Методические подходы и тенденции развития стандартизации и систем качества в области информационных технологий

А.К. Джинчарадзе




Введение
Современный этап социально-экономического развития характеризуется возрастанием роли информатизации во всех сферах жизни и, как следствие, увеличением значения информационных технологий, от уровня развития которых зависит степень удовлетворения информационных потребностей общества. Все отчетливее проявляет себя новая экономическая категория – рациональные информационные ресурсы, которые становятся одним из важнейших факторов развития постиндустриального мира.

Чтобы иметь правильное представление о месте и роли стандартизации и систем качества в области информационных технологий, необходимо дать определение информационной технологии как объекта стандартизации.

Современная информационная технология – это совокупность информационных и телекоммуникационных систем, программных средств и вычислительной техники, а также методов обработки, передачи, хранения и использования информации. Другими словами, понятие «информационные технологии» распространяется на все средства и методы, которые позволяют обеспечить общество необходимой информацией. При этом под методами понимаются современные способы и формы организации эффективного информационного взаимодействия, а под средствами – оборудование, применяемое для реализации функций обработки, передачи, хранения и использования информации (технические средства), и средства связи.

В настоящее время происходит формирование качественно новых поколений информационных технологий, использующих системы автоматической обработки текстов и речи, расчетно-логические и экспертные системы, интегрированные или гибридные экспертные системы, интеллектуальные системы для использования в управлении, проектировании, обучении и т. д., CALS-технологии информационной поддержки создания продукции по всему жизненному циклу.

Успешное становление нового поколения информационных технологий невозможно без параллельного или опережающего развития программного, аппаратного и коммуникационного обеспечения.

Усиление внимания международной и национальных систем стандартизации к информационным технологиям объясняется тем, что, по данным ЮНЕСКО, более половины населения развитых стран принимает непосредственное участие в процессах производства и распространения информации.

Как считают специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), международная система стандартизации способствует решению задач, связанных с аппаратной и программной несовместимостью, среди которых:

От решения этих задач зависит конкурентоспособность продукции, а также разработка трехмерного телевидения (ориентировочный срок реализации – 2008 год).

В настоящее время ведущие телевизионные фирму вплотную приблизились к использованию Интернета за счет специальной приставки к телевизору 6-го поколения либо с помощью нового поколения телевизоров, так называемых PC/TV.

Стремительная смена поколений информационных технологий, с одной стороны, создает потребность в программных и технических средствах, которые могут безболезненно интегрироваться в сложившиеся организационно-экономические структуры. С другой стороны, изготовители аппаратуры и программных средств заинтересованы в стандартах, так как требования совместимости определяют их коммерческий успех на рынках и, следовательно, весьма существенно влияют на формирование их деловой активности.

Следует отметить, что интересы поставщиков и пользователей технического и программного обеспечения далеко не всегда совпадают. Если, например, пользователи заинтересованы в стандартизации, обеспечивающей совместимость и портативность компьютеров, то интересы изготовителей могут быть иными. В настоящее время на рынке информационных технологий приоритет отдается запросам потребителей. Исходной точкой при разработке системных решений начинают служить их требования и критерии, особенно в отношении качества.

Другая тенденция заключается в использовании электронной обработки информации не только как средства рационализации, но и как важного инструмента достижения стратегических целей фирмы.

Современное производство на любых предприятиях включает обязательное использование компьютеров и систем передачи информации и требует обширного и разнообразного программного обеспечения, что создает необходимость развертывания работ по стандартизации и контролю качества.

Аппаратное обеспечение в настоящее время в достаточной степени соответствует уровню программного. Элементы программ часто реализуются в виде отдельных блоков, которые комбинируются для использования в разных целях. Для более эффективного их использования и контроля необходима стандартизация на международном уровне.

Проблемами международной стандартизации (МС) в области информационных технологий занимаются преимущественно три международных организации: ИСО, МЭК и Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии (CCITT).

Одна из важнейших задач, решаемых этими организациями, заключается в устранении мешающих торговле технических барьеров из-за несовместимости компьютерной техники, которая в настоящее время входит в состав более 50% продукции, выпускаемой электротехнической и электронной промышленностью.

