Согласно методике, разработанной ИРИО для мониторинга движения Москвы к информационному обществу, исследование состояния и развития человеческого капитала в Москве осуществляется по следующим 4 параметрам:
Для межрегиональных сопоставлений привлекались, наряду с данными Госкомстата, также результаты обследований ряда других отечественных организаций: ФОМ, ВЦИОМ-А и др. за 2002–2004 гг.
Международные сопоставления основывались на данных ОЭСР, Евростата (по 15 странам ЕС) и Европейской комиссии, в том числе на результатах опросов населения и предприятий, проведенных в 2002 г. в рамках проекта SIBIS (Statistical Indicators for Benchmarking Information Society) с целью мониторинга развития информационного общества в странах Евросоюза и США. Поскольку статистика Евростата ведется лишь по предприятиям с числом занятых свыше 10 человек, для сравнительного межстранового анализа использовались показатели по московским предприятиям, отвечающие данному критерию.
Москва является главным образовательным и научным центром страны, в котором сконцентрирована примерно пятая часть вузов и организаций, выполняющих НИР, равно как и одним из ведущих центров мира в этих областях, что в решающей мере определяет образовательные характеристики ее населения. Согласно данным Программы развития ООН, по индексу образования2 , достигавшему в Москве в 2000 г. 1,019, столица опережает не только Россию, где соответствующий показатель составлял в 2001 г. 0,93, но и все развитые страны, включая Норвегию, Швецию и Австралию, имеющие максимальные значения этого показателя (0,99)3 .
В соответствии с разработанной методикой основными показателями уровня образования населения города с точки зрения электронного развития являются:
Результаты опроса ИРИОРОМИР в целом соответствуют данным обследований Госкомстата, согласно которым в 1999–2003 гг. доля лиц с высшим профессиональным образованием в структуре занятого населения Москвы колеблется в пределах 41–43% (см. табл.1). По данному показателю Москва традиционно опережает не только средний уровень России (23%), но и все другие ее регионы (рис. 1). По доле специалистов среди взрослого населения столица (31,6%) лидирует и на фоне развитых стран: по данным ОЭСР, в 2001 г. доля лиц, имеющих степени бакалавра и выше (или их эквиваленты), среди населения в возрасте 25–64 лет составляла в США и Норвегии 28%, Дании – 22%, Германии – 13%, а в Австрии и Португалии – всего 7%.4
Источник: Выборочное обследование населения по проблемам занятости. Май 2003. – М.: Госкомстат России, 2003.
Рис. 1. Доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, в структуре занятого населения (%), 2003 г.
Таблица 1. Доля занятого населения, имеющего высшее профессиональное образование (%), 1999–2003 гг.
В сегодняшних условиях высокой доле образованных среди занятого населения сопутствует дисбаланс на рынке труда. Такие явления как низкая заработная плата, безработица среди специалистов, работа не по специальности, высокий уровень эмиграции – все это свидетельствует о наличии серьезных проблем в данной области.
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003 – М.: Госкомстат, 2003. Рис. 2. Число исследователей на 10.000 человек населения, 2002 г.
Вместе с тем в последнее десятилетие наблюдается постепенное сокращение и деградация кадрового потенциала московской науки (рис. 3.) Эти процессы связаны с такими факторами общероссийского масштаба, как внешняя (за рубеж) и внутренняя (в другие сферы деятельности) «утечка умов», ослабление притока молодых кадров и старение научного персонала, что в дальнейшем может привести к ухудшению качественных характеристик человеческого капитала столицы.
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003. – М.: Госкомстат, 2003. Рис. 3. Динамика численности исследователей Москвы, 1999–2002 гг. (человек на 10.000 населения)
В 2002/2003 учебном году число студентов вузов на 1000 человек населения Москвы, по данным Госкомстата, достигало 111, что значительно превосходит значения этого показателя в России (41,5) и во всех других ее регионах (рис 4.).
