Сотрудничество бизнеса, государства и общества в обеспечении максимального доступа к общественно значимой информации и ее эффективного использования в целях развития

Н.А. Климова



Ярко и образно о значении информации в наше время сказали авторы известной книги «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале. Они утверждают, что информация сегодня становится валютой. Это ресурс, без которого невозможно создавать бизнес-структуры, строить открытое государство, решать социальные вопросы, поддерживать, наконец, развитие культуры. Как видим, в эффективном использовании информации заинтересовано и государство, и бизнес, и общество.

В частности, каковы выгоды, которые получает бизнес от использования информационно-коммуникационных технологий? Понятно, что речь пойдет о повышении эффективности. Наглядным примером здесь может служить возросший интерес российского бизнеса к сетевым проектам. По данным Rambler, в 2004 году онлайновыми лидерами были такие отрасли бизнеса как страхование (прирост количества сайтов составил 114%), строительство (+33%), недвижимость (+30%), фармацевтика (+21%), реклама (+18%), связь (+10,5%).

Сеть предоставляет прекрасные возможности для интерактивной коммуникации потребителя с брендом. Интернет – это не площадка по размещению той или иной рекламы. Это, в первую очередь, инструмент, который привлекает бизнесменов уникальными возможностями, такими как:


Нужно заметить, что, используя преимущества, которые дают новые каналы коммуникации, бизнес сталкивается с теми же проблемами, что и все наше общество. У нас не хватает квалифицированных кадров, не хватает людей, которые могли бы грамотно распорядиться теми инструментами, которые дает им в руки цивилизация.

В самом деле, поставить компьютер на каждый рабочий стол еще не означает совершить технологическую революцию и перейти к информационному обществу. Компьютер – это всего лишь инструмент, которым пока, к сожалению, мы еще не научились грамотно пользоваться.

Рекламные бюджеты растут – но что в них толку, когда в компаниях нет специалистов по кибермаркетингу? Да, по оценкам экспертов в 2004 году наличие в медиакейсе интернета стало обязательным и непреложным фактором рекламной стратегии. Но до сих пор подавляющее количество компаний открывают свой сайт исключительно потому, что «теперь все так делают».

Что же касается электронной коммерции, то, пожалуй, вряд ли кто сможет назвать больше одного успешного российского интернет-магазина. В самом деле, что у нас есть, кроме «Озона»? Да и с интернет-покупателями не все так благополучно, как кажется.

Трое из четырех пользователей начинают поиск товара через поисковую систему или веб-портал. Согласно результатам исследования, пользователи не «фильтруют» полученные результаты. При переходе по ссылкам действует правило «золотого треугольника». В 60% случаев человек выбирает одну из трех первых ссылок в обычном поиске, и в 85% случаев выбирается одна из трех первых позиций среди рекламных ссылок. Совсем немногие (17%) обращаются к разным поисковым сайтам для разного вида поиска. Только 9% считают релевантность информации важным фактором для выбора сайта.

Большинство пользователей (от 70% до 80%) начинают поиск товара задолго до того, как они выходят на определенный бренд. Очень часто используются запросы общего характера. Во многих случаях процесс занимает длительное время1.

Наконец, если взглянуть на проблему в масштабах всей России, то нетрудно заметить, что между регионами существует не просто то, что принято называть «цифровым разрывом», – между ними настоящая «цифровая пропасть». Сегодня Москва дает 20% пользователей интернета, доля Сибирского региона – почти в 2 раза меньше (12%), а на Дальневосточный округ приходится всего 2% пользователей (по данным Фонда «Общественное мнение», 2005).

К концу 2004 года число пользователей интернета в России составило 16% от общего количества населения. По масштабам вовлеченности в виртуальное пространство нам еще пока далеко до таких стран, как Швеция (77%), Великобритания (60%) или даже Бразилия (22%)2. Впрочем, есть и более оптимистичная сторона этой статистики: прирост российских пользователей интернета в период с 2001 по 2004 гг. составил в среднем 35% в год. Если темпы останутся прежними, то уже в ближайшем будущем перед нами будет стоять вопрос не об увеличении количества компьютеров на душу населения, а о компетенции пользователя.

