Роль информационных технологий в становлении российской образовательной системы нового типа

______________________


Сфера образования – стратегический элемент информационного общества и новой экономики


Долгосрочные тенденции развития мировой экономики связаны с процессами перехода к постиндустриальному информационному обществу. Стремительный процесс перехода к новому технологическому укладу, охватывающий все большее число стран мира, характеризуется в первую очередь широким вовлечением информационных ресурсов в систему общественного производства.

Не следует, однако, рассматривать новую экономику лишь как совокупность высокотехнологичных отраслей. Она затрагивает все отрасли промышленности, все предприятия и домохозяйства, все рынки товаров и услуг. Новая экономика – это своего рода необычное измерение экономического пространства, поскольку на глобальном рынке постиндустриального общества основная масса добавленной стоимости концентрируется в звеньях, отвечающих за принятие технологических и управленческих решений и опирающихся в своей деятельности на специфические знания.

Именно с образованием, как считают российские эксперты-экономисты, связана реализация факторов роста российской экономики, не связанных с топливно-сырьевой ориентацией, а также поддержание обороноспособности страны и позиционирование России среди развитых стран. «Новая экономика в значительной мере опирается на инвестиции в человеческий капитал. Между тем в России такие инвестиции уже сделаны: существует высокий уровень общего и профессионального образования. В стране также сохраняется достаточно высокий научный потенциал, – убежден Я.И. Кузьминов. – Сегодня крайне важно обратить повышенное внимание на подготовку и переподготовку пользователей, на структурные сдвиги в системе образования в сторону информационного и инновационного менеджмента».

Корпорация «Майкрософт», лидер мирового рынка информационных технологий, в полной мере осознает ту ответственность, которую несут сегодня ведущие поставщики информационных технологий. Их миссия в начале XXI века – работать в области образования:


Свою главную задачу корпорация «Майкрософт» видит в том, чтобы помочь организациям, работающим в сфере образования, изменить их традиционное позиционирование в экономической структуре страны. На смену затратной схеме образования как непроизводственной сферы должна прийти концепция образования как сферы производства, создающей критически важный элемент капитала. Такая модель, с одной стороны, влечет увеличение значимости самого важного вида капитала и рост инвестиций в человеческие ресурсы. С другой стороны, она накладывает на учебные учреждения серьезные обязательства по подготовке граждан, гармоничных эпохе информационных технологий. В первую очередь это касается трансформации самого учебного процесса.

На протяжении последних лет корпорация «Майкрософт» оказывала активную поддержку российской системе образования. Три года назад поддержка образовательных проектов была выделена в отдельное направление в представительстве «Майкрософт» в России и странах СНГ. Корпорация поддерживает проведение российских профессиональных конкурсов для работников образования, а также олимпиады по информатике для школьников и студентов, участвует в образовательных выставках и конференциях, предоставляет книги по ИТ для библиотек учебных заведений, бесплатно распространяет методические пособия, проводит тренинги, семинары и конференции для преподавателей.


Партнерство в образовании

«Партнерство в образовании» (Partners in Learning, PiL) – так называется глобальная инициатива корпорации «Майкрософт», в которой участвуют образовательные учреждения, педагоги и органы управления образованием разных стран. Они изучают новые модели образования, обмениваются информацией о новых методиках обучения и способах использования новых технологий.

В рамках этой программы Майкрософт снабжает организации – партнеров в сфере образования – технологиями и программным обеспечением на основе специальных условий лицензирования, образовательными методиками, средствами создания учебных курсов, а также технической и консультативной поддержкой мирового уровня. Предполагается, что до 2009 года корпорация инвестирует более 250 млн. долларов в развитие национальных систем образования – в рамках программ и проектов, входящих в инициативу «Партнерство в образовании».

Сегодня программа корпорации «Майкрософт» «Партнерство в образовании» действует более чем в 80 странах мира, включая как передовые, так и развивающиеся страны.

