За последние 10 лет произошел качественный скачок в развитии и использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Москве. Благодаря этому столица фактически уже стоит на пороге информационного общества, обогнав в своем развитии другие российские регионы. Этому успеху немало способствовало взаимодействие органов власти, бизнеса, негосударственного сектора и научно-образовательного сообщества. Сотрудничество движущих сил электронного развития сможет сыграть решающую роль и в реализации городской целевой программы "Электронная Москва". Но сначала – несколько слов о новом федеральном начинании, связанном с разработкой национальной стратегии "Россия в информационном веке", о котором объявлено буквально несколько дней назад.
Когда мы говорим о создании в Москве основ для жизни людей и функционирования организаций в информационном обществе, мы, естественно, соотносим это с теми идеями развития информационного общества, которые приняты на федеральном уровне. В том числе с идеями, заложенными в Окинавской хартии глобального информационного общества, которую подписал в 2000 году Президент России. Россия не существует отдельно от мирового сообщества. Ее представители принимают активное участие в деятельности различных международных групп по использованию ИКТ, преодолению информационного неравенства – как в рамках стран "Большой восьмерки", так и в рамках Организации Объединенных Наций. Сейчас активно ведется работа по подготовке к Всемирному саммиту по информационному обществу, который состоится в декабре 2003 года в Женеве и в 2005 году в Тунисе.
Одна из основных проблем, которая стоит перед Россией, – мы говорили об этом много раз – отсутствие утвержденных на высшем уровне национальной стратегии и программы развития информационного общества. Правда, Леонид Рейман, Министр Российской Федерации по связи и информатизации, подписал в ноябре этого года приказ о создании рабочей группы по разработке национальной стратегии "Россия в информационном веке". Это достаточно новый этап для России, как, впрочем, и для глобального сообщества, когда важнейшие положения национальных документов обсуждают, вносят в них коррективы, предлагают рекомендации не только представители властных структур, но и других социальных институтов – бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества. Это новое явление связано с тем, что проблемы перехода цивилизации от одного состояния к другому настолько сложны, емки и масштабны, что решить их в одиночку не может ни одна из движущих сил развития – ни государство и государственные органы власти, ни бизнес, который является движущей силой, прежде всего, развития и использования ИКТ, ни гражданское общество, которое представляет интересы потребителей ИКТ, ни научно-образовательное сообщество, которое создает эти технологии. Эти проблемы – независимо от того, стоят ли они перед всей цивилизацией или отдельной страной либо городом – требуют совместного решения, так как в противном случае никаких бюджетов не хватит для их решения.
Когда говорят о целях и задачах национальной стратегии и программы – а мы обсуждаем, напомню, взаимодействие "Электронной Москвы" с федеральными программами, – то речь идет, в первую очередь, о расстановке приоритетов социального характера, и лишь затем – об экономических, технологических и законодательных аспектах. С этой точки зрения во главу угла ставится задача повышения уровня жизни, предоставления более широких возможностей для всестороннего развития жителям нашей страны и нашего города.
Когда говорят о принципах, на которых должны реализовываться такие программы, и вслед за этим, – о конкретных действиях и программных мероприятиях, то при решении проблемы доступа к информации и ИКТ нужно помнить не только о молодом поколении, но и о людях старшего возраста. Общеизвестно, что владение компьютером, средствами мобильной связи и другими информационными технологиями позволяет человеку любого возраста качественнее работать, иметь более высокий заработок и лучше обеспечивать себя и своих близких.
Не менее важным фактором является повышение человеческого потенциала. Речь идет о том, что нужно предоставлять людям возможности для их развития. Вспомним доклад В.Г. Систера, где он обратил внимание на недоиспользованный потенциал науки и инноваций. Москва действительно наукоемкий город. В информационном обществе знания, навыки, информация являются, по сути дела, товаром, который можно выгодно продавать, однако в нашем городе этот ресурс пока не используется в полной мере. А ведь чем дальше, тем больше именно на знаниях будет строиться экономика города (и страны), так как традиционные ресурсы для развития практически исчерпаны.
Разработка и реализация крупномасштабных программ на национальном уровне и даже на городском уровне должны осуществляться на основе тесного сотрудничества и согласования интересов государства, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества, доноров и инвесторов. Такое сотрудничество – залог успеха, несмотря на то, что интересы партнеров порой противоречивы и даже противоположны.