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003 – М, Госкомстат, 2003 Рис. 4. Число студентов на 1000 человек населения, 2002 г. (человек)
В то же время в 2002/2003 гг. в Москве наметился некоторый спад в количестве поступающих и в общей численности студентов, прервавший стабильный рост численности московских студентов (рис. 5). Одна из причин этого явления – расширение возможностей получения в регионах высшего образования, отвечающего современным требованиям. Перераспределение студентов по территории страны может несколько ослабить позиции Москвы как ведущего отечественного центра подготовки высококвалифицированных кадров.
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. – М.: Госкомстат, 2000–2003 г. Рис. 5. Динамика численности студентов Москвы, 1998/1999 – 2002/2003 уч.гг. (человек на 1000 населения)
Источники: STI Scoreboard 2003, www.oecd.org; ИРИО–РОМИР, опрос населения, 2004 г. Рис. 6. Удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием в сфере ИКТ в странах ОЭСР (2001 г.) и Москве (2004 г.), в % от численности занятого населения
Источник: Госкомстат России Рис. 7. Прием студентов и выпуск специалистов по специальностям в сфере ИКТ на 10.000 человек населения, 2002 г.
Однако рост выпуска специалистов в сфере ИКТ пока не восполняет дефицит их определенных категорий на рынке труда, связанный с быстрым электронным развитием Москвы.
Подобные несоответствия, свидетельствующие о необходимости изменений в системе подготовки и переподготовки специалистов в сфере ИКТ, характерны и в целом для России. Так, известно, что около четверти российских выпускников по электронным специальностям сталкивается с проблемами при поиске работы11 . Определенные диспропорции существуют и на западных рынках труда, на что, например, указывает возросшая безработица среди ИКТ-специалистов, а также высокая доля иностранцев, превышающая в США 18%, среди квалифицированного персонала в сфере ИКТ12 .
Как показывают данные опроса европейских предприятий, из их числа 6% сталкивается с проблемами найма ИКТ-специалистов, в том числе 23% крупных организаций с числом занятых свыше 250 человек13 . Сходная ситуация наблюдается и в Москве: по данным опроса предприятий, проведенного ИРИО, 6,7 % руководителей столичных предприятий, в том числе 25% – крупных предприятий, отмечают наличие проблем в сфере найма ИКТ-специалистов в качестве серьезного барьера на пути использования ИКТ.
Наличие указанных несоответствий на столичном рынке труда ИКТ-специалистов свидетельствует о необходимости адаптации к потребностям электронного развития не только системы высшего образования, но и системы послевузовской подготовки.
Таким образом, по доле специалистов в сфере ИКТ среди занятых Москва находится примерно на одном уровне с западными странами. Однако, несмотря на высокий уровень развития в Москве системы образования (как базового, так и дополнительного), численность специалистов в области ИКТ в настоящее время невелика. Хотя в Москве положение с ИКТ-специалистами заметно лучше, чем в целом по России, город имеет структурные диспропорции на рынке труда, что определяет необходимость корректирующих мер со стороны столичных органов власти.
Применяли указанные навыки (пользовались ПК) в течение 12 месяцев перед опросом ИРИО–РОМИР, то есть в 2003-2004 гг., 45,5% москвичей. Для сравнения: в ЕС в 2002 г. доля лиц, пользовавшихся компьютером в течение 3 месяцев перед опросом, составляла 49% взрослого населения (рис. 8).
Доля лиц, пользовавшихся ПК в течение последних 12 месяцев, заметно варьируется среди разных социально-демографических групп столичного населения (рис. 9).
Источники: ИРИО–РОМИР, опрос населения,2004 г.; Statistics on the information society in Europe. Data 1996-2002. – www.europa.eu.int. Рис. 8. Доля населения, использующего ПК в Москве в течение 12 месяцев перед опросом (2003-2004 гг.) и странах ЕС в течение 3 месяцев перед опросом (2002 г.), %
Источник: ИРИО–РОМИР, опрос населения, 2004 г. Рис. 9. Удельный вес пользователей ПК среди различных социально-демографических групп населения г. Москвы (%)
Так, удельный вес пользователей ПК среди лиц моложе 25 лет достигает в Москве 74,1%, тогда как среди лиц старше 65 лет – 11,7%. В Дании аналогичные показатели составляют 89% и 27%. Среди мужчин в столице их насчитывается 51%, среди женщин – 41,4%, в Дании – 75% и 68%, соответственно. Среди лиц с высшим образованием на долю пользователей ПК в Москве приходится 69,2% по сравнению с 43,7% среди лиц, имевших неполное среднее образование, а в Дании – 87% в первом случае и 56% – во втором.
