Информационная политика Российской Федерации в условиях формирования информационного общества

Д.Ф. Мезенцев


Введение

На пороге XXI века мир вступил в новую эпоху – эпоху информационного общества. Последнее десятилетие прошло под знаком перехода промышленно развитых стран на новую ступень социально-экономического развития, связанную с кардинальным изменением способов производства и формированием новой структуры общественных отношений. Это стало возможным благодаря бурному развитию информационных и телекоммуникационных технологий.

Уровень развития информационного пространства стал решающим образом воздействовать на все стороны нашей жизни – политику, экономику, культуру. Это и предопределяет актуальность вопросов государственной информационной политики Российской Федерации, которая в определяющей степени будет влиять на качество и темпы перехода нашей страны на новую ступень развития – стадию информационного общества.

1. Государственная политика в области развития единого информационного пространства России

Построение и развитие единого информационного пространства является чрезвычайно важной задачей для Российской Федерации. Это связано с ее колоссальными просторами, разнородностью географических и климатических условий жизни людей, различиями в культурных, духовных, национальных и исторических традициях народов, населяющих нашу страну, значительной дифференциацией их доходов и экономического положения. В то же время мы все – граждане великой страны и должны ощущать себя таковыми, в том числе и в вопросах сопричастности общим тенденциям развития мирового сообщества. Поэтому важнейшей задачей нашей информационной политики является обеспечение равного права на доступ к информации всем гражданам нашей страны, независимо от их территориального и имущественного положения, национальности и вероисповедания.

Это особенно актуально в контексте реализации на практике политики реформ, проводимой Президентом и Правительством Российской Федерации, обеспечения сопричастности самых широких слоев населения происходящим процессам социально-экономической трансформации, становления рыночных отношений в России, повышения эффективности функционирования экономики, обеспечения в ближайшей перспективе достойных условий жизни для абсолютного большинства населения страны.

Особую актуальность эти вопросы имеют для наших отдаленных и приграничных территорий, где из-за ряда технических трудностей происходит заполнение информационного пространства вещанием и тиражами русскоязычных изданий сопредельных государств, а влияние наших, отечественных СМИ на граждан осуществляется в меньшей степени.

2. Защита национальных интересов страны в информационной сфере – информационная безопасность личности, общества, государства

Меры государственной политики по развитию информационного пространства страны должны сочетаться с мерами защиты национальных интересов страны в информационной сфере и мерами обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства.

Следует особо остановиться на такой чувствительной проблеме информационной сферы как защита духовных и нравственных ценностей российского общества, обеспечение духовного и культурного обновления России, укрепление традиций патриотизма и гуманизма, дружбы народов нашей страны. Не секрет, что в этой сфере мы все еще имеем много нареканий со стороны россиян к нашим СМИ. Информационная политика государства должна способствовать консолидации российского общества, мотивации людей к добросовестному, производительному труду во имя становления новой России, включенности их в процессы преобразования всех сторон нашей жизни.

Одновременно нам следует более решительно бороться со всеми проявлениями национальной, расовой, религиозной вражды и нетерпимости, ставить заслон пропаганде идеологии фашизма, расизма, экстремизма, сепаратизма, национализма, в то же время не допуская ограничения свободы СМИ и цензуры в какой-либо форме.

Обеспечивая свободу доступа граждан и организаций к информационным ресурсам, мы должны одновременно создавать условия для соблюдения ограничений на доступ к конфиденциальной информации, совершенствовать механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, личной тайны граждан.

Важным аспектом защиты государственных интересов в информационной сфере является информационное обеспечение государственной политики в области доведения до российской и мировой общественности официальной позиции России по социально значимым событиям российской и международной жизни, обеспечение свободного доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Нельзя забывать и о такой важной составляющей информационной безопасности как защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности российских информационных и телекоммуникационных систем. Последнее особенно актуально в настоящее время в связи со все возрастающей угрозой со стороны международных террористических организаций.

3. Государственная политика в сфере средств массовой информации и телекоммуникаций

На переходном этапе развития нашей страны государство должно оказать всемерное содействие развитию независимых СМИ. Это особенно актуально для процессов становления и развития гражданского общества в России, в том числе в самых отдаленных регионах, где до сих пор имеется много нареканий на ограничение свободы региональных СМИ и вмешательство властных структур в их работу. Следует уделить важное внимание внедрению современных инфокоммуникационных технологий в профессиональную деятельность СМИ, что будет способствовать повышению качества и оперативности выполнения решаемых ими задач.

Государство будет уделять большое внимание развитию компьютерных сетей общего пользования, особенно в отдаленных и сельских районах с целью вовлечения самых широких слоев населения в процессы реформирования экономики и социальной сферы нашей страны.

