Мощным императивом, а в определенной степени и причиной таких изменений стали информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В условиях надлежащего использования они становятся мощным способом электронного привлечения, экономического развития и демократизации общественных процессов. Вместе с тем ИКТ способствуют новым делениям между странами и отдельными регионами по экономическим и технологическим признакам. Те, кто не осознал значение развития информационного общества и ИКТ как его важного фактора, рискуют оказаться на периферии глобализации. Это еще больше обостряет существующие проблемы, особенно связанные с так называемым «социальным исключением», а также в некоторой степени тормозит развитие регионального сотрудничества.
По определению, функции ИКТ заключаются в:
В то же время мировой опыт убедительно свидетельствует, что ИКТ – не просто техническая инфраструктура, связанная, например, с компьютеризацией или телефонизацией. В первую очередь это инструмент глобального перераспределения идей, капиталов и труда, который определяет парадигму развития глобализированного мира. Именно благодаря ИКТ стало возможным широкое распространение идей научно-технической революции, новейших технологий, свободное перемещение финансового капитала и стремительный рост так называемого «гуманитарного капитала». Поэтому для развивающихся стран и переходных экономик самое широкое внедрение ИКТ является, без преувеличения, экономической панацеей. Так как ИКТ имеют отношение ко всем сферам современной жизни и постоянно влияют на развитие общества и отдельного человека, следует понимать, что таким образом ИКТ являются современным универсальным и многофункциональным инструментом развития государства и общества в глобализированном мире.
К сожалению, для страны, стремящейся не остаться по другую сторону «цифрового разрыва», сегодня уже не осталось выбора – развивать ИКТ или нет. Выбор существует только между участием в упомянутых процессах с учетом собственных национальных приоритетов, что дает шанс на стремительное развитие, и подчинением посторонним влияниям, что означает постепенное отставание государства. Вспомним, используя фразу классика, что «будущее уже наступило» и теперь каждая страна может только попробовать воспользоваться этим или остаться на обочине.
Опыт передовых в информационной отрасли стран (Япония, Соединенные Штаты, Великобритания) убеждает, что развитие информационного общества возможно только в случае определения четких социально-экономических приоритетов развития стран с использованием ИКТ, которые поддерживаются политической волей их лидеров. Вместе с тем такой подход может быть реализован только при условии равноправного участия трех секторов общества – государственного, частного и гражданского.
Особую ценность для нас представляет опыт иностранных государств, которые уже успели в последние десятилетия совершить «прыжок в будущее». Индия, Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Ирландия, Сингапур, Финляндия, Израиль преодолели границу «цифрового разрыва» благодаря хорошо развитым и реалистичным национальным стратегиям развития информационного общества.
Вообще все страны в одинаковой степени переживают проблемный переход от индустриального к постиндустриальному обществу, но пути их разные. Это происходит потому, что формируется этот путь, исходя в первую очередь из существующих реалий конкретного государства.
Разработка национальной стратегии развития информационного общества в любой стране призвана решить ряд задач, в том числе:
Политический инструмент развития. В современном мире практически не осталось таких сфер деятельности, где ИКТ не используются прямо или опосредованно. Они влияют на правила ведения бизнеса, поведения на рынках и внутри организаций, кардинально меняют способы обмена знаниями и процесс создания новых знаний, играют важную роль в развитии личности. Таким образом, стратегия также является политическим инструментом, который должен быть направлен на развитие всех сфер жизни государства и общества.
При этом становление информационного общества не зависит от конкретных политических или идеологических предпочтений его субъектов. Становление информационного общества, соответственно, формирование его основы – Национальной стратегии – не должно рассматриваться как прерогатива отдельных корпоративных групп и способ достижения их интересов. Наоборот, пример современных развитых стран убеждает, что развитие информационного общества и ИКТ способствует достижению собственных целей всеми группами, составляющими общество, субъектами политики и экономики и каждым отдельным человеком.
