Электронное правительство: эволюция или
революция? Часть 1

____________________________

Альфредо М. Ронки




Статья представлена Т.В. Ершовой 19.01.2012


Аннотация

Рассматриваются различные аспекты термина «электронное правительство», региональные особенности его реализации, которые связаны со значительным преобразованием рабочего процесса и информационных потоков, осуществляемых в государственных структурах.

Ключевые слова:

электронное правительство, «национальные» аспекты развития электронного правительства, планирование, принятие и внедрение решений, реализация электронного правительства, трансформация рабочего процесса и информационных потоков.

Предисловие

Данная работа посвящена различным аспектам, связанным с термином «электронное правительство» и его пониманием в различных странах. «Национальный» аспект электронного правительства, прежде всего благодаря региональным особенностям, в рамках которых оно реализуется, создает различия в планировании, внедрении, использовании и даже в принятии согласованных решений. Реализация электронного правительства предполагает, как правило, серьезное преобразование рабочего процесса и информационного потока, существующих в государственных структурах.

В качестве члена жюри одного из международных конкурсов я имел возможность оценить множество проектов, связанных с электронным правительством и представленных за последние восемь лет. Более 160 стран продемонстрировали свои наивысшие достижения в этой области.

Введение

В эпоху интернета растущая потребность в инновациях и повышении качества услуг в целом оказали влияние на правительства и государственные структуры. Граждане и даже ведомственные организации надеются на основательное преобразование государственного управления как в сфере обслуживания граждан, так и в организации внутренних процессов. В рамках такого обновления «правительство», благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий, превращается в «электронное правительство». Что это означает?

Электронное правительство − это предоставление частным лицам, бизнесу и учреждениям полного спектра услуг в сфере государственного управления наряду с организационными изменениями с целью значительного улучшения качества услуг, совершенствования демократических процессов и усиления поддержки государственной политики; повышения качества и эффективности информационного обмена; усиления роли граждан и потребителей государственных услуг.

Данная работа − одна из попыток дать определение электронного правительства, предпринятая в рамках Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО). Основная цель этой публикации состоит в том, чтобы обозначить основные параметры, влияющие на эффективность и успех электронного правительства. Для того чтобы достичь этой цели, представляется полезным напомнить о последствиях и результатах, ожидаемых от его внедрения.

Вообще, в целом электронное правительство может внести существенный вклад в процесс трансформации государства по направлению к более экономичному и рентабельному управлению. Оно может упростить коммуникацию и улучшить координацию действий административных органов на различных уровнях правления, в пределах организаций и даже на уровне подразделений. Далее, электронное правительство может ускорить рабочий процесс и его эффективность благодаря оптимизации, снижению расходов, улучшению возможностей для проведения исследований, документирования и ведения учета. Это значит, что государственным органам следует переосмыслить использование информационного потока и рабочий процесс. В разумных пределах подобная революция затронет всю властную структуру.

«Однако очевидное преимущество электронного правительства заключается не в использовании технологий как таковых, а в их применении для осуществления преобразования. Электронное правительство − это нечто большее, чем просто внедрение новой компьютерной системы. Скорее, электронное правительство вызывает соответствующие изменения в административной практике и бизнес-процессах» (Национальный научно-исследовательский совет США, 2002 г.).

При этом одним из ключевых факторов, благодаря которым возможно подобное преобразование, является общедоступность информационно-коммуникационных технологий для каждого. В 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию тысячелетия, в которой отражен взгляд в будущее, что подтверждается словами: «…преимущества новых технологий, особенно информационно-коммуникационных, доступны всем…».

«Как уже было отмечено автором1 в рамках мероприятия «Форум “умных” сообществ», проходившего в 1997 г. 2, наступление эры электронного общества, согласно текущему сценарию, стремительно увеличит разрыв между индустриально развитыми и развивающимися странами и даже между отдельными индустриально развитыми странами. Тогда я охарактеризовал эту проблему как «увеличивающийся разрыв»; сейчас мы используем термин «цифровое неравенство». С одной стороны, это огромная проблема, а с другой − открывается невероятная перспектива». Размышляя позитивно, будем полагать, что это предоставляет новые возможности в использовании цифровых технологий.

Раньше обычно говорили, что на Манхэттене телефонов больше, чем в некоторых развивающихся странах, однако сейчас происходит смена парадигмы, и доступ к компьютерным сетям порождает дискриминационный фактор. Это означает, что как отсутствие физического доступа к компьютерным сетям, так и невозможность обращаться к цифровым технологиям могут привести к потере конкурентоспособности.

