Готовность регионов Росcии к информационному обществу

_____________________

Ю.Е. Хохлов


«Информационное общество – одно для всех, но путь в это общество у каждого региона свой», – Ю.Е. Хохлов, председатель Совета директоров Института развития информационного общества, академик Российской инженерной академии.

В 1998 году на одном из заседаний Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о необходимости проведения Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО). На саммите предполагалось обсудить проблемы, с которыми сталкиваются практически все страны, и в первую очередь – информационное неравенство (или, иначе, цифровой разрыв). Линии новых социальных водоразделов разводят по разные стороны информационно богатых и информационно бедных, и важнейшей задачей ВВУИО являлось найти пути преодоления информационного неравенства.

ВВУИО проходила в два этапа – 10–12 декабря 2003 года в Женеве и 16–18 ноября 2005 года в Тунисе. Во втором заседании приняли участие 174 страны, около 19,5 тыс. участников, 46 глав государств и вице-президентов, 197 министров и заместителей министров.

Будучи «саммитом решений», тунисская встреча признала, что наступило время претворить принципы в конкретные действия. Каждое государство должно разработать до 2010 года национальную электронную стратегию в качестве неотъемлемой части национального плана развития и стратегии снижения уровня бедности.

Россия активно строит информационное общество. В этой работе участвуют все ветви государственной власти, деловые круги и гражданское общество. Постоянное внимание этим вопросам уделяет Президент Российской Федерации В.В. Путин. Тем не менее нашей стране пока еще далеко до мировых лидеров.

Ряд международных организаций и аналитических компаний предприняли в последние годы попытки построить композитные индексы готовности стран к информационному обществу. К числу наиболее известных относятся Индекс готовности к сетевому миру, подготавливаемый ежегодно Всемирным экономическим форумом, и Индекс электронной готовности, разработанный аналитическим подразделением группы компаний, издающих известный еженедельник «The Economist». Согласно их данным, место России в рейтингах 2005–2006 годов – 72-е среди 115 стран либо 52-е из 65 стран.

Наш Институт предпринял первую в России попытку разработать методику для оценки степени подготовленности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ. Индекс готовности регионов России к информационному обществу находится в русле последних тенденций развития аналитических и статистических исследований и основан на концептуальной схеме оценки «электронной готовности». Этот подход комплексный, он включает оценку социально-экономических условий, влияющих на использование информационно-коммуникационных технологий в регионе (человеческого капитала, делового климата, ИКТ-инфраструктуры) наряду с оценкой уровня использования ИКТ в ключевых сферах деятельности. На основе данных Индекса каждый регион может сформировать соб­ственную политику информационного развития.


________________________________________________________

Распространение ИКТ происходит наиболее эффективно, когда в регионе есть лидер информационного развития. Особенно успешно протекает процесс, когда в этой роли выступают первые лица – губернатор или вице-губернатор.

_________________________________________________________

Исследования, проведенные нашим институтом (табл. 1 и рис. 1), показали, что между субъектами Российской Федерации сложились существенные различия в уровне использования ИКТ населением, предприятиями и органами власти. С другой стороны, на уровень развития информатизации регионов оказывают значительное влияние такие факторы, как понимание руководителями регионов значения и роли информатизации как важнейшего средства повышения эффективности управления и ускорения социально-экономического развития регионов; степень организованности системы управления регионом; наличие квалифицированного кадрового потенциала как в госсекторе, так и в коммерческих ИТ-организациях региона.




Таблица 1

Регионы России с наиболее высоким индексом
готовности к информационному обществу.


Как и во всем мире, в России ставится задача преодоления информационного неравенства, когда цифровые возможности всех регионов станут примерно одинаковыми. На решение этой задачи нацелены Концепция региональной информатизации, ФЦП «Электронная Россия», многочисленные региональные программы и проекты информатизации.


Рис. 1. Информационное неравенство регионов России.



Как должны распределяться в этой ситуации роли между федеральным центром и субъектами Федерации? Наш институт выиграл конкурс Мининформсвязи России, одна из целей которого заключается в том, чтобы ответить на этот вопрос. Планируется разработка целого ряда методических и программных документов, которые связаны с развитием информационного общества в российских регионах. Будет разработана типовая программа развития и использования ИКТ в субъектах Федерации, а также методика ее адаптации для потребностей каждого региона.