Участие в программе «Партнерство в образовании» обеспечивает учебным заведениям и школьным округам доступ к самым передовым технологическим достижениям в области информатизации образования, способствует внедрению в школах принципов инновационной культуры, помогает воспитанию информационно-зрелых молодых людей, прививает навыки коллективной работы над проектами, которые необходимы сегодня взрослым специалистам. «Наша цель – посредством системы грантов и учебных центров в рамках программы Microsoft IT Academy создавать возможности для дальнейшего совершенствования образования», – поясняет Мэгги Вайлдроттер.

В октябре 2004 года было объявлено о подписании «Соглашения о сотрудничестве в области развития современных информационных технологий в системе образования» между Министерством образования и науки РФ и корпорацией «Майкрософт», которое будет осуществляться в рамках реализации инициативы «Партнерство в образовании».

«Подписанное соглашение закладывает прочный фундамент в процесс внедрения инноваций в систему образования, – заявил А.А. Фурсенко, министр образования и науки РФ. – Сегодня уже невозможно даже представить сферу образования без использования новейших технологий. Сначала мы учимся, изобретаем и разрабатываем что-то новое, а потом эти разработки помогают нам учиться. Этот выгодный круг надо поддерживать. Вдвойне приятно, когда речь идет о сотрудничестве с такой зарекомендовавшей себя в ИТ-сфере компанией, как корпорация «Майкрософт».

Основной целью сотрудничества является решение следующих задач:


Для достижения целей данного соглашения Министерство образования и науки РФ и корпорация «Майкрософт» планируют реализовать целый ряд совместных проектов. В частности, будут созданы специальные веб-ресурсы для поддержки и развития сообщества учителей-новаторов, активно использующих ИТ в образовании (Microsoft Innovative Teachers Network). Данные веб-ресурсы помогут учителям осуществлять обмен опытом использования информационных технологий в образовании и внедрения инновационных подходов к преподаванию различных дисциплин.

Внедрение программы Microsoft IT Academy для учреждений среднего и среднеспециального образования позволит учебным заведениям проводить обучение согласно международным стандартам по современным технологиям корпорации «Майкрософт» с целью приобретения ими профессиональных знаний и навыков, необходимых для получения сертификатов международного образца (Microsoft Certified Professional и Microsoft Office Specialist).

Кроме того, соглашение предусматривает обеспечение доступа к самым современным программным продуктам корпорации «Майкрософт».

Для реализации этих и других образовательных проектов в России в течение ближайших четырех лет Майкрософт выделила 4 млн. долларов США.


Использование технологий Майкрософт в высшей школе России

Внедрение продукции корпорации «Майкрософт» позволило московскому вузу продлить срок эксплуатации устаревших компьютеров


Московский государственный институт стали и сплавов (МИСИС, www.misis.ru/main.php), созданный в 1930 году, является самым крупным техническим высшим профессиональным учебным заведением центральной части России в области металлургии. Когда в институте встал вопрос об обновлении компьютерного парка, оказалось, что покупка большого числа современных компьютеров связана со значительными финансовыми затратами, которые не укладывались в расходный бюджет вуза. Требовалось недорогое решение, которое позволило бы использовать в учебном процессе существующее компьютерное оборудование.

Учитывая, что компьютеры, используемые в учебном процессе МИСИС, объединены в локальную сеть, была выбрана технология терминального доступа.

В качестве сетевой операционной среды для реализации решения была выбрана Microsoft Windows Terminal Server, что было обусловлено следующими соображениями:


«Все прекрасно работает на 486 компьютерах с минимальным объемом дискового пространства. Мне, как администратору сети, удобно работать с Terminal Server, поскольку он позволяет администрировать сеть из единой точки и гибко настраивать рабочие места», – отмечает Валерий Кулынгин, главный специалист ИВЦ МИСИС. Опыт эксплуатации системы подтвердил правильность выбранного решения. Компьютерная сеть на базе старых ПК полностью справляется с возложенными на нее функциями, обеспечивая уверенную работу пользователей с Windows-приложениями, расположенными на сервере.