Как известно, сегодня для подготовки МС на продукцию в традиционных областях требуется 2 года, в относительно новой области – 5 лет, и приблизительно 10 лет – там, где из-за новизны еще не ясна сама структура объекта стандартизации. Очевидно, что в сфере информационных технологий, для которой характерны необычайно быстрые темпы развития, такой срок неприемлем.

Поэтому Международная федерация по применению стандартов (IFAN) предложила обсуждать все этапы разработки МС в рамках телеконференций, которые могут проходить чаще, организованнее и быстрее, чем традиционные заседания рабочих органов по стандартизации. Телеконференции, вдобавок, устраняют организационные трудности, связанные с технической экспертизой проектов документов, и поэтому являются оптимальным средством решения проблемы привлечения в состав технических органов высококвалифицированных экспертов.

Роль европейских организаций
В странах Европейского сообщества (ЕС) работы по стандартизации и обеспечению качества информационных технологий проводятся в рамках Европейской стратегической программы исследований в области информационных технологий (ESPRIT), на выполнение которой выделяются миллионы экю.

Значительное внимание в программе ESPRIT уделяется методам и средствам повышения качества и надежности систем программного обеспечения. Кроме того, в Европейском сообществе создана система региональных структур, координирующих и методически поддерживающих различные направления деятельности в области информационных технологий и систем связи.

К ним, например, относится Европейская организация по стандартизации в области телекоммуникаций (ETSI), Европейская ассоциация изготовителей вычислительной техники (ECMA), Европейская конференция почтовой и телеграфной связи (CEPT), европейский комитет по сертификации в области информационных технологий (ECITC).

Европейская региональная стандартизация в области информационных технологий и коммуникаций проводится в основном по линии Европейского комитета по стандартизации (CEN), Европейского комитета по стандартизации в электротехнике (CENELEC), а также специализированных региональных организаций. Так, CEPT разрабатывает рекомендации, некоторые из которых затем издаются CEN/CENELEC со статусом европейских стандартов (EN), европейских гармонизированных документов (HD), обязательных к применению на национальном уровне при одновременной отмене противоречащих им документов, либо предварительных стандартов (ENV), разрабатываемых в перспективных областях для временного использования в течение трех лет, и европейских стандартов в области телекоммуникаций (NETs), являющихся общими техническими описаниями и касающихся доступа к сетям и оборудованию для подключения к ним.

Страны – члены ЕС и Евпропейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), подписавшие в 1995 году международный мемарандум о взаимопонимании, утвердили статус стандартов NETs в качестве обязательных к использованию для всех типов государственных телекоммуникационных сетей передачи данных в Европе.

Следует подчеркнуть, что организации CEN, CENELEC и CEPT – это региональные аналоги ИСО, МЭК и Международного консультативного комитета по телефонии и телеграфии. Как и в международных организациях, членами CEN и CENELEC являются национальных организации по стандартизации, а также другие организации, не имеющие право голоса, но оказывающие влияние на их деятельность. Практически одни и те же специалисты представляют национальные организации по стандартизации как на европейском, так и на международном уровне. Это обеспечивает возможность проводить единую линию на европейском и международном уровнях, легко устранять возникающие разногласия.

Одно из противоречий существующих двух крупных систем по стандартизации – всемирной и европейской – состоит в том, что европейские организации по стандартизации быстрее реагируют на изменения, происходящие в такой стремительно развивающейся отрасли, как информационные технологии. Поэтому существует некоторый дисбаланс в развитии международной и европейской программ стандартизации в данной области.

Региональную (в рамках ЕС) политику стандартизации в области информационных технологий формирует Комиссия европейских сообществ (КЕС) совместно со специальными комитетами, охватывающими в своей деятельности процесс стандартизации в целом – от анализа необходимости разработки стандартов до практического их внедрения.

При КЕС существует два комитета: SOGITS и SOGT, которые состоят из высших должностных лиц в области стандартизации информационных технологий и телекоммуникаций.

Комитеты отвечают за общую политику КЕС и за соблюдение законодательства в области стандартизации.

