За счет переплетения творческих связей


Б.В. Гусев



Когда вопрос о Высшем инженерном совете обсуждался на первом Съезде инженеров России, инициаторы его создания, прежде всего, видели в нем один из основных инструментов консолидации усилий нашего инженерного корпуса на решение важнейших задач социально-экономического развития страны. В частности, речь шла о структуре, которая была бы связана с работой Совета Безопасности, Общественной палаты, палатами Федерального Собрания. Привлекая государственные, общественные и коммерческие структуры, она могла бы активно участвовать в решении вопросов технической политики.

Для этого, по мнению многих, работа Высшего ин­женерного совета, его комитетов и комиссий, должна строится по отраслевому принципу, на основе верти­кальных связей. И дополняться на уровне регионов связями горизонтальными, обеспечивающими межо­траслевое взаимодействие.

Такое переплетение связей способно гарантиро­вать тесное информационное, технологическое и экономическое партнерство, что особенно важно при решении инновационных задач. Сюда же вплотную примыкают вопросы и интеллектуальной собствен­ности, которые через эти связи, через инновационные процессы, через рыночные механизмы начнут рабо­тать на промышленность.

В организационном плане Высший инженерный совет должен быть представлен на местах отделени­ями, филиалами, представительствами на всех уров­нях — вплоть до средних и больших предприятий, НИИ и вузов. Если сеть таких подразделений будет достаточно разветвленной, то число людей, которые будут взаимодействовать с Высшим инженерным со­ветом, могло бы составить около двух миллионов че­ловек, что уже само по себе представляет огромную общественно-политическую силу.

Эта массовость должна поддерживаться путем проведения инженерных съездов в городах, регионах, по федеральным округам, а также организацией Международных и общероссийских мероприятий — форумов, совещаний, ежегодных научно-технических конференций, выставок. Особое внимание должно быть уделено молодежному движению.

На первый план следует поставить также вопросы обновления основных фондов предприятий. В созна­нии многих из нас еще с советских времен живет убеждение, что все можно купить за рубежом. И это будет быстрее и проще. Но при этом часто забывают, что современный мир расчетлив и безжалостен.

Никто не станет продавать вам технологии и обо­рудование, если они могут превратить вас в сильного конкурента. Покупая же технологии «вчерашнего дня», мы будем не просто консервировать отста­лость, но и увеличивать дистанцию отставания. С другой стороны, отечественные разработки, если они перспективны, защищены патентами и готовы к прак­тической реализации, могут не только обеспечить модернизацию, но и стать наукоемким товаром.

Разумеется, таких разработок не так уж много. Чтобы их стало больше, надо стимулировать разви­тие отечественных научных и инженерных школ, обеспечивать их поддержку государством и бизне­сом, активизировать усилия ученых и инженеров. В том числе — за счет соответствующей оплаты труда и создания условий для плодотворной работы.

Собственно, здесь-то и возникает вопрос об уп­равлении наукой, научно-техническим развитием, с которым напрямую связана идея создания Высшего инженерного совета. Последний, будучи обществен­ной организацией, не вправе брать на себя управлен­ческие функции. Но, опираясь на своих членов, может и должен готовить предложения по наиболее акту­альным проблемам. И выносить их для рассмотрения и принятия решений на достаточно высокий уровень власти.

Есть в этой проблеме и психологический аспект. В человеческом обществе существуют такие понятия, как «авторитет личности» и «весомость слова». Вспомните: когда над миром нависла угроза, что фа­шисты создадут атомное оружие, о необходимости активизировать исследования в области ядерной физики к руководителям государств смогли «досту­чаться» не военные, а ученые. В США — А. Эйнштейн, в СССР — Г. Флеров.

Мы надеемся, что Высший инженерный совет ста­нет достаточно авторитетным объединением ученых и инженеров.

Следует подчеркнуть: чтобы поддержать конку­рентоспособность отечественных продукции и услуг, процесс модернизации производства должен стать практически непрерывным, превратиться в систему с «вечным двигателем». Роль последнего должны иг­рать талант и творчество наших ученых и инженеров.

