Согласно методике, разработанной ИРИО в рамках ГЦП «Электронная Москва», изучение состояния делового климата Москвы с точки зрения возможностей использования и развития ИКТ в столице осуществляется по следующим 7 параметрам:
Учитывая относительную стабильность численности постоянного населения Москвы, динамика физического объема ВРП в столице в целом отражает темпы реального роста ВРП на душу населения, характеризующиеся довольно существенными колебаниями при общей позитивной тенденции (см. табл. 1).
При межрегиональных сопоставлениях очевиден заметный отрыв Москвы по данному показателю от подавляющего большинства субъектов страны, но вместе с тем – и ее колоссальное отставание от ХМАО и ЯНАО, объясняемое сырьевой специализацией указанных территорий (см. рис. 1).
Источник: Министерство экономического развития и торговли РФ Рис. 1. ВРП на душу населения, тыс. руб., 2003 г.
Среднегодовые темпы прироста промышленного производства в 1999–2003 гг., рассчитанные нами на основе данных Госкомстата, в Москве составляли 12,5%, превышая средний уровень по России (7%), но отставая от ряда регионов, в особенности – от Ленинградской области (19,6%). Развитие столичной промышленности в рассматриваемый период отличалось достаточно плавным, без резких скачков поступательным ростом (см. рис. 2). В 2003 г. выше, чем в среднем по городу (10,4%) темпы прироста объема промышленной продукции были зафиксированы на предприятиях полиграфической промышленности (38%), машиностроения и металлообработки (15%), химической и нефтехимической промышленности (15%) и медицинской промышленности (12%)3 .
Источник: Национальные счета Российской Федерации. – М, 2004. – www.gks.ru Рис. 2. Темпы прироста физического объема промышленного производства (%), 1999-2003 гг.
В условиях формирующейся экономики информационного оющества особую важность приобретает обеспечение стабильности и сбалансированности развития индустрии с другими секторами хозяйства.
Рассчитано по: Социально-экономическое положение России. Госкомстат России, 2004, № 4; данные Минэкономразвития РФ. Рис. 3. Внешнеторговый оборот (% ВРП), 2003 г.
В целом уровень развития экономики города и ее конъюнктура в последние годы способствуют созданию благоприятного климата для бизнеса в целом и, в частности, в сфере ИКТ.
Согласно данным Госкомстата, в 2003 г. столица отличалась наивысшими в стране среднедушевыми доходами, достигавшими 20052,5 руб., при этом прожиточный минимум составлял 3199 руб. По их соотношению Москва опережала все другие российские регионы (см. рис. 4). В последние 3 года этот показатель в Москве характеризовала позитивная динамика (см. таблицу 3).
Рассчитано по: Россия в цифрах. – М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004 г. Рис. 4. Соотношение среднедушевых доходов населения и прожи точного минимума, 2003 г.
Поскольку среднедушевые доходы включают доходы от предпринимательской деятельности, которые трудно прогнозировать на ближайшие годы, более четким ориентиром для практической политики может быть снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003.– М.: Госкомстат, 2003 . Рис. 5. Индекс Джини, 2002 г.
Причем соотношение между доходами 20% наиболее богатого населения и доходами 20% наиболее бедного населения в Москве достигало в 2002 г. 26,4, России – 8,2, тогда как в ЕС оно составляло всего 4,6 (от 3,2 в Дании до 6,8 в Португалии)8 .
Источник: Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2003 г. – М., 2004. Рис. 6. Доля расходов на оплату услуг связи в структуре потребительских расходов домохозяйств (%), 2003 г.
Данные опроса ИРИО–РОМИР также свидетельствуют об умеренных размерах расходов на услуги связи у подавляющего большинства населения столицы (см. табл. 4).
Хотя расходы на связь в структуре конечного потребления домохозяйств занимают достаточно скромное место, они отличаются динамичным ростом. Если в странах ОЭСР доля расходов населения на оборудование и услуги связи возросла за период 1991–2000 гг. на 65%, опережая удельный рост затрат на образование, здравоохранение и отдых, то в Москве буквально за последние 4 года она выросла в 2,4 раза (см. табл. 5). Однако в случае сохранения нынешней тенденции к снижению тарифов основными провайдерами телематических услуг темпы роста этих расходов могут замедлиться, даже при постепенном переходе населения к использованию высокоскоростных каналов доступа в интернет.
