Медиаобразование в многонациональном вузе

Х.И. Баков



Общеизвестно значение журналистики в современном обществе. Ее роль многократно возрастает в регионах, не совсем готовых к демократическим преобразованиям. К таковым можно отнести и Карачаево-Черкесскую республику (КЧР), для которой готовит кадры Карачаево-Черкесский государственный университет (КЧГУ). Выборы президента республики, которые прошли совсем недавно, показали, что необходимо усилить работу по подготовке высококвалифицированных кадров для прессы, радио, телевидения.

Долгое время в Карачаево-Черкессии журналистами работали чистые филологи, которые готовились в пединституте. Выходило в свет 5 газет на русском, карачаевском, черкесском, абазинском и ногайском языках. На этих языках велись передачи на радио. Местного телевидения не было. Все газеты принадлежали правительству и выражали его точку зрения.

В настоящее время все в корне изменилось. Появилась радиокомпания КЧР, а в последние годы стала функционировать и частная телекомпания ТНТ, которая создала конструктивную оппозицию властям. Выборы вызвали к жизни и массу газет, соперничающих в пиаровой деятельности.

Вернемся к медиаобразованию в республике Карачаево-Черкессия. Более 10 лет назад на базе педагогического университета была введена специальность «Журналистика» как дополнительная для филологов. С прошлого года она стала основной на русском отделении, а на национальных (карачаевском, черкесском, абазинском и ногайском) отделениях сохранила статус дополнительной. Все эти годы функционирует кафедра журналистики, которой помогают четыре филологические кафедры. Такой синтез помогает в подготовке специалистов. Кафедра выпускает газету «Университетская жизнь», обеспечивает кадрами республику. Наиболее одаренные студенты переводятся на индивидуальные планы и направляются на работу в редакции по просьбе руководителей СМИ.

Вступительные экзамены последних лет на отделение журналистики КЧГУ показывают, что в средней школе дети не получают даже азов медийного образования. Есть литературная критика, кинокритика, но ни в средней, ни в высшей школе нет журналистской (электронной и печатной) критики.

Проблема состоит в том, что педагоги и журналисты почти не имеют точек соприкосновения ни в средней, ни в высшей школе. Стандарты не учитывают изменения, происходящие в наше бурное время. Нет координирующего центра в гуманитарных областях. История мировой художественной литературы преподается стихийно. О присутствии в программах этих курсов проблем печатной и электронной коммуникации нет и речи.

В системе образования много курсов по педагогике, но они тоже обходят стороной медиаобразование. Между тем «Российская педагогическая энциклопедия» считает медиаобразование одним из направлений педагогики. Наука психология могла бы помочь молодым людям узнать о возможностях воздействия информационных систем на психику человека, чтобы избежать негативных последствий. Однако и здесь нет подвижек.

Наука, изучающая журналистику, еще не вышла из тени смежных наук. Видимо, поэтому журналисты приобретают ученые степени по филологии или истории. Нет даже понятия «кандидат медианаук», как нет специализированных советов по защите диссертаций, отделов НИИ по журналистике.

Образование – непрерывный процесс. Медиаобразование не должно быть исключением из общего правила. Средняя школа, высшая школа, курсы повышения квалификации – все эти структуры должны быть и у медиаобразования. Медиаобразование должно стать «пожизненным» образованием.

Большие возможности открывают для этого интернет и другие технические средства. Они развивают интеллект, открывают доступ к огромным массивам информации, зовут к творчеству. Сегодня телевидение, интернет и другие СМИ отнимают добрую часть «куска хлеба» у театра, художественной литературы и других видов искусства. Тем не менее, потенциал медиакультуры используется не в полной мере. Необходимость пересмотра учебных планов в вузах назрела, так как наступление медиа идет с огромной скоростью и не учесть этот фактор невозможно. У студентов надо выработать критическое, взвешенное отношение к огромной, атакующей сознание информации.

В целях улучшения медиаобразования необходимо ввести в учебные планы спецкурсы. К этому можно добавить и курсы по выбору, которые отводятся для психолого-педагогического и общекультурного блоков. Каждый вуз может вводить эти курсы, исходя из имеющихся специалистов.

Медиаобразование не может успешно функционировать без высококвалифицированных дипломированных кадров. Для региональных кафедр журналистики важным является изучение опыта ведущих вузов страны. Для этого необходимо приглашать профессоров, которые прочитают небольшие курсы лекций, проведут семинары. Для преподавателей региональных кафедр важно и участие в работе научно-практических конференций. Для них необходимо организовать курсы повышения квалификации в ведущих вузах.

Есть проблемы в учебно-методическом обеспечении кафедр журналистики. Одна из них – небольшие тиражи учебников и учебных пособий. Например, учебник по телевизионной журналистике издан лишь в количестве 1 тыс. экземпляров. Мало пособий по технике СМИ.

Журналистика зиждется на филологическом фундаменте. Однако есть проблемы в выразительном чтении текста. На НТВ популярный ведущий бубнит с какой-то гордостью, на первой программе еще более популярный ведущий захлебывается в разговоре. Мычание становится чуть ли не нормой. Что же тогда говорить о ведущих провинциальных телепрограмм? В КЧР, например, есть ведущие с дефектом речи, с раздражающим тембром голоса.

Настало время более эффективного использования материально-технической базы в учебном процессе. Здесь необходимы кардинальные изменения, а не косметический ремонт. Любой учитель, а не только журналист, должен уметь пользоваться современной техникой, преподносить учащимся информацию правдиво и верно.

Еще одна проблема: нет достойного послевузовского образования через курсы повышения квалификации. Без этого невозможно идти в ногу со временем.


Баков Хангери Ильясович - Директор Института филологии Карачаево-Черкесского ГПИ, профессор, доктор филологических наук.


© Информационное общество, 2003, вып. 3, сс. 19-20.