Источники: ИРИО–РОМИР, опрос населения, 2004 г.; Eurobarometer, 2001. – N 56.0. – www.europa-eu.int Рис. 10. Доля занятого населения, использующего ПК на работе в Москве (2004 г.) и странах ЕС (2001 г.), %
Лучше ситуация с использованием ПК на рабочих местах у крупных и средних предприятий столицы. Как показывают результаты обследования Госкомстата, по доле средних и крупных организаций, в которых большинство работников используют компьютер (48%), Москва опережает все другие российские регионы (см. табл. 2). Согласно данным опроса ИРИО-РОМИР, как минимум 2,6% взрослого населения Москвы15 занимается дома телеработой – удаленным трудом с использованием средств ИКТ: электронной почты, видеоконференций и т.п. В ЕС доля наемного персонала, работающего дома на компьютере с использованием средств электронной передачи данных для получения заказов, отправки выполненной работы и т.п., составляет в среднем 7,4% занятого населения (от 2% в Португалии до 21% в Нидерландах). С учетом самозанятых, выполняющих телеработу в малых и домашних офисах, и лиц, практикующих мобильную телеработу, дистанционным трудом на базе ИКТ в 2002 г. было охвачено в общей сложности 13% занятых в ЕС16 .
В 2002 г. в ЕС в среднем 26% работников (50% в Финляндии) прошли специальное обучение по использованию ПК для работы18 . При этом 20% работников его получили за счет работодателя и 16% – по месту работы.
Удельный вес предприятий, выделяющих средства на обучение сотрудников в сфере ИКТ, в Москве значительно ниже, чем в ЕС (рис. 11.) Столь заметное опережение по данному показателю, отмечаемое у стран ЕС по сравнению с Москвой, обусловлено активным финансовым участием предприятий Евросоюза в обучении работников навыкам ИКТ (организацией бесплатных курсов по месту работы, оплатой рабочего времени и учебы в других организациях). По всей видимости, столичные предприятия (расходы которых на обучение сотрудников навыкам в сфере ИКТ составляют, по данным опроса ИРИО, всего 0,03% оборота) либо недооценивают необходимость соответствующих инвестиций в человеческие ресурсы, либо стремятся переложить эти расходы на государство или самих работников.
Источники: ИРИО, опрос предприятий, 2004 г.; The European e-Business Report 2002/2003. 1st Synthesis Report of the e-Business W@tch March 2003. – www.europa-eu.int Рис.11. Доля предприятий, выделяющих средства на обучение сотрудников в сфере ИКТ в г. Москве (2004 г.) и странах ЕС (2002 г.), %
эти показатели заметно выше и составляют соответственно 33,5% и 33,8%. Развитию компьютерных навыков среди подрастающего поколения способствуют, в частности, организация компьютерного обучения в школах и вузах, а также улучшение обеспечения московских семей компьютерами и другим информационным имуществом.
Однако такими навыками, как умение общаться с помощью электронной почты и интернета, использовать поисковые машины для нахождения информации в Сети и определять ее подходящие источники, а также загружать и устанавливать ПО, владеет гораздо меньший процент москвичей, и по этим показателям Москва заметно отстает от стран ЕС и особенно – от США, имеющих среди западных стран наиболее грамотное в компьютерном отношении население (см. рис. 12 и 13)19 .
