Функционирование городского хозяйства является зоной стратегических интересов органов государственной власти всех уровней, что обусловлено в первую очередь высокой социальной значимостью, а также значительными объемами финансирования данной отрасли со стороны федеральных и местных бюджетов. Низкая эффективность ЖКХ, слабая реализация социальных гарантий при его функционировании определили необходимость реформы ЖКХ, проведение которой во многом осложняется еще и тем, что данная отрасль практически не интегрирована в рыночную экономику России. При этом необходимым условием успешной реализации реформы ЖКХ является создание эффективных механизмов информационного обеспечения данной сферы.
Несмотря на то, что информатизация сферы городского хозяйства города Москвы, несомненно, опережает подобные процессы в других субъектах Российской Федерации, здесь имеют место проблемы децентрализации при решении информационных задач.
В процессе реформы ЖКХ вертикальная модель управления все чаще сочетается с горизонтальной, вследствие чего руководящие кадры на местах все более широко используют различные территориальные и отраслевые системы автоматизации для повышения эффективности собственных процессов производства и управления (особенно на направлениях учета потребления ресурсов и проведения взаиморасчетов между участниками сферы городского хозяйства).
Как правило, внедрение данных систем носит разрозненный характер, что не позволяет объединить информационные потоки с целью их дальнейшего комплексного использования органами исполнительной власти столицы.
Практически вся первичная информация в общегородских и ведомственных ИС "привязана" к конкретным объектам, субъектам и процессам на конкретной территории конкретного района и собирается территориальными органами управления.
Однако значительная часть этих информационных потоков имеет восходящий характер и, пройдя зачастую многоуровневую обработку, сосредотачивается в ведомственных информационных системах.
Практически отсутствуют территориальные информационные системы для коммуникации власти и населения в области функционирования городского хозяйства.
При этом существенным положительным фактором, влияющим на проблему информатизации в г. Москве является наличие современных высокоскоростных каналов связи, позволяющих перейти к развертыванию высокоэффективных распределенных автоматизированных систем.
Анализ состояния информационного обеспечения сферы городского хозяйства Москвы выявил ряд проблем:
Понимание проблем централизованной автоматизации сферы городского хозяйства как основы для реализации реформы ЖКХ, а также необходимость контроля над ее информационными ресурсами нашло свое отражение практически во всех законодательных актах по реформированию ЖКХ в РФ и городе Москве, из которых особенно следует выделить:
К преимуществам новой системы относятся возможность быстрой настойки на вновь возникающие задачи и стандартизация данных, что резко повышает эффективность ее использования.
На мой взгляд, единственным ответственным лицом за реализацию столь масштабной задачи как создание единой информационно-аналитической системы городского хозяйства может стать городская программа "Электронная Москва".
© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 65-66.