Как отмечалось в последних отчетах о распространении интернета, в настоящее время на нашей планете все еще есть огромные области, которые из-за технологических, политических, социальных, экономических и/или религиозных причин остаются практически недоступными. В некоторых регионах хотя в принципе и возможно подключиться к компьютерным сетям, но на самом деле слишком дорого. Цифровые сети сильно увеличили скорость передачи данных, на которой возможно осуществлять коммуникацию, что дало ощутимые преимущества опытным пользователям. Коммуникация, обмен информацией и цифровыми ресурсами, коммерческие операции и многие другие виды деятельности существенно раскрыли свой потенциал благодаря использованию таких сетей.

При оценке общих результатов преобразования административной системы мы должны помнить, что обеспечение какой-либо базовой услуги в одной стране может порождать значительно большее улучшение качества жизни или усиление степени удовлетворенности граждан, чем предоставление какой-либо более специфической услуги гражданам другой страны. Онлайновые телеграммы способны изменить образ жизни людей в ряде африканских стран так же, как и интерактивные онлайновые заседания могут помочь муниципальным советам решать вопросы городского планирования в европейских странах. Следовательно, нужно оценивать относительные результаты либо вводить некоторые «весовые» показатели.

С учетом специфики развивающихся стран серьезным вызовом мировому сообществу является выявление того, как использовать мощь компьютерных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для усиления способности государственных структур осуществлять свои функции, предоставлять услуги гражданам и, в итоге, улучшать условия развития для своего населения. Итоговые документы, принятые в рамках первого этапа ВВУИО (2003), содержат положение, что страны должны стремиться «обеспечить подключением все местные и центральные государственные учреждения и обеспечить наличие у них веб-сайтов и адресов электронной почты» (6, f).

Кроме того, Отчет о женевском этапе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, принятый в декабре 2003 г., содержит уточняющую поправку касательно развивающихся стран: «Наша задача состоит в том, чтобы использовать потенциал информационных и коммуникационных технологий для достижения сформулированных в Декларации тысячелетия целей развития, а именно ликвидации крайней нищеты и голода, обеспечения всеобщего начального образования, содействия равенству мужчин и женщин и расширению прав и возможностей женщин, сокращения детской смертности, улучшения охраны материнства, борьбы с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями, содействия экологической устойчивости и формирования глобального партнерства в целях развития для обеспечения более мирного, справедливого и процветающего мира» (А, 2). Следовательно, при оценке эффективности следует учитывать, насколько осуществимы эти дополнительные цели.

Следуя этой тенденции, все большее число стран запустили программы электронного правительства. Одни просто опубликовали в интернете статичную «ведомственную» веб-страницу, другие добавили ряд услуг, а некоторые воспользовались возможностью всесторонне реформировать как сферу обслуживания граждан, так и внутреннее делопроизводство. Возникает вопрос: каковы ведущие принципы, которые гарантируют принятие правильного решения, одновременно предоставляющего определенные параметры и контрольные точки для анализа эффективности?

По общему согласию, однажды достигнутому, мы опережающими темпами обеспечиваем необходимую среду и общедоступность для всех, чтобы достичь поставленных целей. Мы должны адекватно оценить ситуацию и принять во внимание следующее: Кто в первую очередь отправится в Сеть за государственными интернет-услугами? Каков типичный алгоритм поведения граждан в онлайновой среде? Какие барьеры и затруднения встают на пути людей, готовых использовать Сеть для получения государственных услуг, но вынужденных отказываться от этого? Какие факторы позволяют людям чувствовать себя уверенно при использовании услуг электронного правительства? Если человек однажды воспользовался интернет-услугой, вернется ли он за ней снова? Посоветует ли он другим людям воспользоваться этим сайтом или нет?

Глобальный обзор по проблемам электронного правительства, представленный профессором Д. Уэстом (D. West, http://insidepolitics.org/), предлагает интересную оценку достигнутых результатов: «Большинство государственных структур по всему миру не продвинулось дальше страницы объявлений или разделов, частично предоставляющих электронные государственные услуги. Они недалеко ушли в развитии соответствующих интернет-порталов, открыв онлайн-доступ к услугам или оснастив свои веб-сайты интерактивными возможностями. Им никак не удается в полной мере воспользоваться технологиями для преобразования госсектора, а их усилия сводятся, главным образом, к незначительным изменениям или мелким шажкам вперед» (Д. Уэст, 2005).

