Есть ли основания для создания отрасли "Информационное право"

И.Л. Бачило, В.А. Копылов





Проблемы формирования информационного общества приобрели особую актуальность. Стремительно возрастает число специалистов, занятых в этой сфере. В обществе происходят процессы трансформации многих государственно-правовых институтов в связи с повышением социальной роли информации и развитием глобальных сетей. Встают новые правовые проблемы, связанные с использованием глобальных информационно-коммуникативных систем в инфраструктуре ресурсов экономики, политики, других социальных сфер. Под влиянием этих факторов формируется особая отрасль права – информационное право. Это не только выделение особой структуры в системе комплексных отраслей права, но и отражение процесса значительных изменений в уже сформировавшихся отраслях права и законодательства.

Вопросам актуальных проблем информационного права был посвящен очередной круглый стол в Московской государственной юридической академии, организованный совместно с отделением «Информатика и право» МАИ по проблемам информации и информатизации. В нем участвовали Российский Фонд фундаментальных исследований, Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности, Институт государства и права РАН, Научно-исследовательский центр информационных правовых технологий и другие организации.

Предметом обсуждения были две группы вопросов.

1. Понятие «информационное право». Предмет и метод информационного права. Место информационного права в системе отраслей права.
2. Институт массовой информации в системе информационного права.

Соответственно обсуждались доклады заведующего кафедрой правовой информатики МГЮА В. А. Копылова и руководителя кафедры ЮНЕСКО М. А. Федотова.

Наибольший интерес вызвал вопрос о самостоятельности информационного права как особой отрасли и о месте этой отрасли в системе права. Полноценность отрасли права может быть определена при наличии трех ее составляющих, а именно, самостоятельности предмета и метода относительно других отраслей права; нормативно-правовой ее основы, достаточной для формирования отдельной отрасли законодательства; учебной и доктринальной ее дисциплины. Два индикатора для отрасли информационного права – наличие законодательства и учебных курсов по отдельным направлениям и всему комплексу проблем достаточно очевидно себя проявляют. За последние пять–семь лет сформирован большой массив российского законодательства и принято множество (несколько сотен) подзаконных актов, регулирующих разные направления деятельности в информационной сфере.

Самостоятельность предмета правового регулирования в данном случае также не подлежит сомнению. Теоретически и нормативно активно разрабатываются вопросы права на информацию, вопросы правового режима информационных ресурсов, проблемы доступа и необходимого ограничения доступа к отдельным категориям информации, вопросы информатизации, формирования и использования информационно-коммуникативных технологий и сетей, вопросы защиты информации и обеспечения информационной безопасности – то есть весь комплекс проблем правового регулирования современной информатики и информационного обеспечения потребностей граждан, организаций, государства с учетом процессов формирования информационного общества.

Проблематичным остается вопрос о самостоятельности метода данной отрасли права. Этот вопрос был также обсужден на заседании круглого стола. Несмотря на достаточно явную самостоятельность предмета регулирования, информационное право не может иметь собственного метода подобно гражданскому или уголовному праву, так как является комплексной отраслью. Здесь реализуются методы всех классических отраслей права: конституционного, административного, гражданского и уголовного. По этому признаку информационное право является отраслью второго уровня, реализующей методы базовых отраслей права, что не мешает развивать ее теоретическую и нормативную основы.

К настоящему времени в России во многих вузах введены курсы по правовой информатизации, по компьютерному праву, что позволяет исследовать влияние информатики на правовую материю. В вузах России работает более 50 кафедр информационной безопасности, включающих тематику правового обеспечения. В Институте государства и права РАН в 1998г. образован сектор информационного права, идет подготовка аспирантов по этому направлению, в Московской юридической академии работает кафедра правовой информатики. В МГУ формируется специализированный научный совет по проблематике информационного общества, включая и правовые аспекты.

Концепция государственной информационной политики 1998г., одобренная Государственной Думой и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте РФ, в разделе 2.6. «Информационное право» предусматривает формирование правовой базы информационных отношений. Концепции развития законодательства, осуществляемые с 1995г., активно влияют на законопроектный процесс в данной области. Активно формируется законодательная основа регулирования отношений в области информатики. Россия должна активно участвовать в формировании и международных норм в названной области.

