Проблема регулирования и контроля коммуникаций в Интернете приобрела в государственном управлении первостепенное значение. Обсуждение проблем перехода к сетевому обществу из сферы фантастики и футурологии перешло в реальную политику. При этом политика испытывает своеобразный «футурошок» (по А. Тоффлеру) при стремительном росте и распространении Интернета.
При рассмотрении проблемы регулирования и контроля процессов в Интернете выявляются разные и противоположные взгляды и подходы. Символом стремления к самоорганизации в Интернете была известная декларация независимости киберпространства. Ряд известных политиков, среди которых М. Тэтчер, высказывают сомнения в принципиальной возможности контроля Интернета.
Получение знаний по возможностям и ограничениям регулирования процессов в интернете способствовало бы выработке рациональных мер государственного управления и прогнозированию ситуаций.
Сравнительный анализ подходов к государственному контролю Интернета в разных странах выявляет диапазон вариантов. Среди них — изначально ориентированный на сильный государственный контроль восточный подход (Китай, Сингапур).
В самое последнее время высокий темп роста Интернета, развитие электронной коммерции и серьезность угроз информационной безопасности стимулировали интенсивный поиск мер и выработку законодательства во многих странах по регулированию процессов в Интернете (по регистрации доменных имен, по цифровой подписи, по средствам шифрования сообщений, по проблеме охраны персональных данных, следственно-оперативным мероприятиям, по контролю распространяемой информации и др.). Происходит и смена подходов. Примером стало недавнее принятие в Великобритании парламентского акта, предоставившего значительные полномочия государственным органам по контролю за поведением в сети.
Для выбора принципов, темпа, понимания возможностей и пределов государственного регулирования принципиальное значение может иметь рассмотрение соотношения присущей сети самоорганизации процессов и степени управляемости ими при росте Интернета. Контроль поведения в сети со стороны государства при росте Интернета влечет в перспективе возрастание затрачиваемых на него ресурсов. Пределы контроля зависят и от обладания новейшими технологиями, и темпа их развития. Все это в совокупности способно в динамике изменить соотношение управляемости и самоорганизации при росте Интернета.
Рост Интернета, мозаичность формирующегося международного законодательства, быстрота коммуникаций и возможность быстрой самоорганизации сообществ и координированных действий их членов в сети, возникновение новых центров влияния с многомиллионным привлечением пользователей на сайты — это факторы, способные увеличить роль самоорганизации в Интернете и ограничивать меры государственного влияния и регулирования. Учет этих обстоятельств может способствовать выработке рациональной политики в отношении Интернета и прогнозированию временного интервала ее эффективности.
___________________________________________________
Горский Юрий Иванович - начальник отдела Правительства Ленинградской области