О государственной политике России в области формирования информационного общества

Крупнов А.Е., Финько О.А., Черешкин Д.С.
Государственный комитет РФ по связи и информатизации;
Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
Институт системного анализа РАН




Переход к информационному обществу должен быть управляемым

В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс неотвратим, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Только в этом случае Россия сможет войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.

Отдельные черты, фрагменты и признаки информационной цивилизации проявляются в сегодняшнем бытии развитых стран, прежде всего “большой семерки”. Практически все эти страны постоянно формируют и проводят в жизнь целенаправленную государственную информационную политику, устанавливающую стратегические цели и приоритеты информационного развития, ориентированные на закрепление ведущей геополитической и экономической роли этих стран, главным образом США, в XXI веке.

Последнее обстоятельство заставляет с особым вниманием отнестись к формированию российской государственной информационной политики (ГИП), потому что процессы построения информационного общества требуют непрерывного, взвешенного и разностороннего государственного управления и регулирования.



Основные процессы информатизации как объекты государственной информационной политики

Каковы же эти процессы, каковы объекты, на которые должны распространяться управляющие и регулирующие воздействия ГИП? Вот главные:

Рассмотрим эти процессы.

Единое информационное пространство и информационно-телекоммуникационная инфраструктура


Для России чрезвычайно важным фактором сохранения целостности государства и обеспечения устойчивого развития страны является развитие национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (ИТИ). Эта инфраструктура есть технологическая основа подключения отдаленных российских регионов к общегосударственной социально-экономической, политической и культурной жизни, углубления процессов информационной и экономической интеграции России и стран СНГ, последовательного вхождения России в европейскую и глобальную информационную инфраструктуру.

Информационно-телекоммуникационная инфраструктура объединяет в единое целое информационные ресурсы страны с помощью компьютерных и телекоммуникационных сетей и обеспечивает эффективное использование информационных технологий, систем и сетей, систем и сетей связи в различных областях общественной жизни и человеческой деятельности.

Необходимо иметь в виду, что внедрение современных информационных систем и доступ к информационным ресурсам весьма неравномерно распределяются по регионам страны. Достаточно упомянуть, что на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский приходится более трех четвертей используемых баз данных. В этих условиях еще более возрастает значение информационной поддержки вертикали государственного управления на всей территории страны. Особенно остро эта проблема встает при проведении земельной и жилищно-коммунальной реформ, при решении многих других социально-экономических задач.

Основу информационного пространства органов государственной власти должны составлять информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку принятия решений как в сфере управления экономикой, так и в области безопасности граждан, общества,

Россия сегодня не имеет достаточно средств и производственных возможностей для самостоятельного создания и развития национальной ИТИ и вынуждена привлекать для этого капиталы, технику и технологии развитых стран. Такая ситуация требует политики, ориентированной на приоритетное развитие и защиту ИТИ страны в условиях широкого внедрения новых информационных, телекоммуникационных технологий и технологий связи.

Сегодня перед страной стоит проблема реального включения национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей в основную телекоммуникационную артерию мира – сеть Интернет. Суть проблемы состоит в необходимости соблюдения интересов России в международном информационном обмене и обеспечении безопасности национальных информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Политика участия страны в мировых открытых сетях должна предусматривать:
Производство и потребление средств информатизации, информационных продуктов и услуг

Построение единого информационного пространства требует высокого научно-технического и производственного потенциала, позволяющего отечественной промышленности обеспечить максимально возможную в нынешних условиях технологическую независимость от зарубежных

Это значит, что должна осуществляться селективная поддержка тех направлений научных исследований, которые ориентированы на качественные прорывы (например, архитектуры многопроцессорных вычислительных систем, системы искусственного интеллекта и т. д.) и получение практических результатов мирового уровня (нейрокомпьютинг, открытые системы и т. д.). Мероприятия ГИП должны быть направлены также на поддержку перестройки производственной и хозяйственной деятельности предприятий высокотехнологичных отраслей и их адаптацию к рыночной экономике.

Сегодня провести модернизацию прежде всего государственной части имеющегося производственного потенциала без значительных (миллиарды долларов) инвестиций не представляется возможным.

В этих условиях задачей ГИП должно быть создание условий для притока инвестиций в отрасли, обслуживающие информатизацию.

Сказанное позволяет сформулировать следующие основные направления ГИП:
Информационный рынок

Сегодня можно говорить о достаточно устойчивых тенденциях и перспективах развития российского информационного рынка, однако реализация этих тенденций будет определяться активной политикой государственного регулирования.

