Мы хотим обсудить некоторые потенциальные тенденции развития системы образования, понимая образование как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания и, как следствие – возможных путей развития личности. Поскольку общество состоит из отдельных личностей, взаимодействующих друг с другом, то мы тем самым пытаемся оценить возможные перспективы развития российского общества.
Как в этой ситуации будут поступать молодые учителя, не имеющие необходимого опыта преподавания, тем более, когда идет пропаганда новых технологий обучения с помощью электронных средств, и само такое обучение (электронное обучение) получают все большее и большее развитие?
Очевидно, что молодое поколение будет с энтузиазмом неофитов прибегать к использованию электронных технологий, видя в нем панацею, защиту от собственной недостаточной педагогической компетентности.
Естественно ожидать, что будет происходить замена выбывших преподавателей компьютерными системами и все большее проникновение электронных технологий обучения не только в дополнительное, но и в обычное школьное образование.
Путь замены (подчеркнем – адекватной замены!) – вариант фантастический, поскольку предполагает создание человекоподобного искусственного интеллекта, обладающего необходимым комплексом эмоций и способным решать сложные этические задачи.
Путь вытеснения – катастрофически плохой, но если не принять необходимых мер, то, к сожалению, весьма вероятный.
Действительно, преподаватель в отличие от книги:
Очень важной способностью преподавателя является также умение понять – что на самом деле не понимает ученик, вычленить цепочку ошибок, непониманий и заблуждений, а затем заменить ее правильной последовательностью.
Интерактивное общение с «преподавателем» присутствует лишь в той степени, в какой его смогли предусмотреть разработчики программы. Невербальное (в том числе эмоциональное) общение – отсутствует. Групповое общение – отсутствует. Состязательность процесса научения и овладения навыками – отсутствует.
Обучение с помощью таких устройств сводится всего лишь к процессу передачи знаний. Закрепление умений и навыков – под вопросом. Системность мышления сформирована быть не может. Развитие критического (не говоря уж о креативном) мышления ученика требует реализации столь сложных алгоритмов искусственного интеллекта, которые пока не созданы. То есть эта деятельность «отрубается» полностью.
Следовательно, формируется очень узкий кругозор, очень конкретное мышление.
Вывод. Широкое распространение обучающих программ современного образца, подмена ими человека-учителя, способно привести к утрате активного, живого мышления подрастающего поколения.
Фактически, это относится к любой идее обучения с помощью технической среды, выступающей в качестве посредника. А именно: ученик может получить конкретные знания, и даже уложить их в некоторую систему. Но он не установит неформальные ассоциативные связи, (которые, собственно, и дают владение предметом) именно потому, что это требует от технического посредника умения мыслить неформально.
Исчезает тот воспитательный эффект от общения с преподавателем, который позволил бы в конечном счете говорить не просто об обучении, а об образовании… В частности, поэтому считается достаточно «общим местом» утверждение, что дистанционное обучение пригодно только для дополнительного образования.
В электронном обучении, существующем сегодня, контроль знаний зачастую сводится к анализу результатов выполнения тех или иных тестов, поскольку это поддается алгоритмизации. Компьютерные технологии обучения очень удобны для широкой автоматизации процесса обучения. И неудобны для учета индивидуальных особенностей интеллекта и темперамента ученика. Электронное обучение сегодня безличностно, поэтому оно является обучением, вырабатывающим схематичное мышление детей.
Образование будет сведено к обучению, причем к обучению подчеркнуто прагматичному.
Стиль мышления, свойственный обучающей программе, дистанционному процессу и т.д. то есть стиль неизбежно механистический, схематичный, прагматический будет заимствован у компьютерных программ и привит ученикам… с компьютерными способами постановки и решения личностных, межличностных и морально-этических проблем. То есть электронное обучение сформулирует прагматизм мышления.
Надо понимать, что человеческая логика анализа событий и принятия решений зачастую потому противоречива, что в нее вмешиваются эмоциональные факторы и этические соображения. Их не запрограммируешь. Точно также нельзя запрограммировать «взрывные озарения интеллекта», то есть стимулирование ассоциативных связей. Вместо этого возникнет своеобразная «двоичность» мышления, связанная с «цифровой» логикой, которую намного легче программировать, чем человеческую.
В итоге могут возникнуть поколения своего рода «электронных» детей, таких «электронных Маугли», которые все детство общались с нечеловеческими учителями (не пугаем словом, но обозначаем), а затем – введены в человеческое общество.
Трудности сосуществования вряд ли надо описывать. Более того, следует ожидать рост числа таких электронных «маугли» и превращения общества с человеческими отношениями в общество с «электронными» отношениями.
Мы можем получить жесткое, прагматичное общество, члены которого будут весьма эффективны при решении «коротких» задач. Но будут неизбежно лишены весьма важных качеств:
Но вместе с тем оно будет гораздо более жестким и гораздо более манипулируемым.
Можно сказать, что это будет своего рода Япония на российский лад. То есть – японская технологичность, но без собственных корней, с потерей исторической памяти и культуры. Ведь прежняя российская культура, построенная на «Пушкиных, Достоевских и Толстых», то есть культура полутонов и нетривиальных выборов – неизбежно должна быть отторгнута «электронным мышлением» как неэффективная. И она – с точки зрения такого мышления – действительно будет неэффективной.
Люди, входящие в эту страту, могут оказаться успешными в своей профессиональной деятельности, причем именно в силу особенностей сформированного «машинного» мышления. В условиях отлаженной системы эти профессионалы-прагматики будут действовать эффективно. Но любой внезапный поворот ситуации, требующий гибкости мышления, учета множества факторов приведет к трудностям системы, построенной на таких профессионалах. Ситуация будет еще хуже, если потребуется вычленение (ранжирование) ведущих факторов из множества взаимодействий. Мелкие трудности могут лавинообразно развиться в системный коллапс.
Межличностные взаимоотношения в таких поколениях будут строиться не на системе взаимных компромиссов, как сегодня, но по принципам булевой алгебры. Слабые и чувствительные будут вытолкнуты из общества. Возникнет своеобразная «электронная Спарта», хорошо формализованная система, не способная при этом к творчеству, жалости и изменению. Судьба Спарты известна.
Такая формализация (которую мы выше обозначили как вытеснение существующей системы образования) приведет к появлению значительной прослойки людей со своеобразным консервативным мышлением. Это будут люди, не просто легко управляемые, но и стремящиеся к тому, чтобы ими управляли.
Следует подчеркнуть, что не только система образования воспитывает таких «двоично-мыслящих людей». Общий климат информационного пространства влияет на мышление общества. (Поэтому, например, ничтожные поводы для бытовых ссор у вполне взрослых людей приводят к тяжелым последствиям.)
Речь в нашей статье идет всего лишь о возможном пути развития системы образования в России. Соответственно, речь идет и о том – хотим ли мы просто наблюдать за этим развитием или примем участие в нем и постараемся модифицировать его?
На наш взгляд, правильный путь – это, предвидя негативные последствия от потенциального сценария «вытеснения», начать разрабатывать сценарии «интеграции». Это означает, что в программах обучения учителей должны быть предусмотрены методы и приемы, развивающие творческие подходы и стимулирующие формирование личностных качеств нужного уровня.
То же самое относится и к школьным программам обучения.
Федерация Интернет Образования, опираясь на свой 5-ти летний опыт работы с учителями и на 200 тысяч учителей, обученных ею информационно-коммуникационным технологиям, приступила к анализу возможности разработки таких подходов.
Ястребов Леонид Иосифович - Федерация Интернет Образования.
© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 28-30.