В выступлениях шла речь не только о достаточности предметной области отрасли, но и о ее естественном расширении под влиянием темпов развития технологической и технической основы информатизации. Если в начале семидесятых годов ушедшего уже столетия в центре внимания находился компьютер (и ставили вопрос о компьютерном праве), затем информационные ресурсы и информатика как правила работы с информацией, то сегодня стоит вопрос об информационно-коммуникационных и информационно-кибернетических системах системах и сетях, причем поле правового регулирования все расширяется.

На основании вышесказанного можно было бы удовлетвориться аргументами в пользу утверждения новой отрасли права и переходить к обсуждению учебных программ по этой дисциплине, к обучению аспирантов и защите диссертаций. Однако возникли препятствия формального свойства.

В Приказе Миннауки РФ от 21 января 2000г. «Об утверждении номенклатуры научных специальностей» сформирована группа специальностей под названием «Информатика, вычислительная техника и управление» (шифр 05.13.00), в которой предусмотрена возможность присуждения ученой степени юристам по специальности «Методы и системы защиты информации, информационная безопасность» под шифром 05.13.19. С одной стороны, такой подход сводит проблему только к методам защиты информации, а с другой, сужает и правовые проблемы регулирования информационной сферы в целом.

Остается неясным, куда отнести вопросы управления, так как из группы государственно-правовых дисциплин (шифр 12.00.00) в настоящем варианте проблема государственного управления изъята вообще, а в структуре специальностей под шифром 05.13.00. эта тема также не просматривается и объявлена только в названии.
В этой же номенклатуре имеется еще одна позиция: «Информационные системы и процессы, правовые основы информатики» (05.25.05). Таким образом получается, что проблема подготовки научных кадров по праву в области информатики рассредоточена по разным разделам.

Отмеченные обстоятельства требуют внимания к определению места правовой проблематики в исследовании отношений в сфере информации и информатизации как с точки зрения обеспечения гарантий прав граждан, юридических лиц и органов государственной власти и государства в целом, так и с точки зрения отношений по формированию и использованию информационных ресурсов, информационных технологий и коммуникаций, обеспечения информационной безопасности.

Важно учитывать, что проблемы информационного общества в наибольшей мере затрагивают социальную сферу и для права являются межотраслевой сферой регулирования. Таким образом формируется отрасль, аналогичная экологическому праву. Самостоятельность и важность предмета обуславливает мобилизацию методов всех отраслей права, что не является слабостью данных отраслей знания, обучения и законодательства. Это требование времени, и необходимо уже в начале развития процессов установить правила регулирования отношений, связанных с таким ресурсом как информация.

Учитывая сложность процесса вызревания специальной отрасли права в системе права, целесообразно включить в номенклатуру специальностей по разделу 12.00.00 дисциплину «Правовые основы информатики», которая комплексно может отразить проблемы права в области формирования и использования информационных ресурсов, информационных технологий и коммуникаций. Это направление научной специализации может быть также включено в рубрику 12.00.14 под шапкой административного права. Самый оптимальный вариант – включить в структуру 12.00.14 наряду с финансовым правом и право информационное.

Участники круглого стола ознакомились с предложениями В. А. Копылова о структуре учебного курса информационного права. Очевидно, что над этим вопросом работают многие специалисты, и обсуждение его является темой специального заседания.

Достаточно активно обсуждался вопрос об определении массовой информации. Здесь большое разнообразие нормативных и понятийных представлений. Законодательство пока не выработало адекватной дефиниции. Проблема правовой характеристики Интернета также нуждается в специальном исследовании. Участники дискуссии пришли к выводу, что в целом Интернет нельзя рассматривать однозначно в качестве СМИ. Анализ структуры информационных направлений в Интернете, предложенный М. А. Федотовым, лишний раз привлек внимание к теме классификации информационных технологий и форм информационной деятельности. В структуре Интернета, несомненно, присутствуют электронные СМИ, но, в целом, данное образование не может рассматриваться только как средство массовой информации в силу своей многофункциональной структуры.


Бачило Иллария Лаврентьевна - заведующая сектором информационного права Института государства и права РАН, доктор юридических наук, академик МАИ

Копылов Виктор Александрович - заведующий кафедрой правовой информатики Московской государственной юридической академии, профессор


© Информационное общество, 1999, вып. 6, с. 49 - 50.