Современные информационные технологии как катализатор социально-экономического развития



ИКТ как катализатор
расширения возможностей

С одной стороны, ИКТ – это просто инструмент. Аналогично любым другим орудиям, они могут подходить или не подходить для решения конкретной задачи. Например, молоток, который идеально приспособлен для забивания гвоздей, менее полезен при замене лампочки. Точно таким же образом ценность той или иной технологии для реализации целей социально-экономического развития нельзя оценить абстрактно – она зависит от того, приемлема ли данная технология для воплощения в жизнь конкретного проекта, обеспечивает ли этот проект действенные стимулы для его участников и обладают ли участники проекта необходимой квалификацией для эффективного использования данной технологии.

Однако, с другой стороны, ИКТ – это инструменты, которые не похожи ни на что другое, существовавшее ранее. ИКТ могут применяться для чрезвычайно разнообразных видов человеческой деятельности, поэтому они преображают буквально каждый сектор общества и экономики. Инновации в электронной сфере создают новые возможности для улучшения здоровья и питания людей, расширения их знаний, стимулирования экономического роста и участия граждан в жизни общества.


_______________________________


Информационно-коммуникационные технологии преобразуют жизнь общества и способствуют росту мировой экономики. Поэтому их эффективное использование находится в числе главных задач, стоящих сегодня перед руководством различных стран мира
_____________________________

ИКТ имеют жизненно важное значение для развивающихся стран. Как было признано многими правительствами, ИКТ обладают достаточным потенциалом, чтобы подстегнуть рост национальной экономики и расширить сферу действия и эффективность проектов социально-экономического развития. При более внимательном рассмотрении открываются и другие ключевые свойства ИКТ, которые также придают им необычайную значимость для реализации следующих проектов.
______________________________

Как было признано многими правительствами, ИКТ обладают достаточным потенциалом, чтобы подстегнуть рост национальной экономики и расширить сферу действия и эффективность проектов социально-экономического развития.
_________________________

ИКТ как двигатель роста экономики и повышения ее эффективности

Способность экономики увеличивать свою эффективность служит мощным критерием ее благополучия. Прирост производительности труда позволяет компаниям поднимать зарплаты своим сотрудникам, не увеличивая цен и создавая тем самым реальный, неинфляционный рост доходов (и наоборот, возрастание зарплат, финансируемое исключительно повышением цен, не дает общего прироста покупательной способности потребителей и реального экономического роста). Таким образом, самый верный путь к устойчивому росту экономики заключается в инвестировании в активы, которые увеличивают ее эффективность.

Несмотря на то что взаимосвязь ИКТ и производительности труда уже давно является предметом дискуссий экономистов, появляется все больше данных, свидетельствующих о том, что инвестиции в ИКТ – особенно в совокупности с фундаментальными организационными изменениями – могут оказывать сущест­венное позитивное влияние на производительность.

ИКТ как катализатор
социального развития

Возможно, самые впечатляющие примеры использования потенциала ИКТ для ускорения социально-экономического развития имели место в ходе реализации проектов, направленных на расширение социальной интеграции (social inclusion) и согласия, то есть проектов, которые предоставляют обделенным группам граждан больше возможностей для участия в жизни общества. Очевидно, что многие проблемы, традиционно стоящие перед малообеспеченными слоями граждан, частично проистекают от ограниченности их доступа к знаниям и информации. ИКТ могут помочь в преодолении этой проблемы, упрощая и удешевляя сбор и анализ информации, а также ее распространение среди тех категорий граждан, которые особенно в ней нуждаются.

ИКТ обладают гигантским потенциалом как катализатор социального развития. Универсальная, гибкая природа ИКТ означает, что они могут использоваться для решения практически любой задачи развития, однако они уже доказали свою эффективность в ряде областей.


ИКТ как катализатор
грамотного управления (good governance)

Государственные органы, как и любые другие организации, все шире используют возможности ИКТ для рационализации и роста эффективности своей деятельности. Например, многие органы власти как в развитых, так и в развивающихся странах работают над переводом бумажных документов и записей в электронный формат и даже начинают «связывать» базы данных таких документов, чтобы ими могли воспользоваться различные ведомства. Эти усилия повышают оперативность действий государственных органов и упрощают доступ граждан к государственным документам, информации и услугам по сети Интернет.


______________________

Сегодня, в условиях растущей интеграции глобальной экономики, все компании, участвующие в экономической деятельности, в том числе и в развивающихся странах, должны научиться эффективно приобретать и использовать информацию, чтобы добиться успеха в бизнесе .

_______________________

ИКТ как отрасль
промышленности

Очевидно, что именно в применении ИКТ заключен наибольший потенциал для социально-экономического развития. Именно по этой причине многие правительства активно стремятся ускорить экономический рост страны, содействуя становлению нацио­нальной ИКТ-индустрии. И это неудивительно, так как бурный рост ИКТ-рынка в последние годы породил миллионы новых рабочих мест и миллиарды дополнительных налоговых поступлений. Этот рост пошел на пользу практически каждому региону планеты. Многие развивающиеся страны также рассматривают подъем национальной ИКТ-индустрии в качестве эффективного средства достижения смежных целей социально-экономического развития, в том числе привлечения прямых иностранных инвестиций, создания базы для передачи технологий, удовлетворения спроса на ИКТ на местном рынке и порождения дальнейшего роста в первичных и вторичных отраслях (например, маркетинг или финансовые услуги).

