_______________________________________________________________________
Е.А. Белозерова, Б.В. Кристальный, М.Я. Натензон, В.И. Тарнопольский
О дистанционном образовании
Развитие дистанционного обучения, с одной стороны, обусловлено социальным заказом – ускоренной сменой технологий производств, требующих практически непрерывного переобучения персонала; внедрением сложных систем и технологий при ограниченном количестве преподавателей; невозможностью отрывать от производства на длительный срок для переобучения большое количество специалистов; необходимостью охвата обучением и воспитанием самого широкого круга населения. С другой стороны, развитие дистанционного обучения обусловило широкое распространение ИКТ и технологий мобильности, позволяющих успешно его осуществлять.
Дистанционное обучение позволяет эффективно решать актуальные сегодня образовательные задачи: обучения в течение всей жизни, непрерывного профессионального обучения, обучения «без границ» и в интерактивном режиме, а также пропаганды знаний.
На необходимость повсеместного внедрения дистанционного обучения указывается как в международных, так и в российских документах.
Так, например, на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж, Франция, 5–9 октября 1998 г.) была принята Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры, в которой сказано: «Высшие учебные заведения, опираясь на преимущества и возможности, предоставляемые новыми информационными и коммуникационными технологиями, в духе открытости, равноправия и международного сотрудничества, должны играть ведущую роль и обеспечивать качество и строгие нормы практики и результатов образования путем создания новых форм учебной среды, начиная от средств дистанционного образования и вплоть до полноценных «виртуальных» высших учебных заведений и систем, способных сокращать расстояния и разрабатывать высококачественные системы образования на благо социально-экономического развития и демократизации» (статья 12).
На европейском уровне принята «Зона европейского высшего образования. Совместная декларация европейских министров образования» (г. Болонья, Италия, 19 июня 1999 г.), в которой, в частности, говорится о том, что одной из целей первостепенной важности для формирования единого европейского пространства высшего образования и продвижения европейского образования в мире является расширение академической мобильности – в первую очередь студентов (доступ к программам и сопутствующим услугам), преподавателей, научных сотрудников и административного аппарата.
Показательным фактом является разработка специалистами ООН для оценки качества жизни человека Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающего уровень образования в стране. Очевидно, что дистанционное образование является новым, мощным инструментом для качественного улучшения этого показателя, особенно в развивающихся странах с недостаточно развитой образовательной структурой.
В модельном законе государств – участников СНГ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 07.12.2002 № 20-5 сказано: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий, при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Высшее учебное заведение может использовать дистанционные образовательные технологии для всех форм получения образования обучающимися в порядке, установленном центральным органом управления высшим профессиональным образованием» (статья 3).
Очень важным является также модельный закон государств – участников СНГ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 07.12.2002 № 20-5, в котором введено понятие «обучение на дому» – освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения.
В России принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», вводящий понятие дистанционных образовательных технологий и устанавливающий правовой режим услуг дистанционного образования, в первую очередь государственных.
В Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 16.03.2006) также включен ряд положений о дистанционном образовании.
В статье 28 «Компетенция Российской Федерации в области образования» сказано, что в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит установление порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий (п. 16 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В статье 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием (п. 5 в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 11-ФЗ).
В статье 33 «Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения» имеется пункт 24, в котором сказано, что «филиалы образовательного учреждения, реализующего образовательную программу (образовательные программы) в полном объеме посредством дистанционных образовательных технологий (за исключением некоторых занятий) в этих филиалах, вправе проходить аттестацию и государственную аккредитацию в составе образовательного учреждения, обособленными структурными подразделениями которого они являются» (абзац введен Федеральным законом от 10.01.2003 № 11-ФЗ).
В статье 10 «Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации» сказано, что «особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении высших учебных заведений, использующих дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме, устанавливаются федеральным государственным органом управления образованием, если иное не установлено федеральным законом» (абзац введен Федеральным законом от 10.01.2003 № 11-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Кроме того, важные положения о дистанционном образовании содержатся в распоряжении Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р, которым одобрена Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.
