Россия информационная на рубеже веков: о книге "Развитие информационного общества в России"

И.Ю. Алексеева



Развитие информационного общества в России: Сб. ст., док. и материалов: В 2-х т. / Под ред. Н.В. Борисова, Ю.Е. Хохлова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001. ISBN 5-288-02996-2

Т. 1: Теория и практика. – 2001. – 240 с.

Т. 2: Концепции и программы. – 2002. – 228 с.

К началу XXI века идея информационного общества выдвинулась в ряд наиболее заметных и влиятельных социальных идей. Еще в 70-е – начале 80-х годов ушедшего столетия концепции информационного общества воспринимались в основном как футурологические построения отдельных энтузиастов, однако с середины 90-х задачи формирования такого типа обществ провозглашаются в качестве приоритетных для многих государств и межгосударственных организаций, в том числе весьма влиятельных в политическом, экономическом и культурном плане. Двухтомник "Развитие информационного общества в России" под редакцией доктора физ.-мат. наук Н.В. Борисова и кандидата физ.-мат. наук Ю.Е. Хохлова, выпущенный издательством Санкт-Петербургского государственного университета при финансовой поддержке Комитета по печати и связям с общественностью Администрации Санкт-Петербурга, представляет опыт разработки концептуальных проблем формирования информационного общества в нашей стране.

Первый том сборника составили работы российских государственных деятелей, политиков, ученых и практиков, принимавших в разные годы участие в конференциях, проводимых Институтом развития информационного общества. Материалы конференций ранее публиковались в журнале "Информационное общество" и "Вестник Российского фонда фундаментальных исследований". Во второй том включены концептуальные и программные документы, среди которых – Концепция формирования информационного общества в России (одобрена решением Государственной комиссии по информатизации при ГК РФ по связи и информатизации в 1999 г.), Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ в 2000 г.), Окинавская хартия глобального информационного общества (подписана лидерами стран "Группы восьми" в 2000 г.), Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу (одобрена постановлением Правительства Санкт-Петербурга в 1999 г.), Концепция движения Москвы к информационному обществу (утверждена Распоряжением Мэра Москвы в 2001 г.), а также проект Федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002-2010 годы", одобренный Правительством РФ в 2002 г.

Статьи, представленные в первом томе, освещают широкий круг вопросов, связанных с состоянием информационной сферы современной России и ее перспективами. Создание технико-технологической базы информационного общества и государственная информационная политика, научно-технический потенциал страны и инновационные инвестиции, коммуникационные технологии и безопасность личности, модели построения информационного общества, типология пользователей интернета, дигитализация и конвергенция СМИ, "сетевая" судебная практика – вот далеко не полный перечень рассматриваемых в книге проблем, разнообразие которых соответствует многоплановости самого феномена информационного общества. Подзаголовок тома – "Теория и практика" – отражает преобладающую интенцию подборки статей: теоретические конструкции не должны отрываться от практики, в разработке стратегий следует исходить из реальных возможностей. "Путь России в информационное общество, – пишут в предисловии Н.В. Борисов и Ю.Е. Хохлов, – должен ориентироваться на российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, поставивших… задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета" ("Развитие информационного общества в России", т. 1, с. 4). Авторы статей подчеркивают необходимость государственного регулирования рынка информационных технологий, средств, продуктов и услуг, развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, поддержки отечественного научно-технического и производственного потенциала информатизации, создания условий для притока инвестиций в соответствующие отрасли. В информационной политике выделяется как технико-технологическая составляющая, связанная с развитием информационной инфраструктуры, так и социально-политическая, определяющая решения проблем социальной, правовой, психологической и моральной подготовки россиян к жизни в условиях информационного общества.

Значительное внимание уделено задачам правового регулирования информационной сферы, формирования системы информационного законодательства и механизмов его реализации, обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития. Рассматриваются проблемы информационной безопасности, защиты национальных интересов в информационной сфере от внешних и внутренних угроз. Освещение данной темы показывает, что, признавая национальную информационную независимость как одну из основных ценностей современного общества, авторы видят перспективы страны не в отказе от интеграции в глобальное информационное пространство, но в формировании собственного информационного пространства как части мирового, в обретении Россией статуса полноценного участника мирового информационного сообщества. В этом контексте приобретает актуальность участие в разработке международного законодательства, относящегося к сфере информационных отношений.

Одно из главных отличий рецензируемого сборника от ранее изданной отечественной литературы по проблемам информационного общества состоит в том, что в качестве субъекта информационной политики здесь рассматривается не только федеративное государство, но и субъект федерации. В первый том сборника включены статьи "Концепция движения Москвы к информационному обществу" (авторы Т.В. Ершова, С.В. Орлов, Ю.Е. Хохлов) и "Состояние и перспективы формирования информационного общества в Санкт-Петербурге" (авторы Р.М. Юсупов, Б.Я. Советов, В.П. Заболоцкий), а во втором томе содержатся тексты соответствующих документов, утвержденных органами исполнительной власти этих субъектов федерации. Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу строится как рассчитанный на долгосрочную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач долговременный курс городских, районных и муниципальных органов власти, а также субъектов хозяйствования в информационной сфере города. Движение Москвы к информационному обществу рассматривается как прототип движения к нему страны в целом при условии тесного взаимодействия процессов информатизации в Москве и других регионах, что предполагает, с одной стороны, необходимость распространения московского опыта на крупные российские города, а с другой – использование в Москве прогрессивных решений проблем информатизации, реализуемых в этих городах.

Следует отметить также, что составители сборника не обошли вниманием вклад научных фондов в развитие информационной сферы – статья О.В. Сюнтюренко "Состояние и основные задачи развития научного информационного сообщества в России" характеризует некоторые направления и исследования, поддерживаемые Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ).

Связь между содержанием первого и второго томов сборника "Развитие информационного общества в России" очевидна: идеи одного тома развиваются, интерпретируются и (или) воспроизводятся в другом; некоторые из авторов содержащихся в сборнике статей принимали непосредственное участие в разработке представленных в нем официальных документов и отвечают за их реализацию. (Г.В. Емельянов и А.А. Стрельцов, авторы статьи "О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации" являются, соответственно, начальником и заместителем начальника Управления информационной безопасности Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации). Составители сборника успешно реализовали идею представления в рамках одного издания научных исследований и разработок, информационно-аналитических материалов и концептуальных документов. Подобное сочетание, вообще характерное для журнала "Информационное общество" (главный редактор Ю.Е. Хохлов), делает и журнал, и рецензируемый сборник чрезвычайно полезным источником информации как для научных исследований, так и для образования.

В свете сказанного очевидно, что скромный тираж сборника – 700 экземпляров – далеко не отвечает потребности ученых, преподавателей, студентов и аспирантов в подобного рода издании.

Отмечая высокое качество научного содержания сборника, среди авторов которого – ученые из институтов Российской академии наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, остается лишь сожалеть, что здесь не представлены работы психологов (например, исследования проблем информационно-психологической безопасности, которые ведутся в Институте психологии РАН В.Е. Лепским). Хочется надеяться, что присущее редакторам сборника (имеющим ученые степени по физико-математическим наукам) осознание важности гуманитарных аспектов развития информационной сферы будет находить отражение и в последующих изданиях.


Алексеева Ирина Юрьевна - начальник отдела философии, социологии, политологии и права Российского гуманитарного научного фонда, доктор философских наук.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 66-68.