Одним из приоритетных направлений деятельности подкомитета по приобретению информационной техники (PPSC-IT) при SOGITS и SOGT является контроль качества приобретаемых средств на основе соблюдения стандартов и правовых основ стандартизации. Основная роль в практической работе по стандартизации принадлежит созданной в 1998 году по инициативе стран-членов ЕС и СEPT специальной европейской организации ETSI, которой СЕРТ передал часть своих функций по разработке рекомендаций и общетехнических сертификаций, оставив за собой общее руководство. Для предотвращения дублирования работ в рамках CEN, CENELEC и СЕРТ (ETSI) создан Руководящий технический комитет по информационным технологиям (ITSTC). Его основные задачи – планирование работ, распределение технических заданий на подготовку стандартов, определение приоритетов и внесение предложений по процедурам и правилам, призванным способствовать ускорению подготовки наиболее важных стандартов.

Особенности современного этапа стандартизации
Характерной особенностью современного этапа стандартизации является разработка и реализация крупномасштабных международных проектов с учетом глобальной информатизации всех сторон социально-экономической жизни общества. Так, одним из первых результатов сотрудничества между ИСО, МЭК и CCITT стала подготовка нормативно-технического документа, обеспечивающего введение в действие единой системы информационных каталогов.

Необходимо отметить, что международная программа STEP ставит своей целью создание стандарта по обмену данными с учетом необходимости более полного описания изделия для передачи информации от одной системы автоматизированного программирования к другой, независимо от отрасли промышленности. SТЕР постепенно вбирает в себя все аналогичные стандарты, действующие в различных сферах производства, и обеспечит, в конечном итоге, возможность прямого обмена данными, представленными в цифровой форме, между системами всевозможных изготовителей и разных поколей техники.

Концептуально SТЕР можно рассматривать как интерфейс для обмена информацией, имеющей нейтральный язык описания данных – EXPRESS. Методология, реализованная в SТЕР, включает использование ссылочных моделей и архитектуры прикладного, логического и физического уровней. При разработке SТЕР использовался ряд формальных концепций для описания логического содержания информации и четко определенного синтаксиса на физическом уровне.

Еще одним примером реализации международных программ стандартизации является разработка в рамках ИСО серии стандартов, касающихся обмена данными между открытыми информационными системами и их взаимодействия (ОSI). Совокупность стандартов в данной области содержит основные определения и требования для каждой конкретной функции, соответствующей определенному уровню справочной модели OSI. Например, один из стандартов относится к транспортному уровню OSI-ИСО 8073 «Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Спецификация транспортного протокола с установлением логического соединения».

Стандарт дает рекомендации по общему кодированию информации и классы процедур связи, что помогает системам обработки информации в процессе их взаимодействия.

Из-за сложности и многообразия средств информационных технологий и многоцелевого характера их применения стандарты в области OSI называются сложными и составными (multiple standards). Они могут быть использованы для различных видов задач (электронная почта, обслуживание удаленных терминалов и т. д.), различных видов информации (цифровые массивы, тексты, графики, рисунки, акустическая информация), сетей передачи данных (частных, общего пользования, локальных и т. д.), определенной среды (учреждения, промышленные предприятия и т. д.).

Разработкой международных соглашений, договоров и стандартов в рамках концепции OSI занимаются Международный телекоммуникационный союз (ITU) и Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии (CCITT). В структуре последнего создана техническая рабочая группа по созданию стандартов OSI в области связи. Например, подготовленные ею стандарты серии Х.25 относятся к трем первым уровням эталонной базисной модели OSI.

В Западной Европе стандарты OSI применяются по двум направлениям:

В первом случае работа ведется в рамках упоминавшейся выше программы ESPRIT, во втором случае работу ведет европейская корпорация COSINE, объединяющая ведущих специалистов европейских стран в области OSI.

Роль пользователей в обеспечении и развитии качества в области информационных технологий
Участие пользователей информационных технологий в развитии взаимодействия открытых систем реализуется через Международную ассоциацию пользователей стандартов в области информационных технологий (ITUSA), основной задачей которой является облегчение доступа пользователей к сетям передачи данных. С этой целью ITUSA издает специальные справочные материалы для пользователей стандартов OSI и оказывает консультативные услуги.