Основные технологии дистанционного обучения, используемые в настоящее время в России, показаны в табл. 1.
Технологии дистационного обучения
а также возврат для проверки выполненных заданий в виде мультимедийной информации (печатные, аудио-, виде-, текстовые электронные материалы), по почте, по факсу, по электронной почте
В стоимость повышения квалификации одного специалиста, обучающегося в очном режиме, входят: плата за обучение, проезд до места проведения обучения и обратно, проживание в гостинице, питание, а также зарплата, которая (в отсутствие специалиста на рабочем месте) продолжает ему начисляться. Кроме того, в отсутствие специалиста (например врача) его работу вынужден вести другой специалист, который получает доплату за дополнительную нагрузку.
Затраты на аналогичное обучение специалиста с помощью дистанционных методов, включающие затраты на связь, гонорары преподавательского состава, организационные и прочие расходы, как уже было указано выше, примерно в 2 раза меньше. При выборе менее дорогостоящих видов связи расходы могут быть еще более минимизированы.
О дистанционном образовании в здравоохранении
Особенно активно процесс внедрения дистанционных технологий обучения затронул последипломное (дополнительное) образование медиков.
В настоящее время последипломное образование медицинских работников традиционно осуществляется по двум направлениям:
Согласно нормативам, врач должен не реже одного раза в пять лет, повышать свою квалификацию, после чего ему продлевается сертификат на следующие пять лет. Для этого врач либо сам приезжает в учебное заведение, либо преподаватели выезжают для обучения группы врачей.
В существующей системе обучения есть недостатки, которые могут быть компенсированы использованием технологий дистанционного обучения.
Первое – это «запаздывание знаний». Известно, насколько часто появляются новые заболевания, разрабатываются новые методы лечения и лекарственные препараты. Поэтому врач, знания которого пять лет не обновлялись, не только не сможет оказать помощь больному на современном уровне знаний, но в ряде случаев не исключается и причинение вреда. Использование дистанционных образовательных технологий позволит практикующему специалисту непрерывно учиться на месте своей работы.
Второе – это нерациональное использование времени. В России порядка 620 тыс. врачей. Если принять, что каждый из них повышает квалификацию раз в пять лет и курс обучения длится один месяц, то получается, что в любой момент порядка 10 тыс. врачей оторваны от работы для учебы. Дистанционное обучение позволит решать и эту проблему.
Третье – это большая затратность очного обучения (транспорт, проживание и т.п.). Дистанционное обучение позволит значительно сократить эти расходы.
Как подчеркивает М.В. Холопов, при решении проблемы использования дистанционного обучения врачей возникают некоторые острые вопросы. Например, противники внедрения дистанционного обучения в медицине часто задают вопрос: «А можно ли дистанционно научить человека что-то «делать руками»? Ведь профессия врача во многом состоит в выполнении различного рода операций и манипуляций».
Естественно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта с преподавателями, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме.
Отвечая критикам, которых имеет в виду М.В. Холопов, можно задать контрвопрос: «А что видят студенты-медики через купол в потолке операционной или что на операционном поле видит ассистирующий хирург, стоя за спиной учителя? И можно ли это сравнить с изображением операционного поля на экране монитора, когда видеокамера прикреплена к шапочке оперирующего специалиста и видны мельчайшие его манипуляции?» Более того, все это записывается и может быть многократно воспроизведено с соответствующими комментариями специалиста и в реальном времени, и в режиме offline.
Из технологий дистанционного обучения, указанных в табл. 1, в здравоохранении могут использоваться и используются все формы. Наиболее предпочтительными являются технологии видеоконференций в режиме реального времени.
Чтобы максимально использовать потенциал дистанционного обучения в интересах здравоохранения и жителей России, необходимо создать общероссийскую систему непрерывного дистанционного обучения медицинских работников, объединяющую в том числе существующие сегодня разрозненные учебные центры и/или их передовой опыт дистанционного обучения в здравоохранении.