Обращаясь к проектному подходу, первое, что приходит на ум − это предлагать информацию и государственные услуги онлайн. Благодаря новым возможностям, которые дает технологическая инфраструктура, мы можем предоставлять и дополнительные услуги. Одним из общих рисков является проектирование новой структуры обслуживания клиентов на основе «институционального» подхода. Это часто означает простое реплицирование внутренней структуры учреждения, предоставляющего услуги. Такой подход присущ не только государственным органам, но и частным компаниям и различным организациям. Обычно нужно некоторое время для придания «практике» новой формы, чтобы получить максимальную пользу от инновации.

На заре интернета почтовые службы и крупные компании использовали для пересылки сообщений электронную почту, но затем отправляли их и доставляли адресату в бумажном виде, как обычные письма. Подобное случалось со многими услугами, предоставляемыми, если можно так сказать, в «полудуплексном» режиме − информация поступала от учреждений к гражданам через интернет, а в обратном направлении − посредством заказной почты или по факсу. То же самое происходило и все еще происходит с электронным правительством.

«Бесполезные посредники» до сих пор остаются одной из главных проблем в любом инновационном процессе. Они существенно задерживают реализацию новых идей и технологий. Все эти аспекты вынуждают задуматься о том, что в государственных структурах мы должны в первую очередь полностью реформировать как службы, работающие с гражданами, так и внутреннее делопроизводство, включая весь набор необходимых инструментов и процедур (например, электронную подпись, прием и выдачу документов в электронном виде и т.д.). Затем нам следует обеспечить возможность полной интероперабельности во взаимодействии G2G − прочную основу, гарантирующую целостность внутренних информационных потоков. Наконец, что не менее важно, − спроектировать платформу, сосредоточенную вокруг интересов простого гражданина. В последующих разделах мы обрисуем в общих чертах, почему отмеченные аспекты могут повлиять на эффективность и даже на успешное внедрение платформ электронного правительства.

Интересный пример, относящийся к созданию полностью цифровой инфраструктуры, представлен правительством Малайзии.

Малазийский эксперимент

Проект «Multimedia Super Corridor» («MSC») является наиболеев печатляющей малазийской инициативой в области мировой индустрии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Он демонстрирует, как создание надлежащей правовой базы может обогатить и укрепить совершенно новый рынок. Проект был разработан для созданияглобального справочного центра в сфере производствамультимедиа. Однако перед разработчиками возникли проблемы, касающиеся законодательства в сферах интеллектуальной собственности и информационных технологий. Разработанный в 1996 г. при непосредственном участии и поддержке премьер-министра, «MSC Malaysia» с тех пор превратился в динамичный и преуспевающий информационно-коммуникационный центр, объединяющий в своих стенах свыше 900 транснациональных корпораций, иностранные и малазийские компании, которые специализируются на производстве мультимедийных продуктов, а также решений и услуг в области связи, на исследованиях и разработках в этих областях.

Инфра- и инфоструктура

Правительство Малайзии оснастило ключевые участки проекта «MSC Malaysia» глобальными высокопроизводительными телекоммуникационными и логистическими сетями. Этот проект гарантированно поддерживается надежным законодательством в киберсфере, стратегически ориентированной политикой и рядом финансовых и нефинансовых стимулов для инвесторов.

Есть еще, как минимум, два момента, которые следует учитывать при проектировании решений для электронного правительства: тонкая грань между предоставлением подобных услуг и конфиденциальностью, а также необходимость длительного хранения электронных архивов. Все мы знаем, что с ростом количества используемых технологий, особенно информационно-коммуникационных, улучшается «видимость» пользователей и открываются возможности для их «отслеживания». Мобильные телефоны, навигационные системы, онлайновые банковские операции, технологии мгновенных сообщений и электронная почта, конечно, очень полезны, но снижают уровень конфиденциальности. Вопросы конфиденциальности могут влиять на успехи внедрения электронного правительства, если это, например, воспринимается как слежка «большого брата» и фиксация нашей повседневной жизни. Второй аспект очень долго недооценивался. Уязвимость электронных данных является одной из главных проблем цифрового века. Надлежащая оценка таких аспектов, как аварийное восстановление данных и разработка методик длительного хранения цифровой информации представляют собой дополнительный параметр оценки. Это имеет особое значение в случае войн, революций и других подобных событий, когда риск потери общественных архивов очень велик.

