Инновационная экономика нового поколения как глобальная информационная система
____________________________________
Трейер В.В.




Статья рекомендована Т.В. Ершовой 12.08.2013 г.

Аннотация

Сегодня синонимом инновационной экономики является экономика знаний, которая предполагает: использование и анализ огромных массивов информационных ресурсов без ограничения в пространстве и времени; формализованное описание всех объектов, субъектов и коммуникаций, участвующих в организации жизнедеятельности социально-экономической сферы; обеспечение нормативно-правового и нормативно-технического взаимодействия по установленным правилам всех субъектов общества (физических и юридических лиц); обеспечение задаваемых нормативов качества жизни. Этот тип экономики в статье идентифицирован как «инновационная экономика нового поколения». Предпринимается попытка показать, что ее принципы могут быть воплощены в жизнь при том условии, что она будет рассматриваться как глобальная информационная система.

Ключевые слова:
инновации, инновационная экономика, критические технологии, институциональные преобразования, глобальная информационная система, единая коммуникационная среда, венчурный бизнес, процессная схема управления.


Что понимать под инновационной экономикой нового поколения

В России в научной среде и на всех уровнях государственного управления много пишут и говорят об инновационной экономике. Однако с реализацией этой идеи на практике прогресса не наблюдается. Возникает вопрос, почему, располагая всеми ресурсами для формирования национальной экономики как инновационной, мы продолжаем оставаться преимущественно сырьевой страной? Почему в России не востребованы наука и порождаемые ею инновации? В статье не ставится задача дать исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, предполагается коснуться тех аспектов проблемы, которые достаточно очевидны и для которых решения уже созрели.
Прежде всего необходимо определиться с тем, что мы понимаем под инновационной экономикой нового поколения. На наш взгляд, это экономика знаний, основанная на инновациях в науке и технологиях, в которой добавленная стоимость создается главным образом благодаря высококвалифицированному человеческому капиталу (с реализацией ее в информационной среде с высоким уровнем коммуникационных возможностей), а не только за счет материального производства. При этом экономика остается рыночной, а реализация инноваций предполагает наличие в стране развитой системы венчурного бизнеса и государственной поддержки. Именно инновационная экономика открывает путь к экономическим преимуществам и, как следствие, к обеспечению конкурентоспособности стран и национальных компаний в международном разделении труда. Приведенная трактовка понятия «инновационная экономика нового поколения», а также ее место и роль в жизни общества соответствуют принятым представлением о ней в мировом сообществе и разделяются специалистами в нашей стране.
Сложнее обстоит дело с восприятием, а, точнее, невосприимчивостью нашей национальной экономики к достижениям науки и инновациям. Это серьезный сигнал о ее неблагополучии. Здесь уместно напомнить один из основополагающих принципов общей теории систем: если форма реализации системы не соответствует ее содержанию, система, чтобы выжить, должна либо изменить форму своего существования, либо разрушиться. Невосприятие технических инноваций российской экономикой свидетельствует о том, что форма ее реализации не соответствует сложившимся реалиям. Значит, наступил момент, когда уже нельзя откладывать на потом корректировку структуры российской экономики как системы. Необходимо по-новому организовать внутреннее и внешнее взаимодействие выделенных в ней структурных элементов, сформировать набор критериев эффективности функционирования национальной экономики в ее модернизированном варианте. Разумеется, такая корректировка должна осуществляться в рамках хорошо продуманного эволюционного процесса.

Структура глобальной информационной системы

Высокий уровень информатизации инновационной экономики нового поколения требует четкости в организации ее структуры. Вместе с тем она не содержит принципиально новых элементов. Скорее, следует тщательно осмыслить имеющийся опыт и по-новому взглянуть на на нее – как на глобальную информационную систему, и структурировать ее в соответствии с возложенными на нее функциями и задачами. Для этого необходимо выделить в ней структурные элементы, учитывать их внутреннее и внешнее взаимодействие, а также ввести условия, при которых она будет успешно функционировать.
Исходным условием здесь является использование международного стандарта «Система национальных счетов» (SNA-System of National Accounts). Этот стандарт, применяемый практически всеми экономически развитыми странами мира, позволяет с единых позиций осуществлять формализованное описание экономики – от макроэкономического уровня до уровня конкретных институциональных единиц. Сами же институциональные единицы можно рассматривать в качестве базовых элементов формируемой глобальной информационной системы. Степень детализации этих элементов определяется их принадлежностью к определенному сектору экономики, а также набором подлежащих решению задач по учету, отчетности и принятию управленческих решений.
Если же говорить о структурировании экономики, рассматривая ее как глобальную информационную систему, то начать необходимо с системного кластера, а точнее, с государственного управления. Для формирования структуры органов государственного управления в экономически развитых странах уже давно используется «Классификатор функций органов государственного управления», включенный в международный стандарт «Система национальных счетов». Следуя этому классификатору, можно: исключить дублирование функций органами государственного управления; взаимно увязать функции, возложенные на органы государственного управления всех уровней, включая муниципальный, определеить решаемые ими задачи и предоставляемые услуги; в рамках формируемого государственного бюджета адресно предусмотреть финансирование органов управления под закрепленные за ними функции и решаемые задачи. В России такая работа до сих пор не ведется, что затрудняет управление государством.
В целом структура инновационной экономики нового поколения на национальном уровне может быть представлена проблемно-ориентированными инновационными модулями и сервисными модулями, состоящими из наборов различных базовых элементов. Внутренняя структура каждого из проблемно-ориентированных инновационных модулей в обязательном порядке должна содержать четыре блока: образовательный центр, исследовательский центр, производственный комплекс, служба маркетинга и менеджмента по продвижению инноваций. Содержание и объем информационных, материальных и финансовых ресурсов, а также значимость каждого из обозначенных блоков проблемно-ориентированных инновационных модулей могут существенно различаться по выделенным кластерам и отраслям экономики. Важным аспектом формирования внутренней структуры проблемно-ориентированных модулей является целостность четырех взаимосвязанных функций: образования, исследований, производственной базы для реализации инноваций, маркетинга и менеджмента по их продвижению. На рисунке 1 показана структура проблемно-ориентированных инновационных модулей и взаимодействие ее элементов.