Благодаря созданию информационной системы на основе Microsoft .NET

Российский новый университет смог повысить качество обучения и эффективность управления


Российский новый университет (РосНОУ, http://www.do.rosnou.ru) образован в 1991 году как негосударственное образовательное учреждение. Обучение в университете ведется по более чем 40 образовательным программам высшего профессионального образования, послевузовского образования (аспирантура, магистратура и докторантура) и среднего профессионального образования. У истоков его создания стояли знаменитые ученые, прошедшие школу всемирно известного Московского физико-технического института.

Основная задача РосНОУ – дать студенту фундаментальное университетское образование, расширить его мировоззрение во всех сферах деятельности, обеспечить выраженный университетский уровень знаний. По данным журнала «Карьера», в рейтинге негосударственных вузов РосНОУ неизменно входит в число первых пяти образовательных учреждений. В университете обучается свыше 25 тысяч студентов, преподает около 1,2 тысячи высококвалифицированных преподавателей, в том числе 110 профессоров и 230 доцентов.

В 2002 году руководством РосНОУ было принято решение о разработке и вводе в эксплуатацию информационной системы. Перед разработчиками встала проблема выбора платформы будущей системы и среды ее разработки. После проведения сопоставительного анализа наиболее перспективной была признана технология Microsoft .NET, которая обеспечивала следующие преимущества:


В результате было принято решение использовать среду разработки Microsoft Visual Studio .NET и язык программирования C#. Для управления версиями была применена система управления разработкой ПО Microsoft Visual SourceSafe 6.0. А в качестве СУБД был выбран Microsoft SQL Server 2000, который легко мог быть сопряжен с платформой .NET.

«Ориентация на продукты корпорации «Майкрософт» позволила создать качественный и полнофункциональный программный продукт в ограниченные сроки. Модульная структура и открытые стандарты предоставляют широкие возможности для развития функциональности системы», – считает Дмитрий Карпенко, начальник отдела компьютерных программ и технологий РосНОУ.

Внедрение информационной системы, получившей название «Вектор», позволило достичь следующих результатов:


Указанные преимущества основаны, в частности, на таких качествах информационной системы, как:
В конечном итоге решение позволило университету повысить качество образовательных услуг и расширить возможности студентов по освоению знаний. «Мы понимали: для того чтобы эффективно управлять университетом, нужно научиться эффективно управлять информацией. Информационная система «Вектор» была специально разработана для этого и полностью оправдала наши ожидания», – заключает Владимир Зернов, ректор РосНОУ.

Заключение

Сфера образования, без сомнения, является ключевой для новой экономики. Она оказывает решающее влияние одновременно и на экономическую, и на социальную систему. С одной стороны, будучи важнейшим элементом формирования инфраструктуры новой экономики, она является постоянно растущим рынком услуг. С другой стороны, развитие образования – это долгосрочный приоритет социальной политики, поскольку в условиях экономики, основанной на знаниях, система образования предоставляет всем гражданам равный доступ к возможностям обучения.

Упрочение социального мира и преодоление информационного неравенства среди граждан относится к числу важнейших задач, которые призвана решать современная система образования. Важно подчеркнуть, что экономическая и социальная функции образования органично дополняют друг друга: равенство в доступе к образованию и высокое качество самого образования повышают качество интеллектуального потенциала страны в целом.

Информатизация – это стратегически важный аспект современного образования. Она является необходимым условием решения важнейших задач, стоящих сегодня перед российской системой образования, – фундаментализации образования, повышения его доступности, опережающего характера образовательных усилий с целью подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания.

Обучение открывает людям новые горизонты, помогает сформировать целостную картину мира, увидеть свое место в этом мире и проложить собственный путь в успешное будущее.


По материалам информационного бюллетеня для государственных служб Московского представительства корпорации «Microsoft»
«Образование, наука и развитие кадрового потенциала. Часть 3.
Роль информационных технологий в становлении российской образовательной системы нового типа»
(выпуск 26, ноябрь 2004), рассылается бесплатно вместе с данным номером журнала).

Дополнительную информацию можно найти на русскоязычном сайте «Microsoft в образовании» по адресу:
http://www.microsoft.com/rus/education/



© Информационное общество, 2005, вып. 1, сс. 73-75.