Перспективы вхождения России в глобальное информационное сообщество
(некоторые результаты анализа зарубежного опыта)

Г.Л. Смолян, Д.С. Черешкин, А.А. Штрик





Анализ состояния и тенденций развития процессов компьютеризации и информатизации в России, в развитых странах и в ряде стран Центральной и Восточной Европы показывает, что в России к настоящему времени сложились определенные предпосылки и условия формирования информационного общества (ИО). Этот вывод, хотя и опирается на ряд позитивных факторов, однако не означает, что устранены основные препятствия и решены главные проблемы на этом пути. К числу позитивных факторов можно отнести следующие:

Вместе с тем, чтобы говорить о формировании российского информационного общества как о реальности, необходимо решить ряд сложных проблем. Эти проблемы условно можно разделить на три группы:

Расшифруем эти формулировки с учетом опыта других стран, а также сегодняшней специфики экономического и политического состояния России.

К первой группе принадлежат самые сложные и в то же время самые важные проблемы, от решения которых в наибольшей степени зависит успех формирования российского информационного общества.

1. Важнейшим условием формирования ИО в любой стране, как свидетельствует, например, опыт США, стран ЕС, Центральной Европы и средиземноморского бассейна, является наличие политической воли руководства страны и ее регионов. Более того, требуется четкое осознание политическим руководством необходимости перехода к ИО не из каких-либо конъюнктурных или популистско-рекламных соображений, а как к уникальному и во многом единственному средству, позволяющему эффективно решить подавляющее большинство социально-экономических проблем.

2. Как показывает опыт многих зарубежных стран, необходимо создать специальный орган власти, подотчетный правительству и нацеленный на решение задач, связанных с формированием ИО. Этот орган должен располагать коллективом специалистов по этой проблеме, первоочередной задачей которых является создание концепции, и на ее основе, программы формирования ИО. Эти документы должны быть ориентированы на высшее руководство страны и руководителей ее регионов и обоснованно, в доступной форме излагать все преимущества ИО для решения текущих и перспективных экономических, социальных и гуманитарных проблем России.

3. Важнейшую роль в развитии ИО играют инвестиции в информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, модернизацию парка ЭВМ, в развитие сервиса и услуг. При этом практически во всех странах основные инвестиции идут со стороны частного сектора. Поэтому главная задача государства состоит в создании реальных стимулирующих условий для роста объема инвестиций. В большинстве стран, в том числе и в странах Центральной Европы, вопросы инвестирования находятся под контролем государства и им стимулируются, для чего создаются специальные полномочные органы власти или структуры, подотчетные правительству.

4. Опыт развития индустрии информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и информационных услуг за рубежом свидетельствует, что эта отрасль в настоящее время превратилась в одну из самых высокодоходных сфер вложения капитала. Представляется, что, несмотря на необходимость выделения значительных капиталовложений, для российских государственных и правительственных органов наступает благоприятная возможность пополнять государственный бюджет не только за счет пошлин и налогов с экспорта нефти, газа и другого сырья, но и за счет извлечения прибыли от реализации государственных проектов в сфере ИКТ.

5. Для создания правовой базы формирования ИО в развитых странах практикуется принятие соответствующих законодательных актов. Представляется, что на уровне российской законодательной власти – Государственной Думы, необходимо принять документы, определяющие основные направления формирования ИО с обозначением в них приоритетных сфер информатизации и компьютеризации. В числе таких приоритетных сфер – среднее и высшее образование, медицина, трудовая занятость, электронная коммерция, электронная демократия.

6. Проходящие в настоящее время в России процессы компьютеризации и информатизации носят во многом неупорядоченный характер. Отсутствует, и в сегодняшних политических условиях вряд ли может быть выработана, единая стратегия развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны. Чтобы создаваемый сегодня фундамент этой инфраструктуры не превратился в будущем в тормоз для формирования ИО, задача выработки и проведения такой стратегии и политики должна быть возложена на упоминавшийся выше орган власти формирования ИО.

7. Правительства всех развивающихся стран, которые находятся в стадии формирования своих ИО, в частности страны Центральной Европы и средиземноморского региона, в качестве основной на начальном этапе решают задачу гармонизации своих национальных законодательств в соответствии с директивами ЕС, а также внедряют международные стандарты в области ИКТ. Ясно, что в России эта задача также должна решаться централизованным образом с привлечением соответствующих органов стандартизации и всех ведомств, отражающих интересы потенциальных пользователей и участников ИО.

8. Во всех странах подготовлены и реализуются программы информатизации и компьютеризации на национальном и международном уровнях. В России также известно значительное количество научно-технических программ в области ИКТ, которые осуществляются на федеральном и ведомственных уровнях. Имеющийся опыт в реализации большинства российских программ показывает их неудовлетворительную координированность, низкую внедряемость и малую эффективность результатов для развития российской экономики и общества в целом. Среди основных препятствий оптимизации научно-технических программ нужно выделить недостаточный уровень их финансирования, что зачастую приводит к дублированию проектов в разных программах и к ограниченности круга решаемых задач. Другим препятствием является недопустимо большой удельный вес лоббизма при включении проектов в формируемые научно-технические программы со стороны учредителей и распорядителей этих программ.