Не посягая на свободу издательской и полиграфической деятельности, государство в то же время будет стимулировать развитие интеллектуально и духовно емкой книжной продукции, доведение до граждан лучших произведений отечественной и зарубежной культуры, способствующих воспитанию людей на исторических традициях и нравственных принципах народов России.

При этом важно обеспечить возможность для всех россиян пользоваться произведениями литературы и искусства, в том числе за счет совершенствования государственной политики в сфере распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции.

Важной заботой государства является регулирование производства и распространения аудио- и видеопродукции. В этой сфере у нас в стране есть много недостатков. Известно, что мы являемся одними из "лидеров" по объемам торговли пиратской продукцией. Несомненно, что государство будет вести самую решительную борьбу с этим злом, в том числе на основе совершенствования законодательства об интеллектуальной собственности.

Следует коснуться вопросов государственного влияния на сферу производства и распространения рекламы. Навязчивая, низкоинтеллектуальная телевизионная реклама вызывает обоснованное раздражение наших граждан. В то же время необходимо обеспечить сочетание интересов общества, государства и бизнеса в данной сфере на основе разработки и нормативного закрепления процедур и механизмов разрешения периодически возникающих здесь конфликтов.

4. Развитие национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, укрепление связи центра и регионов в целях проведения единой государственной политики на всей территории страны

Одним из направлений государственной информационной политики является стимулирование развития и совершенствования инфраструктуры единого информационного пространства страны. Это в первую очередь касается развития сетей связи, телерадиовещания, компьютерных сетей общего пользования. Мы знаем, что важную роль в этом процессе должна сыграть Федеральная целевая программа "Электронная Россия". Следует отметить, что эти вопросы находятся в центре внимания Комиссии Совета Федерации по информационной политике. Мы отчетливо понимаем, что именно этот аспект информационной политики государства напрямую связан с развитием в России информационного общества и экономики знаний.

Проведение единой государственной политики на всей территории страны невозможно без развитой индустрии информационных услуг, предоставляемых в любой точке России. Государственные информационные ресурсы должны эффективно использоваться всеми органами государственной власти, независимо от их территориального расположения. Немалое значение в этом должна сыграть и периодическая печать, объективность и мудрость которой могут способствовать смягчению ряда социальных проблем в регионах, укреплению веры людей в правильность проводимых в стране реформ.

5. Развитие рынка информационных услуг, информационных технологий и рынка телекоммуникаций

Касаясь развития рынка информационных услуг, информационных технологий и рынка телекоммуникаций, следует остановиться на таком важном сегменте этого рынка, как рынок услуг в области телерадиовещания. В настоящее время рынок услуг в этой сфере ограничен услугами платных каналов спутникового и кабельного телевидения. В то же время его потенциал никак не меньше потенциала рынка услуг связи. Все мы ежедневно смотрим телевидение, слушаем радио, только в России пока за эти услуги платить не принято. Следствием является стагнация отрасли, старение основных фондов, прогрессирующее отставание от мирового уровня этих услуг. Задача здесь состоит в том, чтобы превратить телерадиовещание в современную высокоэффективную, инвестиционно привлекательную отрасль экономики, имеющую потенциал саморазвития и полностью удовлетворяющую платежеспособный спрос за эти услуги.

Предполагается, что до 2015 г. мы обеспечим сначала повышение доходности существующих аналоговых средств телерадиовещания, а затем осуществим поэтапный переход к цифровому телерадиовещанию.

6. Расширение доступа к телекоммуникационным и информационным сетям социально значимых секторов народного хозяйства страны – образования, здравоохранения, культуры

Одной из важных забот государства в информационной сфере является расширение доступа к телекоммуникационным и информационным сетям в социально значимых секторах народного хозяйства страны – образовании, науке, культуре, здравоохранении. Это напрямую связано с ростом качества жизни граждан за счет увеличения предоставления услуг в этих сферах.

Особенностью современного этапа развития этих сфер общественной жизни является бурный рост спроса на предоставление телеуслуг. Все большее значение в сфере образования приобретают услуги дистанционного и интернет-образования. Многие ведущие ВУЗы страны уже открыли или открывают подобные программы обучения. С помощью этих технологий можно обучаться не только в отечественных, но и в зарубежных ВУЗах.

Обеспечение дистанционного доступа к медицинским и юридическим услугам также является важнейшей заботой государства, поскольку значительная часть населения нашей страны живет в отдаленных районах и не может оперативно воспользоваться услугами соответствующих специалистов.

Особую роль могут сыграть инфокоммуникационные средства в сохранении и развитии единого культурного пространства нашей страны. Это касается деятельности наших крупнейших библиотек, музеев, выставок и т.п. Нельзя недооценить работу сотрудников, например, Государственного Эрмитажа или Русского музея по пропаганде произведений искусства для детей и подростков нашей страны, организации интернет-выставок и интернет-конференций, способствующих культурному обогащению наших граждан в самых отдаленных уголках нашей страны.