Источники: ИРИО–РОМИР, опрос населения, 2004 г.; Benchmarking Education in the Information Society in Europe and the US. 2003. – www.sibis-еu.org Рис. 12. Доля лиц, уверенно выполняющих операции на компьютере, в г. Москве, странах ЕС (15) и США (% населения)
Источники: ИРИО–РОМИР, опрос населения, 2004 г.; Benchmarking Education in the Information Society in Europe and the US. 2003. – www.sibis-еu.org Рис.13. Доля лиц моложе 25 лет, уверенно выполняющих операции на компьютере, в Москве, странах ЕС (15) и США (% населения моложе 25 лет)
Источники: ИРИО–РОМИР, опрос населения, 2004 г.; Benchmarking Education in the Information Society in Europe and the US. 2003. – www.sibis-еu.org Рис. 14. Индекс информационной грамотности взрослого населения в целом и молодежи до 25 лет в г. Москве, странах ЕС и США (баллы, от 0 до 3)
Как показывают результаты опроса ФОМ весной 2004 г., по доле интернет-пользователей (полугодовой аудитории) среди взрослого населения Москва (34%) заметно опережает уровень России (13%) и всех ее регионов. Согласно данным предыдущих опросов ФОМ, в 2002 г. этот показатель составлял в столице 27% и в последние годы темпы роста численности аудитории, в которых отмечаются существенные колебания, в Москве отстают от средних по России21 .
По сравнению с большинством развитых стран размеры интернет-аудитории в Москве заметно меньше. По данным Евробарометра, в 2002 г. в ЕС интернетом пользовалось 53% населения старше 15 лет (от 22% в Греции до 77% в Дании), в том числе в метрополисах указанный показатель достигал 59%22 . По данным опроса, осуществленного в рамках проекта SIBIS в том же году, годовая интернет-аудитория достигала в ЕС 54% взрослого населения, а в США – 77%.
Как показывают результаты опросов ФОМ, в Москве доля регулярных пользователей интернета, выходящих в Сеть не реже раза в сутки, раза в неделю и раза в месяц, превышает средний уровень России и всех других ее регионов23 . Однако Москва значительно отстает по этому показателю от метрополисов ЕС (рис. 15). Интересное наблюдение – как отмечают эксперты (и наш опрос это подтверждает), в последние годы суточная аудитория Сети растет быстрее, чем недельная, а недельная – быстрее, чем месячная, и так далее, и активность уже существующих пользователей растет гораздо быстрее, чем их количество.
* Доля населения, хотя бы раз пользовавшаяся интернетом Источники: Фонд «Общественное мнение», 2004 г. – www.fom.ru; Flash Eurobarometer N 135, December 2002. – www.europa.eu.int Рис. 15. Доля интернет-пользователей по частоте выхода в Сеть (% взрослого населения) в Москве (2004 г.) и метрополисах ЕС (2002 г.)
Источники: ИРИО-РОМИР, опрос населения, 2004 г.; Benchmarking Telecommunication and Access in the Information Society. 2003. – www.sibis.eu.org Рис. 16. Доля интернет-пользователей по «стажу» выхода в Сеть (% пользователей) в Москве (2004 г.), странах ЕС и США (2002 г.)
Наше обследование подтвердило наличие социально-демографических различий в использовании интернета в Москве. Среди возрастных групп в Москве, как и повсюду в мире, в наибольшей степени освоила интернет молодежь (гораздо быстрее других слоев населения воспринимающая новшества, к числу которых относятся и ИКТ, рис. 17). По данным опроса ФОМ, 72% жителей столицы в возрасте 18–24 лет являются пользователями Сети.
Источник: Фонд «Общественное мнение», 2004 г., www.fom.ru Рис. 17. Доля лиц, пользующихся интернетом, среди социально-демографических групп населения г. Москвы (%)
Источники: ИРИО-РОМИР, опрос населения, 2004 г. Рис. 18. Возрастная структура интернет-пользователей в г. Москве (2004 г.), %
Дифференциация пользователей по уровню образования проявляется в большей доле лиц, имеющих навыки в использовании интернета, среди населения с высшим образованием. Более высокая интернет-активность лиц с высшим образованием в столице, как и во всем мире, накладывающаяся на их более высокую долю в составе населения столицы, обуславливает явное преобладание этой социальной группы в структуре столичной аудитории интернета (составляющей, по данным ИРИО–РОМИР, 49,2%, вместе с имеющими незаконченное высшее – 62,4%) по сравнению с другими российскими регионами27 .