Происшедший в недавнее время спад корпоративных расходов на информационные технологии показал, что потенциал роста ИКТ-рынка, как и любого другого сектора экономики, безусловно, ограничен. Поэтому было бы, видимо, нереалистично думать, что в обозримом будущем ИКТ-сектор будет составлять существенную долю в экономической деятельности всех или хотя бы большинства развивающихся стран. Тем не менее очевидно, что многие страны с растущей экономикой создают национальные ИКТ-компании для обслуживания пользователей как внутри страны, так и в рамках целого региона. И действительно, по­следние данные, предоставленные международной аналитической компанией International Data Corporation (IDC), свидетельст­вуют о том, что за прошедшие годы в основной группе развивающихся стран в ряде регионов мира наблюдался существенный подъем ИКТ-индустрии.

Вот некоторые примеры.

Азия. В период с 1995 по 2001 г. в Индии наблюдался более чем 10-процентный годовой рост количества ИТ-компаний и более чем 13-процентный годовой рост числа занятых в ИТ-индустрии. К 2001 г. в ИТ-секторе Индии насчитывалось почти 15 тыс. компаний, где работало почти 550 тыс. человек. За тот же самый период количество ИТ-компаний в Индонезии ежегодно возрастало более чем на 14%, а число занятых в ИТ-секторе – почти на 20%. В 2001 г. ИТ-сектор Индонезии состоял из более чем 3 тыс. компаний, в которых работало свыше 55 тыс. человек.

Латинская Америка. В период с 1995 по 2001 г. в Мексике происходил почти 10-процентный годовой рост количества ИТ-ком­паний и почти 22-процентный годовой рост числа занятых в ИТ-индустрии. К 2001 г. ИТ-сектор Мексики включал 9,8 тыс. компаний, в которых работало свыше 370 тыс. человек. За тот же самыпериод количество ИТ-компаний в Венесуэле ежегодно возрастало более чем на 6%, а число занятых в ИТ-секторе – более чем на 12%. В 2001 г. ИТ-сектор Венесуэлы охватывал свыше 2,7 тыс. компаний, в которых работало почти 91,5 тыс. человек.


__________________________________________

Многие проблемы, традиционно стоящие перед малообеспеченными сообществами граждан, частично проистекают от ограниченности их доступа к знаниям и информации. ИКТ могут помочь в преодолении этой проблемы, упрощая и удешевляя сбор и анализ информации, а также ее распространение среди тех категорий граждан, которые особенно в ней нуждаются.
_________________________________

Центральная и Восточная Европа. В период с 1995 по 2001 г. в Польше имел место более чем 11-процентный годовой рост количества ИТ-компаний и 13-процентный годовой рост числа занятых в ИТ-индустрии. В 2001 г. ИТ-сектор Польши состоял из почти 8,5 тыс. компаний, в которых работало около 177 тыс. человек. За тот же период количество ИТ-компаний Словении ежегодно возрастало более чем на 5%, а число занятых в ИТ-секторе – почти на 8%. В 2001 г. ИТ-сектор Словении насчитывал свыше 850 компаний, в которых работало более 15 тыс. человек.

Наибольший выигрыш от глобального роста ИКТ-индустрии получили развивающиеся страны. Однако пути, которыми они шли, были различными. Эти расхождения в значительной степени отражают разнообразие самой ИКТ-индустрии, состоящей из множества разных секторов, каждый из которых обладает своими собственными уникальными характеристиками. Ниже приводятся краткие характеристики каждого из крупных сегментов «информационной» составляющей ИКТ-индустрии.


______________________________________________

ИКТ могут повысить открытость и прозрачность процессов управления для граждан. Более того, ИКТ могут обеспечить выполнение важной функции надзора, предоставляя гражданам возможность более точно выяснить, как используются деньги налогоплательщиков.
________________________________________
Оборудование. Оборудование представляет собой материальную основу ИКТ-систем. Несмотря на бурный рост количества компьютерных устройств в последние годы произошла консолидация ИКТ-индустрии, и этот процесс, вероятно, получит дальнейшее продолжение. Компании-производители оборудования, как правило, заняты самим процессом производства, требующим значительных имущественных активов и, соответственно, им часто требуются крупные авансовые инвестиции. В результате начинающие компании оказываются в непростой ситуации, когда им приходится конкурировать с более крупными признанными соперниками. Кроме того, при существующей сегодня тенденции к массовой стандартизации компонентов новому бизнесу практически невозможно выделиться на рынке чем-либо иным, помимо цены. В настоящее время большая часть оборудования производится в нескольких азиатских странах, которые благодаря низкой стоимости труда и серьезным производственным ноу-хау представляют собой очень сильных конкурентов.

