Наука и инновации: реалии и вызовы времени

Ю.Е. Хохлов



С началом эпохи реформ сфера науки в России оказалась на положении изгоя. Потенциал фундаментальной науки резко сократился в силу длительного недофинансирования. Прикладные исследования частично или полностью были прекращены. За время постсоциалистической трансформации страна растеряла более половины своих научных и инженерных кадров.

Тем не менее Россия пока остается в числе тех немногих государств мира, где сохраняется комплексная фундаментальная наука, имеется система образования, позволяющая готовить кадры самой высокой квалификации – основу экономики знаний.

Знание-емкая экономика требует не только дальнейшего развития фундаментальных исследований, роль которых в нынешних условиях безусловно возрастает, но и развития человеческого потенциала для жизни и работы в информационном обществе, наличия современной информационной инфраструктуры, формирования благоприятной деловой среды, создания национальной инновационной системы.

Инновации сегодня – основной источник экономического роста и важнейший фактор конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик. Еще в декабре 2001 г., во время встречи с членами президиума РАН, Президент России Владимир Путин заявил о необходимости перехода к инновационной экономике. Было предложено построить национальную инновационную систему, развивать рынок технологий, совершенствовать правовую базу и механизмы охраны объектов интеллектуальной деятельности. Сегодня, спустя 4 года, мы решили посмотреть, какие сдвиги произошли за это время в сфере науки и инноваций.

С этого номера мы начинаем новый совместный проект с Институтом экономики, политики и права в научно-технической сфере: рубрику «Наука и инновации в информационном обществе». Этой теме посвящена основная часть материалов данного выпуска журнала.

Проблемы и факторы развития науки и инноваций в России и роль государства в этом процессе на современном этапе подробно рассмотрены в публикации О.Г. Голиченко. Опыт Евросоюза и отдельных стран Западной Европы по стимулированию инновационной деятельности, многие элементы которого могут быть использованы и в России, представлен в работе Н.В. Шелюбской. «За последние десятилетия в странах ЕС апробированы новые формы и методы стимулирования инновационного развития, инновационная политика приобрела комплексный, системный и долгосрочный характер с четкими количественными и качественными ориентирами, а единая политика Евросоюза стала «локомотивом» для национальных правительств и частного бизнеса», – заключает автор.

В статье Е.З. Мирской проанализирован процесс ассимиляции ИКТ в российском академическом сообществе за 1994–2004 гг., включая динамику показателей, характеризующих не только степень использования ИКТ, но и их воздействие на профессиональную продуктивность ученых.

Свой взгляд на реформирование российской науки в условиях перехода к инновационной модели развития излагает Е.Б. Ленчук. С ее точки зрения, «без государственной поддержки и масштабных бюджетных затрат еще никому не удавалось создать серьезную науку и передовую технику».

Государственной поддержки требует и «проблема века» – приобретение прав на результаты НИОКР, выполняемых по государственным контрактам (Г.А. Еременко).

Активную политику в интересах развития науки и технологий, устойчивого роста отечественного производства проводит Российская инженерная академия. По решению Первого съезда инженеров России, проведенного академией в прошлом году, был создан Высший инженерный совет, которому отводится важная роль в формировании эффективной национальной инновационной системы, преумножении и реализации интеллектуального потенциала России.

У России нет иного пути в глобальное информационное общество, как через разработку и реализацию национальной стратегии, определяющей основные сценарии развития информационного общества, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, среди которых, безусловно, наука и инновации.


Хохлов Юрий Евгеньевич - главный редактор.


© Информационное общество, 2005, вып. 4, с. 1.