Приоритеты и механизмы государственной поддержки региональной информатизации

____________________________________

Л.Д. Рейман



«Формирование прозрачной системы взаимодействия федерального центра и субъектов РФ в сфере региональной информатизации позволит придать значительный импульс внедрению ИКТ», – Л.Д. Рейман, министр информационных технологий и связи Российской Федерации.

Сегодня значение информационных технологий для общества и государства трудно переоценить. Значительное число граждан нашей страны уже не представляет своего существования без мобильных телефонов, компьютеров и других видов современной техники. Государство также не отстает – сегодня многие органы власти активно используют современные технологии в своей деятельности для повышения эффективности принимаемых управленческих решений и обеспечения нового качества предоставляемых населению услуг.

В последнее время Президентом и Правительством особенное внимание уделяется вопросам регионального развития и сокращения существующих между отдельными регионами различий в уровне жизни населения.

При обсуждении этих вопросов особое место отводится задачам внедрения современных информационных и коммуникационных технологий и преодоления цифрового неравенства.

Во многом именно с этим связано начало реализации Правительством целого комплекса мер в области поддержки региональной информатизации.

В конце 2005 года при поддержке Мининформсвязи был проведен анализ готовности регионов к информационному обществу. По каждому субъекту были получены подробные сведения, характеризующие уровень использования ИКТ.

На основе этих данных мы получили полную картину уровня региональной информатизации, смогли составить рейтинги регионов и оценить уровень существующего информационного неравенства между ними.

По результатам данной работы был сформулирован целый ряд предложений, которые доложили Президенту России на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации в феврале текущего года.

Основной темой обсуждения у Президента стало устранение в России цифрового разрыва между регионами, а также совершенствование координации региональной информатизации и обеспечение ее прямой поддержки на федеральном уровне.

В июле 2006 года Правительство одобрило подготовленную Мининформсвязи с учетом предложений, поступивших от субъектов Российской Федерации, Концепцию региональной информатизации*, определяющую основные приоритеты и направления региональной информатизации, а также механизмы ее государственной поддержки.

Одновременно, учитывая опыт предыдущих лет, мы внесли изменения в Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002–2010 годы)», предусмотрев выделение финансирования из средств федерального бюджета на создание типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации начиная с 2007 года.

Считаю целесообразным очень коротко остановиться на определении основных направлений региональной информатизации (рис. 1).



Рис.1. Цели региональной информатизации.

___________________________________________________________________________

Первое – это обеспечение доступности современных услуг связи для широких слоев населения региона. Именно инфраструктура связи является базой для дальнейшего проникновения ИКТ во все сферы общественной жизни. Сегодня мы ставим перед собой задачу гарантировать единый стандарт доступа населения к современным инфокоммуникационным услугам на всей территории страны – вне зависимости от их местожительства и удаленности региона от центра.

Вторым направлением является совершенствование функционирования всего государственного сектора на основе применения ИКТ, а именно – повышение эффективности и открытости деятельности региональных и местных органов власти, а также обеспечение принципиально нового качества предоставления государственными организациями услуг населению, особенно в сфере медицины и здравоохранения.

И наконец, государственная политика в области региональной информатизации должна быть направлена на стимулирование дальнейшего распространения современных технологий среди населения, создание благоприятных условий для широкомасштабного применения ИКТ в экономике, скорейшего перехода к электронному бизнесу и коммерции. Предметом особой заботы региональной и местной власти должна стать подготовка граждан к внедрению высоких технологий, а также просветительская деятельность, формирующая общественную потребность в их использовании.


___________________________________________________________________________________

Субъекты Федерации, развивающие коммуникационную инфраструктуру, существенно отличаются друг от друга.


__________________________________________________________________________________

Реализация данных направлений позволит обеспечить конкурентоспособность и человеческого капитала, и экономики страны в целом в условиях перехода к информационному обществу.