Подобное варьирование доли интернет-аудитории по гендерному параметру, ее уменьшение с возрастом и увеличение с уровнем образования пользователей характерно и для западных стран. Например, в Дании, где средняя доля пользователей, выходивших в Сеть в течение трех месяцев перед опросом, составляла в 2002 г. 64%, среди мужчин она достигала 68% против 60% среди женщин; среди лиц 16–24 лет этот показатель составлял 88% по сравнению с 18% в группе 65–74 лет; среди лиц с высшим образованием он равнялся 81%, тогда как среди лиц с незаконченным средним образованием – всего 49%. В США доля интернет-пользователей среди специалистов и руководителей повышается до 85%, тогда как среди неквалифицированных работников снижается до 45%.
В последние годы в Москве наблюдаются серьезные перемены – столичные интернет-пользователи становятся в среднем старше, женщин среди них становится больше. Прежнюю московскую аудиторию, какой она была несколько лет назад, сейчас напоминают региональные аудитории.
Использование этого эффективного средства коммуникаций пока не стало массовым среди работников столичных предприятий. По данным опроса предприятий, осуществленного ИРИО, лишь на 6,3% предприятий города большинство сотрудников используют электронную почту, тогда как в ЕС, по данным опроса в рамках проекта SIBIS, свободный доступ к электронной почте обеспечивают большинству своих сотрудников 68% предприятий (от 41% в Греции до 94% в Финляндии) 29 .
Если проводить международные сопоставления, то по данному показателю Москва близка к среднему уровню ЕС 2002 года: согласно результатам опроса в рамках проекта SIBIS, в 2002 г. мобильные телефоны имели 69% населения ЕС (от 59 % в Греции до 82% в Финляндии)30 .
Как показывают результаты обследования ИРИО-РОМИР, лишь 3,8% столичного населения (5,6% владельцев мобильных телефонов) пользуется мобильным доступом к интернету, для чего требуются специальные навыки. Их осваивают в основном молодые люди до 25 лет, среди которых 8,4% выходят в Сеть с помощью мобильных телефонов. По данным опроса в рамках проекта SIBIS, в ЕС 2002 г. мобильным интернетом пользовалась примерно такая же часть жителей: 4% всего населения, в том числе 7% – до 25 лет31 .
Более развитая информационная инфраструктура, характеризующаяся развитыми СМИ, высокими показателями библиотечного фонда, издаваемых книг и газет на душу населения, более высокий уровень образования населения сказываются на общей осведомленности москвичей и, в частности, их информированности о возможностях ИКТ. Популяризации ИКТ способствуют реклама в средствах массовой информации и немалое число изданий по вопросам ИКТ, составляющих в Москве 3% от общего числа издаваемых книг и журналов.
Следующие показатели характеризуют этот параметр:
О растущем осознании важности ИКТ свидетельствуют и рост числа пользователей ПК , интернета, электронной почты, количества владельцев мобильных телефонов, а также наличие лиц, которые собираются начать ими пользоваться. Так, в Москве 4% опрошенного ФОМ весной 2004 г. взрослого населения столицы планирует начать пользоваться Сетью в течение года и еще 8% – в течение срока, превышающего год.
Однако, как показывают результаты опроса ИРИО–РОМИР, на пути использования ИКТ населением столицы и, в частности, освоения им интернета, стоят серьезные барьеры. Среди главных причин, препятствующих использованию Сети: отсутствие домашнего оборудования с выходом в Сеть, которое отмечает 38,4% лиц, не пользующихся интернетом, нежелание им пользоваться (33,5%), отсутствие необходимых навыков (10,3%), неосведомленность о его возможностях (7,3%) и отсутствие рядом пунктов общественного доступа (3,8%).
В Европе и США интернет известен практически всем. Как показывают результаты опроса Евробарометра, большинство признает важным иметь возможность использовать компьютер и интернет в профессиональной деятельности и повседневной жизни33 . Однако согласно данным обследования в рамках проекта SIBIS в 2002 г., в странах Восточной Европы, в которых 73% населения не пользуется интернетом, 15% никогда о нем не слышало34.
