Социальная маргинализация и информационно-коммуникационные технологии: обобщение практического опыта на основе исследований проблемы родителей-одиночек и лиц раннего пожилого возраста

________________________

Лесли Хэддон





Опубликовано: New Media and Society, Vol.2, No.4 December 2000 (Журнал «New Media and Society», том 2, номер 4 за декабрь 2000 г.). Часть 2.
Часть 1 опубликована в № 2, 2010 г.



Аннотация. Современные понятия социальной маргинализации в определенной степени связаны с традиционными взглядами на относительную бедность. При исследованиях жизни людей, входящих в эту категорию, учитывались не только материальные лишения, но и социально-культурные аспекты включенности в социум или маргинализации. Основное внимание в данной статье уделено той роли информационно-коммуникационных технологий, которую они играют в отношении возможности людей участвовать в жизни общества. Это влечет за собой проведение тщательного качественного анализа функционирования домохозяйств родителей-одиночек и лиц раннего пожилого возраста с целью изучения явлений, которые можно рассматривать как социальную интеграцию или маргинализацию, а также лежащих в их основе процессов.
В статье, где в основном, хоть и не всегда, рассматриваются более традиционные ИКТ в виде телефонии и телерадиовещания, изучаются процессы самоизоляции, поскольку среди людей бытуют неоднозначные оценки этих технических средств, выработанные на основе как своих представлений, так и прошлого опыта. Далее в ней рассматриваются последствия приобретения устройств ИКТ с целью продемонстрировать, насколько важны другие способы доступа к этим ресурсам, а затем представлены размышления по поводу характера опыта использования устройств ИКТ, причем не только с точки зрения обеспечиваемых ими функциональных возможностей, но и с учетом того, что сами эти технические средства являются символическими товарами. Наконец, основываясь на результатах последних исследований, автор задается вопросом, какой практический опыт можно обобщить на основе использования традиционных ИКТ при рассмотрении возможностей применения появляющихся новых ИКТ, например, интернета.

Ключевые слова: социальная маргинализация, социальная интеграция, социальные права, ИКТ, интернет, домохозяйства, родители-одиночки, лица раннего пожилого возраста, символические товары, самоизоляция.


Родители-одиночки: опыт использования устройств ИКТ

Наивысший приоритет для большинства опрошенных родителей-одиночек имел обычный телефон – одни просто не могли жить без него, а другие признались, что его отсутствие было бы, по меньшей мере, значительным неудобством. Некоторые упомянули, насколько важным для них было наличие доступа к телефону в экстренных случаях, особенно в вопросах, касающихся их детей, поскольку, являясь родителями-одиночками, они были единственными взрослыми в домохозяйстве. Даже лишь при эпизодическом использовании само наличие телефона было способно обеспечить ощущение общей уверенности в том, что человек мог при необходимости получить доступ во внешний мир.

Кроме того, телефон мог также служить техническим средством, оказывающим значительную практическую помощь родителям-одиночкам в организации своей жизни. Например, некоторые из родителей-одиночек, участвовавших в нашем исследовании, отметили гибкость, которую он предоставлял им с точки зрения обсуждения встреч ребенка с друзьями и бывшим супругом: они без труда и в короткий срок могли позвонить и изменить встречу, вместо того чтобы заблаговременно планировать приход няни или встречу ребенка с бывшим супругом. Для тех же, кто сумел наладить более активный образ жизни в рамках своей сети социальных связей, телефон был просто необходим для координации своих действий с другими людьми.

Телефон также играл жизненно важную роль в жизни тех женщин, которые были вынуждены вечерами оставаться дома, поскольку являлись единственными взрослыми, кто мог присмотреть за детьми. И, будучи отражением перемен в их жизни, телефон приобретал еще большую значимость в критические для них времена. К таковым относился, например, сам период разрыва супружеских отношений, что в ряде случаев вело к роли родителя-одиночки. В такие времена телефон облегчал получение поддержки от членов своей сети социальных связей и из других источников:

Линда (Linda): «Думаю… что в самом начале телефон был моей спасительной соломинкой – сейчас уже не в такой степени, ведь я уже привыкла к этому. Я помню, как иногда просыпалась в три часа ночи и звонила в общество “Самаритяне” (Samaritan"), а сейчас я уже не делаю этого».

По мере взросления детей и повышения их самостоятельности зависимость от телефона как средства социальных контактов зачастую снижалась, и опрошенные родители-одиночки могли все чаще проводить время вне дома.

