Точнее всего тему, на которую я собираюсь говорить, можно выразить одним словом: ДОВЕРИЕ.
Я начну с обсуждения вопроса о доверии как нетривиальном моменте в партнерствах. Затем я опишу основные типы взаимоотношений представителей гражданского общества с организациями, формирующими официальную политику, – от оппозиции до совместной работы. После этого будут обсуждаться некоторые специфические характеристики гражданского общества, обуславливающие скептицизм, настороженность и подозрительность со стороны представляющих его организаций. Наконец, я сформулирую ряд рекомендаций, направленных на повышение доверия со стороны групп, представляющих гражданское общество, что обеспечит их поддержку и активное участие в партнерствах1.
Кому вы доверяете? Вы доверяете тому, кто похож на вас, кого вы понимаете, чьи перспективы и мотивация вам известны, с кем вы уже взаимодействовали, кто действует предсказуемым образом. Трудно доверять людям, которых вы не знаете, чьи мотивация и цели неясны для вас, кто может оказывать на вас давление. Доверие подразумевает надежность, предсказуемость, общие нормы и понятия.
Доверие – это улица с двухсторонним движением. Мы доверяем людям, которые сами оказывают нам доверие, и мы действуем с осторожностью в отношении тех, кто настороженно относится к нам.
Adam Peake, член Целевой группы по цифровым возможностям стран Большой восьмерки (DOT Force), считает, что построение доверительных отношений является важной частью данного партнерства:
«Опыт DOT Force показал, что необходимо время для построения доверительных отношений между партнерами. В нашем случае имело место необычно сложная комбинация партнеров, относившихся к разным странам и разным секторам, что затрудняло выработку критериев для подбора партнеров. Понадобилось три очных собрания группы, чтобы она начала эффективно работать. Отсюда можно сделать вывод, что не следует сразу же ждать результатов. Доверие способствовало усилению чувства равного участия в процессе; партнеры начинали понимать, что их приглашают за стол переговоров с конкретной целью, а не только для того, чтобы поместить их название на эмблеме. Чувство общности целей (как у людей относительно наших личных целей) росло по мере того, как мы узнавали друг друга» [7, с. 44].
Почему доверие является важным для многосторонних партнерств? Просто потому, что без доверия мало что возможно. Группы не будут входить в партнерство с другими, если не питают к ним доверия. Но если есть доверие, то цели, которые казались недостижимыми, становятся возможными.
Ценность партнерств с правительствами и бизнесом для многих организаций, представляющих гражданское общество, представляется весьма сомнительной. Для некоторых групп, участвующих в партнерствах с другими группами, представляющими гражданское общество (например, в коалициях, сетях и т.д.), это все еще довольно новая концепция. В отличие от гражданского общества, представители которого образуют крепкие растущие сети по всему миру, согласно самой сущности бизнеса предпринимательство и индивидуализация являются нормой для него.
Таким образом, продвижение от неправительственных организаций к другим партнерам является острым вопросом. Например, в пленарном заявлении по вопросам гражданского общества Всемирного саммита по информационному обществу (Женева, декабрь 2003 г.) практически не упоминалось о важности партнерств. Многие группы, представляющие гражданское общество, относятся к партнерству с другими участниками очень взвешенно, даже скептически.
Следует отметить, что интерес сообщества, занимающегося вопросами использования ИКТ и развития, с течением времени не уменьшается, а увеличивается. Восьмая и последняя из Целей развития призывает создавать новые виды «партнерств для развития», в том числе и для обеспечения доступности преимуществ, которыми обладают новые технологии, особенно ИКТ2.
Задачи, поставленные на Саммите, должны решаться партнерствами. Женевский План действий Саммита завершается призывом «следовать и проводить в жизнь Женевский План действий на национальном, региональном и международном уровнях, включая систему ООН как часть интегрированного и координированного подхода, призывая к сотрудничеству всех возможных участников. Это должно осуществляться в том числе путем объединения различных участников в партнерства»3.
Итак, вопрос заключается в следующем: как организовать партнерства таким образом, чтобы обеспечить поддержку со стороны групп, представляющих гражданское общество, и их участие? Другими словами, как создать доверительные отношения? Чтобы ответить на это, мы вернемся назад и рассмотрим различные виды взаимодействия гражданского общества с различными организациями, формирующими политику.
В то же время гражданское общество может предоставить знания и непосредственный опыт различных сообществ, которых не хватает у правительств и частного сектора. Таким образом, его участие в любых партнерствах по разработке и внедрению политики является весьма ценным, позволяя повысить эффективность и адекватность соответствующей политики в областях, где представители гражданского общества являются экспертами.