В целом в России и отчасти в Москве сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, значительная часть населения пользуется ИКТ и осознает их важность, с другой – по-прежнему высока доля лиц, которые мало осведомлены о возможностях ИКТ и не осознают важности их использования. В отношении этих групп требуются специальные мероприятия информационно-просветительского характера.
Таким образом человеческий капитал столицы обладает высоким потенциалом с точки зрения электронного развития. Население города динамично осваивает знания и навыки в области ИКТ, растет его осведомленность в сфере ИКТ.
Вместе с тем существует большой разрыв между показателями, отражающими, с одной стороны, уровень образования населения, а с другой – долей населения, имеющего навыки использования ИКТ и осознающего необходимость их использования. Развитие человеческих ресурсов столицы крайне неравномерно по группам населения, среди которых меньшей степенью готовности к информационному обществу обладают лица старшего возраста, с низким уровнем образования и доходов.
Основными проблемами в развитии человеческого капитала столицы являются:
Эти задачи связаны, с одной стороны, с сохранением и эффективным использованием уже имеющегося человеческого потенциала, а с другой стороны, – с расширением и актуализацией структуры подготовки этих кадров. Не менее важно и обеспечение стабильной динамики подготовки специалистов в соответствии с потребностями электронного развития.
Быстро нарастающая потребность в ИКТ-специалистах определяет необходимость адаптации к этим потребностям не только системы основного высшего, но и дополнительного, послевузовского образования. Это касается в первую очередь таких востребованных специальностей, как программист, специалист по ремонту, обслуживанию и модернизации ПК, инженер-системотехник АСУ и др.
Создание более благоприятных условий для развития столичного ИКТ-сектора могло бы способствовать ограничению утечки ИКТ-специалистов за границу и стимулировать их возврат.
Развитию навыков и повышению осведомленности населения в сфере ИКТ могли бы содействовать конкретные целенаправленные меры городских властей, среди которых приоритетное значение имеют следующие:
Ссылки:
1 Schultz T. The Economic Value of Education.- N.Y., 1963; Becker G. Investment in Human Capital. – Journal of Political Economy, Oct. 1962.
2 Индекс образования рассчитывается на основе показателей уровня грамотности взрослого населения и доли поступивших в учебных заведения всех уровней среди населения 6–23 лет.
3 Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002–2003 годы. – М., ПРООН, 2003. – www.undp.ru; Human Development Report 2003. – UNDP, 2003. – www.undp.org
4 Education at a Glance. P., OECD, 2003. – www.oecd.org
5 Согласно данным опросов в рамках проекта SIBIS, в 2002 г. в странах Западной Европы электронной почтой пользовались 99,7% ученых, интернетом – 98,9%, индивидуальную профессиональную веб-страницу имели 70% (Internet in R&D. 2003. – www.sibis-eu.org). В России, по результатам обследования ИИЕТ РАН, в 2003 г. 93% ученых регулярно использовали ПК в работе, 56% – электронную почту, 48% – интернет (НГ-наука, 23.06.2004).
6 OECD Observer. P., OECD, 2003. – www.oecd.org
7 Образование в России. – М.: Госкомстат России, 2003.
8 Международные сопоставления численности специалистов в сфере ИКТ осуществляются на основе Международной стандартной классификации профессий МОТ (ISCO-88) по следующим категориям занятых: исследователь/аналитик в области вычислительной техники, программист, инженер по компьютерам, техник по компьютерам, оператор компьютерного оборудования, оператор промышленных роботов, фотограф или оператор оборудования видео- и звукозаписи, оператор теле- и радиопередающего и телекоммуникационного оборудования.
9 Учет студентов по группам специальностей в региональном разрезе ведется Госкомстатом по численности вновь принятых студентов и выпускников, а не по общей численности студентов.
10 OECD Education Database 2001. – www.oecd.org.
11 Высшее образование в России. – 2004. – № 2. – С. 41.
