Использование информационных и коммуникационных технологий при распространении книгопечатной продукции и мультимедиа

В.В. Клюев
Агентство "Книга-сервис"





Введение
Развитие электронной торговли предполагает развитие технологий перевода информационных потоков в материальные. В этой области реализуются встречные процессы: с одной стороны, производители и распространители товаров используют информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средство дополнительной рекламы и продажи своих товаров; с другой стороны, разработчики и провайдеры ИКТ стараются обеспечить свои информационные системы реальным наполнением. Для обозначения организации функционирования коммерческих предприятий с использованием ИКТ предложен термин «Информационно-функциональная структура» (ИФС) [1]. В большинстве случаев конкретной реализации ИФС в России при детальном обеспечении одной части потока другие, как правило, представлены схематически, что вполне объяснимо и оправдано.

В практическом применении наиболее полно процесс перевода информационных потоков в материальные реализуется технологиями подписки, исполняемыми подписными агентствами и почтовыми предприятиями. Традиционно это – печатная продукция и другие информационные носители, а также различные варианты посылторгов. Информационную составляющую потока формируют почтовые каталоги и подписные купоны, материальную – денежные перечисления и почтовые отправления. Внедрение ИКТ в этот процесс позволяет существенно сократить временные и затратные показатели информационной составляющей, что, через снижение цен и предоставление дополнительных услуг, обеспечивает расширение материальной составляющей потока. Описанию состояния и особенностей электронной торговли посвящена данная статья.

Опыт реализации ИКТ при распространении информационных носителей
Количество страниц Интернета, ориентированных на распространение товаров, сегодня не поддается подсчету. Большинство содержит основную информационную часть (прайс-листы), а процесс доступа клиента к материальной фазе потока осуществляется без ИКТ живым общением с продавцом или менеджером. Интернет-магазинов, в которых с помощью ИКТ можно получить дополнительную информацию, сформировать и оплатить заказы и получить их, не отходя от компьютера, существенно меньше. Резервами развития подобных систем являются:

Оба этих фактора требуют существенной модернизации банковских и почтовых технологий, без которых развитие общества, в частности, информационного, невозможно. Деятельность в этих направлениях активно ведется: планируется узаконить электронную подпись, вводится система виртуальных денег. Но до реального и всеобъемлющего решения всех вопросов еще далеко. Поэтому конкретные распространители сужают номенклатуру товаров, предпочитая дорогой или малогабаритный товар, ограничивают число регионов распространения, учитывая возможности альтернативной доставки, и способы оплаты, предпочитая платежи наличными через банк, курьеру или продавцу в магазине. Если сравнить число заказов из России и дальнего зарубежья, то можно заметить, что продажа из-за рубежа, даже при более высоких ценах, существенно превышает российские объемы торговли с группами населения с практически одинаковой покупательной способностью. Дело в том, что продажа с российских сайтов за рубежом осуществляется через зарубежных посредников, которые обеспечивают потребителям современный сервис.

Для анализа ИФС весь технологический процесс электронной торговли удобно описывать несколькими характеристиками.

Информативность включает удобство доступа потенциальных покупателей к сведениям о продукции, наличие эффективной поисковой системы, дополнительных данных об особенностях товаров, отзывы клиентов, оперативность информации о новинках.

Региональность отражает широту охвата регионов и эффективность системы доставки товаров в них.

Оптовое звено характеризует ориентировку ИФС на обслуживание оптовиков.

Розничное звено характеризует ориентировку ИФС на обслуживание конкретных потребителей.

Удобство заказа обеспечивается простотой и наглядностью выбора товаров для покупки, наличием и оперативностью информации об этапах его выполнения.

Ассортимент необходим для наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей населения и оптимизации производственного процесса. Рентабельность и посещаемость книжного магазина обеспечиваются ассортиментом из не менее тысячи наименований.

Удобство оплаты характеризует оперативность и доступность платежного механизма для клиентов ИФС, возможности идентификации платежей системой, возможность дополнительных услуг по кредитованию, страхованию и пр.

Получение заказа характеризует возможности и оперативность доставки товара клиентам в регионе, обслуживаемом структурой.