Ответ на вопрос, как разработать и реализовать региональную программу развития и использования ИКТ, сегодня хорошо известен. В основу берется стратегия социально-экономического развития региона, и, исходя из целей и задач этой стратегии, как производное, выстраивается дерево целей и задач для стратегии информационного (или электронного) развития, связанного с масштабным использованием ИКТ во всех сферах жизнедеятельности. Например, одним из способов роста ВРП является увеличение числа жизнеспособных малых и средних предприятий. А для этого нужно снять административные барьеры, связанные с их регистрацией. Этого можно достичь, если предоставить возможность регистрации предприятий в электронном виде, чтобы через интернет все желающие могли заполнить необходимые документы, а затем один раз пришли и получили выписку из реестра о том, что они зарегистрированы. В ходе внедрения такого онлайнового сервиса можно оценить влияние внедрения ИКТ на экономическое развитие региона, можно также зафиксировать, насколько в среднем сократились сроки регистрации предприятий, как выросло их число и произошло ли в итоге увеличение процента ВРП.

С точки зрения конкретного наполнения программа развития информационного общества в регионе должна содержать несколько крупных блоков мероприятий. Один блок связан с использованием ИКТ в различных предметных областях, а второй – с формированием факторов, содействующих развитию информационного общества в регионе. Базовые направления использования ИКТ – это применение их в госуправлении (так называемое электронное правительство), образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите населения, природоохранной деятельности, в содействии малому и среднему предпринимательству, словом, для развития всех основных сфер жизни.

Ко второму блоку прежде всего относится развитие информационно-коммуникационной инфра­ст­руктуры: телефонной связи, сетей широкополосного доступа, мобильной связи, использования аппаратных и программных комплексов, интернета и т. д. Еще одно направление – развитие человеческого потенциала. С одной стороны, должны быть специалисты, которые умеют разрабатывать и использовать ИКТ, а с другой – должны быть пользователи, которые умеют применять эти технологии для решения своих жизненных проблем.

Третье, не менее важное направление, связано с формированием благоприятной деловой среды. Если эта среда способствует использованию ИКТ, то информатизация будет успешно развиваться. Еще одно направление – нормативное правовое регулирование процессов применения ИКТ, связанное со снятием соответствующих барьеров. К сожалению, наше законодательство до сих пор было выстроено по «бумажным» технологиям. К примеру, у нас до сих пор не оформлено юридическое понятие «электронный документ», согласно которому он был бы приравнен к бумажному документу. Есть электронная подпись, только непонятно, что мы ею подписываем. К сожалению, этот пробел является не единственным тормозом в использовании ИКТ.

В тех регионах, где это актуально, должен присутствовать третий блок мероприятий, связанных с развитием сектора ИКТ как отрасли: технопарки, оффшорное программирование, венчурное финансирование проектов в сфере ИКТ и т. д. Должен заметить, что некоторые регионы уже успешно занимаются этими вопросами, понимая, что у информационно-коммуникационного сектора экономики большое будущее.

Наконец, четвертый блок составляют мероприятия, которые относятся к категории обеспечивающих: управление реализацией программы, ее научно-методическое и PR-обеспечение, создание системы мониторинга и оценки.

Наш Институт участвовал в разработке стратегий и программ для целого ряда регионов, в частности для Москвы, Республики Мордовия, Рязанской области. Наиболее обширная комплексная программа движения к информационному обществу была принята в столице (Городская целевая программа «Электронная Москва»). Этапы формирования и реализации типовой стратегии электронного развития региона показаны ниже,




Этапы формирования и реализации
стратегии электронного развития региона


В настоящее время наш Институт в рамках реализации Концепции региональной информатизации (финансирование которой осуществляется через ФЦП «Электронная Россия») разрабатывает типовую программу развития и использования ИКТ в субъекте Российской Федерации и методику ее адаптации для конкретного региона. Затем Мининформсвязи России представит этот документ на рассмотрение в Правительство Российской Федерации, а после его доработки и утверждения – направит в регионы вместе с методическими рекомендациями. На базе этих документов регионы должны приступить к созданию собственных программ информатизации.

Важно отметить, что перед отправкой в Правительство типовая программа развития и использования ИКТ в субъекте Российской Федерации и методика ее адаптации будут рассматриваться и утверждаться на Совете региональной информатизации.

____________________________________________________

Хохлов Юрий Евгеньевич - академик Российской инженерной Академии, председатель Совета директоров Института развития информационного общества


© Информационное общество, 2006, вып. 4, сc. 20-22.