Фактор консолидации групп и эффективного использования ресурсов. Национальные стратегии развития информационного общества (НСРИО) должны привлекать возможности всех заинтересованных сторон и способствовать мобилизации всех существующих ресурсов. Процесс реализации НСРИО является дополнительной мотивацией для заинтересованных сторон в осуществлении инвестирования отдельных частей и проектов Стратегии. Это также дополнительный стимул развития партнерства между секторами, создания надежных схем финансирования и гарантирования возвращения вложенных средств. Кроме того, привлечение к проектам становления ИКТ обеспечивает участникам современный доступ к информационным ресурсам и ноу-хау, что в первую очередь важно для государственных учреждений и научных заведений.
Наконец, участие в проектах Стратегии способствует комплексному проведению политических, экономических и общественных реформ вообще. Создание новых технологий активизирует эти процессы и придает им больше осмысленности. В конце концов, опасение остаться на обочине мировых процессов развития также может стать дополнительным стимулом к стремительным экономическим реформам.
Сектор инновационной экономики. ИКТ являются не только инструментом и фактором влияния, но и своеобразной «околицей» экономической деятельности, которая отделяется как таковая во многих странах. Сектор находится на особом месте, поскольку характеризируется:
Можно выделить три таких принципа:
Соответственно, при разработке Стратегии следует:
б) исходить из существующих условий (общепринятые механизмы реализации политических решений, приоритеты общества, экономические реалии);
в) ориентироваться на новые международные стандарты и нормы, которые касаются тех или иных целей Стратегии. Это также очень важно в плане определения основных приоритетов Стратегии и гармонизации национального развития информационного общества с мировыми тенденциями.
Именно этот принцип является не только приемлемым для государств, которые осуществляют сейчас успешное развитие ИКТ, но и прямо закреплен в ряде международных документов, в частности, Декларации принципов и Плане действий Всемирного саммита по вопросам информационного общества, подписанных Украиной в Женеве (Швейцария) в декабре 2003 года.
3) Разработка национальной стратегии является на самом деле непростой задачей. Часто у государственных служащих или других уполномоченных лиц, которые отвечают за реализацию стратегии, просто не хватает знаний и достаточного уровня квалификации для того, чтоб применить самые оптимальные методы, определить первоочередные приоритеты. Кроме того, практическое применение ИКТ сегодня выходит за исключительно технологические рамки и таким образом начинает пересекаться с аспектами социального, экономического и институционного порядка.
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, кроме этого, должны также решать насущные проблемы вовлечения населения в электронное развитие, расширения путей использования ИКТ, изменения способа мышления подавляющего большинства граждан. Поэтому создание Стратегии:
б) должно осуществляться по принципу «снизу вверх»;
в) не может осуществиться без твердой политической воли высшего руководства государства по развитию информационного общества на всех ступеньках. Данное обстоятельство играет ключевую роль в электронном привлечении широких слоев населения.
Как уже подчеркивалось, у Украины есть значительный потенциал для построения информационного общества. Она входит в первую мировую пятерку стран с наибольшим кадровым потенциалом специалистов по информационным технологиям. Именно в Киеве, хотя сейчас этот факт не так широко известен, группой, которую возглавил академик Лебедев, была создана первая в СССР и вообще в континентальной Европе электронно-вычислительная машина. А в 1964 году основатель и первый директор Института кибернетики НАНУ академик Виктор Глушков предложил советскому правительству проект для управления экономикой страны, которым фактически ввел основы понимания ИКТ как важного инструмента для развития общества и государства.
Академик Глушков (день рождения которого, кстати, приходится на 24 августа – День Независимости Украины) задолго до наступления эры информационного общества предвидел бурное развитие ИКТ и их вхождение во все сферы современной жизни. Сегодня специалисты считают, что если бы его система была создана и введена в свое время, она бы сделала экономику СССР более гибкой и эффективной, и, в конце концов, могла бы изменить саму судьбу этого государства или, по меньшей мере, сделать его распад менее болезненным. Но это означало отказ от привычных принципов управления государством и его экономикой. Поэтому, к сожалению, многочисленные попытки академика убедить советскую власть в важности новых приоритетов потерпели неудачу.