Это должна быть трехуровневая система, где на первом (высшем) уровне располагается федеральный медицинский образовательный центр, на следующем – медицинские региональные центры на уровне федеральных округов, на третьем уровне – медицинские региональные образовательные пункты на базе областных и региональных клинических больниц.
Федеральный медицинский образовательный центр разрабатывает концептуальные модели дистанционного обучения; осуществляет подготовку учебных курсов и программ; разрабатывает системы подготовки преподавателей-консультантов, тестирования обучающихся и анализа эффективности дистанционной оценки знаний; создает образовательный портал центра и т.д.
Региональный медицинский образовательный центр второго уровня делает упор на адаптацию и разработку учебных курсов и программ с учетом культурных, языковых и других региональных особенностей субъектов РФ, входящих в федеральный округ.
Медицинский образовательный пункт на уровне субъекта Федерации предназначается для реализации систем обучения медицинских работников в данном регионе.
Для успешного функционирования системы необходимо в том числе доработать соответствующую нормативно-правовую базу и создать в первую очередь информационное обеспечение в виде баз данных слушателей, преподавателей, учебных материалов , которые позволят быстро и эффективно организовывать занятия и вести нужный разноплановый учет.
Методологическая база системы должна включать: концептуальные модели и дидактические аспекты дистанционного обучения в здравоохранении; интерактивные электронные учебные пособия различного вида и назначения (обучающие программные средства, электронные учебники, компьютерные тесты, базы знаний и т.д.), доступные для обучающихся с помощью глобальной сети Интернет или же локальных сетей (интранет); систему подготовки преподавателей-консультантов и способы их взаимодействия с обучаемыми; методику тестирования в системе дистанционного обучения и анализа эффективности дистанционной оценки знаний по сравнению с очной формой; способы передачи образовательной информации; методы защиты интеллектуальной собственности; систему лицензирования; экономические решения реализации дистанционного обучения.
Технологическая база системы дистанционного обучения медицинских работников должна включать: открытый стандарт образовательных мероприятий дистанционного обучения; интеграцию стандарта образовательных мероприятий с популярными программными платформами дистанционного образования; архитектурную модель и технологический проект системы; перечень аппаратных средств, требования к ним; проект интеграции оборудования и программного обеспечения.
Мировой опыт показывает, что эффективность использования дистанционного обучения в здравоохранении зависит от следующих факторов:
Повышение квалификации медицинского персонала и специалистов–организаторов здравоохранения, внедрение новых методических и организационных решений в практику работы медицинских учреждений естественным образом положительно отражается и на повышении результативности деятельности учреждений и органов здравоохранения в целом.
Большинство специалистов относят дистанционное обучение в здравоохранении к одному из направлений телемедицины.
Российский опыт
Телемедицинский центр Группы компаний «ТАНА» и ЗАО «Национальное телемедицинское агентство» организуют и осуществляют в кооперации с ведущими медицинскими лечебными и научно-исследовательскими центрами и образовательными учреждениями дистанционное обучение медицинских работников по широкому спектру медицинских направлений.
Обучение проводится специалистами и преподавателями ведущих научно-исследовательских институтов, клиник и высших учебных заведений России и мира, в частности специалистами Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, Российского государственного медицинского университета, кафедр последипломного, профессионального образования московских медицинских вузов и Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО).
Тематика и форма дистанционного обучения не лимитированы.
Проводятся:
На этих мероприятиях становятся доступными самым широким кругам медицинских работников научные достижения и новые технологии научных школ и личный опыт известных деятелей в различных областях медицины и здравоохранения.
Ничто не может заменить личное интерактивное общение слушателя с ведущими специалистами, подкрепленное высококачественной демонстрацией медицинских данных и новейших медицинских методов и разработок.
Работы по эксплуатации системы дистанционного образования строятся на основе взаимодействия Телемедицинского центра Группы компаний «ТАНА» (Москва) и телемедицинских центров на базе областных клинических больниц и автономных телемедицинских центров в более чем 60 субъектах РФ.