Рис. 1. Структура и внутренне взаимодействие проблемно-ориентированных инновацтонных модулей (ПИМ)


Структура сервисных модулей должна соответствовать возложенным на них функциям и задачам. Вместе с тем в них в обязательном порядке должен входить образовательный центр для обучения специалистов в соответствии с действующими профессиональными образовательными стандартами.
Наиболее значимыми в инновационной экономике нового поколения, безусловно, являются проблемно-ориентированные инновационные модули кластера обрабатывающих производств. Опыт создания таких модулей имеется в США, в экономически развитых странах Европейского Союза, есть также отдельные примеры в России. Актуальность создания подобных модулей многократно возрастает, когда речь идет о разработке и внедрении прорывных (революционных) технологий, например нанотехнологий. Причем это не предполагает ломки уже сложившихся в экономике институциональных единиц. Проблемно-ориентированные инновационные модули могут быть реализованы в форме картельных соглашений или корпораций.
Один из элементов внешнего взаимодействия таких модулей – сотрудничество с сервисными модулями (с использованием технологии аутсорсинга): инжиниринговыми компаниями; компаниями по обслуживанию и ремонту инженерного оборудования зданий и сооружений; компаниями, поставляющими, обслуживающими и осуществляющими ремонт оргтехники и вычислительной техники, включая программное обеспечение; сетевыми энергетическими компаниями; сетевыми газо- и водораспределительными компании и другими инфраструктурными организациями (предоставляющими транспортные услуги, услуги по финансовому посредничеству, торговые услуги).
Проблемно-ориентированные инновационные и сервисные модули, кроме собственного внутреннего взаимодействия, должны осуществлять внешнее взаимодействие с национальными компаниями и организациями социального блока (культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение) и с государственными органами управления и их подразделениями, обеспечивающими выполнение системных функций, без которых невозможно функционирование экономики и социальной сферы в целом (рис. 2). Кроме того, важное место во внешнем взаимодействии всех перечисленных институциональных единиц занимает кооперация с зарубежными коллегами. Все это составляет единую коммуникационную среду, которая призвана обеспечить эффективное функционирование экономической системы и ее составляющих.



