Современные информационные технологии как ключевой фактор повышения эффективности управления мегаполисом

А.О. Барышников



Москва движется к информационному обществу. Этот процесс остановить невозможно. Сегодня мы как бы подводим итог тому, что уже сделано, и строим планы на будущее.

Опыт развитых стран мира показывает, что на пути создания информационного общества стоят достаточно большие и серьезные проблемы, которые государство, бизнес и гражданское общество должны преодолевать совместно, в партнерстве друг с другом. Это относится и к созданию информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Корпорация "Oracle" в течение пяти лет очень тесно работает со структурами Правительства Москвы, и многие городские проекты реализованы на наших технологиях.

Анализируя опыт нашей деятельности в столице, мы выделили ряд проблем, затрудняющих информатизацию городского хозяйства. К ним, в первую очередь, относятся:

1. объективная сложность создания крупномасштабных информационных систем. Чем сложнее система и труднее задачи, которые стоят перед ней, тем сложнее технические архитектуры, технические решения, которые в нее закладываются;

2. низкая степень интеграции городских информационных ресурсов. Разобщенность информационных баз данных, использование при их создании различных вычислительных систем, протоколов и программных решений (это характерно также и для баз данных Правительства Москвы) не только сильно затрудняют поиск и систематизацию информационных ресурсов, разработку программных решений, но и значительно удорожают процесс их интеграции в единую общегородскую сеть;

3. нехватка квалифицированных кадров. Как известно, хорошие специалисты всегда являются большой проблемой, когда речь идет об информационных системах крупного масштаба.

Есть несколько общемировых тенденций использования ИКТ для улучшения управления мегаполисами, которые характерны и для Москвы. Одна из них – совершенствование системы управления за счет внедрения современных программно-технологических решений.

На сегодняшний день информационные службы различных уровней городской исполнительной власти находятся под очень серьезным прессингом со стороны производителей компьютерного оборудования и программного обеспечения. Если использовать для аналогии хорошо всем известные проблемы владельцев автотранспорта, то часто приходится выбирать, что лучше: купить детали автомобиля и самому его сделать или купить готовый автомобиль, на котором можно ездить сразу. Дело в том, сейчас наиболее выгодным при создании крупных информационных проектов считается переход к готовым решениям, к стандартным системам, которые уже на протяжении многих лет обеспечили функционирование крупных информационных проектов в надежном и оптимальном режиме. Что же делать с уже имеющимися наработками? Где же выход из этой ситуации? На наш взгляд, оптимальное решение имеет три основные компоненты:


Единый правительственный интернет-портал интегрирует весь комплекс услуг государственных городских организаций и обеспечивает доступ к ним граждан в нужное время, в нужном месте и с помощью нужного устройства. Объединение ресурсов органа государственного управления в портал имеет существенные преимущества:
Используя модель правительственного портала, государственные организации могут предоставлять любой конкретной категории граждан комплексные, персонализированные услуги и информацию в соответствии с их интересами. Внедрение таких порталов способствует повышению эффективности власти, а также существенному снижению уровня бюрократизма в государственном секторе. Одновременно повышается производительность работы самих организаций, которые теперь ориентируются на предоставление более широкого спектра качественных услуг и могут использовать информационные технологии для организации электронных закупок, управления финансами и т.п.

На наш взгляд, настало время столичным властям подумать о создании в Москве общегородского информационного портала Правительства, который смог бы объединить ресурсы департаментов Правительства Москвы для того, чтобы облегчить работу сотрудников государственных организаций и муниципальных организаций и обеспечить свободный доступ к социально значимой информации для жителей города.

Следующая очень важная тенденция, которая присутствует в развитии информационной сферы мегаполисов всего мира – это переход к системам планирования, управления ресурсами на основе стандартных программных технологий. Дело в том, что в любом городе, в любой крупной организации есть процессы, которые достаточно легко формализуются и могут быть уложены в рамки уже существующих решений, в которые вложены десятки тысяч человеко/лет труда программистов, специалистов по внедрению и консультантов. И, безусловно, есть система, которая требует самостоятельной разработки и интеграции с такими прикладными решениями. "Oracle" предлагает целый набор прикладных решений, которые могут быть использованы в самых различных областях человеческой деятельности, начиная c систем управления финансами, кадрами, госзакупками Правительства и заканчивая управлением системой образования, здравоохранения, электронной торговли и так далее. Более 200 самых различных готовых систем "Oracle" эксплуатируются сейчас во всем мире. Все эти системы – интегрированные, связаны между собой как шестеренки одного механизма. Их можно использовать совместно с системами, которые были разработаны раньше, чтобы не потерять инвестиции, которые были сделаны в предыдущие годы. За счет этого получается экономия средств, минимизируются расходы на сопровождение и интеграцию программного обеспечения. Эффективность программного обеспечения "Oracle" на практике доказала реализованная в Казахстане система управления финансами целого государства. Мы рассчитываем, что наш опыт по достоинству оценят в столице при реализации городской программы "Электронная Москва". В частности, "Oracle" собирается участвовать в тендере по системе автоматизации казначейства города Москвы.

Следующий шаг, который неизбежно присутствует в системах автоматизации мегаполисов – это создание систем электронной торговли и электронных закупок.

Чрезвычайно важным является то, что здесь должна быть соблюдена некоторая последовательность. Прежде всего, должны быть решены вопросы, связанные с управлением государственными финансами, которые являются первичными для реализации всех остальных функций при внедрении электронной коммерции (торговли). Сама же система электронной коммерции состоит из трех основных компонент: управление закупками и электронные торговые площадки – ядро всей системы, информационный портал, который предоставляет возможность доступа к информации всем участникам рынка, и, наконец, система взаимодействия с клиентами, максимально расширяющая круг участников для того, чтобы сделать этот процесс более эффективным и более оптимальным. У нас есть готовые проекты в этой области, и мы готовы участвовать в их реализации в городе Москве.

Финальный этап перехода к информационному обществу – внедрение "электронного правительства". Суть его состоит не только в совершенствовании деятельности государственных служб, но и в том, чтобы граждане могли принимать более активное участие в процессе управления. Универсальная программная платформа обеспечивает единую точку доступа и позволяет гражданам лучше выразить свое отношение к тому, что они ожидают от государственных служб и в чем нуждаются. Благодаря этому люди могут более активно участвовать в местной общественной жизни и демократических процессах, поскольку имеют доступ к публичной информации, официальным документам, протоколам административных органов.

С нашей точки зрения, процесс перехода к информационному обществу в Москве, конечно же, растянется на долгое время. Здесь главное – чтобы последовательные усилия всех заинтересованных сторон вели к одной цели – электронному городу. Должны осуществляться поэтапные переходы: от информационной разобщенности – к централизации данных, от неструктурированных ресурсов – к информационным порталам, от заказных разработок – к стандартным прикладным системам, от традиционной системы закупок – к электронной коммерции и, наконец, от бумажного документооборота – к "электронному правительству". Эти тенденции уже прослеживаются в столице, и мы приложим максимум усилий для того, чтобы помочь нашему любимому городу выполнить те задачи, которые стоят перед Москвой. Уже сегодня, по оценке экспертов, 85% технологий, используемых в информационных системах на базе городских информационных ресурсов, составляют технологии "Oracle".


Барышников Анатолий Олегович - менеджер корпорации Oracle.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 17-18.