Для успешного решения задач электронного развития необходима правильная политика. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) провела исследование по 20 странам с переходной экономикой. По итогам этой работы опубликована книга, в которой представлен анализ информационной экономики этих стран. В странах СНГ и других государствах есть так называемая национальная информационная стратегия. У всех более или менее сходное видение, все пытаются достичь одних и тех же целей, но стратегии и тактические приемы сильно различаются. В чем разница?
В Эстонии реализуется политика развития информационных технологий, называемая "Прыжок тигра". Население Эстонии составляет менее двух миллионов человек. Гонконг, Корея и другие страны Азии, называемые "тиграми" – тоже небольшие. "Тигр" – это обозначение модели роста экономики и развития общества. Рассмотрим пример Кореи. В 70-80-х годах Корея позиционировалась как экспортно-ориентированная страна. Есть еще пример Бразилии как страны, ориентированной на замещение импорта. Но здесь есть некий повод для размышления, поскольку на протяжении 30 лет индустриализации Корея не только пыталась реализовать стратегию ориентации на экспорт, но и добилась замещения импорта в сочетании с ориентацией на экспорт. И потом все начали использовать корейскую модель экспорта как панацею от всех бед. Это привело к тому, что в конце 90-х годов начался финансовый кризис: стратегии ориентации на экспорт оказалось недостаточно. Стало очевидно, что должно быть что-то еще, и это "что-то" есть политика в области ИКТ.
Недавно в Литве проходила конференция по ИКТ. Я предложил включить в ее программу вопрос о широкополосной связи и пригласить корейского заместителя министра по ИКТ, который был автором проекта внедрения широкополосной связи в своей стране. Теперь эта связь охватывает 70% населения, и это феноменальный успех. Сравните: в Великобритании, где есть министр по электронной экономике, электронной политике и т.п., обеспеченность широкополосной связью все еще остается менее 10%. Опять-таки, у вас может быть широкополосная связь, но без информационного наполнения она не имеет смысла. Поэтому, когда мы говорим об инфраструктуре, мы имеем в виду не только физическую инфраструктуру, но и контент, и сервисы. Эти задачи необходимо решать в комплексе.
Важна нормативная база электронного развития. Европейская Комиссия, например, уже разработала новый пакет нормативных документов по электронной коммерции и телекоммуникациям, отражающий самые разные проблемы – от оборудования до информационных баз данных. Однако если посмотреть на другие страны, такие, как, например, Болгария, которые еще не вступили в ЕЭС, то эффективность принятых там нормативных документов еще не до конца ясна. Хотя при отсутствии глобальной нормативной системы всем существующим документам придается большое значение. Это очень важный элемент, особенно в отношении информационного наполнения, т.к. на физическом уровне все может решаться на местном уровне. Если же у вас нет, с одной стороны, технологии, а, с другой стороны, нормативной базы, то очень сложно развивать так называемую "экономику знаний".
Карл Далман в своем докладе в общих чертах охарактеризовал экономику знаний1 . На мой взгляд, цель ее формирования не статична, поэтому необходимо понять, как мы будем развиваться в XXI веке. Мы не можем рассматривать какую бы то ни было национальную стратегию только с точки зрения особенного национального контекста. Я бы подчеркнул здесь роль Всемирной торговой организации, поскольку некоторые информационные общества были созданы благодаря соглашениям в рамках ВТО, направленным на активное внедрение информационных технологий, а также развитие основных телекоммуникаций, кадровых и финансовых ресурсов. Еще одна область, которая должна стать частью таких соглашений, – политика электронного развития. Уже сейчас можно наблюдать взаимодействие между торговой политикой и политикой электронного развития.
В чем окончательная цель политики в области электронной экономики? Она очень проста: мы хотим усилить экономический рост и повысить благосостояние общества, то есть, как выразился господин Джон, увеличить экономический "пирог"2 . Если вы хотите разрезать пирог, то вы можете разрезать его на кусочки разного размера; но чтобы разрезать пирог на множество кусочков, нужно иметь большой пирог. Последовательность действий для разных стран в деле "увеличения пирога" будет разная. Правительство не может вкладывать средства по определению, потому что это может привести к инфляции. Есть и другие ограничения, поэтому необходимы инвесторы. Экономист Тобин сказал: мы делаем инвестиции, потому что понимаем, что рыночная стоимость будет больше, чем издержки замещения (рис. 1).
Рыночная стоимость К/ издержки замещения К
MPK/ 1 + r = 1
MPK/ 1 + r = 1 + p (р=добавочные издержки)
2. Цифровой коэффициент Тобина:
Рыночная стоимость + цифровая Рыночная стоимость К*/
Издержки замещения + цифровые издержки замещения К *
MPK/ 1 + r = 1 + p + d (d=цифровые права)
* Хеджирование – страхование от рисков изменения цен в течение сделки
Источник: DWC 2002
Рис. 2. Цифровые технологические процессы против цифрового коэффициента Тобина.
Рис. 3. Эффект от масштаба и цифровая функция инвестирования (1).
