Сфера образования – стратегический элемент информационного общества и новой экономики
Не следует, однако, рассматривать новую экономику лишь как совокупность высокотехнологичных отраслей. Она затрагивает все отрасли промышленности, все предприятия и домохозяйства, все рынки товаров и услуг. Новая экономика – это своего рода необычное измерение экономического пространства, поскольку на глобальном рынке постиндустриального общества основная масса добавленной стоимости концентрируется в звеньях, отвечающих за принятие технологических и управленческих решений и опирающихся в своей деятельности на специфические знания.
Именно с образованием, как считают российские эксперты-экономисты, связана реализация факторов роста российской экономики, не связанных с топливно-сырьевой ориентацией, а также поддержание обороноспособности страны и позиционирование России среди развитых стран. «Новая экономика в значительной мере опирается на инвестиции в человеческий капитал. Между тем в России такие инвестиции уже сделаны: существует высокий уровень общего и профессионального образования. В стране также сохраняется достаточно высокий научный потенциал, – убежден Я.И. Кузьминов. – Сегодня крайне важно обратить повышенное внимание на подготовку и переподготовку пользователей, на структурные сдвиги в системе образования в сторону информационного и инновационного менеджмента».
Корпорация «Майкрософт», лидер мирового рынка информационных технологий, в полной мере осознает ту ответственность, которую несут сегодня ведущие поставщики информационных технологий. Их миссия в начале XXI века – работать в области образования:
На протяжении последних лет корпорация «Майкрософт» оказывала активную поддержку российской системе образования. Три года назад поддержка образовательных проектов была выделена в отдельное направление в представительстве «Майкрософт» в России и странах СНГ. Корпорация поддерживает проведение российских профессиональных конкурсов для работников образования, а также олимпиады по информатике для школьников и студентов, участвует в образовательных выставках и конференциях, предоставляет книги по ИТ для библиотек учебных заведений, бесплатно распространяет методические пособия, проводит тренинги, семинары и конференции для преподавателей.
В рамках этой программы Майкрософт снабжает организации – партнеров в сфере образования – технологиями и программным обеспечением на основе специальных условий лицензирования, образовательными методиками, средствами создания учебных курсов, а также технической и консультативной поддержкой мирового уровня. Предполагается, что до 2009 года корпорация инвестирует более 250 млн. долларов в развитие национальных систем образования – в рамках программ и проектов, входящих в инициативу «Партнерство в образовании».
Сегодня программа корпорации «Майкрософт» «Партнерство в образовании» действует более чем в 80 странах мира, включая как передовые, так и развивающиеся страны.
Участие в программе «Партнерство в образовании» обеспечивает учебным заведениям и школьным округам доступ к самым передовым технологическим достижениям в области информатизации образования, способствует внедрению в школах принципов инновационной культуры, помогает воспитанию информационно-зрелых молодых людей, прививает навыки коллективной работы над проектами, которые необходимы сегодня взрослым специалистам. «Наша цель – посредством системы грантов и учебных центров в рамках программы Microsoft IT Academy создавать возможности для дальнейшего совершенствования образования», – поясняет Мэгги Вайлдроттер.
В октябре 2004 года было объявлено о подписании «Соглашения о сотрудничестве в области развития современных информационных технологий в системе образования» между Министерством образования и науки РФ и корпорацией «Майкрософт», которое будет осуществляться в рамках реализации инициативы «Партнерство в образовании».
«Подписанное соглашение закладывает прочный фундамент в процесс внедрения инноваций в систему образования, – заявил А.А. Фурсенко, министр образования и науки РФ. – Сегодня уже невозможно даже представить сферу образования без использования новейших технологий. Сначала мы учимся, изобретаем и разрабатываем что-то новое, а потом эти разработки помогают нам учиться. Этот выгодный круг надо поддерживать. Вдвойне приятно, когда речь идет о сотрудничестве с такой зарекомендовавшей себя в ИТ-сфере компанией, как корпорация «Майкрософт».
Основной целью сотрудничества является решение следующих задач:
Внедрение программы Microsoft IT Academy для учреждений среднего и среднеспециального образования позволит учебным заведениям проводить обучение согласно международным стандартам по современным технологиям корпорации «Майкрософт» с целью приобретения ими профессиональных знаний и навыков, необходимых для получения сертификатов международного образца (Microsoft Certified Professional и Microsoft Office Specialist).
Кроме того, соглашение предусматривает обеспечение доступа к самым современным программным продуктам корпорации «Майкрософт».
Для реализации этих и других образовательных проектов в России в течение ближайших четырех лет Майкрософт выделила 4 млн. долларов США.
Внедрение продукции корпорации «Майкрософт» позволило московскому вузу продлить срок эксплуатации устаревших компьютеров
Учитывая, что компьютеры, используемые в учебном процессе МИСИС, объединены в локальную сеть, была выбрана технология терминального доступа.
В качестве сетевой операционной среды для реализации решения была выбрана Microsoft Windows Terminal Server, что было обусловлено следующими соображениями:
Российский новый университет смог повысить качество обучения и эффективность управления
Основная задача РосНОУ – дать студенту фундаментальное университетское образование, расширить его мировоззрение во всех сферах деятельности, обеспечить выраженный университетский уровень знаний. По данным журнала «Карьера», в рейтинге негосударственных вузов РосНОУ неизменно входит в число первых пяти образовательных учреждений. В университете обучается свыше 25 тысяч студентов, преподает около 1,2 тысячи высококвалифицированных преподавателей, в том числе 110 профессоров и 230 доцентов.
В 2002 году руководством РосНОУ было принято решение о разработке и вводе в эксплуатацию информационной системы. Перед разработчиками встала проблема выбора платформы будущей системы и среды ее разработки. После проведения сопоставительного анализа наиболее перспективной была признана технология Microsoft .NET, которая обеспечивала следующие преимущества:
«Ориентация на продукты корпорации «Майкрософт» позволила создать качественный и полнофункциональный программный продукт в ограниченные сроки. Модульная структура и открытые стандарты предоставляют широкие возможности для развития функциональности системы», – считает Дмитрий Карпенко, начальник отдела компьютерных программ и технологий РосНОУ.
Внедрение информационной системы, получившей название «Вектор», позволило достичь следующих результатов:
Упрочение социального мира и преодоление информационного неравенства среди граждан относится к числу важнейших задач, которые призвана решать современная система образования. Важно подчеркнуть, что экономическая и социальная функции образования органично дополняют друг друга: равенство в доступе к образованию и высокое качество самого образования повышают качество интеллектуального потенциала страны в целом.
Информатизация – это стратегически важный аспект современного образования. Она является необходимым условием решения важнейших задач, стоящих сегодня перед российской системой образования, – фундаментализации образования, повышения его доступности, опережающего характера образовательных усилий с целью подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания.
Обучение открывает людям новые горизонты, помогает сформировать целостную картину мира, увидеть свое место в этом мире и проложить собственный путь в успешное будущее.
Дополнительную информацию можно найти на русскоязычном сайте «Microsoft в образовании» по адресу: http://www.microsoft.com/rus/education/