Проблема компетенции сводится, в сущности, к тому, каким образом новые технологии, новые каналы коммуникации могут изменить качество управления государством, повысить эффективность бизнеса и дать обществу стимул к раскрытию творческих начал в человеке.

В этой связи очень показателен опыт РБК.

Не будет преувеличением сказать, что РБК рос вместе с Рунетом (в этом году исполнилось 10 лет сайту rbc.ru, в прошлом году Рунет праздновал свой первый юбилей). В этом смысле опыт компании действительно уникален.

Как показала практика существования в интернете, предоставление тематической информации самым тесным образом связано с посещаемостью ресурса. Это наиболее простой и верный путь к получению целевой аудитории. Чем ярче выражена специализация, тем интенсивнее приток посетителей.

Стратегия, направленная на создание узкоспециализированных информационных интернет-ресурсов, объединенных в один портал, позволила РБК войти в число самых посещаемых интернет-ресурсов (в рамблеровском TOP10 присутствуют rbc.ru, top.rbc.ru, ytro.ru, pochta.ru, rbcdaily.ru, РБК. Рейтинг, quote.ru, autonews.ru); стать одним из самых упоминаемых брендов Рунета (согласно рейтингу самых упоминаемых брендов Рунета за 2004 г., составленному WebScan Technologies, РБК находится на втором месте в категории СМИ после агентства Reuters, занимающего первое место); собрать достаточно однородную и очень качественную аудиторию.

Аудитория РБК – это люди, которые сегодня принимают ключевые решения в политике и бизнесе. Согласно независимым исследованиям, более трети (39%) посетителей – руководители высшего и среднего звена, люди с достаточно высокими доходами. У посетителей достаточно высок образовательный уровень – в основном это люди с высшим образованием (71%). Возраст большей части (60%) аудитории – от 25 до 44 лет. У более половины посетителей (57%) ежемесячный среднедушевой доход в семье на одного человека составляет свыше 400 евро.

Для того, чтобы не просто удерживать, но и расширять аудиторию, постоянно обновляется линейка специализированных информационных ресурсов и онлайновых инструментов для работы с экономической и финансовой информацией. Вот неполный перечень последних площадок, вошедших в информационную группу РБК:


Разработки ведутся в русле тех ориентиров, которые намечены в Федеральной целевой программе «Электронная Россия», которая предполагает построение к 2010 году электронного государства и основ информационного общества.Мы расцениваем проекты, которые нам удалось реализовать, как реальный вклад компании в создание информационного общества. В самом деле, созданная нами инфраструктура позволяет получить:
Политика компании в области информатизации позволила ей несколько раз выигрывать тендер Минэкономразвития РФ на проведение конкурса «Лучший регион в сфере ИКТ». С одной стороны, конкурс оценивает состояние ИКТ в регионах, с другой – дает стимул для их развития. Разумеется, РБК – не единственная компания, которая сотрудничает с общественными институтами и государственными ведомствами в деле создания основ информационного общества. Вызовы времени очевидны, и становится все больше и больше хороших примеров того, как на них реагируют руководители крупного бизнеса. Это и недавно стартовавшая программа «Цифровые технологии – людям», которую реализуют корпорация Intel и компания «ТрансТелеКом», и образовательные проекты Microsoft, воплощающие в жизнь концепцию Connected Learning Community, и многие другие инициативы.

Сегодня сотрудничество государства, вузов, учреждений культуры и бизнеса в продвижении высокотехнологичных и общественно значимых проектов – это неизбежность, вызванная реалиями времени. У российских компаний накоплен практический опыт в реализации самых масштабных проектов. У государства, как видно по программе «Электронная Россия», есть общая идеологическая и методологическая платформа создания информационного общества и электронного государства.

Сегодня информационное общество создается общими усилиями, при том, что каждая сторона действует в соответствии со своими интересами. Государству просто необходимо привлекать бизнес-структуры для построения информационного общества. Но сделать это можно при одном условии – если относиться к бизнесу как к партнеру и предлагать такие условия сотрудничества, которые были бы всем взаимовыгодны.


Климова Наталия Александровна - Директор по корпоративным отношениям и стратегическим коммуникациям РБК Россия.


© Информационное общество, 2005, вып. 3, с. 41-43.