9. Для российского правительства формирование ИО должно стимулироваться политическими соображениями поддержания престижа великой державы и страны –участника «большой восьмерки». Достаточно напомнить, что сегодня формированием информационного общества в своих странах вплотную заняты такие государства, как Марокко, Тунис, Турция, не говоря уже о бывших странах СЭВ Центральной Европы.

В группе социально-экономических проблем, которые следует решать на уровне российского общества, можно выделить следующие.

1. Необходимо в максимально возможной степени наращивать усилия по повышению компьютерной грамотности и росту осведомленности о преимуществах использования ИКТ в повседневной жизни среди всего населения страны и, в первую очередь, среди молодого поколения, а также среди людей, которые по роду своих занятий далеки от этой сферы.

2. Одним из путей повышения компьютерной грамотности и заинтересованности в использовании ИКТ является домашняя компьютеризация, которая служит мощным рычагом формирования ИО и эффективность которой в развитых странах давно не подвергается сомнению. Поэтому целесообразно реанимировать сформированную в 1997 г. программу массовой домашней компьютеризации.

3. Серьезнейшим препятствием массовому распространению ИКТ, причем это характерно и для большинства зарубежных стран, является низкий уровень доходов основной массы населения. Поэтому принципиальное значение приобретают ценовые факторы. Нужны экономичные и дешевые технологии, средства и услуги. Необходима развитая система реально работающих и прозрачных льгот и стимулов для изготовителей технологий и средств, провайдеров и потребителей.

4. В большинстве стран Европы, в том числе и в странах Центральной Европы, государство взяло на себя контроль над процессами компьютеризации и информатизации социально-экономической сферы, стремясь обеспечить тем самым стабильность происходящих в этой сфере процессов. К таким процессам отнесены компьютеризация образования, в первую очередь, школьного, обеспечения трудовой занятости, в частности, с использованием телеработы, компьютеризация правоохранительной сферы и ряд других.

5. Все развитые и развивающиеся государства активно привлекают и используют в процессах развития ИО национальный и международный частный капитал. При этом частный сектор в этих странах оказывается заинтересованным в инвестировании в ИКТ не только с позиции решения своих собственных проблем, но и с позиции общественного признания своей социальной функции. Российский частный сектор должен иметь гарантированную экономическую прибыль, а, кроме того, престижные стимулы (например, имидж спонсора или мецената). Все это, однако, должно быть подкреплено правовой законодательной основой.

В группе организационно-технических проблем необходимо отметить следующие:

1. Наиболее прорывным направлением в формировании ИО в большинстве стран считается электронная коммерция. Для России развитие электронной коммерции позволит ускорить реальный выход в мировое информационное и экономическое сообщество. Другое приоритетное направление в российских условиях должно быть связано с развитием электронной демократии, поскольку сегодня для России первостепенной задачей является развитие и укрепление демократических основ в обществе и государстве.

2. Темпы движения России к информационному обществу принципиально зависят от распространенности Интернета. Существующее состояние, хотя и нельзя назвать катастрофическим, однако реальной основы для решения проблемы пока не создает. Хотя по абсолютным показателям Россия в числе лидеров среди стран Центральной и Восточной Европы, но по относительным – на последнем месте. Интернет должен быть доступен всему населению и всем организациям во всех регионах страны.

3. Для того, чтобы строить ИО, Россия должна ускоренными темпами развивать два сектора рынка ИКТ – услуги и программное обеспечение; оба эти сектора являются ведущими в переходе к ИО, однако, как показывают данные анализа, Россия отстает по этим показателям от Чешской Республики, Венгрии и Польши, а также от большинства стран средиземноморского региона.

4. Основа ИО – это телекоммуникационная инфраструктура. Несмотря на достигнутые в этой области позитивные сдвиги, Россия отстает не только от развитых стран мира, но и от стран Центральной Европы: достаточно сказать, что по оснащенности телефонными линиями Россия опередила только единственную страну – Польшу.

Сказанное представляет собой лишь некоторые первоначальные результаты анализа опыта ряда зарубежных стран. Уточнение путей и подходов к решению указанных проблем требует дальнейшего изучения этого опыта и глубокого исследования статистических данных по рынку ИКТ-технологий и информационных услуг.


Смолян Георгий Львович - доктор философских наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН

Черешкин Дмитрий Семенович - доктор технических наук, вице-президент РАЕН, заведующий отделом Института системного анализа РАН

Штрик Александр Аркадьевич - доктор технических наук, профессор главный научный сотрудник Российского НИИ информационных технологий и автоматизации проектирования


© Информационное общество, 1999, вып. 6, с. 52 - 54.