В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс неотвратим, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Только в этом случае Россия сможет войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.
Отдельные черты, фрагменты и признаки информационной цивилизации проявляются в сегодняшнем бытии развитых стран, прежде всего “большой семерки”. Практически все эти страны постоянно формируют и проводят в жизнь целенаправленную государственную информационную политику, устанавливающую стратегические цели и приоритеты информационного развития, ориентированные на закрепление ведущей геополитической и экономической роли этих стран, главным образом США, в XXI веке.
Последнее обстоятельство заставляет с особым вниманием отнестись к формированию российской государственной информационной политики (ГИП), потому что процессы построения информационного общества требуют непрерывного, взвешенного и разностороннего государственного управления и регулирования. Основные процессы информатизации как объекты государственной информационной политики Каковы же эти процессы, каковы объекты, на которые должны распространяться управляющие и регулирующие воздействия ГИП? Вот главные:
Последнее обстоятельство заставляет с особым вниманием отнестись к формированию российской государственной информационной политики (ГИП), потому что процессы построения информационного общества требуют непрерывного, взвешенного и разностороннего государственного управления и регулирования.
Единое информационное пространство и информационно-телекоммуникационная инфраструктура Для России чрезвычайно важным фактором сохранения целостности государства и обеспечения устойчивого развития страны является развитие национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТИ). Эта инфраструктура есть технологическая основа подключения отдаленных российских регионов к общегосударственной социально-экономической, политической и культурной жизни, углубления процессов информационной и экономической интеграции России и стран СНГ, последовательного вхождения России в европейскую и глобальную информационную инфраструктуру. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура объединяет в единое целое информационные ресурсы страны с помощью компьютерных и телекоммуникационных сетей и обеспечивает эффективное использование информационных технологий, систем и сетей, систем и сетей связи в различных областях общественной жизни и человеческой деятельности. Необходимо иметь в виду, что внедрение современных информационных систем и доступ к информационным ресурсам весьма неравномерно распределяются по регионам страны. Достаточно упомянуть, что на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский приходится более трех четвертей используемых баз данных. В этих условиях еще более возрастает значение информационной поддержки вертикали государственного управления на всей территории страны. Особенно остро эта проблема встает при проведении земельной и жилищно-коммунальной реформ, при решении многих других социально-экономических задач. Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку принятия решений как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности граждан, общества, Россия сегодня не имеет достаточно средств и производственных возможностей для самостоятельного создания и развития национальной ИТИ и вынуждена привлекать для этого капиталы, технику и технологии развитых стран. Такая ситуация требует политики, ориентированной на приоритетное развитие и защиту ИТИ страны в условиях широкого внедрения новых информационных, телекоммуникационных технологий и технологий связи. Сегодня перед страной стоит проблема реального включения национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей в основную телекоммуникационную артерию мира – сеть Интернет. Суть проблемы состоит в необходимости соблюдения интересов России в международном информационном обмене и обеспечении безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Политика участия страны в мировых открытых сетях должна предусматривать:
Единое информационное пространство и информационно-телекоммуникационная инфраструктура
Что мы ждем от государственной информационной политики?