7. Государственная поддержка развития высокотехнологичных отраслей экономики в сфере инфокоммуникаций

Одним из важных направлений деятельности государства в информационной сфере является поддержка развития высокотехнологичных отраслей в сфере инфокоммуникаций. Мы имеем хороший пример наших финских коллег, которые одними из первых, по существу, построили у себя информационное общество. Это было сделано на основе серьезной государственной поддержки развития сектора телекоммуникаций, который и явился локомотивом этого процесса, а компания Nokia стала крупнейшей мировой телекоммуникационной компанией.

Мы в России должны учесть этот положительный опыт и всемерно способствовать развитию отечественных фундаментальных и прикладных исследований и разработок в сферах информатизации, телекоммуникаций и связи. Все предпосылки для этого у нас есть.

На этой основе мы будем всемерно способствовать развитию в России конкурентоспособных инфокоммуникационных систем, гибко используя возможности международной кооперации. Оычевидно, что развитие информационных технологий будет в ближайшей перспективе являться одной из основных составляющих модернизации российской экономики.

8. Повышение эффективности межгосударственного сотрудничества в области СМИ и проблемы вхождения России в мировое информационное пространство

Хотя нашу страну и нельзя назвать отсталой в области телекоммуникаций, но нам еще предстоит большая работа по приведению российских стандартов в сфере инфокоммуникационных технологий в соответствие с мировыми стандартами. И очевидно, что решить эту задачу без участия мирового сообщества нам не удастся. Мы крайне заинтересованы в развитии связей и широкой кооперации с ведущими мировыми компаниями по вопросам развития и производства современных информационных и телекоммуникационных систем. Причем такие связи должны устанавливаться не только с Московским регионом и Санкт-Петербургом, но и с другими регионами нашей страны, что является особой заботой Совета Федерации как палаты, представляющей в Парламенте страны интересы регионов. Мы, безусловно, заинтересованы в более активном участии регионов России в международном разделении труда в области информационных и телекоммуникационных технологий. Это позволит привлечь в них инвестиции, будет одновременно содействовать улучшению социальной обстановки, развитию отечественного бизнеса в этой сфере, росту занятости, а также росту доходов бюджета страны и бюджетов регионов.

9. Формирование демократически ориентированного массового сознания и становление информационного общества в России

Говоря о путях развития и становления информационного общества в России, прежде всего, хотел бы отметить приоритетное значение для этих целей развития системы высшего образования в регионах, а также необходимость усиления роли государства в стимулировании развития исследований и разработок в высокотехнологичных областях, которые должны стать двигателями экономического роста в ряде регионов, не располагающих богатыми сырьевыми ресурсами.

Следует уделить самое серьезное внимание организации региональных технопарков, технополисов и других видов организаций, способствующих вовлечению трудовых ресурсов в высокотехнологические отрасли экономики, связанные, в том числе, с развитием инфокоммуникационных технологий.

Мы будем последовательно проводить в жизнь стратегию расширения региональных информационных и телекоммуникационных сетей для стимулирования развития демократически ориентированного общественного сознания у всех граждан нашей страны, более полноценного их участия в политических процессах.

10. Законодательное обеспечение развития информационного пространства и становления информационного общества в России

Одной из важнейших задач государства в сфере информационной политики является совершенствование регулирования общественных отношений, связанных с получением, распространением и использованием информации. Сегодня в России весьма динамично меняется вся экономическая и политическая ситуация. Идут процессы реформирования государственной власти, в том числе разграничения полномочий между ее уровнями. Активно осуществляется политика в области модернизации экономики и социальной сферы нашего общества. В этих условиях значительно возрастает роль СМИ в информационном обеспечении проводимых в стране реформ. Поэтому необходимо уделять самое серьезное внимание совершенствованию правовой базы, регулирующей деятельность СМИ, информационных и телекоммуникационных компаний. Трудности в этом плане у нас есть. Сложно идет процесс согласования поправок к закону о СМИ, нуждаются в совершенствовании Закон о связи, Закон о рекламе и ряд других. Над этими вопросами мы в Совете Федерации постоянно работаем и сделаем все, чтобы наши законы способствовали становлению и развитию в России информационного общества.

Заключение

В заключение выражаю уверенность в том, что общественное обсуждение проблем становления в России информационного общества позволит нам всем сделать еще один шаг к пониманию задач, которые власть, бизнес и общество должны решить на современном этапе развития и реформирования экономики и социальной сферы нашей страны с целью ее полноправного вхождения в круг государств, являющихся лидерами в области развития информационного общества и экономики знаний.


Мезенцев Дмитрий Федорович - Председатель Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания РФ по информационной политике.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 17-20.