В 1999 году инициатива «Culture Counts»3 организовала влиятельный форум с участием экспертов и ключевых лиц, принимающих решения, для обсуждения всего спектра экономических и финансовых проблем, связанных с культурными измерениями деятельности по преодолению бедности в развивающихся странах.

Особое внимание было уделено архивам, поскольку не только текущие документы, но и исторические собрания документируют действия частных лиц и государств:

«С одной стороны, документы содержат данные, которые нужны властным структурам для того, чтобы работать и нести ответственность, формировать и осуществлять политику и защищать права граждан. С другой стороны, документы, собранные в архивах, играют очень важную роль в сохранении культурного наследия, поскольку представляют собой коллективную память нации и создают важное звено в цепи человеческой истории. Управление архивами и документами имеет ключевое значение для развития, которое часто недооценивается».

Документальные свидетельства, хранящиеся в архивах отдельной страны, помогают гарантировать ответственность и хорошее управление не только в государственном, но и в частном секторе экономики. Следовательно, оцифровка имеющихся архивов и сохранение их цифровых копий являются ключевыми проблемами (Всемирный банк, 1999), равно как и повсеместное предоставление цифрового доступа с целью формирования настоящего информационного общества.

Некоторые параметры, влияющие на успех или неудачу реализации проектов электронного правительства

Обрисовав в общих чертах некоторые базовые аспекты формирования электронного правительства и соответствующих инфраструктур, мы хотели бы сосредоточиться на некоторых других параметрах, которые следует принять во внимание при реализации проектов электронного правительства, особенно в развивающихся странах. Если говорить коротко, одни факторы относятся к культурным, другие − к организационным, третьи − к инфраструктурным. Какие-то касаются технологий, какие-то − привычек пользователей, их грамотности и способностей, а какие-то − просто организации взаимодействия. Это подразумевает наличие значительной доли населения, желающего и способного принять и использовать электронные услуги, а также формирование организационных и технических предпосылок для внедрения приложений электронного правительства с целью удовлетворения потребностей граждан (Prattipati, 2003).

Культурные модели

Глобализация является одним из ключевых понятий, характеризующих настоящие и будущие тенденции, однако у данной концепции есть множество аспектов, которые следует тщательно рассмотреть, например, «культурная идентичность». Данный термин часто соотносится с термином «культурное разнообразие», который является, некоторым образом, его естественным дополнением.

Культурное разнообразие является той ценностью, которую следует беречь, а для этого нужно учитывать культурные модели. Культурное разнообразие − это катализатор культурного и экономического роста; оно предоставляет невероятное богатство, равно как и традиции. Культурные аспекты играют важную роль при разработке решений для электронного правительства. Прежде всего сосредоточимся на взаимодействии между гражданами и правительством (G2C): ассортимент предоставляемых услуг, модель взаимодействия (межличностные отношения и т.д.) и даже каналы/средства передачи информации, которые мы используем, тесно связаны с той культурной моделью, которой мы придерживаемся (личное общение; коммуникация, опосредованная компьютером, киберагентства и т.д.).

Даже если рассматривать «старую Европу», включающую всего пятнадцать стран, мы столкнемся с вопросом культурного разнообразия, поскольку она объединяет 350 миллионов людей, 12 языков и, как минимум, три разные культурные модели (средиземноморскую, германскую и скандинавскую). Все это заметно влияет на дружелюбие пользователей и восприятие полезности услуг.

После 1 мая 2004 года, благодаря вхождению в состав Европы новых стран со своими культурными ценностями, ее культурное разнообразие значительно повысилось. Однако некоторые языки по-прежнему порождают языковой барьер (в науке, туризме и т.д.); также возникают трудности, связанные с некоторыми культурными и семантическими аспектами (например, важность доверительных отношений или значимость бумажных документов, договоров, печатей и т.д.).

Здесь мы привели в качестве примера Европу, но подобные соображения применимы и к странам Африки, Латинской Америки и Азии.