Программное обеспечение. Программное обеспечение помогает людям использовать компьютерные устройства для выполнения конкретных задач. Отрасль производства ПО чрезвычайно разнообразна и состоит буквально из тысяч различных компаний, предлагающих широкий спектр продуктов. В отличие от отрасли оборудования разработка ПО является более целевой и специализированной, что приводит к значительной диверсификации отрасли. В силу нематериальной природы ПО разработчикам, как правило, необходимы законы об интеллектуальной собственности для охраны своих продуктов от несанкционированного копирования.


___________________________________________________

Весьма маловероятно, что отдельная развивающаяся страна сможет достичь совершенства во всех секторах ИКТ-индустрии.
___________________________________________

Поставщики ИТ-услуг. Поставщики ИТ-услуг помогают организациям эффективно использовать имеющиеся ИКТ-системы. Сегодня отрасль ИТ-услуг возглавляется несколькими крупными мультинациональными корпорациями и тысячами более мелких компаний. Как и в отрасли оборудования, поставщики ИТ-услуг часто работают с небольшой нормой прибыли. При этом изменения мировых курсов обмена валют и стоимости труда зачастую могут оказывать серьезное влияние на конкурентоспособность тех провайдеров услуг, которые занимаются экспортной деятельностью. Кроме того, мелкие компании могут быть лишены возможности достичь экономии на масштабе производства, столь необходимой для успешной конкуренции с крупными мультинациональными корпорациями.

Программное обеспечение плюс ИТ-услуги. Многие страны развили смешанную отрасль, объединяющую производство программного обеспечения и предоставление ИТ-услуг. Возникновение такой модели в значительной степени объясняется тем, что большинство поставщиков ИТ-услуг также разрабатывает и лицензирует ПО. Такие компании обычно действуют с более высокой нормой прибыли, чем «чистые» поставщики ИТ-услуг, и их в меньшей степени касаютсяпроблемы экономии на масштабе производства или изменения в оплате труда.

Надо полагать, что в зависимости от местных условий отдельным развивающимся странам намного выгоднее использовать собственные сильные стороны и ресурсы для получения конкурентных преимуществ только в одной из ИКТ-областей. Поэтому государственным деятелям, ответственным за развитие национальной ИКТ-индустрии, следует тщательно сопоставлять имеющиеся ресурсы страны и другие источники возможных конкурентных преимуществ с характеристиками каждого ИКТ-сектора. Это поможет определить, в каких сферах, если таковые имеются, потенциально возможен долгосрочный рост ИКТ-индустрии.


__________________________________________________

Очевидно, что именно в применении ИКТ заключен наибольший потенциал для социально-экономического развития. Именно по этой причине многие правительства активно стремятся ускорить экономический рост страны, содействуя становлению национальной ИКТ-индустрии.
________________________________________

Факторы влияния на
социально-экономическое развитие, базирующееся на использовании ИКТ

Правовая и нормативная система конкретной страны может оказывать глубокое воздействие на инвестиции в ИКТ и их применение. Юридические нормы создают сложную сеть стимулирующих и сдерживающих факторов для деятельности частного сектора. Некоторые из них могут влиять на желание и способность общества развивать, приобретать и использовать ИКТ. Там, где правовая база страны предлагает людям действенные стимулы для разработки и приобретения современных технологий, включая возможности получения необходимой квалификации для их эффективного использования, органы власти достигнут бульших успехов в реализации возможностей ИКТ и роста ИКТ-индустрии для достижения целей социально-экономического развития.

В настоящее время в мире существует ряд законов и правил, способных влиять на весь спектр стимулов как для инвестирования в ИКТ, так и для их применения. Однако в большинстве стран наиболее важными считаются законы и нормы в следующих областях: (1) нормы, непосред­ственно влияющие на инновации и инвестиции в сфере ИКТ; (2) нормы, развивающие способность людей эффективно использовать ИКТ; (3) нормы, влияющие на пред­принимательство и НИР; (4) нормы, влияющие на инфраструктуру телекоммуникаций и доступ к ним. В следующих подразделах поочередно рассматриваются
все эти области.

Инновации и инвестиции
в сфере ИКТ

Социально-экономическое развитие, базирующееся на применении ИКТ, может быть устойчивым в долгосрочной перспективе только в том случае, если у людей имеются стимулы для приобретения и использования ИКТ, включая наличие широких возможностей доступа к ИКТ в целях улучшения собственной жизни. Инвестиции в ИКТ со стороны частного сектора наиболее вероятны в такой среде, которая обеспечивает реальную охрану прав собственности (в том числе прав на нематериальную собственность), поощряет конкуренцию и торговлю, защищает потребителей и повышает интерес компаний к вложениям средств в разработку новых инновационных продуктов и услуг. Ниже излагаются ключевые принципы подобной системы.