Рис. 2 Внешние взаимодействия основных функциональных модулей


Функционирование глобальной информационной системы

Сформированная единая коммуникационная среда может успешно функционировать лишь при условии совместимости обеспечивающих ее программно-технические средств и включенных в нее информационных ресурсов. Для этого необходимо нормативное регулирование, основу которого должны составлять международные стандарты и классификации. Что касается программно-технических средств информатизации, то работа по их стандартизации ведется на постоянной основе Национальным комитетом по стандартизации ТК 22 (ИСО/МЭК/СТК 1). Сложнее ситуация со стандартизацией самой социально-экономической информации.
Основой для этого является, как уже говорилось, международный стандарт «Система национальных счетов», который задает единые нормы и правила сбора и обработки информации, а также систему взаимоувязанных показателей и классификаций, применяемых для описания и макроэкономического анализа, экономического прогнозирования и международных сопоставлений, включая Россию. Вместе с тем для разработки информационных систем применительно к решению экономических задач на уровне компаний в России он пока не используется.
Рассматривая инновационную экономику нового поколения как глобальную информационную систему, начинать нужно с ее первичного звена – институциональных единиц. Они должны быть описаны по единым правилам, разумеется, с учетом их специфики, обусловленной принадлежностью к перечисленным выше экономическим кластерам и включенными в них отраслями экономики. Формой реализации такого описания могут быть информационные модели институциональных единиц. Необходимые исходные элементы их структуры с правилами описания, внутреннего и внешнего взаимодействия содержатся в международном стандарте «Система национальных счетов». Но должны быть сформированы эффективные механизмы управления институциональными единицами путем совмещения разрабатываемых в настоящее время вариантов ERP (программных комплексов) с информационными моделями институциональных единиц.
В рамках разрабатываемых для институциональных единиц информационных моделей может быть решен ряд задач: структурирования институциональных единиц с переходом от широко используемой в настоящее время, но устаревшей функциональной системы организации производства к процессной схеме; формирования системы унифицированных форм представления данных для обеспечения внутреннего и внешнего взаимодействия сотрудников; встраивания в механизм управления компаниями процедуры поиска требуемой номенклатуры закупаемых изделий; формирования системы информационного обеспечения расчета в режиме он-лайн всех необходимых для отчетности и управления компаниями показателей (в том числе для информационного обеспечения сбалансированной системы показателей Нортона и Каплана применительно к оперативному и стратегическому планированию деятельности институциональных единиц).
Необходимо обратить особое внимание на проблему перехода от функциональной схемы управления к процессной, в рамках которой должно осуществляться внутреннее и внешнее взаимодействие всех институциональных единиц инновационной экономики нового поколения. Это касается и государственных, и муниципальных органов управления, когда они, выступая в роли заказчиков, финансируют из бюджетных средств различные проекты.
В экономически развитых странах мира уже давно отказались от использования функциональной схемы управления компаниями и перешли к более эффективной процессной схеме. Этому способствовала разработка и широкое внедрение программных ERP-комплексов рядом IT-компаний. Если посмотреть на государство как на целостную структуру, то с точки зрения управления просматривается прямая аналогия с функционирующими на рынке компаниями. Это значит, что и на уровне государства целесообразно отказаться от используемой в настоящее время функциональной схемы расходования бюджетных средств и перейти преимущественно на процессную схему организации работ по предлагаемым для реализации проектам. Имеется в виду, что средства должны выделяться по обоснованным тарифам, под конкретные проекты с четко определенными конечными результатами и сроками. При этом по каждому проекту от лица государства на основе профессиональных критериев должен устанавливаться конкретный заказчик, который организует всю работу по проекту, распределяет финансовые ресурсы между подрядчиками, контролирует расходование выделенных средств и несет персональную ответственность за конечный результат. Другими словами, разработка проекта и его финансирование должны представлять собой четко организованный процесс. В качестве заказчика может выступать аккредитованная государством структура в лице ее руководителя. Такой подход повысил бы эффективность расходования бюджетных средств и свел к минимуму их расхищение.
Что касается экономики в целом, то исторически сложившаяся система международных стандартов и классификаций, если иметь в виду ее использование с целью реализации современного варианта инновационной экономики, требует доработки как с точки зрения содержания включенных в нее нормативных документов, так и, что важно, их взаимной совместимости. Не проще обстоит дело и с научно-технической информацией и информацией в области защиты интеллектуальной и промышленной собственности, которая необходима для эффективного функционирования инновационной экономики нового поколения. Перевод значительных объемов информационных ресурсов на электронные носители не решил основную для пользователей проблему информационного обеспечения осуществляемых ими видов деятельности. Эта серьезная проблема требует решения, и конкретные предложения на этот счет имеются. В частности, может быть создана информационная система, обеспечивающая подбор научно-технической информации для клиентов в соответствии с решаемыми ими задачами. Такая открытая система позволяет поэтапно задействовать практически неограниченные национальные и мировые информационные ресурсы.
Требует своего решения и задача подбора информации по производимой и потребляемой продукции (товарам и услугам). Если вопросы организации дистанционной торговли по продукции конечного потребления (потребительские товары и услуги – consumption goods) решаются более или менее успешно, то по продукции промежуточного потребления (intermediate goods) и производственного назначения (capital goods) далеко не так хорошо, как это диктуют реалии современного рынка.
Успешное функционирование инновационной экономики нового поколения как глобальной информационной системы предполагает решение ряда терминологических вопросов. По всем используемым понятиям, особенно касающимся производимой и потребляемой продукции, необходимо иметь выверенные и соответствующие действующим стандартам перечни используемых терминов с их описаниями и эквивалентами на английском языке. Близкой к этой по смыслу и значимости является задача формирования ведомственных и отраслевых унифицированных форм представления данных с приданием им статуса обязательных для использования нормативных документов.

В заключение хотелось бы отметить, что имеющиеся ограничения на объём статьи не позволили изложить конкретные предложения по решению затронутых в ней вопросов, хотя такие предложения у автора статьи имеются. Кроме этого, автор статьи считает необходимым обратить внимание специалистов, работающих в области создания систем управления в области экономики, и специалистов, создающих информационные системы для решения экономических задач, на то, что постановки задач в двух названных направлениях деятельности практически совпадают. Предложенный взгляд на подход к формированию инновационной экономики нового поколения с позиций создания глобальной информационной системы является отражением указанного феномена.

___________________________________

ТРЕЙЕР Вальфрид Вальфридович
Заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по качеству продукции, доктор технических наук, профессор, академик Международной академии информатизации


© Информационное общество, 2013 вып. 5, с. 16-22.