Технологические аспекты формирования электронного правительства на региональном уровне

________________________________________

В.Г. Матюхин



Для нашей страны с ее огромной территорией, удаленными и труднодоступными районами внедрение и постоянное совершенствование инфокоммуникационных технологий особенно важно. Необходимо последовательно выстраивать общероссийское информационное пространство, технически оснащенное и интегрированное в единую мировую систему. На эти цели направлена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», реализация которой интенсифицировала процессы информатизации в регионах, а также позитивно отразилась на динамике развития отечественного ИКТ-рынка.

В апреле прошлого года на заседании Совета главных конструкторов информатизации регионов Российской Федерации были рассмотрены предложения по корректировке ФЦП «Электронная Россия», которые были учтены в новой редакции Программы. Совет высказался за необходимость усиления координирующей роли федерального центра и организации поддержки региональной информатизации на политическом уровне.

Новая редакция ФЦП «Электронная Россия», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 502, предусматривает:


Согласно Концепции региональной информатизации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р), на первом этапе ее реализации (2006 год) должна быть разработана и согласована общая методика проектирования электронного правительства региона, модель его общей концептуальной, функциональной, информационной и технической структур. Второй этап (2008 год) предусматривает разработку и апробацию типовых решений в сферерегиональной информатизации. В ходе третьего этапа (2010 год) на уровне субъектов Российской Федерации должны быть реализованы и введены в эксплуатацию региональные информационные системы.

На основе общих принципов построения информационно-технологической инфраструктуры начаты крупные проекты:

1) создание национальной системы удостоверяющих центров;

2) создание федерального информационного центра;

3) создание национальной системы идентификации.

1. Организация электронного взаимодействия при выполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг по сути предопределяет переход к юридически значимому электронному документообороту и формированию инфраструктуры доверия с применением электронной цифровой подписи.

Наша страна одной из первых приняла Федеральный закон от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», который ввел понятие «Удостоверяющий центр» (рис. 1).




Рис. 1. Понятие "Удостоверяющий центр"



Он сыграл свою положительную роль в практическом внедрении и использовании ЭЦП. Сегодня в стране около 300 различных удостоверяющих центров, обеспечивающих интересы корпоративных информационных систем. В развитие ведомственных инфраструктур использования ЭЦП вложены колоссальные средства. Корпоративные удостоверяющие центры практически не взаимодействуют между собой, что не позволяет создать единое доверительное и безопасное пространство электронного взаимодействия.

Была разработана Концепция создания системы удостоверяющих центров, которая прошла апробацию на разных уровнях. Основой такой системы в соответствии с Концепцией должен стать Федеральный (корневой) удостоверяющий центр (ФУЦ).

Такой центр создан в 2004 году по заказу Росинформтехнологии и представлен общественности в июне 2005 года, сертифицирован ФСБ в первом квартале 2006 года. ФУЦ обеспечивает наивысшую в России степень физической защиты и информационной безопасности, в дальнейшем планируется его развитие как территориально-распределенного объекта в катастрофоустойчивом исполнении.

Его основным предназначением является формирование национальной инфраструктуры открытых ключей и выполнение функций корневого в системе удостоверяющих центров (как основного объединяющего элемента).

Как уполномоченный орган исполнительной власти в области использования ЭЦП Росинформтехнологии приступило к ведению Единого государственного реестра уполномоченных лиц удостоверяющих центров (ЕГР). Сегодня в ЕГР внесено более 68 удостоверяющих центров, оказывающих услуги органам власти, хозяйствующим субъектам, организациям и населению.

Таким образом, сложились все предпосылки создать основу национальной инфраструктуры открытых ключей, объединив разрозненные удостоверяющие центры в единую систему, и обеспечить формирование единого доверительного пространства электронного взаимодействия субъектов отношений (рис. 2).


Рис. 2. Единое доверительное пространство
электронного взаимодействия.