Права интеллектуальной
собственности

Законы об интеллектуальной собственности предоставляют необходимые стимулы для инноваций в ИКТ, поскольку охраняют работу любого изобретателя – будь то отдельный индивидуум, исследовательская организация или коммерческая компания1. Надежные законы в этой сфере позволяют изобретателям получать на рынке часть выгоды от собственного новшества либо путем его непосредственного применения, либо посредством выдачи лицензий другим лицам. Интеллектуальная собственность имеет особую важность для ИКТ-сектора, который характеризуется быстрыми темпами инноваций и высоким уровнем инвестиций в научные исследования и разработки (НИР). Законы об интеллектуальной собственности помогают компаниям возмещать свои инвестиции, способствующие созданию новаторских технологий.Это обеспечивает получение средств для проведения новых исследований и работ по совершенствованию продуктов.

Наличие действенных законов в сфере интеллектуальной собственности и эффективное правоприменение не менее важны и для расширения инноваций в развивающихся странах. Охрана авторских прав позволяет изобретателям и предпринимателям противодействовать незаконному копированию их новшеств, лишая таким образом каких-либо третьих лиц возможности бесплатно пользоваться их инвестициями в НИР. Эффективная охрана интеллектуальной собственности также стимулирует прямые иностранные инвестиции и передачу технологий, давая зарубежным компаниям уверенность в том, что их вложения не будут подвергаться рискам, связанным с неограниченным копированием или принудительным лицензированием.

В сфере ИКТ одной из главных движущих сил ИТ-инноваций часто выступает малый и средний бизнес. Однако его способности к инновациям и созиданию не всегда используются в полной мере, поскольку большинство малых и средних предприятий в развивающихся странах либо не имеет достаточной информации о применимых законах в сфере интеллектуальной собственности, либо, как правило, не уверено в том, что эти законы будут уважаться и применяться.

В целях поощрения инноваций и стимулирования социально-экономического развития, базирующегося на использовании ИКТ, руководящие деятели должны предпринять следующие шаги:

___________________________________________________________

Правовая и нормативная система конкретной страны может оказывать глубокое воздействие на инвестиции в ИКТ и их применение. Юридические правила создают сложную сеть стимулирующих и сдерживающих факторов для деятельности частного сектора.
________________________________________________

После того как в 1987 г. Сингапур пересмотрел свои законы об авторском праве в сфере охраны ПО и усилил наказания за пиратство, стало наблюдаться увеличение иностранных инвестиций производителей компьютеров и компаний – разработчиков ПО, в результате чего страна стала именоваться «второй Силиконовой долиной»2.
После того как в 1987 г. Корея модернизировала свои законы об авторском праве и патентах, экспортные доходы от книгопечатания возросли на 41%, а национальные компании ощутили «обратный приток мозгов», поскольку многие корейские ученые, работавшие за рубежом, стали возвращаться на родину, намереваясь сделать карьеру в новом правовом климате3.
___________________________________________________________

Права собственности
на материальное имущество

Действенные правила в сфере интеллектуальной собственности, безусловно, активизируют ИКТ-инновации и стимулируют иностранные ИКТ-инвестиции. Однако четкие и прозрачные нормы, регулирующие порядок владения и передачи материального имущества, также могут существенно повлиять на перспективы социально-экономического развития страны. Дома и земля – это самый ценный финансовый актив для многих малообеспеченных групп граждан. Предоставление людям возможности получать и закреплять за собой безусловные юридические права собственности на такое имущество является важным условием для формирования более широкой финансовой среды, благоприятной для коммерции и экономического роста.Итак, частный сектор не станет инвестировать ресурсы, необходимые для экономического роста, до тех пор, пока правила, касающиеся вопросов собственности, не будут ясными, надежными и единообразно применяемыми. И действительно, четко описанные и применяемые правила собственности рассматриваются многими как необходимое предварительное условие для значимого участия в той или иной рыночной экономике. Отсутствие же таких правил может стать существенным фактором, сдерживающим иностранные инвестиции. Правительства могут развивать правовую базу, охраняющую права собственности, следующим образом:


Узбекистан – страна, где проживает почти 26 млн. человек, подавляющее большинство которых не имеет доступа к индивидуальным займам. Не так давно там были приняты законы, позволяющие создавать общества взаимного кредита, которые предлагают доступные финансовые услуги. В результате произошло значительное увеличение темпов роста уровня сбережений и предоставления займов

В Индии уменьшение тарифов на импорт ИКТ привело к снижению розничных цен для потребителей. Например, расположенная в Сингапуре компания eSys недавно объявила о выпуске серии дешевых мультимедийных моделей ПК для индийского рынка и частично отнесла конкурентоспособность своих цен на счет снижения Индией тарифов на импорт ИКТ5.
Реформа системы закупок на Филиппинах позволила сократить закупочные расходы государственных организаций. Благодаря внедрению государственной системы электронных закупок (Government Electronic Procurement System), поощряющей приобретение товаров исходя из их характеристик и стоимости, была получена существенная экономия, в том числе снижение закупочных расходов на оборудование и расходные ИКТ-материалы на 33%6.

