией в социально-профессиональной среде в условиях информационного общества. Освоение вариативной части информационной культуры выпускника вуза осуществляется параллельно с формированием профессиональных компетенций, с учетом профессиональной специфики информационных ресурсов, их поиска, создания информационных продуктов в процессе осуществления конкретной профессиональной деятельности и т.д. Безусловно, инвариантная часть является базовой для вариативной, она связана с освоением универсальных способов деятельности с информацией. Исходя из сказанного выше, принципиальность в подходе к тому, что формировать у студентов – информационную компетенцию или информационную культуру, не снимает вопроса о конкретном и точном описании требований к информационной культуре выпускника вуза, ее инвариантного компонента, что позволит ясно представлять результаты, показатели информационной культуры, которых должны достичь студенты в процессе обучения. В связи с этим остановимся на имплицитной модели инварианта информационной культуры выпускника вуза и соответствующем содержании обучения, необходимого для ее формирования.

Есть ли в российском образовании практический опыт формирования информационной культуры студентов вуза? Можно ответить утвердительно: да, есть. К сожалению, он носит локальный характер и с трудом прокладывает дорогу к уровневой вертикали системы образования. Такой опыт накоплен в рамках научной школы доктора педагогических наук, профессора Н.И. Гендиной в научно-исследовательском институте информационных технологий социальной сферы Кемеровского университета культуры и искусств. Он получил признание не только в нашей стране, но и на международном уровне, а именно в реализации двух разделов программы ЮНЕСКО «Информация для всех»: «Развитие потенциала человека, навыков и умений в век информации» и «Информационные технологии для образования, науки, культуры и коммуникаций».

Модель инварианта информационной культуры выпускника вуза/бакалавра в рамках компетентностного подхода опирается на содержание компонентов информационной культуры личности: информационной компетентности и информационного мировоззрения. Содержание компонентов составлено на основе комплекса требований к знаниям и умениям по курсу Н.И. Гендиной «Основы информационной культуры личности», предназначенного для студентов вуза [8; 9]. Информационная компетентность включает когнитивный, операционально-технологический и личностный аспект, информационное мировоззрение – аксиологический, морально-этический и социально-правовой. Содержание аспектов подробно описано в диссертационном исследовании автора статьи [10]. Безусловно, оно может быть расширено за счет вариативной части информационной культуры выпускника вуза, которая детерминирована профессиональной спецификой его подготовки. И чем более конкретно это содержание будет прописано, чем чаще оно будет обновляться в связи с новыми социальными запросами к специалистам-профессионалам, тем выше будет уровень их информационной культуры. Предложенная возможная модель инварианта информационной культуры содержит в себе точно поставленные цели обучения: какие знания, умения, способности и качества личности нужно формировать у студентов в области информационной культуры. В связи с этим встает вопрос о содержании обучения.

Содержание обучения, направленное на формирование информационной культуры выпускника вуза, представлено основными образовательными программами (ООП) ФГОС ВПО, их базовой частью, и основными образовательными программами, содержащими вариативную часть ООП ФГОС ВПО, в которых указаны дисциплины, непосредственно ориентированные на получение знаний, освоение умений и способов деятельности с информацией. Кроме того, здесь же указано соответствие между общекультурной компетенцией и дисциплиной, на основе которой она должна формироваться. Мы рассмотрели это соответствие в вышеназванных направлениях подготовки бакалавриата, в результате чего сформулировали следующие вопросы.

Во-первых, почему, например, при подготовке строителей владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей ее достижения возможно формировать только на таких предметах, как история, иностранный язык, правоведение (основы законодательства в строительстве) и экономика? Почему при подготовке филологов способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, невозможно при изучении ими истории, философии, менеджмента, экономики и т.п.?

Во-вторых, каков механизм формирования информационной компетенции студентов в нынешних условиях? Ведь разные преподаватели, ведущие перечисленные в таблице учебные дисциплины, сами содержательно и методически не вполне готовы вести работу по обучению студентов информационным умениям и навыкам, формировать их информационную культуру, поскольку имеют недостаточное представление о данной технологии как совокупности содержания, методов, организационных форм формирования информационной культуры студентов через такие ее компоненты, как информационная компетентность и информационное мировоззрение. И это издержки предшествующей системы образования в целом - как общего, среднего и высшего, так и непрерывного профессионального. Специально подготовленных для этого кадров, к сожалению, нет.

Складывается впечатление, что в ООП ФГОС представленных направлений подготовки бакалавров соответствие учебных дисциплин содержанию информационной компетенции, которая должна на их основе формироваться, носит случайный, приблизительный характер; не вполне ясно что, где и как изучать и осваивать. Как же решить эту проблему? Рассмотрим один из вариантов ее решения.