Здесь следует особенно подчеркнуть тот факт, что пользователи в условиях научно-технического прогресса в области информационных технологий требуют более качественного обслуживания средств и простоты в эксплуатации. Такие требования заставляют создавать новые или модернизировать традиционные подходы к обеспечению качества в данной области. Многие специалисты в области качества утверждают, что обеспечение качества аппаратного и программного обеспечения имеет существенные различия (последнее представляет собой совершенно новую, неизвестную область). С течением времени аппаратная часть стареет, а программное обеспечение улучшается, поскольку постепенно устраняются дефекты. Ремонт аппаратной части возвращает ее в первоначальное состояние, а программного обеспечения (ликвидация позднее выявленных дефектов) приводит к новому состоянию и т. д.

Практика показала, что программы качества аппаратного и программного обеспечения имеют много общего. Прежде всего, успех этих программ зависит от квалификации тех, кто их разрабатывает и выполняет, и от техники, которую они используют. Кроме того, при разработке программ обеспечения качества, в том числе программного обеспечения, нельзя допускать нарушений и неудовлетворительных эксплуатационных характеристик продукции. Наконец, многие методы обеспечения качества, применяемые к различным видам продукции, вполне могут быть применены к программному обеспечению.

Сегодня требования к качеству программного обеспечения возрастают во всем мире. Однако, если каждый заказчик знает, какое именно программное обеспечение ему нужно, то разработчики программного обеспечения не имеют четкого определения его качества. Следует заметить, что традиционного определения Джурана – «качество – это соответствие своему назначению», уже недостаточно. Улучшение качества программного обеспечения должно, например, обязательно предусматривать уменьшение риска (или даже управление риском). Следует учитывать также, что оценивать качество программного обеспечения можно в основном по таким признакам, как надежность (уверенность потребителя в том, что полученное им программное обеспечение даст ожидаемые результаты), простота в эксплуатации и оперативность, легкость при обучении и пользовании, защищенность от неверных данных, точность и пр. Поскольку не все эти признаки в настоящее время поддаются количественному измерению и контролю традиционными методами, то особенно важно, чтобы они были заложены в программное обеспечение в процессе разработки, т. е. необходима подсистема самодиагностики.

Сертификация
Одним из эффективных методов управления качеством аппаратных и программных средств является обеспечение их соответствия существующим стандартам. В западноевропейском регионе вопросами сертификации продукции и процессов в данной сфере занимается Руководящий технический комитет по информационным технологиям (ITSTC).

Экспертная группа ITSTC информационных технологий (ITAEGC) включила в сферу своей деятельности следующие вопросы:

Группой ITAEGC подготовлен доклад (меморандум) по сертификации в области информационных технологий. В нем подчеркивается, что определение приоритетов и сроков работ по сертификации информационных технологий зависит от издания стандартов на международном и региональном уровнях. Рекомендовано, в частности, отдать приоритет оценке соответствия по комплексу стандартов OSI. Эксперты предложили разрабатывать специальные стандарты на методы испытаний, а для исключения неточностей при организации сертификации применять так называемую «технику формального описания», то есть автоматизированную регистрацию протоколов испытаний, данные о которых передавать через современные средства коммуникации.

Координацию деятельности национальных систем сертификации осуществляет Европейский комитет по сертификации в области информационных технологий (ECITC), объединяющий национальных представителей стран – членов ЕС и ЕАСТ и контролирующий группы управления соглашениями, которые заключаются между испытательными лабораториями и органами по сертификации. Каждая группа управления соглашениями занимается под контролем ECITC гармонизацией процедур, методов испытаний, оформлением отчетов об испытаниях и сертификатов, принятых в странах – членах ЕСIТС.

Значительное влияние на деятельность по сертификации в рассматриваемой области оказывает Европейская рабочая группа по открытым системам (EWOS), которая обеспечивает стандартизированные профили, функциональные стандарты, спецификации на методы испытаний, разрабатываемые с учетом международных стандартов OSI. Учредителями EWOS являются: CEN, CENELEC, корпорация по взаимодействию открытых систем в Европе (COSINE), Европейская группа пользователей протокола МАР, Европейская ассоциация сетей ЭВМ, Европейская ассоциация изготовителей вычислительной техники и Группа содействия разработке и применению стандартов.