Международная торговля
и инвестиции

Глобальная распределенность современного ИКТ-рынка предполагает обязательное существование открытой и недискриминационной торговли. Протекционистские меры и другие подобные барьеры в торговле могут существенно сдерживать доступ к ИКТ в развивающихся странах. Торговые барьеры также оказывают долгосрочное неблагоприятное влияние на национальную ИКТ-индустрию, поскольку они искусственно поддерживают неэффективный местный бизнес и ослабляют стремление мультинациональных корпораций искать местных партнеров или заниматься прямыми иностранными инвестициями. Более того, такие барьеры уменьшают конкурентное давление, заставляющее национальные ИКТ-компании вводить новшества и снижать свои цены. А это означает, что местные потребители вынуждены платить бульшие деньги за товары худшего качества.

Правила государственных закупок, отдающие предпочтение местным ИКТ-поставщикам, также деформируют ситуацию в международной торговле. Во многих странах органы власти являются самыми крупными покупателями продуктов и услуг ИКТ, поэтому объемы их закупок могут оказывать глубокое влияние на рынок. Государственные организации, приобретающие ИКТ на основе таких нейтральных, недискриминационных критериев, как эффективность, способность удовлетворять поставленным целям и общая стоимость, заставляют конкурирующих продавцов предлагать лучшие продукты по лучшим ценам. Это порождает конкуренцию, которая зачастую распространяется на более широкий рынок. И напротив, там, где государственные структуры приобретают ИКТ либо исходя из национальной принадлежности продукта или поставщика, либо на основании критериев, не связанных с производительностью (например, модели разработки или лицензирования программного продукта), средства налогоплательщиков теряются впустую.

Органы власти могут содей­ствовать открытой, конкурентной торговле продуктами и услугами ИКТ, реализуя следующую политику:

___________________________________________________________

Наличие действенных законов в сфере интеллектуальной собственности и эффективное правоприменение не менее важны и для расширения инноваций в развивающихся странах. Охрана авторских прав позволяет местным изобретателям и предпринимателям противодействовать незаконному копированию их новшеств, а эффективная охрана интеллектуальной собственности стимулирует прямые иностранные инвестиции и передачу технологий
_________________________________________________

Конкуренция

Глобальный рынок ИКТ является чрезвычайно конкурентным и многообразным, с массой возможностей для новых участников. Конкуренция и разнообразие ИКТ-индустрии – вот две главные причины, почему в ней так много новаций. Они также помогают объяснить, почему новым ИКТ-компаниям и предпринимателям-новичкам в этой области удалось достичь больших успехов в создании новых рынков и разработке новых бизнес-моделей.

Наибольшую выгоду от разнообразного и конкурентного рынка получают покупатели. Конкуренция не только сбивает цены, но и подталкивает поставщиков ИКТ к созданию таких продуктов и услуг, которые бы максимально расширяли доступ к ИКТ и упрощали их использование. Там, где потребители сталкиваются с рисками, с которыми не могут справиться ни конкуренция, ни новые технологии, правитель­ствам следует вводить целевые, нейтральные по отношению к технологиям законы, а также гарантировать, чтобы эти законы не сдерживали инновации в сфере ИКТ.


________________________________________________________________

Наибольшую выгоду от разнообразного и конкурентного рынка получают покупатели. Конкуренция не только сбивает цены, но и подталкивает поставщиков ИКТ к созданию таких продуктов и услуг, которые бы максимально расширяли доступ к ИКТ и упрощали их использование.
_____________________________________________________

Государственное
финансирование
исследований

Государственное финансирование научных исследований может играть очень важную роль в экономическом развитии, хотя зачастую многие руководители и упускают это из виду. Помимо подъема интеллектуальной жизни нации такое финансирование может способствовать привлечению иностранных инвестиций и заложению основ для будущих инноваций и коммерческих разработок частного сектора. Коммерциализация исследований также может вызывать приток доходов в саму исследовательскую организацию и стимулировать обмен информацией между исследовательскими организациями, порождая тем самым взаимовыгодное финансовое и инновационное сотрудничество между государством и бизнесом.

Однако реальная коммерциализация исследований в значительной мере зависит от того, имеются ли у организаций, получающих государственные средства на проведение исследований, действенные стимулы для того, чтобы закрепить за собой юридические права на результаты этих исследований и лицензировать их третьим сторонам для дальнейших разработок, в том числе для получения коммерческой выгоды. Для этого также требуется, чтобы условия предоставления финансирования обеспечивали привлечение частных ресурсов, необходимых для их коммерциализации. И хотя многие развивающиеся страны вкладывают лишь незначительные средства в проведение государственных исследований, органы власти могут гарантировать получение максимально возможных выгод от таких вложений, если будет выполняться следующее:


Онлайновая безопасность
и конфиденциальность
8

Бурное развитие интернета в прошедшее десятилетие повлеко за собой постоянное увеличение количества данных, передаваемых в онлайне или хранимых в подключенных к интернету сетях. К сожалению, это сопровождалось резким возрастанием числа, сложности и серьезности криминальных кибератак, направленных на компрометацию9 таких данных. Вирусы, черви, троянские кони, шпионское ПО, «фишинг»10 и другие угрозы безопасности различаются по своим методам атаки, но все они подрывают доверие пользователей к интернету и электронной коммерции, осуществляя порчу или кражу онлайновых данных. Повышение онлайновой безопасности требует совместного скоординированного ответа со стороны ИКТ-индустрии, государства и пользователей.

