Во многих странах стоит не только проблема нехватки преподавателей, но и задача обновления знаний и умений имеющегося преподавательского состава. Требования к тому, что должны знать и уметь преподаватели, постоянно растут. От них требуется изучать новый образовательный контент, педагогику и технологический инструментарий. Однако зачастую ресурсов для реализации долгосрочных профессиональных нужд преподавателей недостаточно, и даже если такие ресурсы есть, у преподавателей, как правило, недостаточно свободного времени для посещения семинаров по причине загруженности их рабочего графика.
Дополнительная проблема заключается в новых требованиях жизни, работы и образования в XXI веке. Гражданам, студентам и трудящимся XXI века необходимо:
E-образование имеет целый ряд преимуществ для повышения квалификации преподавателей, включая:
Рис. 1. Категории е-обучения как инструмента развития образования.
Хотя коннективность остается весьма актуальной проблемой для развивающихся стран, здесь также происходят заметные положительные сдвиги. Появление беспроводных технологий привело к беспрецедентному росту использования устройств беспроводной связи оммуникации в развивающихся странах. Например, мобильная телефонная связь в Африке растет быстрее, чем где-либо в мире. В период между 1998 и 2003 годами объемы использования мобильных телефонов в Африке выросли на пять тысяч процентов, сейчас на континенте более 82 миллионов пользователей мобильной связи (Coyle, 2005). Это проникновение беспроводной технологии, главным образом представленной мобильными телефонами, оказало огромное экономическое влияние. Исследование, проведенное Coyle, показало, что в развивающейся стране со средним числом мобильных телефонов, превышающим десять на 100 человек, между 1996 и 2003 годами наблюдался ВВП на 59% выше, чем аналогичные показатели других стран (Waverman et al, 2005). Новые стандарты беспроводной связи приведут к расширению широкополосного беспроводного доступа на все больших территориях (Intel, 2005). Эти тенденции подчеркивают необходимость использования потенциала e-обучения развивающимися странами для развития образования и повышения квалификации преподавателей, а также для планирования использования этих новых ресурсов для развития образования и экономики.
Генеральный Секретарь ООН отметил: «Беспроводные технологии играют важную роль везде, но особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. С огромной скоростью, не требуя колоссальных инвестиций, Wi-Fi может способствовать доступу к знаниям и информации, например, путем использования нелицензированного спектра радиочастот для обеспечения дешевого и скоростного доступа к интернету. На самом деле Wi-Fi может быть особенно эффективным именно там, где нет развитой инфраструктуры, эта технология может помочь странам перепрыгнуть через поколения телекоммуникационных технологий и инфраструктуры и вдохновить людей (Annan, 2003)».
Несомненно, снижающиеся цены на оборудование и значительные достижения беспроводной технологии открывают новые возможности для развивающихся стран изучить и проверить на практике возможности e-обучения для развития экономики и образования.
Поддержка со стороны коллег также является ключевым фактором в изучении ресурсов и инструментария e-обучения. Онлайновые сообщества, педагогов, обучающих преподавателей и студентов, могут послужить мощным средством поддержки непрерывного профессионального развития. Обеспечение сетевого доступа коллегам, использующим те же технологии, участвующим в тех же мероприятиях профессиональной подготовки или использующим тот же педагогический подход, может послужить огромным плюсом для преподавателей. Онлайновые сообщества могут также поддерживать коллег, преподающих один и тот же предмет или работающих с похожими группами студентов. Наконец, онлайновые сообщества могут обеспечить связь между будущими преподавателями и их коллегами, обладающими многолетним опытом, которые могут вносить вклад в коллективное знание профессионального сообщества. Обсуждение проблем и успехов в группах придает их членам уверенность в обдумывании и оценке своих собственных преподавательских подходов, а также практики, принятой в их учреждениях.
Знание педагогических стратегий важно, но его одного недостаточно для эффективного внедрения e-обучения. Оно должно быть связано со знанием содержания. Преподавание, сфокусированное на студентах, требует от преподавателей понимания многогранной взаимосвязи между содержанием, педагогикой и технологиями для того, чтобы направлять потенциал e-обучения на создание гибкой и интересной образовательной среды.
Рис. 2. Четыре уровня оценки.
Сбор данных, касающихся каждого из вышеуказанных четырех уровней, будет необходим для тех людей и организаций, которые занимаются планированием и внедрением e-обучения как инструмента повышения квалификации преподавателей. Педагоги, обучающие преподавателей, сконцентрируют свое внимание главным образом на уровнях 1, 2 и 3, в то время как исследователи, руководство и законодатели могут рассматривать уровень 4 в качестве своей основной задачи.
Соблюдение каждого из этих условий, необходимых для эффективного использования e-обучения для повышения квалификации преподавателей и развития образования, будет полезно с точки зрения управления процессами планирования и внедрения. Хотя на ранних стадиях внедрения будет невозможно соблюсти все перечисленные условия, они будут продолжать служить руководством к тому, что необходимо делать, и напоминанием о том, что нужно принять во внимание на разных этапах, способствуя, таким образом, достижению согласованного видения и целей e-обучения.
2. Kante C. (2002). E-training. TechnKnowLogia. October-December, 2002. p 4.
3. Kirkpatrick D.L. (1994). Evaluating Training Programs: The Four Levels. San Francisco, CA: Berrett-Koehler.
4. Resta P., Christal M. and Roy, L. (2004). Digital technology to empower indigenous culture and education. Chapter in Davis,
5. and Brown, A. (Eds.) The World Yearbook of Education 2004: Digital Technology, Communities and Education. London: Kogan Page Publishers
6. Shoniregun C. and Gray S. (2003). Is e-Learning the future or a risk? (accessed April 14, 2004 at: www.acm.org/ubiquity/views/ c_shoniregun_3.pdf).
7. Shulman L.S. (1986). Those who understand: Knowledge growth in teaching. – Educational Researcher, 15 (2), р. 4–14.
8. UNESCO (2002). Information and communication technology in teacher education: A planning guide. – Paris, France: UNESCO.
© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 14-20.