По сути, речь идет о модели экономического раз­вития «наука — инженер — предприниматель», успешно используемой в США и ряде ведущих европейских стран. В этой цепочке основным звеном сегодня является именно инженер, воспринимающий дости­жения науки и с помощью предпринимателя доводя­щий их до конечного рыночного продукта.

Речь идет о разработке и реализации определен­ной государственной политики по отношению к науч­ному и инженерному сообществу. Однако сами уче­ные и инженеры при этом должны отдавать себе от­чет, что уважение со стороны общества не может быть навязано «по приказу» — решениями прави­тельства или указами президента. Уважение надо завоевывать каждый день. Трудом и высокой ответ­ственностью доказывая полезность и даже незаме­нимость инженерного мышления и высокорезульта­тивной деятельности. Престиж инженера и его зна­чимость в обществе должны вырастать в делах.

У России нет иного пути возрождения и развития, как через реализацию стратегии инновационно-тех­нологического прорыва, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях научно-инновационной политики, придание инновационного характера инве­стициям и поэтапную модернизацию на этой основе основных фондов. Только так можно обеспечить по­вышение конкурентоспособности продукции, высокие устойчивые темпы экономического роста.

У Российской инженерной академии, других по­добных общественных объединений есть опыт орга­низации исследований и разработок с привлечением отраслевых коллективов.

Мы надеемся, что «под крылом» Высшего инженерного совета, сумеем объе­динить и заводы, и КБ, и учебные заведения в единую цепь так, чтобы она обеспечивала не только произ­водство конкурентоспособной продукции, но и подго­товку необходимых для этого кадров.

Переход на инновационный путь развития требует решения широкого круга проблем, связанных с ин­теллектуальной собственностью, законодательной деятельностью в области патентного и авторского права.

Наша страна располагает интеллектуальной соб­ственностью, которая сопоставима со стоимостью основных фондов. Перед государством стоит важ­нейшая задача — заставить работать это богатство на экономику, включить его в рыночные отношения, сделать так, чтобы оно было востребовано. И тогда возникнет рычаг, который ускорит развитие эконо­мики, повысит заинтересованность научно-инженер­ного корпуса.

Но вот парадокс. У нас принят Закон об интеллек­туальной собственности. Он позволяет на любом производстве формировать нематериальные активы и за их счет повышать капитализацию. Эти активы не облагаются налогами. Казалось бы, что еще надо? Но нет, срабатывает инерция мышления еще советских времен. В результате мы не только создаем мало па­тентов, но и слабо их используем в инновационных процессах.

Думается, эту проблему можно решить, увязав налоговую систему с инновационной составляющей. Если предприятие использует интеллектуальную собственность, инновационные процессы — одни налоги. Осуществляешь развитие только за счет инвестиций — изволь платить за консервацию отсталости.

На первом Съезде инженеров России подчерки­валось, что меры по повышению престижа и эффек­тивности инженерного труда должны быть адресова­ны, прежде всего, молодежи. Необходимо развернуть серьезную работу по привлечению новых кадров к активному участию в научной и инновационной дея­тельности. Пока удельный вес молодежи в творчес­ких коллективах на превышает 10%, что не соответ­ствует задачам ускоренного развития.

Вместе с тем, в ходе интеграции в мировое обра­зовательное пространство и вступления в так назы­ваемый Болонский процесс следует проявлять осо­бую осмотрительность. Этот процесс небезоснова­тельно связывают с разрушением российской систе­мы подготовки специалистов для науки и промышленности, поскольку в нем вообще отсутст­вует само понятие «инженер»». А уровень подготовки магистров и бакалавров не удовлетворяет наши предприятия.

Словом, создаваемому Высшему инженерному со­вету вместе с заинтересованными министерствами, другими государственными, общественными и ком­мерческими структурами предстоит огромная работа в интересах сильной и процветающей России.


Гусев Борис Владимирович - Президент Российской инженерной академии, Сопредседатель Высшего инженерного Совета России.


© Информационное общество, 2005, вып. 5, сс. 50-52.