На международном уровне сертификация отдельных средств и компонентов информационно-вычислительной техники и средств связи осуществляется в рамках МЭК, хорошо известны две системы сертификации МЭК: Система сертификации изделий электронной техники (МСС ИЭТ) и Система МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам МЭКСЕ. МСС ИЭТ базируется на Основных правилах системы, правилах процедуры системы и ряде руководящих документов, регламентирующих описание областей технологии в национальных положениях по мерам надзора, порядке аттестации независимых испытательных лабораторий в системе и разработке технических условий на изделия конкретных типов в соответствии с процедурами сертификации и т. д.

Кроме того, МСС ИЭТ руководствуется Уставом и Правилами процедуры МЭК.

МЭКСЕ базируется на основных правилах процедуры для МЭКСЕ, Уставе МЭК, Правилах процедуры МЭК и Общих директивах по работе МЭК.

Система МЭКСЕ основывается на применении стандартов МЭК по безопасности электрооборудования, принятых Руководящим комитетом для использования в рамках Системы.

Для выполнения поставленных перед нею задач МЭКСЕ вводит в действие и обеспечивает работу Схемы признания результатов испытаний, подтверждающей, что один или более образцов электрооборудования были подвергнуты испытаниям и признаны соответствующими стандартам безопасности.

На основании анализа современных процессов и тенденций в области стандартизации на международном и региональном (в рамках ЕС) уровнях можно сделать следующие выводы, представляющие интерес для специалистов по информатике:

Наконец, особое значение придается стандартизации совместимости средств информационных технологий различных производителей и поколений техники. Кроме того, развивается деятельность по обеспечению качества программного и аппаратного обеспечения на основе оценки соответствия действующим стандартам, для чего создаются специализированные системы качества.

Влияние качества обслуживания на развитие информационных технологий и бизнес телекоммуникационных компаний
Здесь необходимо отметить факт значительного влияния качества обслуживания телекоммуникационных сетей на развитие Интернета.

Анализ показывает, что использование Интернета в Европе как средства ведения бизнеса растет. По прогнозам Международного института исследований рынка Forrester, расположенного в США, оборот средств в режиме on-line в различных сферах торговли, составляющий сейчас чуть более $ 1,2 млрд., вырастет в 2001 году до $ 64,4 млрд. Общее число пользователей Интернета достигнет, как ожидается, к 2001 г. 53,2 млн. человек, но из них лишь 22,7 млн., или чуть больше 40%, будут домашними пользователями, причем в Европе – 15%, а в США – 34%.

Здесь следует подчеркнуть, что европейским потребителям, возможно, придется платить в три раза больше за использование Интерната, чем американским при менее качественном обслуживании из-за несоответствия пользовательским требованиям.

Пользователи Интернета привыкли к тому, что информация у них всегда под рукой, поэтому привлечение новых потребителей предполагает фундаментальный пересмотр организации всего жизненного цикла сети – ее маркетинга, разработки нормативных документов, развития рынка. В связи с этим необходимо заменить концепцию, ориентированную на товар, концепцией качества, спроса и услуг.

Анализ показывает, что немногие компании смогли в полной мере овладеть искусством удовлетворения запросов пользователей Интернета. Среди них – американская компания «Itrevel com», специализирующаяся на электронной продаже авиабилетов и предоставлении связанных с поездками различных услуг.

Размер выигрыша за счет повышения качества услуг невозможно переоценить: в 1997 году оборот продаж в сфере пассажирских перевозок через Интернет составил $ 911 млн. и ожидается, что к 2002 г. он вырастет до $11,7 млрд.

Основные тенденции развития нормативной базы
В современном движении к развитому обществу одним из необходимых условий является создание мощной инфраструктуры, в которой интегрированы организационно-экономические, вычислительные, информационные и телекоммуникационные ресурсы.

В настоящее время подавляющее большинство информационных систем всех классов и назначений строится на основе технологий открытых систем, которые базируются на использовании стандартных интерфейсов между разнородными аппаратами и программными компонентами систем. Технологии открытых систем лежат в основе создания инфраструктуры всех уровней – от уровня предприятия и отрасли до уровня национальной информационной инфраструктуры, а также обеспечивают интеграцию с мировым информационным пространством и, тем самым, с мировой экономикой.