Новые попытки сформулировать стратегическое видение информационной Украины на государственном уровне произошли уже после получения независимости, но также не были лишены некоторых недостатков. Недостаточно эффективно была введена Национальная Программа Информатизации (НПИ), которая была утверждена на уровне закона еще в 1998 году. Недавно Счетная Палата Украины огласила вывод, согласно которому Программа так и не достигла своих целей, в частности, повышения уровня управления социально-экономическими процессами в стране. Среди важнейших выводов Счетной Палаты – утверждение, что осуществление такой Программы невозможно без системного подхода, четкого видения конечного результата и заинтересованности в ней всех ветвей власти и слоев общества. Вместо этого, отмечается в отчете Палаты, формирование задач НПИ не имело соответствующего программно-целевого и аналитическо-экспертного обеспечения, статус руководителя НПИ на уровне заместителя Главы Госкомсвязи не соответствует значению Программы, в конце концов, немало министерств, ведомств и других официальных структур не высказали ей политической поддержки или просто проигнорировали ее.
В сентябре 2003 года в Госкомсвязи была разработана и подана на рассмотрение Кабинета Министров Украины общегосударственная программа «Электронная Украина». Но правительство уже дважды отправляло ее на доработку. Программа «Электронная Украина» имеет отраслевый характер. Ее утверждение обоснованно, но при современных условиях бесперспективно. Эффективные изменения в курсе экономического развития страны могут произойти не благодаря реализации еще одной программы, а за счет реализации комплексного подхода – Стратегии развития информационного общества.
При этом не подлежит сомнению, что создание и реализация программ, которые будут способствовать процессу социально-экономического развития страны, нужны и крайне необходимы. И именно в такой последовательности – Стратегия – Программа действий – можно достичь максимального результата для эффективного внедрения. Для сравнения: после определения Евросоюзом основных целей и задач развития информационного общества решено и реализуется на практике около 500 отраслевых и целевых программ развития информационного общества.
Стратегия информационного развития должна, однако, существовать не для самого факта существования, а для обеспечения эффективных преобразований. Специально созданная в этой связи Общественная рабочая группа (ОРГ) «Электронная Украина» попробовала, учитывая ошибки и опыт предшественников, представить свой проект стратегии, в котором должны быть отражены современные требования к документу такого уровня и который одновременно будет лишен узкокорпоративных и одномоментных интересов. Главной задачей разработки такой стратегии ОРГ «Электронная Украина» считает изменение самого взгляда на социально-экономическое развитие общества. Приоритетом должно стать развитие человеческого и интеллектуального капитала. Повторяю – речь идет о развитии всех сфер, а не какого-то одного сектора экономики. Наконец, при разработке проекта стратегии ОРГ старалась максимально учитывать международные стандарты и объективную потребность интересов государства, бизнеса и общества.
Такая стратегия должна основываться на понимании того, что Украина является страной будущего, наша общая задача – реализовать ее в таком статусе. Стратегию развития информационного общества в Украине нужно реализовать сейчас, завтра – слишком поздно. Так как потеря времени в современном мире непоправима, это должно быть сделано общими усилиями. Поскольку, как уже подчеркивалось, никакая подобная инициатива не может реализовываться без заинтересованности и участия власти, у нас есть надежда, что проект Национальной Стратегии Развития Информационного Общества, разработанный ОРГ «Электронная Украина», будет взят правительством в качестве основы для дальнейшей обработки. Подобный шаг к объединению власти, бизнеса и общества в деле приближения будущего позволит сэкономить время и начать действенное сотрудничество, без которого невозможно развитие государства и общества в современном мире.
© Информационное общество, 2004, вып. 2, сс. 25-29.