Поскольку основным потребителем ИКТ является корпоративный сектор, об общем уровне его затрат на ИКТ в национальных масштабах можно судить по доле расходов на ИКТ в структуре ВВП. По данным Всемирного банка, в 2001 г. общие расходы на ИКТ в России составляли 3,3% ВВП, тогда как в США они достигали 7,9%, Японии – 9,6%, в Швеции – 11,3%, Новой Зеландии 14,4%10 .
Рассчитано по: Бюллетень банковской статистики – Региональное приложение, 2004, № 1. –; www.cbr.ru ; Данные Минэкономразвития РФ Рис. 7. Объем выданных кредитов предприятиям и организациям (% ВРП), 2003 г.
Рассчитано по: Россия в цифрах. М., 2004; данные Минэкономразвития. Рис. 8. Инвестиции в основной капитал (% ВРП), 2003 г.
Среди факторов, препятствующих расширению объема инвестиций в стране и, в частности, в городе – несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие надежных гарантий возврата инвестиций, высокий уровень политических рисков, большая налоговая нагрузка, недостаток стимулирующих инвестиционную активность мер, неразвитый фондовый рынок и др.
Даже в Москве, не говоря о России в целом, фондовый рынок, на котором работает всего около 260 компаний, можно считать лишь «демо-версией». У подавляющего большинства предприятий (в том числе предприятий ИКТ) отсутствует рыночная капитализация и крайне ограничены возможности привлечения инвестиций с помощью наиболее простых и эффективных механизмов фондового рынка. В результате единственно доступным способом инвестирования, как правило, остаются собственные средства и прямые инвестиции партнерских предприятий (в сущности, тоже собственные средства), что значительно ограничивает инвестиционный потенциал предприятий (см. табл. 8).
По доле годового притока прямых инвестиций в валовом продукте Москва (2,9%) опережает все российские регионы, за исключением Сахалинской области. Обгоняет она и многие развитые страны, в том числе США и Японию, где этот показатель составлял в 2002 г. всего 0,3% ВРП, и находится примерно на одном уровне с Францией, Канадой, Австрией, Испанией (3%). Однако она значительно отстает по этому показателю от лидеров ОЭСР – стран с переходной экономикой: Чехии (16%) и Словакии (14%)13 , где благоприятный деловой климат обеспечивает массированный приток иностранных инвестиций, оказывающих позитивное влияние на экономику.
В целом в последние годы отмечается заметный рост кредитования и инвестиций в московский регион, позитивно влияющий на бизнес-климат, однако по целому ряду удельных показателей Москва пока отстает от других российских регионов и развитых стран.
По доле налоговых изъятий в валовой продукции Москва лишь ненамного уступает аналогичному среднему показателю по странам ЕС, составляющему 27,1% ВВП, что соответствует достаточно высокому мировому уровню14. Учитывая, что основным источником инвестиций для московских предприятий являются собственные средства, высокая фискальная нагрузка затрудняет для многих предприятий развитие и основных средств, и ИКТ-инфраструктуры, в частности.
Тем не менее в связи с налоговой реформой, осуществляемой в стране, в ближайшие годы правительство намерено снижать налоговую нагрузку примерно на 1 процентный пункт ежегодно и оставить из 50 с лишним налогов, действующих в стране, всего 16. В русло этой тенденции вписываются осуществленные в 2004 г. отмена налога с продаж и изменения в налогооблагаемой базе налога на имущество предприятий. В последующие годы запланировано снижение ставок единого социального налога и НДС.
Однако вследствие того, что в ходе налоговой реформы часть налогов, собираемых в Москве, в первую очередь налог на имущество предприятий, имеющих штаб-квартиру за пределами Москвы, передается на федеральный уровень, а также вследствие отмены налога с продаж, доходы московского бюджета в ближайшие годы могут уменьшиться. Учитывая, что город не получает дотаций на выравнивание бюджета, а городская казна несет большие капитальные расходы, связанные со строительством и реконструкцией метро, автодорог и жилого фонда и т.п., заметное снижение налогов, взимаемых с предприятий в региональный бюджет, представляется мало реальным. В создавшихся условиях усиление налоговых стимулов для инновационной деятельности предприятий способствовало бы оптимизации их налогообложения.
