Прогресс в формировании информационного общества предполагает, кроме чисто количественного наращивания присутствия информационных технологий (ИТ) в жизнедеятельности гражданина и государства, качественные изменения в плоскости социальных отношений. К таким изменениям следует отнести:
блоков, парламентских фракций, политических деятелей, качественное представление в сети структур исполнительной, законодательной и судебной властей всех уровней, технологическое, образовательное, материальное, техническое обеспечение введения цифровой демократии и т.д.;
Финансирование научной деятельности, в частности, фундаментальных исследований, не предполагает затрат на информатизационные преобразования, и вряд ли в этой сфере что-либо изменится за ближайшие лет пять. Информатизация же образовательной системы ог-
раничивается договором с Microsoft и другими крупными компаниями о бесплатном обеспечении школ и вузов компьютерной техникой, работа которой осложнена перебоями с энергоснабжением, а подключение к сети зачастую невозможно из-за отсутствия линий связи. Кроме того, ощущается острый дефицит кадров с соответствующей профессиональной подготовкой, не разработаны современные образовательные программы для высших и средних учебных заведений.
Серьезных изменений в сфере социального обеспечения нет – и не предвидится.
Политика и государственное управление, невзирая на все увеличивающиеся номинальные затраты, также остаются вне информатизационных процессов, поскольку неизменным остается принцип построения и функционирования государственного менеджмента и негосударственных политических институтов. Также ослабляет позиции ИТ в политической сфере жесткая клановая и государственная цензура, стремящаяся охватить наравне с традиционными СМИ и электронные информационные ресурсы. Таким образом, нововведения, касающиеся, в частности, информатизации и выхода в он-лайн региональных органов исполнительной власти, а также центральных министерств и ведомств, парламента остаются декоративным оформлением деятельности государства, нефункциональным и бесперспективным.
Однако количественные показатели распространенности ИТ все же растут: потребительский спрос на компьютерную технику и средства мобильной связи стабильно увеличивается, в отрасли связи аналоговое оборудование почти заменено цифровым, оптоволоконные магистрали охватывают все более обширные территории. Формально наличествуют электронные ресурсы всех областных органов исполнительной власти, запущена пробная версия правительственного информационного портала, налоговые службы сообщают о готовности принимать декларации о доходах населения и отчеты юридических лиц в электронном виде через интернет. Расширяется круг украинских пользователей Сети, повышается уровень их подготовки, растет готовность граждан и бизнеса к использованию в повседневной деятельности возможностей ИТ.
Но по-прежнему рост количественных показателей не оказывает заметного влияния на качественные изменения. Общество и бизнес еще не осознало своих новых информационных потребностей в той мере, чтобы поставить власть перед необходимостью законодательных изменений и трансформации государственного менеджмента.
Исходя из вышесказанного, заключаем:
формирование информационного общества путем искусственного создания или имитации следствий при отсутствии причин, непонимании их содержания обречено на провал. Социальная структура и социальные отношения, характерные для индустриальной эпохи и тоталитарного общества, не могут служить основой для успешной реализации даже самых доступных механизмов информационного общества, таких как обмен электронными документами, имеющими правовую силу (контракты, договоры, подтверждения, расписки) или связь с государственными органами по e-mail’у. А до изменения этой основы Украине далеко – и обществу, и государству.
© Информационное общество, 2003, вып. 2, сс. 55-56.