Предложенная модель и содержание формирования информационной компетенции в ООП ФГОС, ее базовой части, носит, на наш взгляд, экстенсивный характер. Количественный подход к формированию информационной компетенции студентов за счет увеличения объема учебных дисциплин при отсутствии соответствующих организационно-педагогических и научно-методических условий этого процесса становится малоэффективным. Более целесообразен интенсивный путь, связанный с концентрированным, дающим наибольшую результативность способом введения специальной учебной дисциплины, например, «Основы информационной культуры студентов», которую можно и теперь уже должно включать в вариативную часть ООП вузов. В условиях, когда активно идет процесс разработки учебных планов по различным направлениям подготовки бакалавров, упустить эту возможность было бы весьма неосмотрительно.

Обратимся к рассмотрению программного обеспечения курса. В педагогической литературе в настоящее время представлены различные варианты учебных программ, ориентированных на формирование информационной культуры студентов. Но, как показывает их анализ, они в основном нацелены на овладение умениями и навыками работы с персональным компьютером, подготовку работников с высокой техникой использования медиасредств. При этом главным становится получение возможности найти информацию, зачастую избыточную, а как с ней работать дальше, как сделать ее основой собственного интеллектуального продукта – не ясно. Потому и идет массовая подготовка «потребителей» информации, а не ее творческих «создателей».

Наиболее полно и всесторонне содержание обучения по формированию информационной культуры представлено в вышеназванной программе курса Н.И. Гендиной «Основы информационной культуры личности». В содержании программы соблюдены принципы вариативности, системности, дифференцированного, деятельностного, технологического подходов, профилированности – и это полностью соответствует требованиям к результатам освоения ООП ФГОС ВПО. Основным из перечисленных выше принципов является принцип вариативности, из которого логически вытекают остальные. Принцип вариативности связан с тем, что программа имеет инвариантную основу, на которой можно создавать варианты программ, адаптированные для различных направлений подготовки выпускников вузов. Инвариантная модель состоит из четырех разделов:

1) Информационные ресурсы общества и информационная культура;

2) Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения;

3) Аналитико-синтетическая переработка информации;

4) Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся.

Данный инвариант программы курса «Основы информационной культуры личности», как было сказано выше, логично и легко ложится в основу вариативных программ, предназначенных для различных направлений подготовки выпускников вузов. В качестве примера приведем минимум содержания образования учебной программы курса «Основы информационной культуры социального педагога» (см. таблицу).

Таблица. Минимум содержания учебной программы курса «Основы информационной культуры социального педагога»

Наименование разделов курсаНаименование тем курса
Раздел 1
Информационные ресурсы общества и информационная культура
Информационное общество. Информационная культура как условие социальной безопасности граждан. Информационная культура социального педагога: подходы к определению понятия. Содержание компонентов информационной культуры социального педагога. Информационные ресурсы в сфере социальной педагогики
Раздел 2
Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в области социально-педагогической информации
Типы информационных запросов и алгоритмы их выполнения. Библиотека как поисковая система социально-педагогической информации. Технология информационного самообслуживания социального педагога в библиотеке
Раздел 3
Аналитико-синтетическая
переработка источников информации в профессиональной деятельности социального педагога
Аналитико-синтетическая переработка информации в профессиональной деятельности социального педагога: сущность, назначение, виды. Учебный и научный текст как объект аналитико-синтетической переработки. Чтение как смысловое восприятие учебного и научного текста. Выписки как способ письменной записи результатов смыслового анализа первичных документов. Конспект как способ письменной записи результатов смыслового анализа первичных документов результат чтения. Тезисы как способ письменной записи результатов смыслового анализа первичных документов. План как способ письменной записи результатов смыслового анализа первичных документов. Реферат и аннотация как способ письменной записи результатов смыслового анализа первичных документов
Раздел 4
Структура, правила подготовки и оформления результатов учебной и профессиональной деятельности социального педагога
Технология разработки и оформления социально-педагогической программы сопровождения, помощи и поддержки различных категорий граждан. Технология разработки и оформления методических рекомендаций. Технология разработки и оформления тезисов доклада, научной статьи, учебного реферата. Технология разработки и оформления социально-педагогической программы опытно-экспериментальной работы. Технология разработки и оформления документов концептуального характера. Технология разработки и оформления социально-педагогических материалов проблемно-ориентированного характера. Технология разработки и оформления описания опыта социально-педагогической работы. Технология разработки и оформления психолого-диагностических материалов деятельности социального педагога. Технология разработки и оформления локальных актов социально-педагогической направленности
Раздел 5
Социально-педагогическая деятельность по формированию
информационной культуры различных категорий граждан
Программно-методическое обеспечение формирования информационной культуры различных категорий граждан. Технологии обучения информационным умениям и навыкам различных категорий граждан