«Они опасаются, что партнерство с частным сектором и/или правительством ослабит их способность выступать в качестве беспристрастных критиков (роль «сторожевой собаки»); что вовлеченность в процесс может быть использована для того, чтобы купить их или создастся такая видимость; наконец, что такие партнерства всегда являются неравноправными, несмотря на наилучшие намерения» [7, с. 44].
Важно понимать, что между сектором бизнеса и гражданским обществом существует множество культурных различий. На Форуме UNED было замечено, что:
«Бизнес … руководствуется принципами ориентации на получение прибыли, защиты интеллектуальной собственности, эффективности и скорости, тогда как многие неправительственные организации придерживаются принципов справедливости, совместного пользования, участия и защиты ущемленных групп и не рассматривают рыночные механизмы в качестве фундаментальной основы для обществ и для их развития» [8, с. 62].
Глобальное партнерство во имя знания утверждает:
«Организации, представляющие гражданское общество, меньше беспокоит скорость выполнения проекта и больше – вопрос о том, ответственно ли партнерство перед теми, кого непосредственно задевают такие проблемы как социальное включение и защита окружающей среды. В частности, во многих областях с устойчивым развитием взаимоотношения между бизнесом и некоммерческими организациями временами носили характер конфронтации. Таким образом, входящим в многосторонние партнерства по внедрению ИКТ представителям бизнеса и организациям, представляющим гражданское общество, необходимо найти пути для восстановления доверительных отношений» [7, с. 22] (курсив мой – Р.П.)8.
Выбрать компанию-партнера для неправительственных организаций является чудовищной проблемой. Dax Lovegrove, менеджер по связям с компаниями Британского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF UK), говорит о выборе компании следующее:
«Вы не можете всегда сотрудничать с самыми безукоризненными компаниями. В этом нет проблемы, не стоит ломиться в открытую дверь. Пока ваши партнеры имеют с вами общие цели, они именно те, с кем вам нужно сотрудничать» [4].
С другой стороны, в некоторых ситуациях глобальный бизнес становится сильнее правительств, и тогда на группы, представляющие гражданское общество, часто оказывается возрастающее давление с целью заставить их повлиять на действия бизнеса. Как говорит Randall Hayes, основатель Сети в защиту тропических лесов (Rainforest Action Network): «Если вы (как неправительственная организация) не разговариваете с бизнесом, вы все равно что проповедуете хору. Реальные изменения в отношении защиты окружающей среды могут идти только со стороны бизнеса; одними правительственными документами наши проблемы не решить» [9, с. 30].
Таким образом, мы видим, что существует ряд причин, обуславливающих настороженное отношение организаций, представляющих гражданское общество, к партнерствам с другими участниками. Позвольте теперь указать некоторые пути преодоления этой настороженности и построения доверительных отношений.
«Все партнерства, в том числе и многосторонние, зависят от взаимодействия отдельных людей. Партнерства, работающие наилучшим образом, практически всегда включают ключевое лицо от каждой из сторон, между которыми формируется сходство и общность взглядов. Часто именно это сходство и взгляды являются наиболее мощным источником энергии для партнерства, обеспечивающим движение сквозь конфликты и бюрократические барьеры» [7, с. 52].
Комментрий Anriette Esterhuysen относительно трудности образования правильной смеси:
«Целевая группа ООН по ИКТ (UN ICT Task Force), несмотря на весьма хорошие намерения, не преуспела в достижении своих целей: предоставить адекватное место для гражданского общества, правительств и частного сектора развивающихся стран, научного сектора, молодежи, деятелей искусства, средств информации … и т.д. Глобальное партнерство во имя знания … также борется за достижение баланса между различными секторами. По мере роста числа участников, представляющих гражданское общество, количество участников со стороны правительств, финансовых доноров и крупных корпораций снижается» [6].
В идеале деятельность многосторонних партнерств должны обеспечивать люди, не относящиеся к участникам этих партнерств и не имеющие прямой заинтересованности в результатах их деятельности (если это возможно). Минимальным условием является осведомленность о приоритетах и интересах всех партнеров и утверждение ими. Во многих случаях такую роль помощника в реализации / модератора играет ООН или ее агентство.
Людям свойственна подозрительность в отношении тех, кто превосходит их силой. Таким образом, разработка правил участия позволит гарантировать равноправие партнеров. В идеале принимать решения следует на основе консенсуса. Процедуры голосования обычно отражают различия и неравенство, тогда как процесс выработки консенсуса делает акцент на согласии и диалоге. Следует придерживаться политики равноправного участия, независимо от вклада и ресурсов.
Эти правила должны быть зафиксированы в письменной форме и, возможно, входить в партнерское соглашение или Меморандум о взаимопонимании между партнерами, благодаря чему повышается предсказуемость и надежность участников процесса.