Инвестиционная, таможенная и налоговая политики государства способны в значительной степени стимулировать развитие российского рынка средств вычислительной техники (СВТ) и программного обеспечения (ПО). В частности, снижение или даже отмена части налогов на продажу ПО отечественной разработки за счет отнесения его к категории “интеллектуальная собственность” может позитивно повлиять на увеличение легального сбыта ПО отечественных фирм-разработчиков. Несмотря на то, что значительную долю рынка СВТ составляют относительно независимые коммерческие структуры, есть способы стимулировать сбыт СВТ государственным предприятиям за счет, например, освобождения фирм-продавцов от части налогов. Снижение таможенных тарифов на зарубежные комплектующие и увеличение тарифов на готовые зарубежные изделия СВТ также сможет стимулировать отечественных производителей.

Реализация основных направлений ГИП по отношению к российскому информационному рынку обеспечит:

Система формирования общественного мнения и информирования населения

Переход к информационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни. В контексте информационной политики это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на обеспечение свободного обращения информации, воплощение в жизнь конституционного права на свободные поиск, получение,
во информации и распространение массовой информации.

Серьезную опасность представляет отсутствие регулярного информирования населения органами государственной власти и управления о политической и социально-экономической жизни через средства массовой информации, пресс-центры, центры общественных связей и т. п., обусловленное несовершенством или неисполнением законодательства, обязывающего органы государственной власти и управления регулярно и полно информировать население о своей деятельности.

Поэтому как чрезвычайно важные задачи ГИП должны рассматриваться:

Главным представляется разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на средства массовой информации в целях формирования и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям России.

В настоящее время не решены еще многие проблемы, связанные со свободой доступа к информации журналистов, с правовой охраной личной тайны в СМИ, с защитой гражданина и общества от ложной и недобросовестной информации, распространяемой СМИ. СМИ не выполняют в полном объеме образовательных задач и задач раскрытия творческого, духовного потенциала народа, сохранения и развития национальных культур.

Информационная политика государства должна предусматривать:

Под этим углом зрения следует рассматривать уже существующее и перспективное законодательство, нормативные акты и отдельные правовые нормы, касающиеся СМИ. Особое внимание должно быть уделено правовым положениям, устанавливающим ответственность за правонарушения в информационной сфере, за введение политической цензуры.

Лишь в этом случае может быть преодолено негативное отношение части населения к массовой информации, недоверие к сообщениям, которые не соответствуют личным или социальным

Информационное право

Система права в любом государстве есть главный инструмент достижения баланса интересов граждан, социальных институтов, общественных и политических партий (движений) и государства. Российская традиция предусматривает приоритет государственных интересов как общих интересов всех субъектов. Однако такая исходная позиция не должна ослаблять общую демократическую ориентацию на правовую защиту свобод и интересов граждан, гарантию прав всех субъектов на информацию, закрепление обязанностей и ответственности государства за объективное информирование
аселения страны. Только в этом случае совершенствование информационного права может стать локомотивом демократического развития России.

Реализация правовой компоненты ГИП должна осуществляться по следующим основным направлениям:

Система обеспечения информационной безопасности

Государственная информационная политика разрабатывается и реализуется в тесном взаимодействии с политикой обеспечения национальной безопасности страны. Важным аспектом этого взаимодействия является обеспечение безопасности информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и других технологических компонентов единого информационного пространства.

Для обеспечения безопасности информационного пространства государство разрабатывает законодательную базу и создает специальные организационные структуры, совокупность которых образует систему информационной безопасности (ИБ) страны. Эта система призвана обеспечивать сохранение государственной и других тайн, защищать информационные ресурсы и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру от воздействия информационного оружия, угроз информационного терроризма и информационного криминала.

Можно сформулировать следующие основные направления ГИП в данной области:

Что мы ждем от государственной информационной политики?


Государственная информационная политика есть неотъемлемая составляющая внешней и внутренней политики российского государства. Результаты ГИП прямым образом будут зависеть от того, насколько точным, адекватным реальным политическим, социально-экономическим и культурным условиям окажется выбор стратегических целей развития российского общества и государства в последние годы ХХ века и в начале века следующего. В то же время достижения или ошибки информационной политики будут оказывать непосредственное и сильное воздействие на все сферы жизни общества и государства.

Рациональная и действенная ГИП должна содействовать восстановлению роли России как полноценного участника мирового информационного сообщества, как ведущей мировой державы, обладающей развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, богатейшими информационными ресурсами и использующей новейшие компьютерные и телекоммуникационные технологии. Именно эта политика позволит России оказаться в первой шеренге государств, способных на деле защитить свои национальные интересы и безопасность в непрекращающейся борьбе за экономическое и военное превосходство, за политическое и культурное влияние в многополярном мире.