МЕКСИКА − «ATM Express Government»

Это мечта всех граждан, измученных равнодушием бюрократии. Проект «Express Government ATM» − это новаторские банкоматы, которые предлагают простым гражданам 59 полностью автоматизированных услуг. 22 модуля установлены в 16 городах штата Чьяпас (Chiapas) и доступны 24 часа 365 дней в году, позволяя оплачивать налоги, получать свидетельства о рождении, водительские удостоверения, номерные знаки для транспортных средств. Это предоставление государственных услуг за считанные минуты. Таким образом были снижены эксплуатационные расходы, повышена продуктивность работы и расширен общественный доступ к услугам. Наконец, это привело к прозрачности государственного управления, так как устройства «ATM Express Government» не коррумпированы.

Социальная среда

Близко к предыдущему предмету обсуждения стоит еще один, который также может повлиять на успешное развитие электронного правительства − социальная среда. Это означает, например, проблемы, связанные с полом, грамотностью и образованием, возрастом, этнической принадлежностью, привычками и т.д. Одни сообщества разделяют общие взгляды на иерархическую структуру репрезентативности, некоторые основаны на отдельной личности. В одних случаях мы можем планировать внедрение услуг на основе совместно используемых ресурсов (например, центры доступа к интернету, смартфоны общего пользования), в других − получить преимущества от применения персональных устройств. С точки зрения влияния на социальном уровне, реализация ряда услуг как через интернет (посредством персональных устройств), так и с помощью устройств общего пользования, таких как банкоматы и аналогичные пункты обслуживания, может значительно повысить эффективность предоставления услуг. Успех такой реализации может зависеть, в частности, от доступности программно-аппаратной платформы для граждан, испытывающих трудности из-за «цифрового неравенства», но, кроме того, применение специальных средств обслуживания с безопасным доступом к личным данным и услугам, который так или иначе гарантируется государством, устраняет проблемы безопасности и отсутствия технических навыков. «Новое»4 поколение планшетных компьютеров дает неплохую возможность преодолеть то и другое − благодаря постоянной работоспособности, правильно подобранным приложениям и удобному интерфейсу.

В то время как одни страны демонстрируют очень высокие показатели грамотности населения и значительную степень доступности интернета и компьютерных технологий, во многих других странах существуют прочно укоренившиеся культурные нормы, когда люди предпочитают общаться друг с другом или решать важные дела при личной встрече, а не через интернет. Они просто предпочитают скреплять договоренность простым рукопожатием вместо «квитирования В оригинальном тексте статьи имеет место игра слов: shaking hands (рукопожатие) и handshaking (квитирование, или подтверждение приема-передачи структурной единицы информации). Последнее представляет собой термин, используемый в сфере передачи данных.». Значимость электронного правительства в подобных социальных средах, как правило, ограничивается потребностью личного общения даже с государственными служащими.

Влияние социальной среды применительно к данной области характеризуется как степень осознания человеком того, что если другие придают новой системе большое значение, то и ему тоже следует ее использовать.

Еще одним «социальным» фактором, требующим дальнейшего изучения, является роль гендерного неравенства при создании моделей электронного правительства в развивающихся странах. Об этой проблеме говорилось в одном из итоговых документов второго этапа ВВУИО – Тунисском обязательстве: «Мы признаем, что гендерный разрыв существует как часть “цифрового разрыва” в обществе, и мы вновь подтверждаем нашу приверженность идее предоставления женщинам всех прав и возможностей и перспективе гендерного равенства, что позволило бы нам преодолеть этот разрыв. Мы далее признаем, что полномасштабное участие женщин в информационном обществе необходимо для обеспечения открытости и соблюдения прав человека в рамках информационного общества. Мы призываем все заинтересованные стороны поддержать участие женщин в процессах принятия решений и внести свой вклад в формирование всех сфер информационного общества на международном, региональном и национальном уровнях» (п. 23). .Более того, «…в странах, где новыми технологиями пользуются менее 10 процентов населения, вероятность получить к ним доступ женщинам в сельских областях или малоимущим женщинам в городах остается низкой» (Hafkin, Taggert, 2001, p. 13). Существует ряд инициатив, выдвинутых развитыми странами, которые направлены на преодоление этого препятствия (например, проект «Woman Security», разработанный университетом Кейо (Keio) в Токио).

Последнее, но не менее важное, о чем следует сказать − это образование в целом и грамотность в сфере цифровых технологий в частности. Одной из составляющих успешной стратегии внедрения электронного правительства является образованное и грамотное в области ИКТ население, которое имеет и разделяет готовность активно использовать услуги электронного правительства.