В представленном минимуме содержания образования инвариантной программы курса «Основы информационной культуры личности», адаптированной для социальных педагогов, помимо основных четырех разделов включен пятый раздел, отражающий специфику педагогической деятельности этой категории бакалавров, направленный на формирование информационной культуры различных категорий граждан. Общий объем часов и их распределение носят в представленном учебно-тематическом плане условный характер и могут быть изменены. Тематическое наполнение курса может быть откорректировано в зависимости от профессиональной специфики направлений подготовки бакалавров, но инвариантная основа курса остается неизменной, является каркасом, «фундаментальным ядром» содержания курса.

Учебно-методическое сопровождение содержания инварианта программы представлено курсом лекций, методическими разработками по созданию разнообразных информационных продуктов, тестами, позволяющими оценить уровень информационной культуры личности. Все эти материалы стали доступны педагогической общественности благодаря выходу в свет двух книг – «Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях» и «Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины» [8; 9]. Однако надо признать, что данного методического обеспечения явно недостаточно: нет учебника, полностью освещающего содержание курса, учебных пособий, необходимого количества методических рекомендаций по изучению отдельных тем, современных диагностических материалов и т.п. Причин можно назвать несколько, но главными являются, во-первых, неопределенность статуса учебной дисциплины «Информационная культура личности», во-вторых, отсутствие подготовленных преподавателей, готовых внедрить этот курс в учебный процесс. В связи с этим нельзя не обратить внимание на известный дидактический принцип преемственности между стандартами общего и профессионального образования. В Концепции стандартов общего образования новая методологическая позиция отбора содержания образования зафиксирована в так называемом «фундаментальном ядре содержания общего образования». Оно состоит из универсальных учебных действий в личностной, регулятивной, коммуникативной и познавательной сферах. Познавательные универсальные учебные действия идентифицируются через взаимосвязь информационных и интеллектуальных общеучебных умений, составляющих, по сути, инвариант информационной культуры личности [11]. Каким образом будет представлено содержание формирования универсальных учебных действий, в том числе и познавательных, в стандартах общего образования, на данный момент еще не ясно. Ясно лишь то, что его отбор должен адекватно соотноситься с содержанием общекультурных компетенций, обозначенных в стандартах высшего профессионального образования.

Предложенный анализ содержания формирования информационной культуры выпускника вуза в контексте ФГОС ВПО третьего поколения фиксирует внимание лишь на некоторых моментах начального этапа их внедрения, отвечающего на вопрос «зачем и чему учить?». Не менее важным является поиск ответа на вопрос «как учить?». И здесь речь должна идти о технологиях обучения. Очевидно, что основной областью данных исследований будут когнитивные технологии и технологии контекстного обучения. Но нельзя не согласиться с тем, что эффективность этих поисков во многом зависит от принятия педагогическим сообществом единой научно-методической платформы по разработке структуры и состава содержания формирования информационной культуры выпускников вуза в условиях компетентностной методологической основы новых ФГОС ВПО.

Литература

1. Weinert F.E. Concepts of Competence. (Contribution within the OECD project Definition and selection of competencies: Theoretical and conceptual foundations (DeSeCo)). Neuchatel: DeSeCo, 1999.

2. Проекты ФГОС высшего профессионального образования // URL: http: mon.gov.ru (дата обращения: 24.08.2010).

3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 25.08.2010).

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // URL: http//aspirant.rggu.ru (дата обращения: 25.08.2010).

5. Володарская Е.Б., Степанова М.М. Творчество как неотъемлемое требование к профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков //Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур / Сборник статей по материалам II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Москва, 20 ноября 2009 г. М.: РГСУ, 2009. С. 124–127.

6. Данильчук Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. 2003. №1. С. 65–73.

7. Квартерникова Т.О. Информационная культура специалиста в контексте информатизации библиотечного образования // Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности / Тезисы международной научной конференции. Самара, 27-30 сентября 1999 г. Самарская государственная академия культуры и искусств. Самара, 1999. С. 179–181.

8. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. М.: Школьная б–ка, 2002. 288 с.

9. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. 512 с.

10. Лазарева Л.И. Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения. Автореф. дисс … канд. пед. наук. 26.10.07. Кемерово, КемГУ, 2007. 236 с.

11. Федеральный государственный стандарт общего образования. Вариант №2 // URL: http//standart.edu.ru (дата обращения: 24.08.2010).

_______________________________

Лазарева Людмила Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент

Заведующая кафедрой социальной педагогики

Кемеровского государственного университета культуры и искусств


© Информационное общество, 2012 вып. 1, с. 53-61.