Если угрозы онлайновой безопасности почти всегда связаны с явно злонамеренными или преступными действиями злоумышленников, то онлайновая конфиденциальность ставит перед обществом более широкий вопрос о надлежащих пределах использования персональной информации. Сохранение доверия пользователей к онлайновой среде не менее важно и в развивающихся странах. Стремясь к решению двойственной проб­лемы обеспечения онлайновой конфиденциальности и безопасности, органы власти должны придерживаться следующих принципов:

__________________________________________________

Коммерциализация исследований может вызвать приток доходов в саму исследовательскую организацию и стимулировать обмен информацией между исследовательскими организациями, порождая тем самым взаимовыгодное финансовое и инновационное сотрудничество между государством и бизнесом.
_____________________________________

Технологические стандарты.

Все большее значение для достижения целей социально-экономического развития приобретают технологические стандарты. Широкое принятие таких стандартов может способствовать обеспечению функциональной совместимости ИКТ-продуктов и сервисов, упрощая обмен данными и их совместное использование. Функциональная совместимость в свою очередь может снизить цены и расширить доступ к ИКТ для пользователей из развивающихся стран, позволяя им выбирать конкурирующие продукты и услуги нескольких поставщиков и комбинировать их в единой сети. Кроме того, функциональная совместимость облегчает передачу информации между государственными органами, организациями, занимающимися вопросами социально-экономического развития, и отдельными гражданами.

Хотя главной движущей силой в разработке технологических стандартов всегда должна оставаться ИКТ-индустрия, свою роль здесь также могут сыграть и органы власти. Для того чтобы законы о технологических стандартах непреднамеренным образом не препятствовали инновациям или не подавляли конкуренцию, регулирующие нормы в этой области должны соответствовать следующим принципам:


Электронное
правительство

Органы власти различных регионов мира прибегают к использованию ИКТ по тем же самым причинам, что и частный сектор: для повышения эффективности, оптимизации процессов и предоставления более качественных услуг более широкому кругу пользователей. Однако применение ИКТ государственными организациями может нести такие дополнительные выгоды, как расширение гражданского участия (citizen participation) и усиление прозрачности процессов управления и подотчетности государственных должностных лиц. Более того, проекты электронного правительства могут сыграть важную «лидерскую» роль, особенно в развивающихся странах, служа конкретным примером того, каким образом ИКТ могут способствовать росту экономики и повышению ее эффективности.

Внедряя решения в области электронного правительства, руководящие деятели должны придерживаться следующих принципов:


Развитие человеческого потенциала

Инвестиции в людей играют фундаментальную роль в социально-экономическом развитии, поэтому инвестиции в информационные технологии могут лишь незначительно сократить бедность или улучшить жизнь малообеспеченных слоев общества, если они не сопровождаются усилиями по расширению способностей данных групп граждан использовать возможности, которые им предоставляют ИКТ. Образование и повышение квалификации в области информационных технологий – вот два важных элемента, помогающих отдельным людям, сообществам граждан и даже целым странам добиться успеха в глобальной информационной экономике. Именно поэтому они должны являться составной частью любых проектов социально-экономического развития. В данном разделе описан ряд основных принципов и правил, способствующих развитию человеческого потенциала с помощью образования12.


______________________________________

Образование и повышение квалификации в области информационных технологий – вот два важных элемента, помогающих отдельным людям, сообществам и даже целым странам добиться успеха в глобальной информационной экономике. Именно поэтому они должны являться составной частью любых проектов социально-экономического развития.
______________________________

Образование и электронная грамотность

Расширение образовательных возможностей и электронной грамотности в малообеспеченных слоях общества крайне важно для возрастания экономического потенциала и устранения препятствий на пути к электронной интеграции граждан. Так, некоторые виды ИКТ (например, телефоны) могут эффективно использоваться и действительно используются при отсутствии всеобщей электронной грамотности. Однако очевидно, что электронная грамотность крайне важна для того, чтобы пользователи смогли в полном объеме воспользоваться всеми имеющимися ресурсами ИКТ.

Вместе с тем ИКТ могут играть здесь важнейшую роль, помогая учителям расширять возможности учебного процесса. Корпорация Microsoft осознает значимость образования в развитии человеческого потенциала, а также тот вклад, который могут внести ИКТ в этой сфере. Именно поэтому она поддерживает ряд инициатив, направленных на конкретные образовательные потребности развивающихся стран, а также сотрудничает со многими правительствами и организациями, занимающимися во­просами социально-экономического развития, в реализации этих инициатив. Более полно о роли ИКТ в образовании и усилиях Microsoft в данной области будет рассказано далее в разделе «ИКТ на практике: подход корпорации Microsoft к вопросам социально-экономического развития».