В настоящее время одним из ключевых факторов, необходимых для получения знаний, является доступ к информационной инфраструктуре. Существует ряд доступных решений, и в их числе технология мобильной связи, которая открывает неплохие возможности. Это значит, что следует прежде всего думать о том, как эффективно использовать технологию.

Вторым «столпом» здесь является то, как используются информация и знания. Объединенная работа университетов −замечательная инициатива, она позволит студентам и преподавателям быть в тесном контакте и работать сообща, преодолевая временные и пространственные барьеры. ЮНЕСКО старается оценить возможность использования инноваций и знаний, выявляя реальную способность государства обеспечить свободный доступ к знаниям для всех граждан.

Обмен информацией и ее коллективное использование теоретически противоречит правам интеллектуальной собственности5 , и ясности в решении этой проблемы на данный момент нет. Существует ряд инициатив, например Open Source Software и Creative Commons, предлагающих не только возможные решения, но и концепцию, по которой вся совокупность цифрового контента, знания и услуги, относящиеся к культуре и образованию, считаются общим достоянием. Это означает, что культурный и образовательный контент и услуги равнозначны медицинской помощи и предоставляются «бесплатно» при государственном участии.

Бюрократия и рабочий процесс

Реорганизация работы и информационного потока повлияет на деятельность как «бэк-офисных» подразделений органов власти, так и подразделений, работающих с «клиентами». Первые имеют отношение к внутренней деятельности учреждения, которая поддерживает ключевые процессы и недоступна для широкой публики либо не видна ей6. Выражение «подразделения по работе с клиентами» в глазах электората означает предоставление информации и услуг и взаимодействие между правительством, гражданами и бизнесом (G2C, G2B). Разумеется, для предоставления услуг «внутренние» подразделения по требованию «клиентских» подразделений выполняют некоторую работу. Но услуги «внутренних» подразделений могут быть направлены на выполнение сугубо административных процедур.

На уровне конечных пользователей, например граждан, услуги электронного правительства не должны воспроизводить бюрократические сложности. Гражданам не обязательно обращать внимание на внутренние структуры учреждений и сложности в их работе, даже если они существуют.

Организационные и процессуальные аспекты государственных структур, несомненно, являются одним из ключевых пунктов в ходе реализации стратегий электронного правительства. Тем не менее выбор в пользу электронного правительства – это уникальная возможность для глубокой реструктуризации и переосмысления деятельности государственных учреждений в целом с точки зрения бюрократии и делопроизводства. Длительная «седиментация»7 различных процедур, рабочих процессов и нормативов должна быть, вероятно, преобразована с целью достижения существенной эффективности и объединения базовых знаний и проверки пригодности посредством автоматизированной процедуры. Данная часть работы может оказаться одной из самых трудных как из-за обычной сложности подобных процедур, так и вследствие «перераспределения» обязательств и полномочий. Этот аспект может быть решающим и в развитых, и в развивающихся странах, поскольку «информация» тоже есть «власть». Внедрение электронного правительства не предполагает очевидного снижения государственных расходов – напротив, на начальном этапе могут потребоваться дополнительные средства на новую инфраструктуру. Преобразование внутренней структуры организации может включать в себя, кроме повышения качества предоставления услуг, уменьшение количества сотрудников. Это может повлечь за собой кадровые перестановки или формирование долгосрочного пенсионного плана.

Онлайновые сервисы, предоставляющие актуальную и точную информацию об открытых тендерах или рыночных ценах для «конечного потребителя», могут конфликтовать с частными интересами. В качестве примеров из этой сферы можно привести проекты «Time to Market» и «Aste Giudiziarie». Многоканальная система «Time to Market»8 (T2M) в режиме реального времени делает доступными онлайн и по мобильной связи рыночные данные о сборе урожая и улове рыбы в Сенегале. Для проверки фактической цены и доступности продуктов поставщики и торговцы могут пользоваться мобильными телефонами в режимах WAP и SMS, а также КПК или интернетом. Сведения о цене и времени поступления продуктов на рынки формируются дважды в день. Система «Time to Market» создает беспроигрышную ситуацию, где спрос и предложение лучше скоординированы, а клиенты повышают эффективность своего небольшого бизнеса и увеличивают доход.