С помощью программного обеспечения «DrBase», разработанного в Группе компаний «ТАНА», выполняются с высоким качеством следующие операции: регистрация, передача и обработка медицинских данных; демонстрация слайдов и документов, показ видеороликов и клипов, запись и монтаж лекционного и демонстрационного материала и т.д.
Обучающие мероприятия проводились по генетике, гастроэнтерологии (эндохирургии и эндоскопии), неврологии, фармакологии, эпидемиологии, гинекологии, офтальмологии, организации здравоохранения и др.
Например, характер современной эпидемиологической ситуации в нашей стране диктует необходимость дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки в области эпидемиологии не только специалистов данного профиля, но и медицинских работников лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), призванных обеспечить качественное проведение не только лечебных и диагностических, но и профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Характеристики ряда дистанционных телемедицинских программ обучения представлены в табл. 2.
Важные параметры дистанционного обучения медицинских работников с использованием видеоконференций приведены в табл. 3.
Для различных категорий граждан, организаций и субъектов предпринимательской деятельности в рамках предметной области «Общественное здоровье» проводятся занятия с привлечением медицинских и фармакологических фирм для широкого просвещения общественности (см. табл. 2). Занятия проводятся в виде авторских семинаров, мастер-классов, специализированных профессионально ориентированных учебных курсов для фирм и организаций, коммерческих семинаров для разработчиков медицинского оборудования и медицинских препаратов.
Повышение квалификации медицинского персонала и специалистов – организаторов здравоохранения, внедрение новых методических и организационных решений в практику работы медицинских учреждений естественным образом положительно отражается и на повышении результативности деятельности учреждений и органов здравоохранения в целом.
Телемедицинские программы обучения, организуемые Группой компаний "ТАНА"
Группа компаний «ТАНА» также поставляет необходимое оборудование для проведения дистанционного обучения.
Особого внимания в области дистанционного образования медиков заслуживает опыт работы Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, которая одной из первых получила в 2006 году государственную поддержку в рамках национального проекта «Образование» (см. интервью ректора М.А. Пальцева в газете «Медицинская Академия» [2, с. 4]).
М.А. Пальцев подчеркивает, что при обучении медиков очень важно сохранять необходимый баланс между фундаментальными научными знаниями и знаниями, ориентированными на практику, для чего могут быть эффективно использованы технологии дистанционного обучения.
Общеизвестно, что на данный момент очень малое количество преподавателей медицинских вузов имеет подготовку, необходимую для разработки дистанционных курсов и проведения обучения. При этом применение дистанционных образовательных технологий в обучении по медицинским специальностям имеет большую специфику и серьезные ограничения. Соответственно, исключительно актуальна задача подготовки преподавателей для дистанционного обучения.
По данным М.В. Холопова, кафедрой семейной медицины факультета последипломного профессионального образования врачей Академии разработан дистанционный курс обучения «Основы дистанционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании», призванный помочь в подготовке преподавателей к использованию дистанционного обучения [3].
В интересах отработки методологии последипломного дистанционного обучения кафедра эпидемиологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова принимала участие в проведении научно-практических семинаров по различным аспектам современной эпидемиологии («Эпидемиология и профилактика бешенства», «Эпидемиология и профилактика внутрибольничной инфекции (ВБИ)», «Проблемы безопасного обращения с отходами ЛПУ», «Безопасность иммунизации» и др.).
Например, актуальность обучения современным методам борьбы с внутрибольничной инфекцией обусловлена тем, что по статистике от 5 до 10% пациентов больниц приобретают внутрибольничные инфекции. Особенно высокие показатели отмечаются в отделениях реанимации и интенсивной терапии. По материалам экспертов ВОЗ, основанным на обследовании лечебных учреждений 17 стран Западной Европы, ВБИ развиваются у 20,6% пациентов таких отделений [4].
Семинары по вышеперечисленным темам были успешно проведены для медицинских работников территориальных управлений Роспотребнадзора, ФГУЗ «Гигиена и эпидемиология» и ЛПУ ряда территорий – Ставропольского края, Саратовской, Читинской, Пермской областей, Республик Саха (Якутия), Удмуртия, Чувашской Республики и др. [5].