Осуществление ГИП позволит быстрее и точнее осознать глубинные трансформации, протекающие в мировой экономике, и строить свою стратегию социально-экономического развития с их учетом. Эта стратегия должна опираться на постоянное расширение инвестиций в информационную сферу, на эффективные и гибкие механизмы управления этой сферой. Она должна учитывать резкий рост числа потребителей коммерческой информации, циркулирующей в открытых информационных сетях, и перестройку в связи с этим всей торговой системы, а также развитие в перспективе единой информационно-денежной инфраструктуры. ГИП должна быть ориентирована на рост информационных потребностей населения, на опережающие темпы создания, распространения, постоянного обновления и использования информации как на важное условие успешного завершения нынешнего этапа экономических реформ, перехода к новым высшим типам технологических укладов, в конечном счете на существенное повышение уровня жизни населения.

Реализация ГИП откроет возможности перехода к новому качеству государственного управления за счет обеспечения всех субъектов системы управления своевременной, полной и достоверной информацией на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий и технологий связи. Это позволит существенно улучшить подготовку и принятие решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обеспечить реализацию всех базовых функций системы управления в реальном масштабе времени. Кроме того, реализация ГИП даст возможность развернуть
ниторинг чрезвычайных ситуаций (природных, техногенных и антропогенных катастроф и аварий), а также рискованных социально-политических ситуаций и построить систему быстрого реагирования на эти ситуации и, наконец, сделать эффективным общественный контроль за деятельностью органов государственного управления и использовать прозрачность информационной политики в качестве действенного средства борьбы с теневой экономикой, коррупцией и должностными преступлениями.

Свободное создание, распространение и потребление информации как важнейшее конституционное право граждан находится в фокусе общественного внимания и именно поэтому ГИП следует рассматривать как серьезную движущую силу проведения в России демократических преобразований общества и государства. Хотя впереди еще долгий путь к гражданскому обществу, к правовому государству, уже можно говорить о формировании в России новой информационной реальности, базирующейся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе
го законодательства. Разработка и постоянное совершенствование информационного законодательства позволят эффективно регулировать взаимоотношения всех субъектов политической жизни при реализации их информационных прав и обязанностей, создать систему независимого и гласного контроля за деятельностью государственных СМИ, институтов, центров и служб изучения общественного мнения, а также специальных служб по связи с населением. Разработка и осуществление цивилизованных, демократических форм и методов воздействия на СМИ, являющиеся одной из главных задач ГИП, облегчат формирование и распространения духовных ценностей, отвечающих национальным интересам и культурно-историческим традициям

Законодательная и исполнительная власти должны действовать совместно

Эффективная реализация государственной информационной политики требует тесного взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти.

Сегодня и в ближайшем будущем, в условиях явного недостатка бюджетных средств, основными механизмами ГИП будут являться, во-первых, формирование правового пространства, определяющего общие рамки и формы поведения всех субъектов информационного развития, и, во-вторых, разработка и реализация конкретных правил и процедур, регулирующих это поведение. Очевидно, что первым механизмом следует заниматься власти законодательной, вторым – власти исполнительной. Это значит, что Государственная Дума РФ должна разработать общую концепцию законодательного
печения информационного развития России, готовить и продвигать необходимые законы и поправки к ним, осуществлять постоянный контроль за выполнением принятых нормативно-правовых актов, определять приоритетность и последовательность их совершенствования.

С другой стороны, Госкомитет РФ по связи и информатизации должен определять стратегические цели и текущие задачи развития информационной среды общества, осуществлять постоянный мониторинг информационного производства, рынка информационных технологий, продуктов и услуг, выявлять первоочередные проблемы, требующие политико-правовых решений, готовить предложения в Правительство по широкому кругу социально-экономических вопросов, решение которых позволило стимулировать информационное развитие страны.

Из сказанного понятно, что законодатель, прежде всего Комитет ГД РФ по информационной политике и связи, и исполнительная власть, Госкомсвязи России, должны работать согласовано, в тесном взаимодействии.

Реализация ГИП, ее адаптация к изменяющимся внешне- и внутриполитическим условиям требуют привлечения внимания всего общества, производителей и потребителей (независимо от форм собственности) информационных и телекоммуникационных средств, продуктов и услуг. Это особенно важно при решении проблем, связанных с функционированием и развитие СМИ, вхождением России в мировые открытые сети, возрождением научно-технического и производственного потенциала информационного развития.

Воплощение в жизнь основных идей и практических мероприятий государственной информационной политики будет означать сереьезное продвижение страны по пути к информационному обществу.



© Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 4 - 9.