___________________________________________
С.В. Поляков, Л.Г. Костомарова, Т.Н. Щаренская, Г.Я. Илюшин
Масштаб КАИС определяется масштабом системы охраны здоровья города, объединяющей около 1000 медицинских учреждений различного профиля и направленности, медицинских служб и организаций. Объем оказываемой медицинской помощи составляет около 92 000 тыс. посещений ЛПУ города за год.
В учреждениях городского здравоохранения работает 40.721 врачей, 73.433 средних медработников и 18.593 прочего персонала. Число руководителей составляет 1.851 человек.
В информационном плане основой корпоративной информационной системы является совокупность баз, банков и хранилищ данных, содержащих отраслевые информационные ресурсы, формирование которых осуществляется самостоятельно в своей части субъектами здравоохранения и системы ОМС в рамках локальных информационных систем, взаимодействующих на основе телекоммуникационной сети. С учетом того, что в системе аккумулируется не только медицинская, но и представительная социально-экономическая информация, она может выступать в роли информационного обеспечения любых органов управления администраций территорий.
КАИС «Мосгорздрав» представляет собой комплекс организационно и технологически связанных территориально-распределенных информационных систем, относящихся к четырем возможным уровням: уровень локальных информационных систем лечебно-профилактических учреждений, уровень ИС медицинских служб (ведомственный), интеграционный отраслевой и интеграционный городской (рис. 1). Информационные системы всех уровней подключены к единой корпоративной сети здравоохранения города Москвы.
Рис. 1. Общая структура КАИС "МОСГОРЗДРАВ"
____________________________________________________________________________________
Рис. 2. Типы медицинских информационных систем ЛПУ
______________________________________________________________________________
Наибольшую актуальность в настоящее время имеет вопрос согласования типовых проектных решений при создании автоматизированных информационных систем на уровне лечебно-профилактических учреждений. Явно недостаточное финансирование научных и проектных работ по созданию информационных систем как по линии Департамента здравоохранения, так и по линии Городского Фонда обязательного медицинского страхования привело к дефициту качественных типовых проектов, отвечающих современным требованиям по многим направлениям информатизации здравоохранения.
До настоящего времени основным направлением автоматизации ЛПУ была деятельность в условиях ОМС и административно-хозяйственная деятельность, что позволило внедрить системы бухгалтерского учета и отчетности, управления кадровой деятельностью практически во все ЛПУ города.
Повышение качества лечебно-диагностического процесса может быть обеспечено за счет автоматизации лечебно-диагностической работы ЛПУ (комплексного внедрения медицинских информационных систем - МИС).
В качестве приоритетного объекта автоматизации больничных и амбулаторно-профилактических учреждений на данном этапе развития КАИС «МОСГОРЗДРАВ» должен рассматриваться лечебно-диагностический процесс, объединяющий деятельность основных подразделений ЛПУ, организационно-связанных в его реализации, включая деятельность регистратуры и приемного отделения.
В настоящее время лишь в небольшом числе учреждений (около 5%) внедрены и развиваются комплексные МИС. Среди них большее число внедрено в ЛПУ стационарного типа.
__________________________________________________________________
Специализированные профильные медицинские службы представляют собой сложные, территориально разнесенные структуры с многотысячными контингентами пациентов и разветвленными информационными потоками.
_____________________________________________________________________
На сервер приложений возлагаются функции пользовательского интерфейса для предоставления на рабочие места пользователей общегородской системы необходимых данных. К настоящему времени в состав МЭМ в качестве одного из вертикальных проектов включен проект «Удаленная регистратура», функциональное назначение которого ограничено бронированием медицинских услуг (рис. 5).
Телекоммуникации
Все автоматизированные информационные системы КАИС на коммуникационном уровне должны быть объединены каналами корпоративной сети здравоохранения.
Корпоративная сеть здравоохранения должна обеспечивать удаленный регламентированный доступ авторизованных пользователей корпоративной сети к корпоративным информационным ресурсам и сервисам Департамента здравоохранения (рис. 6).
Отдельным компьютерам и группам пользователей, подключенным к корпоративной сети, должен быть обеспечен доступ к информационным ресурсам интернета, разрешено on-line взаимодействие (в том числе в режиме видеоконференций) с компьютерами, установленными в федеральных, ведомственных и частных лечебных учреждениях. С другой стороны, отдельным компьютерам и пользователям других корпоративных систем и некоторым авторизованным пользователям интернета должен предоставляться регламентированный доступ к корпоративным данным Департамента здравоохранения города Москвы.
_________________________________________________________
Поляков Сергей Викторович - Первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы, кандидат медицинских наук, профессор.
Костомарова Людмила Григорьевна - Заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы - директор Научно-практического центра экстренной медицинской помощи (НПЦ ЭМП), доктор медицинских наук, профессор.
Щаренская Тамара Николаевна - Заместитель директора НПЦ ЭМП по информатизации, кандидат технических наук.
Илюшин Геннадий Яковлевич - Заведующий лабораторией Института проблем информатики РАН, кандидат технических наук.
© Информационное общество, 2006, вып. 1, с. 20-25.