Развивающиеся страны и все мировое сообщество, занимающееся вопросами социально-экономического развития, заслуживают самой высокой похвалы за свою деятельность, направленную на повышение грамотности граждан, а также за сотрудничество с частным сектором в решении данной проблемы. Тем не менее в этой области требуется принять целый ряд последовательных действий. Вот главные из них:

__________________________________________________

Стремясь к вступлению в Европейский союз, правительство Болгарии поставило перед собой цель к 2005 году предоставлять 20% государственных услуг по сети Интернет. Сегодня граждане страны имеют возможность проводить онлайновый поиск данных о регистрации актов гражданского состояния, сведений о социальном обеспечении и регистрации компаний.

Это помогло снизить коррупцию и повысить эффективность работы государственных органов, тем самым приближая Болгарию к членству в Евросоюзе11.

____________________________________________________

Повышение квалификации в области информационных технологий

Квалификация в области ИКТ очень важна для того, чтобы отдельные граждане и организации могли в полной мере использовать весь потенциал современных технологий. Тем не менее во многих развивающихся странах лишь сравнительно небольшая часть пользователей имеет необходимые навыки для эффективного применения ИКТ. Еще меньше число тех, кто обладает соответствующим уровнем знаний и умений для разработки ИКТ-продуктов или предоставления важных ИТ-услуг. Недостаток квалифицированных ИКТ-работников приводит
к тому, что организации неохотно инвестируют в новейшие технологии, что уменьшает спрос на ИКТ-продукты и ИТ-услуги в стране и сокращает возможности для предпринимателей и национальных ИКТ-компаний. Это также наносит ущерб конкурентоспособности страны, причем не только в ИКТ-секторе, одной из самых быстрорастущих сфер глобальной экономики, но и во многих других, более традиционных секторах.

Для решения этих проблем законодателям и организациям, занимающимся вопросами социально-экономического развития, а также представителям ИКТ-индустрии надлежит принять участие в совместной работе над следующими инициативами:

____________________________________________

Недостаток квалифицированных ИКТ-работников приводит к тому, что организации неохотно инвестируют в новейшие технологии, что уменьшает спрос на ИКТ-продукты и ИТ-услуги в стране и сокращает возможности для предпринимателей и национальных ИКТ-компаний. Это также наносит ущерб конкурентоспособности страны – причем не только в ИКТ-секторе, одной из самых быстрорастущих сфер глобальной экономики, но и во многих других, более традиционных секторах.
________________________________________

Предприятия
и предпринимательство

Как уже отмечалось, установленные государством нормы могут оказывать решающее влияние на использование ИКТ в целях социально-экономического развития. Вместе с тем частный сектор является и, вероятно, всегда будет являться лидером в области инноваций, инвестиций в ИКТ и применения современных технологий. Органы власти могут воспользоваться его преимуще­ствами, улучшая доступ к капиталу, добиваясь прозрачности системы отчетности и инвестирования, облегчая доступ к местным и мировым рынкам и стимулируя инвестиции в ИКТ, научные исследования и разработки.


________________________________________________

Частный сектор является и, вероятно, всегда будет лидером в области инноваций, инвестиций в ИКТ и применения современных технологий. Органы власти могут воспользоваться его преимуществами, улучшая доступ к капиталу, добиваясь прозрачности системы отчетности и инвестирования, облегчая доступ к ме­стным и мировым рынкам и стимулируя инвестиции в ИКТ, научные исследования и разработки.
_____________________________________

Доступ к капиталу

Использование ИКТ в целях социально-экономического развития среди прочего требует наличия широкого доступа к капиталу. Для того чтобы воспользоваться всеми преимуще­ствами ИКТ и подтолкнуть рост национальной ИКТ-индустрии, развивающиеся страны должны облегчить отдельным гражданам и компаниям получение финансирования на доступных для них условиях. Конкурентные, гибкие рынки капитала упрощают приобретение ИКТ в кредит и сокращают расходы начинающих ИТ-компаний на закупки необходимых средств для разработки, производства и маркетинга новых продуктов.

В целях создания подходящей среды для получения капитала на благоприятных условиях руководство страны должно осуществить следующие действия:

_______________________________________________________

Государство не должно диктовать направления частных инвестиций в ИКТ, однако оно может помочь сфокусировать их на сферах, способствующих экономическому росту, путем предоставления соответствующих налоговых и других подобных стимулов. Кроме того, государство может поощрять иностранные инвестиции, обеспечивая надлежащую правовую и нормативную базу, которая повышает предсказуемость экономической политики и снижает финансовый риск.
___________________________________________

Стимулы для частных
инвестиций

В условиях ограниченных государственных ресурсов частный сектор должен, как никогда, оставаться главным двигателем роста и промышленного развития на основе ИКТ. И хотя государство, конечно же, не должно диктовать направления частных инвестиций в ИКТ, оно может помочь сфокусировать их на сферах, способ­ствующих экономическому росту, путем предоставления соответ­ствующих налоговых и других подобных стимулов. Кроме того, государство может поощрять иностранные инвестиции, обеспечивая надлежащую правовую и нормативную базу, которая повышает предсказуемость экономической политики и снижает финансовый риск. С этой целью руководству страны следует рассмотреть допустимость принятия следующих мер:

_________________________________________________

Способность интернета и других онлайновых сетей служить эффективным механизмом коммуникаций и распространения информации в значительной степени зависит от качества базовой инфраструктуры телекоммуникаций и степени ее охвата. Поэтому пользователи смогут в полной мере оценить преимущества применения ИКТ только в том случае, если инфраструктура телекоммуникаций будет широко разветвленной и доступной по цене.
_____________________________________
Начиная с 1998 года пять стран – участниц Организации восточнокарибских государств (Organization of Eastern Caribbean States) – Доминика, Гренада, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия и Сент-Винсент – добились значительных преимуществ благодаря либерализации своих рынков телекоммуникаций. С ликвидацией нерегулируемой региональной телекоммуникационной монополии в этих странах произошло двукратное снижение тарифов на телефонные разговоры и доступ в интернет. Это в свою очередь стимулировало рост трансграничного бизнеса, что обусловливалось расширением доступа к эффективным возможностям интернета, факса, телефона и телеконференций13.
_________________________________________________

Инфраструктура и доступ

Способность интернета и других онлайновых сетей служить эффективным механизмом коммуникаций и распространения информации – одним словом, способность ИКТ реализовывать свой потенциал как катализатора экономического роста и социального развития – в значительной степени зависит от качества базовой инфраструктуры телекоммуникаций и степени ее охвата. Поэтому пользователи смогут в полной мере оценить преимущества применения ИКТ только в том случае, если инфраструктура телекоммуникаций будет широко разветвленной и доступной по цене. Кроме того, государство и ИКТ-индустрия должны вести совместную работу по реализации инициатив, направленных на массовое распространение недорогих компьютеров, не препятствуяпри этом рыночным стимулам к инновациям и разработке продуктов.

Чтобы обеспечить развитие сектора телекоммуникаций на базе использования ИКТ, высшие должностные лица должны рассмотреть возможность осуществления следующих действий:

ССЫЛКИ.

Более подробную информацию о тех преимуществах, которые дает совершенствование законодательства о защите интеллектуальной собственности, можно найти в специальных выпусках бюллетеня представительства Microsoft в России и странах СНГ: «Влияние уровня компьютерного пиратства на развитие мировой экономики. По материалам исследования компании IDC», 2003 г. (http://www.microsoft.com/Rus/Government/Newsletters/Idc/Default.mspx) и «Новое исследование уровня компьютерного пиратства», 2004 г. (http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/idc2004/default.mspx).
2 Dru Brenner-Beck «Do As I Say, Not As I Do», 11 U.C.L.A, журнал «Pacific Basin Law Journal», с. 84, 108–109 (1992 г.).
3 Там же, с. 112.
4 Более подробную информацию о новых механизмах кредитования можно найти в ежегодном отчете World Conference on Credit Unions: 2003 Annual Report по адресу: https://www.woccu.org/pdf/annrpt_03.pdf (на англ. языке).
5 Характеристики таких компьютеров приводятся в статье Now a PC for less than Rs10,000 от 22 января 2004 г., опубликованной на веб-странице Ciol Media по адресу: http://www.ciol.com/content/news/2004/104012203.asp (на англ. языке).
6 Более подробную информацию об этой реформе можно найти в презентации Всемирного банка Procurement Reform in the Philippines по адресу:
http://www.worldbank.org/wbi/governance/pdf/11iacc_cam_pim_gav.pdf (на англ. языке).
7 Более подробную информацию об этих программах можно найти в документе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Report of the Expert Meeting on Policies and Programmes for Technology Development and Mastery, Including the Role of FDI, № 8 (2003 г.), по адресу: http://www.unctad.org/en/docs//c3em18d3_en.pdf (на англ. языке)
8 Более подробную информацию по вопросам информационной безопасности можно найти в бюллетене представительства Microsoft в России и странах СНГ «Современные подходы к обеспечению информационной безопасности»: Часть 1 (выпуск 17, октябрь 2002 г., http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/issue17) и Часть 2 (выпуск 22, октябрь 2003 г., http://www.microsoft.com/rus/government/newsletters/issue22/default.mspx).
9 Компрометация – несанкционированный доступ к защищенной информации.
10 Фишинг (phishing) – выуживание у людей конфиденциальной информации (например, паролей или реквизитов кредитных карт) обманным путем.
11 Подробное описание этого проекта можно найти в статье «Внедрение электронного правительства поможет Болгарии вступить в Европейский союз».
12 Более подробную информацию об использовании информационных технологий в образовании можно найти в бюллетенях представительства Microsoft в России и странах СНГ (выпуски 16, 20 и 26) на веб-странице «Microsoft в образовании» по адресу: http://www.microsoft.com/rus/education.
13 Более подробную информацию о либерализации рынков телекоммуникаций в Карибском регионе можно найти в документе Reducing Telecom Costs in the Caribbean, опубликованном Всемирным банком в июле 2002 г. по адресу:
http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/NEWS/0,,contentMDK:20052229~
menuPK:67443~pagePK:36694~piPK:36693~theSitePK:4607,00.html (на англ. языке).

__________________________________________________


© Информационное общество, 2006, вып. 2-3, с. 129-141.