Представим себе, что здесь выступают представители бизнеса. Они, естественно, предложили бы направить бюджет программы на инвестиции, отдать их бизнесу, который решит проблему создания рабочих мест. Родители, получив хорошо оплачиваемую работу, самостоятельно купят своим детям компьютеры и оплатят их обучение. Но в этом случае вне информационного общества окажутся все категории социально незащищенных слоев населения: инвалиды, пенсионеры, дети из неполных семей и т.д.
Так что же мы должны делать в рамках региональных программ? Вспомним, что существует большое количество региональных инициатив – на выходе программа "Электронный Санкт-Петербург", близки к завершению "Электронная Карелия" и "Электронная Чувашия" и т.д. Все они привлекают к участию не только правительство и бизнес, но и гражданское общество, другие движущие силы развития.
Я хочу рассказать об одном из таких партнерств социальных сил, которое существует в России уже второй год. Это Партнерство для развития информационного общества в России (ПРИОР), которое было сформировано при реализации проекта "Российский портал развития", начавшего свое существование в 2001 году при поддержке Всемирного Банка. Сегодня это Партнерство включает 191 организацию из двадцати пяти регионов России, несколько международных компаний, три компании из-за границы.
ПРИОР – политически и экономически нейтральное добровольное объединение организаций и отдельных людей. Он задуман как совместная инициатива консорциума партнеров, объединяющих свои усилия и ресурсы для содействия "электронному" развитию нашей страны и осуществляющих взаимную информационную, технологическую, консультационную, финансовую и иную поддержку. Каждый участник Партнерства имеет право влиять на принятие ключевых решений через коллегиальные органы – Наблюдательный, Координационный и Экспертный советы.
Партнерство открыто для всех, кто заинтересован внести свой вклад в ускорение развития информационного общества в России, и предоставляет свою площадку для сотрудничества, высказывания идей и предложений, конструктивной критики.
Если посмотреть на спектр организаций, которые там представлены, то увидим все ведущие общественные силы: государство, бизнес, гражданское общество, научно-образовательное сообщество. Сейчас Партнерство идет в регионы – созданы уже семь самостоятельных региональных партнерств. Можно лишь сожалеть (об этом шла речь год назад), что в Москве до сих пор такое региональное партнерство не создано. Это означает, что нет площадки или форума, где бизнес, гражданское общество, представители органов власти, научно-образовательные сообщества могли бы согласовывать свои интересы, договариваться о том, что важно делать, обсуждать приоритеты электронного развития Москвы и России, определять свое участие в Программе "Электронная Москва".
Городского бюджета явно недостаточно для полномасштабной реализации всех подпрограмм "Электронной Москвы". Необходимо привлечение и инвестиционных средств, и нового механизма финансирования, который не существует на федеральном уровне. О нем уже говорил Ю.И. Припачкин. Предложить стратегическому инвестору контрольный пакет акций ОАО "Электронная Москва" – не просто. Треть денег для реализации Программы будет выделена из московского и федерального бюджетов, еще около трети будет финансироваться за счет объединения бюджетов, выделяемых на проекты по информатизации различными столичными ведомствами. Деньги на оставшуюся часть Программы предполагается привлечь за счет продажи 25% ОАО "Электронная Москва" стратегическому инвестору, а также за счет работы с инвесторами при реализации конкретных проектов. Здесь предполагается использовать механизмы бюджетного кредитования, позволяющие инвестировать деньги в проекты по электронному развитию и потом их возвращать с естественной прибылью. Кроме того, планируется предоставление небольших грантов на реализацию проектов социального характера.
Также важно привлекать доноров и инвесторов, международные организации и благотворительные фонды, которые действуют в Москве и реализовали целый ряд успешных проектов. Это Всемирный Банк, Программа развития ООН и ЮНЕСКО, отечественные доноры – как, например, финансово-промышленная группа "Юкос", которая реализует проект Поколение.Ру по обучению учителей интернет-технологиям – это один из первых центров в столице, созданный за счет средств российских благотворительных организаций.
Уже никто не отрицает, что мы должны переходить к новым факторам развития – информации, знанию, информационно-комуникационным технологиям, сотрудничеству всех ведущих общественных сил.
К сожалению, далеко не везде эти принципы социального партнерства хорошо развиты – как на глобальном уровне, так и у нас в России. Хочу лишь выразить надежду, что России с ее менталитетом и традициями общинности близок принцип социального партнерства, и он является тем самым шансом, который позволит нам занять достойное место в глобальном информационном обществе.
© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 30-32.