Обратная связь обеспечивает клиентов дополнительной информацией о товарах, ходе выполнения заказов, позволяет им оценивать качество услуг, предоставлять постоянным покупателям дополнительные льготы, формировать устойчивые группы потребителей, расширяя рынок сбыта.

Эти характеристики технологического процесса электронной торговли весьма условны и могут меняться для конкретных ИФС.

Подписчики периодических изданий и книг относятся к категории населения с повышенными интеллектуальными запросами и, как правило, обладают большей покупательной способностью. Процент отклика потенциальных потребителей на предложения в традиционном подписном каталоге ИФС соизмерим с процентом населения, имеющего доступ к Интернету.

Преимущества использования ИКТ для распространения печатной продукции, аудио, видео и мультимедиа, заключаются в том, что они легко вписываются в налаженную систему. Сама продукция по весу и габариту соответствует стандартам почтовых отправлений.

При этом существенно снижаются затраты распространителей на обработку заказов – она осуществляется автоматически, а не путем трудоемкого ручного ввода подписных купонов. Эксплуатация и обновление Интернет-версий почтовых каталогов обходится значительно дешевле издания и распространения их печатных форм. Таким образом, ИКТ позволяют существенно снизить материальные и временные затраты на обеспечение информационной составляющей ИФС. Это, в свою очередь, обеспечивает снижение стоимости изданий, распространяемых по подписке, до розничных магазинных цен. Без использования ИКТ это было бы экономически оправдано только для дорогих мультимедийных изданий. Книги же и периодика по подписке стоят на 30–60% дороже, чем при розничной реализации. Снижение стоимости изданий при неизменном уровне покупательной способности потребителей обеспечивает рост тиражей, который ограничивается, с одной стороны, пропускной способностью ИФС, с другой – доступностью Интернета для населения.

Первое ограничение неактуально для подписных агентств, ориентированных на оперативную обработку десятков и сотен тысяч ассортиментных заказов в месяц, но может существенно повлиять на ИФС издателей, производителей и других неспециализированных предприятий.

Второе ограничение является наиболее существенным при нынешнем уровне развития информационного общества в России. Именно оно не позволяет отказаться от традиционных форм распространения печатных версий каталогов. Одним из направлений расширения доступа населения к Интернету с позиций электронной торговли является создание сети Интернет-клубов, медиатек, игротек и других структур, предназначенных для максимального удовлетворения потребностей населения в информационных и компьютерных услугах. Этот процесс широко разворачивается на базе библиотек, школ, вузов. Подобные структуры удобно использовать в электронной торговле в качестве промежуточного звена сбора и доставки заказов, выступающего альтернативой традиционной почте. Поэтому аналогичные центры целесообразно создавать на государственных предприятиях связи.

Участие в электронной торговле предприятий с разными формами собственности, с различной организацией производства требует модернизации традиционных технологий с учетом ее особенностей. Для электронной торговли необходимо соответствующее научное обеспечение, позволяющее учесть все многообразие форм взаимодействия информационных и функциональных составляющих ИФС.

Научное обеспечение развития электронной торговли
Основное технологическое отличие электронной торговли от традиционных каталожных форм подписки – непрерывность информационного и материального потоков через ИФС, требующая оперативных изменений в ассортименте Интернет-магазинов в соответствии с динамикой рынка. Для печатной продукции это особенно актуально, так как ассортимент популярной литературы ежемесячно меняется на 25–30%.

Успешная реализация полного технологического процесса в соответствии с требованиями его непрерывности предполагает единую концепцию информационно-материального потока (ИМП) на всех на этапах разработки, производства, распространения, потребления, пользования, утилизации, движении товара. Товарная единица в этой концепции характеризуется не только материальными параметрами (вес, объем, цена, количество и пр.), но и информационными, которые подразделяются на внутренние (технологические), описывающие прохождение через ИФС, и внешние, определяющие объем информации, получаемой потребителем данного товара от его распространителя и обратно. Конкретный состав информационных параметров и их значения могут в первом приближении соответствовать перечисленным выше характеристикам ИФС. Весь жизненный цикл продукции разбивается на отдельные фазы по ассортименту, времени и технологическим узлам его обработки – от размещения в системе каталогов и (или) магазинов (не только электронных) до получения заказчиком и далее – до удовлетворения его претензий по качеству или других запросов, если они возникнут. Аналогично фундаментальному принципу неопределенности и корпускулярно-волновому дуализму фаза ИМП характеризуется информационной и материальной составляющими, которые невозможно разделить: и то и другое требует материальных затрат при организации торговли; информация о товаре или о заказчиках сама является предметом торговли; товар может нести только информационные функции в виде рекламных образцов и призов и т. д. Теоретически к концепции единого информационно-материального потока на сегодня ближе всего стоят такие науки как теория переноса излучений (ядерная физика), топология и логистика, гидро- и газодинамика. Имеет смысл обобщить научные наработки разных направлений в единой «теории потоков».