12 Tendences des migrations internationelles. – OECD, 2003. – www.oecd.org
13 The European e-Business Report 2002/2003. A portrait of e-business in 15 sectors of the EU economy. 1st Synthesis Report of the e-Business W@tch March 2003. – www.europa.eu.int
14 Eurobarometer, 2001. – N 56.0. Statistics on the information society in Europe. Data 1996-2002. – www.europa.eu.int
15 Согласно данным обследования ИРИО–РОМИР, в столице насчитывается 2,6% домохозяйств, хотя бы 1 из членов которых занимается дома телеработой.
16 Benchmarking Work, Employment and Skills in the information Society in Europe and the US. 2003. – www.sibis-eu.org
17 По данным всероссийского опроса населения ИРИО (осень 2002 г.), всего около 7% россиян прошли обучение работе на ПК на специальных курсах.
18 Statistics on the information society in Europe. Data 1996-2002. – www.europa-eu.int
19 Benchmarking Education in the Information Society in Europe and the US, 2003. – www.sibis-eu.org
20 Индекс информационной (цифровой – digital) грамотности рассчитывается на основе 4 показателей, характеризующих долю населения, умеющего уверенно и достаточно уверенно выполнять следующие операции на компьютере: общаться с помощью электронной почты и интернета, использовать поисковые машины и определять подходящие источники информации в интернете, загружать и устанавливать программы на компьютере. Доля лиц, уверенно умеющих выполнять каждую из операций, оценивается в 3 балла (умножается на 3), достаточно уверенно – в 1 бал. Все 4 показателя имеют одинаковые веса.
21 www.fom.ru
22 Flash Eurobarometer N 135, December 2002. – www.europa-eu.int
23 Согласно данным ФОМ, весной 2004 г. доля пользователей, выходивших в Сеть не реже раза в сутки, достигала в Москве 43% полугодовой аудитории, раза в неделю – 70%, раза в месяц – 88%. В России в целом аналогичные показатели составляли 29%, 57% и 80% соответственно (www.fom.ru).
24 Benchmarking Work, Employment and Skills in the information Society in Europe and the US. 2003. – www.sibis-eu.org
25 Согласно данным ФОМ, весной 2004 г. в Москве пользовались интернетом 72%, а в России в среднем – 34% населения в возрасте 18–24 лет, 57% и 23% среди лиц 25–34 лет, 39% и 14% среди жителей 35–44 лет, 23% и 8% в возрастной группе 45–54 лет, 8% и 1% среди населения старше 55 лет соответственно (www.fom.ru).
26 По данным ФОМ, весной 2004 г. в России в целом на долю пользователей 18–24 лет приходилось 36% аудитории интернета, 25–34 лет – 30%, 35–44 лет – 19%, 45–54 лет – 12% и старше 55 лет – всего 3% (www.fom.ru).
27 По данным ФОМ, весной 2004 г. доля лиц с высшим образованием в структуре столичной интернет-аудитории достигала 53%, тогда как в России в целом доминирующей группой являются пользователи со средним специальным образованием, на долю которых приходится 36%, в том числе в Дальневосточном федеральном округе – 55%. А в Сибирском округе преобладают пользователи со средним общим образованием (34%) (www.fom.ru).
28 Matching up to the Information Society. An evaluation of the EU, the EU Accession Countries, Switzerland and the United States. 2003. – www.sibis-eu.org
29 Benchmarking Work, Employment and Skills in the information Society in Europe and the US. 2003. – www.sibis-eu.org
30 Benchmarking Telecommunication and Access in the Information Society. – 2003. – www.sibis-eu.org
31 SIBIS Pocket Book 2002/03. Measuring the Information Society in the EU, the EU Accession Countries, Switzerland and the US. – 2003. – www.sibis-eu.org
32 www.levada.ru
33 Eurobarometer, 2001, N 56.0. – www.europa-eu.int
34 eEurope Benchmarking: Key Figures for NAS 10 Countries. 2003. – www.sibis-eu.org
Цапенко Ирина Павловна - Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, кандидат экономических наук.
Шапошник Сергей Борисович - Руководитель проекта «Разработка и реализация системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу», Руководитель дирекции по мониторингу развития информационного общества, Института развития информационного общества.
© Информационное общество, 2004, вып. 3-4, сс. 11-23.