Япония: структурные реформы и программа развития информационного общества

О.А. Романов



Традиционно признается, что Япония представляет страну с колоссальным объемом информации, но качество этой информации оставляет желать лучшего. Нация обладает мощным потенциалом изменений, который реализуется посредством идеи соперничества в борьбе за лидерство. Вечный ориентир и объект для сравнения – США.

Политологические концепции информационного общества (ИО) формируются для Японии в 1970-е гг. Причина их появления связана с кардинальными преобразованиями, приходящимися на данный период. Общая характеристика существа изменений получила название информационно-технологической (ИТ) революции.

Стратегия развития Японии в ХХ в. претерпевала неоднократные изменения. Это обстоятельство было обусловлено целью, которая закреплена в Конституции 1947 г. – "занять почетное место в международном сообществе".

В 90-х гг. ХХ в. уровень эффективности политического и экономического менеджмента снизился, что нашло свое отражение в показателях экономического роста. Перед правительством был поставлен вопрос о возможных вариантах решения накопившихся проблем. Глава кабинета, лидер ЛДП, сформулировал задачу, стоящую перед правительством в ХХI веке, как потребность в структурных реформах. В соответствие с заявленными потребностями, предусматривалось, посредством правового регулирования, провести преобразования в экономической и социальной сферах. Право выступало механизмом реализации положений ст. 25 Конституции, согласно которой "государство должно способствовать росту и развитию социального благосостояния". Структурные реформы воспринимались как преобразование сложившихся социальных отношений в рамках японской системы. Страна, как совокупность личностей, общества и государства, сделала ставку на ИТ.

ИТ в правительственном секторе за последние годы претерпели следующую динамику. В конце 1995 г. соотношение между японскими и американскими правительственными сайтами информационного характера можно было выразить пропорцией 1:8 (в пользу США). За один год (1996) ситуация кардинально изменилась и тот же показатель стал равен 1:2. В дальнейшем информационная насыщенность усиливалась и повышалось качество предоставляемых на сайтах услуг. Количество чиновников – пользователей ПК увеличивалось. Если в 1996 году на 2 ПК приходилось 3 сотрудника, то в статистических обзорах 2001 года уже значилось 0,7 чел. на 1 ПК. Все японские префектуры к 2001 г. имели электронную почту, 89,4% из них осуществляли планирование своей деятельности, размещая информацию в Сети. Номенклатура видов деятельности для нужд государственной службы, связанных с использованием ИТ, представляла от 15 до 20 показателей.

Вероятно, нельзя сводить любое исследование к цифровым показателям, но и избегать данных статистики нелогично, так как именно они служат индикаторами уровня ИТ-развития государства.

Сфера соприкосновения частных и общественных интересов – бизнес – оказалась тесно связана с ИТ. Доход от е-коммерции составил в бизнес-секторе 34 трлн. иен в 2002 г. и, по планам, должен достичь 70 трлн. в 2003 г. Сектор отношений между бизнесом и гражданами зафиксировал в 2002 году доход в сумме 1,5 трлн. иен, а в 2003 планирует увеличить эту цифру вдвое. Численность людей, имеющих доступ в интернет, к 2002 г. составляла 50% населения страны, при этом стоимость услуг on-line – самая дешевая в мире (2500 иен).

Успехи и амбиции государства сочетаются с проблемами, среди которых – недостаточно высокий уровень экономического роста. Согласно данным планирования на 2003 г., экономический рост в Японии должен быть равен 1,5%. Проблемы современной Японии носят структурный характер. Из-за боязни болезненных последствий изменений (наиболее типичный пример – рост безработицы) в государстве не определен лимит реформ. Вопросы времени и средств не находят однозначных ответов. Согласно данным аналитиков, экономический спад продлится до 2005 г.,

после него должен последовать подъем, который, по расчетам, продолжится до 2035 г. Следует ли до этого времени искусственными мерами способствовать экономическому оживлению? Премьер-министр отвечает – да. Бюрократы склонны к отрицательному ответу. Что менять? Очевидно то, что является убыточным – например, систему общественных работ; далее то, что не приносит ожидаемой прибыли, как, например, система долгосрочного широкомасштабного планирования. Что развивать? Конечно, то, что перспективно и прибыльно: ИТ, уровень владения иностранным (английским) языком как средством международной коммуникации. Однако данные социологических опросов показывают отсутствие однородности суждений со стороны населения в отношении ИТ как источника прогресса. 10,6% респондентов выделяли в конце 1990-х гг. недостатки ИТ-прогресса; 26,8% занимали позицию неопределенности, склоняясь к одинаковому соотношению преимуществ и недостатков. По мнению значительной части населения, ИТ изменяют качество жизни лишь формально. Так, по данным на 1998 г., 64,6% респондентов никогда не использовали компьютеры. Содержательно в их жизни немного изменений, так как покупательная способность населения снижается из-за отсутствия стабильности и устойчивого экономического роста, что влияет на бизнес, вызывая сокращение рынка рабочей силы и приводя к росту безработицы (более 5% в 2002 г.). Образ главы правительства тиражируется в хлебобулочных изделиях и постерах и изменяется порой не менее динамично, чем ИТ. Но содержание политического менеджмента во многом остается традиционным, что не позволяет адекватно решать возникающие проблемы. В этой связи от премьер-министра в новом столетии потребуется иной стиль управления, основанный на:



Романов Олег Анатольевич - аспирант кафедры политологии и социологии Санкт-Петербургского государственного университета.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 71-72.