После завершения полного жизненного цикла товара в ИФС (выполнения всех технологических этапов торговли) информация о нем трансформируется в информацию о заказчиках, которая используется при формировании целевых потребительских групп населения, для анализа рынка и планирования дальнейшей деятельности структуры. Фаза ИМП продолжает работать в новой сущности, хотя сам товар уже продан, а практическая информация о нем осталась только в бухгалтерской отчетности.

В информационном обществе меняется само понятие «товара», поскольку деньги лишаются материального носителя: вместо объекта обмена (купли-продажи) товар определяется как процесс взаимодействия материального продукта с информационно-материальным потоком. Аналогично определяется термин услуга. Экономические и информационные отношения сливаются в единый комплекс, что требует соответствующих экономических оценок на этапах финансового менеджмента, планирования и анализа эффективности как отдельных ИФС, так и различных инфраструктур, вплоть до макроэкономики в целом. Для такого анализа эффективности ИФС на российском потребительском рынке предлагаются два основных критерия:

Второй критерий на сегодня бесспорен, он построен на экономических оценках, реальных показателях и может варьироваться только по форме представления (объемы продаж, прибыль, рентабельность и т. п. ).

Первый показатель (логично назвать его «коммуникативность») базируется на экспертных оценках, отражающих уровень реализации каждого технологического звена и степень охвата целевых групп потребителей. Проще всего представить его в общей форме:

С=L({Сi}),

где Синтегральный показатель, {Сi} – множество частных показателей, L – оператор на множестве {Сi}.

В первом приближении частные показатели можно оценивать экспертно, а форму оператора L представить обычным суммированием или усреднением, хотя правильнее включить в него процедуру обработки нечетких множеств, обеспечивая перспективным технологиям перспективный математический аппарат. Ориентировочный состав частных показателей эффективности может соответствовать перечисленным выше характеристикам ИФС. Корректная оценка их значений требует использования системы независимых неравнозначных экспертов и соответствующей методики обработки данных. В качестве экспертов в первую очередь должны выступать сами клиенты системы распространения, что предполагает включение в ИФС такой возможности и является одним из важных элементов обязательного технологического узла – обратной связи с клиентом. К экспертизе целесообразно подключать и специалистов в области ИКТ. Многие из показателей коммуникативности можно выразить в измеряемых физических величинах (например, в мегабайтах), но на фоне постоянной динамики общества требования к ним все равно задаются субъективно либо требуют построения сложных математических моделей с неадекватной достоверностью, поэтому экспертная оценка представляется более простой и правильной. Практический интерес представляет корреляция между уровнем использования ИКТ и экономическими показателями предприятия. Обобщая подобные оценки для нескольких предприятий, регионов, отраслей и для государства в целом, можно с высокой степенью точности оценить уровень развития и внедрения ИКТ, его влияние на экономику и социальное развитие общества. Это предполагает построение мощной экспертной системы, использующей последние научные достижения в области теории принятия решений, системного анализа и теории нечетких множеств.

Заключение
Развитие электронной торговли – закономерный и неотвратимый процесс, направленный на рост благосостояния общества. Он неразрывно связан с развитием экономики отдельных предприятий и государства в целом. Как любое новое масштабное явление, он невозможен без обеспечения соответствующих условий в правовой, научной и экономической сферах. В России такие условия близки к реализации: накоплен колоссальный искусственно сдерживаемый потенциал, который в ближайшие два-три года определит бурный, революционный рост объемов электронной торговли и появление новых лидеров в экономике.

 

Литература



1. Фролов С. В. Бизнес в Интернете. // Информационное общество, 1999, № 2. С. 44–48.



© Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 91 - 94.