При переходе на электронный документооборот одной ЭЦП для обеспечения доверия оказывается недостаточно. Это связано с тем, что в государственном управлении требуется гарантировать выполнение установленных процедур принятия решения (учет, запись в журнале, дата протокола и т. д.). Поэтому возникает необходимость создания механизма удостоверения независимым агентом времени (электронный нотариус) внесения изменений в данные учета или иные документы.

Кстати, международная практика также вышла на необходимость обеспечения подобного рода сервисов. Более того, компетентные международные органы уже приступили к стандартизации этих процедур в глобальном электронном простран­стве. При этом наряду с метками времени вводятся и другие сервисы, призванные надежно обеспечить доверительную среду для критических систем электронного документооборота, которые могут найти применение также и в России.

2. В качестве основы системы интеграции государственных информационных ресурсов, порождаемых в ведомственных, региональных и муниципальных информационных системах, а также для обеспечения оказания информационных государственных услуг населению и организациям, в том числе для реализации технологии «одного окна», ведется создание Федерального информационного центра (ФИЦ) как системы территориально распределенного активного хранилища государственных информационных ресурсов с управляемым доступом.

3. Одной из основных целей Закона «О персональных данных» является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных. Вопрос о защите персональных данных тесно связан с вопросами идентификации и высокими требованиями по информационной безопасности систем, в которых хранятся и обрабатываются персональные данные.

Требуется создание единых идентификационных элементов на всю страну, имеющих высокую безопасность и большую функциональность. Учитывая, что такое решение является чрезвычайно дорого­стоящим, логичнее использовать комплексное решение стоящих вопросов с учетом положительного опыта создания систем социальных карт, хорошо зарекомендовавших себя в регионах и используемых для предоставления социальных льгот и в платежных системах, для проезда в транспорте. Такие идентификационные элементы могли бы использоваться также для взаимодействия граждан с налоговыми, таможенными органами, при предоставлении услуг в здравоохранении, в системе единого экзамена, информировании о накопительной части пенсии, использоваться как водительские права и в ряде других применений. При этом если не вводить единые идентификационные элементы, то при предоставлении различных услуг граждане вместо одного идентификатора-карты должны будут носить множество карт с различными функциональными приложениями.

Дальнейшее развитие распределенных систем удостоверяющих центров, федерального информационного центра и системы идентификации видится в практическом осуществлении частно-государственного партнерства. При этом государ­ство создает федеральные центры на бюджетные средства, а регионы и коммерческие структуры вкладывают свои средства в реализацию структур своего уровня.

Так, например, создание Федерального удостоверяющего центра и удостоверяющих центров федеральных и региональных органов государ­ственной власти осуществляется за счет бюджетов соответствующих уровней. Создание коммерческих удостоверяющих центров осуществляется за счет внебюджетных источников.

Все удостоверяющие центры, входящие в систему, функционируют согласовано, на основе гармонизированных регламентов и стратегий безопасности.

Опыт работы Росинформтехнологии в 2004–2006 годах выявил следующую проблему.

Создание Федерального информационного центра (ФИЦ) и Федерального удостоверяющего центра (ФУЦ) предусмотрено в новой редакции ФЦП «Электронная Россия». Однако до настоящего времени не решен вопрос организации сервисных услуг на базе ФИЦ и ФУЦ в режиме их штатной эксплуатации.

По нашему мнению, оптимальным решением является создание Национального информационно-технологического оператора. Его основной задачей должно стать оказание содействия министерствам и ведомствам в предоставлении ими качественных государственных услуг населению и организациям.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что результаты работ, проведенных по инициативе Росинформтехнологии в 2004–2006 годах, полностью подтвердили правильность выбора основных принципов и базовых технологий формирования информационно-технологической инфраструктуры «электронного государства» и легли в основу новой редакции ФЦП «Электронная Россия». Росинформтехнологии готово сотрудничать со всеми заинтересованными ведомствами, региональными и муниципальными органами власти в части учета предложений по сформулированным задачам.

________________________________________________

Матюхин Владимир Георгиевич - руководитель Федерального агентства по информационным технологиям


© Информационное общество, 2006, вып. 4, сc. 16-18.