Проекты «Astegiudiziarie»9 (Aste Giudiziarie Inlinea Spa, Италия) и «Infoappalti»10 (Studio NET, Италия) − веб-службы, предоставляющие информацию об открытых тендерах в реальном времени. Такая служба обеспечивает важной информацией всех граждан, заинтересованных в участии в тендерах, без необходимости какого-либо лоббирования для предоставления нужных сведений.

Государственные чиновники все больше интересуются концепцией «комплексного электронного правительства», которое для достижения максимального сокращения расходов и улучшения качества обслуживания нацелено на предоставление услуг на стороне потребителя и опирается на интеграцию, консолидацию и инновации во внутренних процессах и системах. Что мы понимаем под концепцией «целостного правительства (whole-of-government) 11 ? Это комплексный подход к управлению в государственном секторе с применением информационно-коммуникационных технологий. В докладе австралийской инициативы «Connecting government» говорится: «…чтобы достичь общей цели и получить всеобъемлющий ответ государства на специфические проблемы, работа учреждений государственной службы выходит за ведомственные рамки». Государственные учреждения и организации устремляют совместные усилия за пределы ведомственных границ – в отличие от тех, кто работает исключительно внутри самой организации; это главная особенность концепции «комплексного правительства». Такой новаторский подход охватывает создание и предоставление широкого спектра стратегий, программ и услуг, которые выходят за границы организации.

Значительная часть инновационных изменений в процессах и процедурах сталкивается на начальном этапе с определенным сопротивлением. Со времен промышленной революции и до информационного века как в финансовой, так и в технической сферах новаторство в процедурном и производственном процессах воспринимается работниками как нечто неприятное. По этим причинам следует внимательно отнестись к данному вопросу и решать его с помощью плана развертывания. Двойственность цели в ходе дальнейшего повышения эффективности и качества обслуживания в работе государственных структур ведет к переосмыслению роли ИКТ


Ссылки

1 Цитата из книги Альфредо М. Ронки «eCulture: cultural content in the digital age», Alfredo M. Ronchi, ISBN: 978-3-540-75273-8, Springer 2009.

2 По материалам «Форума “умных” сообществ» (Smart Communities Forum): «Экономическое развитие в глобальном информационном обществе», сентябрь 1997 г., София-Антиполис, Ницца (Франция) и Рим (Италия)

3 С 4-го по 7-е октября 1999 года во Флоренции прошло соответствующее важное мероприятие: «Culture Counts − финансирование, средства и экономика культуры в устойчивом развитии» (Всемирный банк, 1999).

4 Слово «новое» взято в кавычки, так как за последние двадцать лет было разработано и выпущено множество «планшетных» устройств: Apple-Newton, Sony – Magic Link, MS Pen PC и другие.

5 Alfredo M. Ronchi et al. Digital Rights Management for E-Commerce Systems. Idea Group Inc. 2008, (PA USA), ISBN 978-1-60566-118-6.

6 Электронное правительство для лучшего правительства. Исследования ОЭСР в сфере электронного правительства» // URL: http://puck.sourceoecd.org/vl=16470954/cl=30/nw=1/rpsv/cgibin/fulltextew.pl?prpsv=/ij/oecdthemes/99980096/v2005n30/s1/p1l.idx

7 Седиментация (от лат. sedimentum – оседание) – оседание или всплывание частиц дисперсной фазы (твердых крупинок, капелек жидкости, пузырьков газа) в жидкой или газообразной дисперсионной среде в гравитационном поле или поле центробежных сил. <...>. С. в дисперсных системах (особенно с газовой дисперсионной средой) часто сопровождается укрупнением седиментирующих частиц <...>. С. в природе приводит к образованию осадочных горных пород, осветлению воды в водоемах, освобождению атмосферы от находящихся в ней капельножидких и твёрдых частиц. В производственной практике С. используют для разделения порошков на фракции, выделения в виде осадка различных продуктов химической технологии. Источник: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.

8 http://t2m.manobi.sn/

9 http://www.astegiudiziarie.it

10 http://www.infoappalti.it

11 О концепции «целостного правительства» см. в «Connecting government: Whole of Government Responses to Australia’s Priority Challenges». Management Advisory Committee Report 4. 2004 // URL: http://www.apsc.gov.au/mac/connectinggovernment.htm


Литература

1. Al Awadhi S. and A. Morris. The use of the UTAUT model in the adoption of e-Government services in Kuwait // Proceedings of the 41st Hawaii International conference on System Science, 2008.