Источники: ИРИО, опрос предприятий, 2004; Global competitiveness Report 2002-2003. – www.weforum.org Рис. 10. Индекс независимости судебной власти (баллы)
Источники: ИРИО, опрос предприятий, 2004; Global competitiveness Report 2002-2003. – www.weforum.org Рис. 11. Индекс беспристрастности судебной власти (баллы)
Источники: ИРИО, опрос предприятий, 2004; Global competitiveness Report 2002-2003. – www.weforum.org Рис. 12. Индекс защищенности интеллектуальной собственности (баллы)
Источники: ИРИО, опрос предприятий, 2004; Global competitiveness Report 2002-2003. – www.weforum.org Рис. 13. Индекс сложности создания нового предприятия (баллы)
Вместе с тем в 2004 г. некоторые из числа подобных требований были отменены благодаря изменениям в экономическом законодательстве, в частности, в таможенном и валютном регулирования, а также в правилах постановки на налоговый учет (введение так называемой системы «одного окна» – постановка на учет во внебюджетные фонды и присвоение кода Госкомстата на основе однократного обращения в налоговые органы).
Среднеарифметическое значение данных подиндексов составляет по 7-балльной шкале 3,6 балла, указывая на наличие серьезных административных барьеров.
Индекс коррупции, рассчитываемый по методологии ВЭФ на основе опроса ИРИО, проводившегося среди руководителей предприятий, выявляет степень распространенности взяток в связи с получением разного рода разрешений, доступа к коммунальным услугам (электричеству, телефонной сети), уплатой налогов, при этом максимальный балл по 7-балльной шкале соответствует минимальной коррупции. Он составляет в Москве 3,6 балла, что свидетельствует о большем распространении коррупции в столице по сравнению с Россией в целом, а также с развитыми государствами и многими странами с переходной экономикой (см. рис.14).
Источники: ИРИО, опрос предприятий, 2004; Global competitiveness Report 2002-2003. – www.weforum.org Рис.14. Индекс коррупции (баллы)
Источник: Фонд «ИНДЕМ» . – www.indem.ru Рис. 15. Индекс захвата бизнеса, 2003 г.
Хотя в Москве данный показатель невысок, необходимо вести его строгий учет и препятствовать росту в ближайшие годы.
Судя по ответам руководителей предприятий, опрошенных ИРИО, потери московских предприятий от грабежей, разбоя, рэкета, вымогательства и иных криминальных действий достигают 5,1% совокупного годового оборота, значительно превышая их расходы на ИКТ. Существенные издержки и прочие проблемы московских предприятий, связанные с повышенной криминогенностью обстановки в столице, неблагоприятно сказываются на бизнес-климате.
Источник: Обследование населения по проблемам занятости. Май 2003 г. – М., Госкомстат, 2003. Рис. 16. Доля занятых в неформальном секторе в % к общей численности занятого населения, авг. 2002 – май 2003
Анализ ситуации в Москве показывает, что наиболее проблемными областями для столицы остаются:
Ссылки:
1 www.mosstat.ru
2 OECD Observer 2002, 2003. – www.oecd.org
3 www.mosstat.ru
4 Рассчитано по:International Financial Statistics, 2004, April.
5 OECD Observer 2002, 2003. www.oecd.org
6 Социальное положение и уровень жизни населения. М. Госкомстат России, 2003.
7 Living Conditions in Europe. Luxemburg, 2004; www.europa.eu.int
8 Living Conditions in Europe. Luxemburg, 2004; www.europa-eu.int
9 OECD Communication Outlook. 2003. www.oecd.org
10 2003 World Development Indicators. www.worldbank.org
11 2003 World development indicators. – www.worldbank.org
12 В марте этого года Москва заняла, например, первое место в мире в рейтинге инвестиционной привлекательности на международном рынке недвижимости в Каннах (Франция).
13 OECD Observer, 2003.
14 Eurostat. Statistics in focus 2004 N 4. www.europa-eu.int
15 Enhancing Russian competitiveness in an Interdependent World. Russia Meeting 2003. www.weforum.org
16 2003 Worldbank Development Indicators www.worldbank.org
17 Индекс, рассчитываемый Фондом ИНДЕМ по регионам России на основе опроса предпринимателей, измеряется по шкале от 0 до 1, и более высокое значение индекса соответствует более высокому уровню коррупции.
Цапенко Ирина Павловна - Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, кандидат экономических наук.
© Информационное общество, 2004, вып. 3-4, сс. 24-36.