По данным Е.Г. Симоновой, В.В. Галкина, Е.А. Белозеровой [6], использовались две основные системы дистанционного обучения:
Технология видеоконференции используется в подготовке врачей-эпидемиологов при краткосрочном и прерывистом обучении в группах.
При продолжительном обучении (на сертификационных циклах, циклах профессиональной подготовки) могут применяться как синхронная, так и асинхронная системы дистанционного обучения.
Синхронная система используется в основном для индивидуального обучения. Она базируется на разработанной модели дистанционного обучения врачей-эпидемиологов по модульному принципу. Основой обучающего модуля «Эпидемиология и профилактика ВБИ» является учебно-методическое пособие, позволяющее обучаемому самостоятельно освоить основные необходимые профессиональные знания, умения и навыки при изучении предусмотренных программой материалов.
Названные технологии дистанционного обучения врачей-эпидемиологов используются в учебном процессе как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными формами подготовки специалистов.
Российской ассоциацией телемедицины ежегодно проводится Международная школа по телемедицине на базе головного телемедицинского центра ОАО «РЖД» при поддержке ведущих российских и зарубежных специалистов [7]. В течение 12 дней слушателям школы предлагается 72-часовой курс теоретических и практических занятий по телемедицине. Лекции зарубежных специалистов из Германии, Швейцарии, Франции, Норвегии, Италии, США, Канады сопровождаются синхронным переводом (часть их проводится по каналам видеоконференцсвязи).
Особенность этих мероприятий состоит в объединении подробного 72-часового учебного курса по всем аспектам телемедицины (техническим, медицинским, психологическим, маркетинговым)с сессией непосредственного общения специалистов разных стран мира. Такой формат позволяет участникам Школы в полной мере оценить практические возможности и потенциал применения телемедицины в работе своих медицинских учреждений.
____________________________________________________________________________________________________
Таблица 3 Повышение квалификации медицинских работников с использованием видеоконференций
________________________________________________________________________________________________
В качестве примеров таких МТЛ, разработанных Группой компаний «ТАНА» и получивших наибольшее распространение, можно назвать мобильные телемедицинские лаборатории «Тобол», «Кама», «Терек»; аэромобильный телемедицинский комплекс для оказания помощи при массовых поражениях в чрезвычайных ситуациях; мобильный комплекс «КиберТвин» для предоставления основных социальных услуг населению в сельской местности, удаленных и труднодоступных районах.
1. Холопов М.В. Дистанционное обучение в медицине. http://www.mma.ru /article/id299005/from1 – [электронный ресурс].
2. Пальцев М.А. Траектория непрерывного развития // Медицинская Академия. – 2007. – № 9 (2353) (18 мая).
3. http://www.mma.ru /article/id299005/ from1 – [электронный ресурс].
4. Газета «Медицинская Академия». – 2007. – № 9 (18 мая). – С. 7.
5. Симонова Е.Г., Белозерова Е.А. Телеобучение в профессиональной подготовке медицинских работников в области эпидемиологии // В сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней в России и странах ближнего зарубежья». – Самара, 2006. – С. 187–188.
6. Симонова Е.Г., Галкин В.В., Белозерова Е.А. Опыт разработки и внедрения дистанционных технологий в процессе обучения врачей-эпидемиологов по проблеме внутрибольничных инфекций // В сб.: «Стратегия и тактика борьбы с внутрибольничными инфекциями на современном этапе развития медицины». – М., 2005. – С. 167–168.
7. http://www.minsvyaz.ru/departments/rosinformtehnologii/news/index_vprint. – [электронный ресурс].
Кристальный Б.В. - советник Комитета Государственной Думы Федерального Собрания по информационной политике
Натензон М.Я. - Председатель Совета директоров ЗАО "Национальное медицинское агенство",
Тарнопольский В.И. - Генеральный директор ООО "ТАНАкмс", академик РАЕН.
© Информационное общество, 2007, вып. 1-2, с. 85-93.