По определению специалистов IЕЕЕ (The Institute of Electrical and Electronics Engineers):

«Открытая система – исчерпывающий и согласованный набор международных стандартов информационных технологий и функциональных стандартов (профилей), которые специфицируют интерфейсы, службы и поддерживающие форматы, чтобы обеспечить интероперабельность и мобильность приложений, данных и персонала».

Внедрение принципов открытых систем – это комплексная проблема, имеющая фундаментальные, научно-методические и организационно-технические аспекты, в решении которых важнейшее место занимает стандартизация и сертификация информационных технологий, являющихся интегрированным механизмом и мощным средством управления процессами развития уровня информатизации практически во всех социально-значимых областях деятельности.

Работами в области открытых систем в мире занимается около 300 организаций, главными из которых по проблемам стандартизации являются на мировом уровне – совместный технический комитет Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (ISO/IEC JTC 1) – ИСО/МЭК СТК1 «Информационные технологии»; в Европе – Европейская рабочая группа по открытым системам (EWOS); в США – Национальный институт стандартов и технологии (NIST).

Технология открытых систем поддерживается крупными компаниями-разработчиками и производителями средств вычислительной техники и телекоммуникаций (Digital, Hewlett Packard, IBM, Sun Microsystems и др.), компаниями-пользователями информационных систем и, естественно, компаниями-интеграторами, занимающимися созданием, развитием и поддержкой информационных систем. С целью развития и использования технологий открытых систем эти компании объединяются в различного рода консорциумы. Одним из наиболее известных объединений следует считать COS – Cooperation for Open System, в который входят такие известные компании как Dupon, Duglas, General Electric, General Motors, крупнейшие банки, нефтяные компании, NASA и др.

Все это подтверждает, что работы по развитию и применению технологий открытых систем становятся одним из приоритетных направлений в мире.

Работы, проводимые в России. Проблемы

В России работы по открытым системам находятся в начальной стадии, в то время как актуальность проблемы непрерывно нарастает в связи с быстрым ростом парка разнородной вычислительной техники и программного обеспечения.

Решение этих проблем требует выработки и проведения в жизнь обоснованной государственной научно-технической политики, обеспечивающей проектирование, развитие и внедрение информационных систем, создаваемых по правительственным заказам, а также управление поставками в страну импортных совместимых компонентов и средств информационных технологий, отвечающих перспективным требованиям.

Анализ показывает, что в последние годы развитие нормативной базы в области информационных технологий в России в целом явно отстает от требований широкого круга специалистов, занимающихся созданием и внедрением информационных систем.

Так, сегодня в стране действует примерно 700 государственных стандартов, обеспечивающих применение более 400 международных стандартов ИСО, МЭК, МККТТ, МККР, что составляет около 25% от общего числа требуемых стандартов в данной области.

Кроме того, анализ фонда действующих стандартов показывает, что нередко отсутствует комплексность охвата объектов стандартизации, а по ряду групп действующие стандарты требуют пересмотра с учетом современных требований.

Следует отметить, что до начала 90-х годов в отрасли «Связь» действовала достаточно прогрессивная система стандартов на технические средства связи и телекоммуникаций (ТССТ) народнохозяйственного назначения, разработанные на основе 20 программ комплексной стандартизации с учетом мирового технического уровня ТССТ и перспектив их развития. В связи с резким сокращением финансирования этого направления работы по комплексной стандартизации не выполняются и не планируются, а ранее разработанные программы технически и морально устарели.

К сожалению, практически все прогрессивные направления развития ТССТ, о которых говорилось выше, не имеют российской национальной нормативной базы, за исключением корпоративных документов различных эксплутационных организаций, работающих на территории России, и ведомственных документов Министерства РФ по связи и информатизации. Действующие в настоящее время государственные и межгосударственные стандарты уже не соответствуют существующим версиям международных документов МККТТ и МККР.

Следует отметить, что в международной практике получила широкое развитие стандартизация в области информационных технологий в рамках ИСО/МЭК СТК1 «Информационные технологии», где разработаны и действуют свыше 1000 международных стандартов, значительную долю которых следует в ближайшее время ввести в нашей стране.