2. Budden John. e-Government in the Pacific (An opportunity for Regional Synergies?). The World Bank, 2009.

3. Chen P. Electronic Governance. Oxford Companion to Australian Politics / Oxford reference Online. B. Galligan and W. Roberts, Oxford University Press, 2008.

4. Darrell M. West, Improving Technology Utilization in Electronic Government around the World. 2008.

5. Dangermond J. Web services and GIS. Geospatial Solutions, 2002.

6. Dovifat A., M. Brueggemeier, et al. The model of micropolitical arenas: A framework to understand the innovation process of e-Government-projects. Information Polity // The International Journal of Government & Democracy in the Information Age. 2007.

7. e-Government Factsheets - European Commission. European Commission, 2008.

8. European Commission (2006). Efficiency and Effectiveness e-Government: key activities 2007-2010 [retrievable at: http://www.epractice.eu/document/3253].

9. Gant Jon P., et al. Electronic Government for Developing Countries, ICT application and Cybersecurity Division. Policies and Strategies Department – ITU Telecommunication Development Sector (August 2008. Draft).

10. Garson G. D. Public Information Technology and e-Governance: Managing the Virtual State. Sudbury. MA, Jones and Bartlett, 2006.

11. Gupta M.P., Jana D. E-government evaluation: a framework and case study // Government Information Quarterly. 2003. 20 (4). Pp. 365-387.

12. Hafkin N. and N. Taggart. Gender, Information Technology, and Developing Countries: An Analytic Study. Academy for Educational Development for the United States, Agency for International Development, 2001.

13. High tech forensics // Communications of the ACM. July, 2004. Vol. 47. № 7.

14. Kreps D. and H. Richardson. IS success and failure - the problem of scale // The Political Quarterly. 2007. 78 (3).

15. Internet Governance Forum (IGF) // URL: www.intgovforum.org.

16. Neuman Laura. Enforcement Models: Content and Context. World Bank Institute, 2009.

17. Laudon K. and Traver C. G. E-commerce: Business, Technology, Society. Upper Saddle, NI, Pearson Prentice Hall, 2007.

18. Millard Jeremy. Inclusive e-Government: survey of status and baseline activities. European Commission, DG Information Society and Media, e-Government unit, 2007.

19. Measuring the Information Society: The ICT Development Index // International Telecommunication Union (ITU), Geneva 2009 // URL: http://www.itu.int/publ/D-IND-ICTOI-2009/en.

20. Nair M., M. Kuppusamy, et al. A longitudinal study on the global digital divide problem: Strategies and policies to bridge the digital divide // The Business Review. Cambridge. 2005. 4 (1). Pp. 315-326.

21. National Research Council. Information technology, research, innovation, and e-Government. Washington D.C., National Academy Press, 2002.

22. Next generation cyber forensics // Communications of the ACM. Feb., 2006. Vol. 49. № 2

23. Online public services are increasingly interactive: “intelligent delivery” is the next frontier, says latest e-Government report. European Commission, 2006.

24. Policy Brief - Keeping Government Contracts Clean, OECD, 2008.

25. Reforming Governance Systems under Real-World Conditions. The World Bank, 2008.

26. Report - Integrity in public procurement. OECD, 2008.

27. Report of the Working Group on Internet Governance Château de Bossey, June 2005 // URL: http://www.wgig.org/docs/BackgroundReport.pdf.

28. Reinikka Ritva. Reducing inequality in human development: impact of improved public spending & service delivery. The World Bank, 2008.

29. Ronchi Alfredo M. eCulture: cultural content in the digital age. ISBN: 978-3-540-75273-8. Springer, 2009.

30. Stjano F. RFID is X-ray vision // Commun. ACM. 2005. 48 (9).

31. United Nations e-Government Survey 2008: From e-Government to Connected Governance. United Nations, New York, 2008.

32. United Nations e-Government Survey 2005: From e-Government to Connected Governance. United Nations, New York, 2005.

33. United Nations (2003), Global E-government Survey 2003.

34. United Nations (2003), e-Government at the Crossroads.

35. Upton D. M. and Staats B. R. Radically simple IT // Harvard Business Review. 2008. 86 (3).

36. Walsham G., Robey D., et al.. Foreword: special issue on information systems in developing countries // MIS Quarterly. 2007. 31 (2). Pp. 317-326.

_________________________

Альфредо М. Ронки

Профессор Миланского политехнического университета


© Информационное общество, 2012 вып. 3, с. 10-22.