Одним обнадеживающим шагом в этом направлении явились рекомендации Генерального секретаря ООН (2004 г.), в которых он призвал к образованию доверительного фонда для участия в ООН гражданского общества и к организации расширенного офиса партнерств при ООН для присоединения к ее деятельности неправительственных организаций, частного сектора и парламентариев [3, с. 12]. К сожалению, отсутствие у государств-членов ООН энтузиазма в отношении предложений Генерального секретаря означает их фактическую смерть или, как минимум, консервацию.
Такое обучение и ориентация могут способствовать формированию дружественной среды и тона, стимулирующих круговые доверительные отношения. Это особенно важно в партнерствах, связанных с ИКТ, где роль участников, представляющих гражданское общество, не всегда осознается и принимается остальными. Например, в рамках Целевой группы ООН по финансированию ИКТ ряд представителей правительств не признает за гражданским обществом какой-либо роли в финансировании ИКТ, кроме роли получателя средств6. Такого непонимания можно избежать, тщательно планируя тренинг и инструктирование.
Со временем такие менее формализованные взаимоотношения могут перейти в товарищеские отношения, взаимопонимание, дружбу, чувство общности между различными организациями. Благодаря этому возможно создание новых союзов для реализации общих целей, что мы видим на примере Южной Африки, где провайдеры интернет-услуг, местные телецентры, неправительственные организации, занимающиеся ИКТ, местные медиа-организации и небольшие магазины телефонов (телецентры) имеют общий интерес в легализации протокола передачи голоса поверх IP (VoIP) [6].
Здесь приведено лишь несколько небольших предложений. Я надеюсь, что эти рекомендации помогут ЮНЕСКО и другим «чемпионам» в организации партнерств разработать структуру партнерств, обеспечивающую полную поддержку гражданскому обществу.
2. ЮНЕСКО должна создать модель эффективного взаимодействия с другими участниками в партнерствах гражданского общества и частного сектора в сфере ИКТ. Необходимо обеспечить сбалансированное представление различных участников, равноправное участие, прозрачность действий и фокусировку планов работы.
3. ЮНЕСКО должна призывать других участников вступать в партнерства с гражданским обществом. Указывать чиновникам правительства и корпораций на важность включения гражданского общества в партнерства по ИКТ для развития их способностей. Разрабатывать программы обучения сотрудников организаций, представляющих гражданское общество, практике вступления в партнерство с правительствами и бизнесом.
4. ЮНЕСКО должна ускорять развитие новых многосторонних партнерств в сфере ИКТ. Использовать совпадающие технологии для помощи в реализации новых партнерств, наподобие основанных на интернете инструментах, разработанных для Всемирного саммита по устойчивому развитию (World Summit on Sustainable Development) и сайта WSIS-online.net.
5. ЮНЕСКО должна выйти за пределы традиционного сообщества неправительственных организаций ЮНЕСКО, включив в себя другие неправительственные сообщества, ориентирующиеся на ООН, МСЭ, региональные, национальные и местные сети. ИКТ способны помочь в осуществлении разнообразного участия гражданского общества в процессах выработки политики.
Литература
2. World Summit on the Information Society. Plan of Action. United Nations, UN symbol WSIS-03/GENEVA/DOC/5-E, December 2003.
3. Annan Kofi. Report of the Secretary-General in response to the report of the Panel of Eminent Persons on United Nations-Civil Society Relations. United Nations, UN symbol A/59/254, 13 September 2004.
4. Cowe Richard. Business/NGO Partnerships – What’s the Payback? In Ethical Corporation, April 2004.
5. DOT Force. Digital Opportunities for All: Meeting the Challenge. Report of the Digital Opportunity Task Force (DOT Force), 11 May 2001.
6. Esterhuysen Anriette «Multi-stakeholder participation and ICT policy processes.» Online article. Association for Progressive Communications, 2004. See http://www.apc.org.
7. Global Knowledge Partnership. Multistakeholder Partnerships Issue Paper, 2003.
8. Hemmati Minu. Multi-Stakeholder Processes: A Methodological Framework. UNED Forum, April 2001. Available at http://www.earthsummit2002.org/msp/
9. Sustain Ability, UNEP, Global Compact. The 21st Century NGO: In the Market for Change. Report, 2003.
Ссылки:
1 Взгляды и рекомендации, содержащиеся в этом кратком обсуждении, принадлежат лично мне и могут не соответствовать политике или позиции CONGO.
2 See United Nations Millennium Campaign. – http://www.millenniumcampaign.org
3 WSIS Plan of Action, 13
4 Хороший обзор и перечень ссылок, посвященных дебатам о Глобальном пакте ООН, находится по адресу http://www.globalpolicy.org/reform/indxbiz.htm
5 See. – http://www.unitar.org.
6 Личное наблюдение.
© Информационное общество, 2005, вып. 3, сс. 26-32.