Основные направления комплексов работ, которые необходимо провести в России
Из вышеизложенного следует, что для создания национальной нормативной базы необходимо разработать:

1. Программу создания и реализации нормативного обеспечения Государственных профилей взаимосвязи открытых систем и функциональной среды открытых систем;
2. корпоративную базу данных стандартов, нормативно-методических и организационно-технических документов, аппаратно-программных и инструментальных средств в области открытых систем;
3. рекомендации по стандартизации Государственного профиля функциональной среды открытых систем (профиль переносимости прикладных программ) и Государственного профиля взаимосвязи открытых систем;
4. руководство по применению Государственных профилей функциональной среды и взаимосвязи открытых систем при проектировании информационных систем, создаваемых по федеральным заказам;
5. комплект организационно-технических документов, определяющих создание «Системы аттестационного тестирования и сертификации в области открытых информационных систем», а также Программу создания методических и технологических средств аттестационного тестирования компонентов и средств открытых информационных систем;
6. методы привлечения внебюджетных финансовых средств для проведения работ по формированию единого информационного пространства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для успешного решения вышеназванных проблем предлагается подготовить проект Постановления Правительства РФ, где будет регламентирован соответствующий статус разрабатываемых Государственных профилей и обязательность их применения федеральными органами при создании информационных систем.

Результаты исследований показывают, что основными составляющими технико-экономической эффективности нормативной базы являются:

1. повышение эффективности управления, информационного и методического обслуживания организаций, предприятий, министерств, ведомств и субъектов РФ за счет внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий, интеграции информационно-вычислительных ресурсов;
2. создание объективных условий для развития разработок и производства средств информатизации, формирование рынка информационного обмена, информационных технологий, средств и услуг, обеспечение компьютерной грамотности и обучения широкого круга специалистов и граждан;
3. эффективное решение задач обеспечения информационной безопасности систем и сетей различного уровня и назначения;
4. сохранение ресурсов (технических, информационных, программных, людских и др.) для создания информационных систем в среде разнородных вычислительных машин, выпускаемых различными производителями, т. е. возможность организации гетерогенных информационно-телекоммуникационных систем и сетей;
5. обеспечение возможности добавления новых функций в информационные системы или изменение некоторых функций без изменения остальных функциональных частей информационно-телекоммуникационных систем, т. е. обеспечение реализации принципа масштабируемости (расширяемости) систем;
6. обеспечение возможности переноса программ и данных при модернизации или замене аппаратных платформ информационно-телекоммуникационных систем, а также возможности работы персонала, пользующегося данной информационной технологией, без их переучивания при изменении информационной системы, т. е. обеспечение реализации принципа мобильности (переносимости);
7. обеспечение способности к взаимодействию конкретных информационно-телекоммуникационных систем с другими информационными системами, т. е. обеспечение реализации принципа интероперабельности (взаимодействия) систем;
8. создание основы формирования информационной инфраструктуры страны и ограничение импорта некачественных средств информационных технологий.

Без интегрированного решения этих проблем не только невозможно эффективное развитие государства, но и, как показывает практика, неизбежно резкое отставание мирового уровня во многих отраслях науки и техники.

 

Литература



1. Джинчарадзе А. К. Проблема качества и пути ее решения // М., «Приборы. Справочный журнал», 1998, № 5.
2. Джинчарадзе А. К. Проблема развития нормативной базы в области информационных технологий // М., «Информатизация и связь», 1998, № 1.
3. Джонкер Ян. Необходимость нового инстинкта в отношении качества // 1998, официальный журнал Европейской организации по качеству «Европейское качество», том 5, № 3.
4. Джинчарадзе А. К., Подлепа С. А. Открытые системы и функциональные стандарты // М., «Стандарты и качество», 1998, № 4.
5. Джинчарадзе А. К., Ефимов А. К., Судов Е. В. Автоматизированная информационная поддержка жизненного цикла продукции (объектов управления) на основе CALS-технологий // М., «Качество: теория и практика», 1999, № 4. С. 4–22.




Джинчаражзе Александр Константинович - доктор технических наук, профессор, президент Международной Ассоциации качества



© Информационное общество, 2000, вып. 3, с. 37 - 43.