Анализ результатов обследования показывает, что во многих субъектах Российской Федерации внедрение ИКТ идет нарастающими темпами. Формируется современная информационно-коммуникационная инфраструктура. Региональные и муниципальные власти активно реализуют программы информатизации.

Вместе с тем между субъектами Российской Федерации сложились существенные различия в уровне использования ИКТ.

Для примера, наиболее высокие показатели – около 90% по уровню телефонной плотности – у Санкт-Петербурга, Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа. При этом в таких регионах, как Эвенкийский автономный округ и Республика Дагестан эта цифра не превышает 20%.

Очевидно, что такой разрыв необходимо сокращать. Эта проблема остро стоит и для мира в целом, но наша страна – самый яркий пример подобных технологических разрывов. Несомненно, эта задача далеко не ведомственная. К ее решению должны активно подключаться и Правительство в целом, и бизнес, и сами регионы.

Кроме того, среди основных проблем в области региональной информатизации можно отдельно выделить следующие.

Отсутствие четкого и однозначного разграничения полномочий и размытость механизмов координации процессов информатизации на федеральном и региональном уровнях приводят к дублированию бюджетных расходов и отсутствию системности в реализации программ информатизации.

Следствием отсутствия единых стандартов и типовых программных решений является изолированность и несовместимость региональных и федеральных информационных систем, невозможность тиражирования успешного опыта в масштабе всей страны, что опять вынуждает регионы каждый раз «изобретать велосипед» и ведет к дублированию расходов.

Еще одна проблема заключается в отсутствии единой методологии управления внедрением ИКТ, что приводит к низкому качеству управления региональной информатизацией, большим непроизводительным расходам и отсутствию реального результата.

Сегодня потребности ведомств в вычислительной технике в основном удовлетворены. Компьютерами оснащены чиновники практически всех уровней. Понятно, что сделаны лишь первые шаги. Однако техническая оснащенность пока мало повлияла на качество управления. К сожалению, можно констатировать, что ведомства по-прежнему дублируют действия друг друга, медленно снижают админи­стративные издержки и остаются закрытыми для граждан.

Формирование эффективной системы регулирования процессов региональной информатизации потребует, по нашему мнению, принятия ряда по­следовательных шагов.

Так, в ближайшее время необходимо, во-первых, провести детальную инвентаризацию, определить исходную точку, где мы сейчас находимся, выбрать и обосновать приоритеты региональной информатизации на ближайшие годы в каждом субъекте Российской Федерации.

Во-вторых, необходимо четко разграничить полномочия и ответственность между федеральным центром и регионами, при этом определив порядок и источники финансирования соответствующих направлений информатизации. Необходимо четко договориться, что должны финансировать сами регионы, а где федеральный уровень должен решать задачу за свой счет.

И в-третьих, следует обеспечить необходимую поддержку процессов региональной информатизации на федеральном уровне на системной основе.

Решение этих задач позволит сформировать прозрачную систему взаимодействия федерального центра и субъектов РФ. И федеральный центр должен принять самое активное участие в формировании данной системы.

Теперь я хотел бы остановиться более подробно на каждом из направлений региональной информатизации с точки зрения разграничения полномочий и ответственности между федеральным центром и регионами.

Как уже говорилось, одной из целей региональной информатизации является развитие инфокоммуникационной инфраструктуры и обеспечение ее доступности для широких слоев населения (рис. 2)





При этом уровень доступности инфраструктуры, безусловно, определяется уровнем развития рынка услуг связи. В настоящее время сформирована нормативная правовая база, направленная на обеспечение конкуренции и стимулирование дальнейшего развития рынка связи. Фактически отрасль связи является полностью рыночной, последние админист­ративные барьеры для выхода компаний на рынок устранены. Благодаря реализации на федеральном уровне механизма универсального обслуживания в настоящее время ведется интенсивная телефонизация нетелефонизированных населенных пунктов, которых было более 40 тысяч на начало 2006 года. Уже к концу 2007 года в России не останется ни одного нетелефонизированного населенного пункта, а во всех пунктах с населением более 500 человек будет установлен пункт коллективного доступа в интернет. Фактически мы говорим о федеральных гарантиях единого минимального стандарта обеспечения населения услугами связи.