Реакция на телевидение у родителей-одиночек, участвовавших в данном исследовании, в огромной степени зависела от их прежней биографии: если телевидение никогда не играло значимой роли в их жизни во времена молодости, такая ситуация вовсе не обязательно менялась, когда они становились родителями-одиночками. В действительности, в жизни опрашиваемых, которые вели более активную социальную жизнь или работали в вечернюю смену, телевидение занимало весьма скромное место. Однако в более общем смысле вопрос о телевидении вызвал также неоднозначные ответы, которые порой отражали весьма неопределенные чувства, испытываемые этими родителями-одиночками как из-за беспокойства о том, какому воздействию подвергаются их дети, так и из-за озабоченности по поводу того, что телевидение стало занимать слишком много места в жизни их детей – обе эти проблемы находят свое отражение в более широких слоях населения (Haddon и Silverstone, 1996).

Однако просмотр телепрограмм не всегда являлся вопросом добровольного выбора. Многие из родителей-одиночек с низким доходом не могли себе позволить иных вариантов отдыха вне дома, а их обязанности по уходу за детьми еще больше сужали возможности времяпровождения в обществе – отсюда и настоятельная необходимость в выработке определенных форм домашнего отдыха. Таким образом, в то время как одинокие люди, близкие по возрасту, часто располагают более широкими возможностями отдыха вне своего дома и общения в коллективе (Haddon, 1999), то, как мы увидели в ходе обсуждения темы использования телефона, родители-одиночки часто были вынуждены оставаться дома одни, особенно вечерами, когда дети спали.

Дебби (Debby): «Я редко занимаюсь чем-то еще, кроме сидения перед телевизором, разговоров по телефону или приема ванн. Ведь очевидно, что я не могу бывать в обществе. Обычно за просмотром телепрограмм время течет быстро. А заканчиваются они поздно, когда уже пора спать».

Это пример того, как телевидение составляет человеку компанию и выполняет роль средства, заполняющего свободное время, однако при этом необходимо добавить, что, как и у многих других людей, в данном случае имелся ряд более привлекательных для человека телепрограмм.

Лишь немногие родители-одиночки, участвовавшие в данном исследовании, имели домашние компьютеры и регулярно пользовались ими. Однако это происходило лишь потому, что ПК являлись для них обычным рабочим инструментом или необходимым для образовательных целей средством (например, при получении высшего образования). Если рассмотреть способы доступа к устройствам ИКТ, о которых шла речь во вступительной части этой статьи, то в случае с безработными родителями-одиночками, не имевшими привязанности к таким устройствам, нехватка опыта использования технических средств означала, что нередко они почти не умели работать с компьютером и, конечно же, весьма слабо представляли себе, каким образом последний мог бы с профессиональной точки зрения пригодиться в повседневной жизни.

Что же касается телефонии, то те родители-одиночки, которые не прерывали карьеру или вернулись к работе, признавали, что весьма удобно иметь возможность пользования рабочим телефоном. Многие опрашиваемые, кому пришлось бросить работу, чтобы ухаживать за маленькими детьми, отметили, что утрата доступа к ресурсам на рабочем месте означала повышение личных расходов и массу неудобств. Например, в случаях с работающими родственниками и друзьями было проще всего звонить им по поводу организации тех или иных мероприятий по служебным телефонам, потому что их легче застать на рабочем месте. Поскольку некоторым из родителей-одиночек пришлось бросить работу, они вставали перед выбором: либо звонить друзьям со своего собственного телефона в те периоды суток, когда тарифы еще высоки, что означало необходимость нормировать количество или длительность таких звонков, либо стараться застать друзей дома в потенциально менее удобное время.

Как и приобретение других товаров, покупку средств ИКТ можно также организовать через друзей и особенно через родственников. В нашем исследовании это наилучшим образом иллюстрирует единственный случай матери-одиночки, которая не пользовалась телефоном. Она жила на пособие со своим двухлетним сыном и была одной из тех матерей-одиночек, у которых были прекрасные отношения со своей семьей, которая оказывала ей значительную поддержку. Она виделась со своими родителями несколько раз в неделю и помогала им с домашними делами. При этом она в любой момент пользовалась их телефоном, чтобы позвонить своим друзьям и организовать мероприятия. Как и остальные родители-одиночки, она получала солидные подарки от своей семьи: например, брат подарил ей свой старый телевизор, когда приобрел более новую модель. А отец каждую неделю покупал ей журнал Radio Times, чтобы она могла планировать, что ей посмотреть по телевизору - все это иллюстрирует, насколько для нас важно не только дорогостоящее оборудование или программное обеспечение, но и к потребительские товары меньшего масштаба, связанные с использованием этих технических средств. Иначе говоря, доступ к ИКТ в других домохозяйствах и в виде подаренных другими людьми устройств ИКТ, будь они вновь купленными в подарок или подержанными вещами, также может сыграть важную роль для многих более бедных родителей-одиночек.

