Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу – путь в будущее человеческой цивилизации. Это еще раз было зафиксировано на состоявшейся в Москве конференции "Партнерские сети как инструменты развития информационного общества и экономики знаний", материалы которой мы публикуем в этих номерах нашего журнала.
На крутых поворотах истории люди всегда задумываются над тем, как дать адекватный ответ на вызовы нового времени, как реализовать те преимущества, которые принесет с собой развитие и распространение новых технологий. Эта простая истина еще раз получила подтверждение на заседаниях и круглых столах представительного международного форума. В многочисленных докладах и сообщениях рассказывалось об опыте Армении (Гарегин Чукасзян), Белоруссии (В.Н. Дрыганов), Великобритании (Дэвид Вортли), Грузии (Нино Кунцева-Габашвили), Казахстана (Л.Ю. Скорынина), Канады (Джулия Дрю-Уотт), Малайзии (К. Дж. Джон), России (А.В. Евтюшкин, Т.В. Ершова, А.В. Коротков, А.Н. Кошкин, Д.Ф. Мезенцев, С.Л. Носов, С.В. Орлов, Ю.Е. Хохлов, Д.С. Черешкин), Таджикистана (Ромиш Шерали), Узбекистана (Шаукат Валитов), Украины (А.В. Колодюк), Эстонии (Ивар Талло) и т.д.
Много говорилось и о деятельности различных международных и национальных организаций в этой сфере – Всемирного Банка, Глобального партнерства во имя Знания, Целевой группы ООН по информационно-коммуникационным технологиям при Генеральном секретаре ООН и ее Региональной сети для стран Европы и Центральной Азии, Партнерства для развития информационного общества в России (ПРИОР), Глобальной инициативы в политике Интернет.
Особый интерес у присутствующих вызвал доклад руководителя Программы "Знания в интересах развития" Института Всемирного Банка Карла Далмана под названием "Знание-ёмкая экономика: концепции, тенденции, стратегии", ключевая идея которого изложена в эпиграфе: "Богатство или бедность страны зависят от успешности использования знаний". Излагая свое видение проблемы, К. Далман напоминает, что для любого государства главное – "выработать верную стратегию, учитывающую тесную взаимосвязь между различными составляющими знание-ёмкой экономики". Что касается России, то ученый уверен – наша страна "сегодня обладает огромным недоиспользованным потенциалом развития".
По нашему убеждению, Россия действительно стоит перед необходимостью мобилизовать для экономического роста такой важный и возобновляемый ресурс как информация и знания. Это потребует активной государственной политики и перераспределения природной ренты из ресурсодобывающих отраслей в науку, образование, информационно-коммуникационные технологии, поддержку инноваций. При этом простого перераспределения средств недостаточно, необходимо решение целого ряда проблем, включая реформу науки и образования, создание правовых условий, стимулирующих коммерциализацию результатов НИОКР, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и т.п. Решение этих масштабных задач возможно только в рамках согласованной и эффективной национальной стратегии развития информационного общества и знание-ёмкой экономики. Об этой стратегии – она называется "Россия в информационном веке" – рассказал в своем докладе А.В. Коротков. По мнению автора, для ее реализации "крайне необходим диалог между тремя ветвями развития информационно-коммуникационных технологий. Это государственные структуры, бизнес и гражданское общество". Здесь неоценимую помощь могут оказать партнерские организации и сети. Они являются площадкой для поиска нужных партнеров во всех сферах деятельности, придают значимость и весомость голосам участников в глобальных и национальных дебатах по вопросам использования ИКТ для развития. Партнерство как сообщество информационного века становится все более значимой силой по вовлечению человечества в глобальную информационную экономику новейшего времени.
В совместном проекте нашего журнала с корпорацией Microsoft – рубрике "Электронное правительство" – продолжается публикация материалов, посвященных мировым тенденциям и достижениям в этой области. Сегодня мы рассказываем об информационно-коммуникационных технологиях корпорации Microsoft для образования.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, с. 1.