Одновременно в рамках реализации программы телефонизации села средства федерального и регионального бюджетов выделяются на приобретение оборудования связи и создание абонентских сетей. Строительство самих линий связи осуществляется за счет средств операторов связи.

Для повышения доступности интернета многие регионы финансируют создание центров общественного доступа на базе региональных и муниципальных библиотек.

Конечно, мы бы очень надеялись на более активное участие субъектов и в реализации программы телефонизации села и развития абонентских сетей.

Развитие почтовой связи и телерадиовещания находится в полной компетенции федерального центра, операторами этих сегментов инфраструктуры являются федеральные государственные предприятия.

Мы надеемся, что в ближайшее время и здесь нам удастся совершить прорыв. Так, в начале ноября планируется проведение заседания Правительства, на котором будут рассмотрены вопросы господдержки модернизации инфраструктуры почтовой связи. Одновременно в настоящее время ведется большая работа по подготовке федеральной целевой программы развития телерадиовещания и перевода его в цифровой формат. Мы надеемся, что до конца года нам удастся его согласовать. Одновременно в ряде регионов ведется реализация пилотных проектов по созданию цифровых сетей телерадиовещания при поддержке региональных администраций. Так что приглашаем активнее подключаться к этой работе.

В области формирования электронного региона (рис. 3) важнейшей задачей является совершен­ствование государственного управления на основе ИКТ. В новой редакции Федеральной целевой программы «Электронная Россия» предусмотрена реализация целого комплекса мероприятий, направленных на создание электронного правительства регионального уровня.




Рис. 3. Формирование "Электронного региона"



При этом в рамках программы за счет федеральных средств на региональном уровне планируется создание элементов общегосударственной инфраструктуры поддержки межведомственного информационного взаимодействия. Одновременно в рамках программы предусматривается создание региональных систем управления, интегрированных в единую информационную систему поддержки государственного управления. Соответствующее поручение Президента по созданию государственной автоматизированной системы «Управление» министерство получило в сентябре 2006 года.

Одновременно в рамках решения задач региональной информатизации на федеральном уровне будут обеспечены разработка и апробирование в регионах, отобранных на конкурсной основе, типовых программно-технических решений. Типовые решения – это программное обеспечение, обеспечивающие поддержку типовых функций в деятельности органов власти и государственных организаций, которое может свободно тиражироваться и использоваться в других регионах на безвозмездной основе.

Кроме того, мне хотелось бы отдельно выделить два наиболее социально значимых направления в области использования ИКТ на региональном уровне.

В настоящее время проводится работа по внедрению ИКТ в системе образования. С 2006 года реализуется Федеральная целевая программа развития образования, в рамках которой ведутся работы по созданию электронных образовательных ресурсов и типовых решений поддержки образовательного процесса. Кроме того, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуется проект по подключению школ к сети Интернет.

В области здравоохранения вопросы внедрения современных технологий активно обсуждались на недавнем заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященном развитию системы здравоохранения.

К сожалению, внедрение информационных технологий в медицину (в отличие от сферы образования) в настоящее время практически не финансируется из средств федерального бюджета на системной основе и полностью лежит на плечах регионов.

Вместе с тем в рамках ФЦП «Электронная Россия» начиная с 2007 года будут создаваться типовые решения ведения «электронного паспорта здоровья». Одновременно сейчас готовится отдельная программа создания федеральной системы мониторинга здоровья нации и телемедицинской сети. Также в рамках визита Дмитрия Анатольевича Медведева на выставку «ИнфоКом» очень горячо обсуждались вопросы подключения лечебно-профилактических учреждений к сети Интернет и оснащения приобретаемых в рамках национального проекта «Здравоохранение» машин скорой помощи оборудованием современной радиосвязи.

Создание «электронного региона» должно вестись на основе типовой архитектуры, которая включает два основных уровня.