Однако, хотя такая поддержка от членов своей сети социальных связей и особенно от широкой сети родственников способна в определенном смысле укрепить межличностные взаимоотношения и родители-одиночки весьма ценят ее, она, с другой стороны, может посягать на их желание быть независимыми. Между тем, в связи с некоторыми подаренными, а также купленными подержанными вещами, которые приобрели для себя многие сравнительно бедные родители-одиночки, возникают дополнительные вопросы о возможностях использования устройств ИКТ. Например, в случае с одной из опрошенных изображение у телевизора, предоставленного ее семьей, было столь низкого качества, что порой было попросту трудно разглядеть, что же происходит на экране. В другом случае мать-одиночка надеялась дешево приобрести устаревший компьютер, когда школа, в которой она работала неполный рабочий день, обновляла свое оборудование; при этом ее сын практически не испытывал энтузиазма по поводу приобретения такого устаревшего технического средства, поскольку его сверстники имели значительно более современные ПК. Этот случай показывает, что мы не должны игнорировать символическую сторону устройств ИКТ – т.е. сбрасывать со счетов важность обладания новейшим оборудованием. Здесь рассмотрен пример с компьютерным оборудованием, однако подобная ситуация еще более характерна для таких товаров, как интерактивные игровые программы, для которой, как и для всей индустрии развлечений, важен аспект моды.

Наконец, существует проблема экономических ограничений на пользование техническими устройствами. Например, одна мать-одиночка сама в детстве интенсивно пользовалась телефоном для личных разговоров и организации встреч со сверстницами. Но теперь она не предоставляла аналогичной возможности своему сыну, поскольку провела переоценку критериев того, что можно считать «необходимым» звонком. Например, она заставляла своего сына проделывать большие расстояния пешком (идти через поле), если тому хотелось поговорить со своим другом, вместо того, чтобы позволить ему воспользоваться телефоном. Она также ввела правило платить за звонки, так что теперь ее сын тратил на них основную часть своих карманных денег. Имели место и другие попытки обуздать расходы путем ущемления возможностей детей.

Ян (Jan): «Еще один прием, к которому я, бывало, прибегал, заключался в совместном использовании транспорта для проведения различных детских мероприятий. Раньше я чаще всего просто звонил по телефону, а не заходил лично. Теперь же я посылаю одного из детей к своему соседу, чтобы проверить, кто отвозит и кто забирает детей из группы “Младшие” (Brownies), а не поднимаю трубку телефона».

Другая мать-одиночка хотела после переезда в новую квартиру в 1986 году купить телефон. Лишь в 1994 году она ощутила, что может позволить себе установить его – и даже тогда она была постоянно обеспокоена перспективами получения телефонных счетов.


Литература

1. Marsh, A and Mullins, D. (1998). The Social Exclusion Perspective and Housing Studies: Origins, Applications and Limitations, Housing Studies, Vol.13, No.6, pp. 749 –759.

2. Townsend, P. (1987). Conceptualising Poverty, in Ferge, Zs. and Miller, S.(eds) Dynamics of Deprivation, Aldershot: Gower, 31 – 44.

3. Somerville, P. (1998). Explanations of Social Exclusion: Where does Housing Fit in?, Housing Studies, Vol.13, No.6, 761 – 780.

4. Blanc. M. (1998). Social Integration and Exclusion in France: Some Introductory Remarks from a Social Transaction Perspective, Housing Studies, Vol.13, No.6, 781 – 798.

5. Cook, S. (1990). A Particularly Valuable Service, in Willis, J. and Wollen, T.(eds) The Neglected Audience, London: BFI, 45 – 60.

6. Ratcliffe, P. (1998). «Race», Housing and Social Exlcusion, Housing Studies, Vol.13, No.6, 807 – 818.

7. Haddon, L. and Silverstone, R. (1995). Lone Parents and their Information and Communication Technologies. SPRU/CICT Report Series, No.12, Falmer: University of Sussex.

8. Haddon, L. and Silverstone, R. (1996). Information and Communication Technologies and the Young Elderly. SPRU/CICT Report Series No.13, Falmer: University of Sussex.

9. Hardey, M. and Crow, G. (eds) (1991). Lone Parenthood: Coping with Constraints and Making Opportunities. Basingstoke: Macmillan.

10. Bradshaw, J. and Millar, J. (1991). Lone Parent Families in the UK. Department of Social Security Research Report No.6, London: HMSO.

11. Hardey, M. (1989). Lone Parents and the Home in Allen, Graham and Crow (eds) Home and Family: Creating the Domestic Sphere, Basingstoke: Macmillan, 122 – 140.


_____________________________________
Лэсли Хэддон - профессор Лондонской школы экономики и политических наук
Факультет медиа и коммуникации (Великобритания)


© Информационное общество, 2010, вып. 3, с. 32-35.