Нижний уровень представляет собой общую информационно-коммуникационную и технологическую инфраструктуру, обеспечивающую возможность функционирования отдельных подсистем электронного региона. Инфраструктурный уровень должен строиться за счет региональных и местных бюджетов, за исключением тех элементов, которые обеспечивают взаимодействие с федеральными органами власти.

Второй уровень представляет собой совокупность типовых функциональных программно-технических решений, обеспечивающих поддержку основных функций региональных органов власти, региональных и муниципальных учреждений и организаций, в том числе по взаимодействию с населением и предприятиями в рамках оказания государственных услуг (рис. 4).

Кроме создания электронного правительства и развития телекоммуникационной инфраструктуры нельзя забывать о необходимости стимулировать население и бизнес более активно использовать информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности. И важно, чтобы государство показывало положительный пример, переводя часть своих функций по взаимодействию с гражданами и бизнесом в электронный вид.

Для распространения ИКТ в домохозяйствах наше министерство прорабатывает вопрос о запуске специальной программы «Компьютер в каждый дом». Целью этой программы должно стать повышение уровня доступности компьютеров для населения, проживающего на территории России, особенно в отдаленной и труднодоступной местности, за счет выбора современного промышленного решения и минимизации стоимости его доставки.

В рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации Мининформсвязи совместно с Минэкономразвития ведет разработку типовой программы региональной информатизации, а также перечня типовых решений, финансируемых из средств федерального бюджета. В дальнейшем программа и перечень будут утверждены актом Правительства Российской Федерации. Кроме того, до конца 2006 года будет проведен конкурс по отбору субъектов Российской Федерации для отработки на их территории типовых решений в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия».

Кроме того, в целях информационной поддержки процессов развития ИКТ в регионах и деятельности Совета региональной информатизации запущен специальный сайт, через который члены Совета региональной информатизации смогут более эффективно обмениваться информацией.гическую инфраструктуру, обеспечивающую возможность функционирования отдельных подсистем электронного региона. Инфраструктурный уровень должен строиться за счет региональных и местных бюджетов, за исключением тех элементов, которые обеспечивают взаимодействие с федеральными органами власти.

Второй уровень представляет собой совокупность типовых функциональных программно-технических решений, обеспечивающих поддержку основных функций региональных органов власти, региональных и муниципальных учреждений и организаций, в том числе по взаимодействию с населением и предприятиями в рамках оказания государственных услуг (рис. 4).


Рис. 4. Типовая архитектура "электронного региона"


Кроме создания электронного правительства и развития телекоммуникационной инфраструктуры нельзя забывать о необходимости стимулировать население и бизнес более активно использовать информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности. И важно, чтобы государство показывало положительный пример, переводя часть своих функций по взаимодействию с гражданами и бизнесом в электронный вид.

Для распространения ИКТ в домохозяйствах наше министерство прорабатывает вопрос о запуске специальной программы «Компьютер в каждый дом». Целью этой программы должно стать повышение уровня доступности компьютеров для населения, проживающего на территории России, особенно в отдаленной и труднодоступной мест­ности, за счет выбора современного промышленного решения и минимизации стоимости его доставки.

В рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации Мининформсвязи совме­стно с Минэкономразвития ведет разработку типовой программы региональной информатизации, а также перечня типовых решений, финансируемых из средств федерального бюджета. В дальнейшем программа и перечень будут утверждены актом Правительства Российской Федерации. Кроме того, до конца 2006 года будет проведен конкурс по отбору субъектов Российской Федерации для отработки на их территории типовых решений в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия».

Кроме того, в целях информационной поддержки процессов развития ИКТ в регионах и деятельности Совета региональной информатизации запущен специальный сайт, через который члены Совета региональной информатизации смогут более эффективно обмениваться информацией.


________________________________________________________________________________________
Рейман Леонид Дододжонович - министр информационных технологий и связи Российской Федерации.


© Информационное общество, 2006, вып. 4, сc. 4-9.