Рис. 4. Эффект от масштаба и цифровая функция инвестирования (2).
Рис. 5. Эффект от масштаба и цифровая функция инвестирования.
Итак, мы понимаем, что есть некоторые различия между физическими и цифровыми инвестициями. Что нам нужно понять, так это то, что правительство должно выполнять здесь контролирующую функцию. Если не будет действенной нормативной системы, никто не будет вкладывать свои средства, потому что все будут понимать, что если инвестировать средства, то они испарятся через несколько минут. Поэтому мы пытаемся осознать, что один вид "успешного опыта" может существовать в сфере электронной политики. Я попытался нарисовать некую математическую диаграмму (рис. 6) – из нее видно то, что за последние пару лет мы пытались понять, во-первых, чем политика в сфере торговли отличается от политики электронного развития, во-вторых, чем электронная политика западных стран отличается от политики стран Восточной Европы, где первоначально была так называемая "плановая экономика". И, в-третьих, как эти две политики могут взаимодействовать в среде, где можно оптимизировать политику электронного развития.
Рис.6. Сферы и проблемы политики электронного развития.
Рис. 7 дает краткий обзор некоторых вопросов в сфере политики электронного развития, и мы традиционно подчеркиваем здесь вопросы торговли. Но, с другой стороны, уже в 80-е годы происходят некоторые интересные вещи, если посмотреть на Институт Экономического Развития. Тем не менее, есть некоторые новые элементы в области кибер-бизнеса, где нам нужно посмотреть на некий новый аспект обмена информацией, а также на некоторые вопросы экономических операций.
Рис.7. Некоторые вопросы э-политики.
В чем заключается роль ЕЭК в данной ситуации? Во-первых, мы изучаем вопросы государственной политики в области электронного развития разных стран. Сейчас мы проводим сопоставительные исследования восточно-европейских стран и стран Юго-Востока Азии. Мы также исследуем, какое влияние окажет этот процесс на некоторые другие страны, не вступающие в ЕЭС, и какой вариант действий будет наиболее приемлемым в глобальном плане. Итак, это программы ВТО, мы пытаемся исследовать эти вопросы, возможные последствия для стран с переходной экономикой, а также инициативы EС и э-Европа(+) (по э-коммерции, э-деньгам, защите персональной информации, защите баз данных, э-подписи и т.д. ), инициативы Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности (ВОИС) – не в контексте патентов, авторских прав и торговых марок, а в сфере цифрового управления этими вопросами, это очень важно для получения доходов от инвестиций. В рамках ЕЭК у нас есть программа CEFACT, а также новая программа перехода к электронному обществу, она состоит из нескольких элементов, таких как э-платежи, э-правительство, э-регулирование, э-политика. У нас есть экспертная группа, она состоит из 30 правительственных чиновников и 20 представителей частного сектора. Ее последнее заседание состоялось в Брюсселе. Цель этой экспертной группы – понять, каковы составляющие наиболее удачной политики для развития основных элементов экономики знаний – инфраструктуры и системы платежей, электронной работы и учебы, электронного правительства и т. д.
Среди мероприятий, которые я бы хотел особо отметить – конференция ЕЭК ООН по э-правительству, которая пройдет в Италии 13-14 декабря 2002 г., и семинар ЕЭК ООН по э-безопасности, намеченный на 12 февраля 2003 г. в Женеве. Цели этих конференций во многом похожи: многие подчеркивают роль электронной безопасности. Я спрашивал у разработчиков программного обеспечения, может ли программа быть на 100% защищенной. Ответ был "нет", то есть, другими словами, электронная безопасность – это постоянно изменяющийся элемент. Тем не менее, понятие безопасности часто вытесняет все остальные моменты. Так что основной вопрос нашей конференции – значение электронной безопасности для экономики знаний. В июле следующего года в Женеве будет проходить форум по сетевому разрешению разногласий, и, наконец, в ноябре 2003 года состоится форум ЕЭК ООН по экономике знаний.
В своей статье я хотел обратить ваше внимание на три вопроса. Во-первых, проблемы инфраструктуры. Неважно, что вы говорите, на самом деле не столь важно, что вы планируете в сфере экономики знаний. Мы отлично понимаем, что страны СНГ в целом, и, особенно, Российская Федерация – одни из наиболее богатых стран мира в отношении людских ресурсов. Но если у вас не будет волоконной оптики или современных линий связи, это значительно затруднит создание экономики знаний.
Второе, о чем бы я хотел сказать, – это то, что важную роль играет правительство. Эта роль не похожа на роль правительства в рыночной экономике, это нечто иное, она должна рассматриваться в контексте электронной среды, которая полностью отличается от физической среды. Как сказал господин Далман в своем докладе4 , есть, в основном, два пути: политика секторов и политика функциональная, а не индустриальная. На мой взгляд, все не ограничивается только секторным или функциональным подходом, нужно учитывать сетевую среду. Надо знать, в каком объеме можно получить выгоду от этого бесплатного знания, доступного в сети, и в то же время надо использовать его потенциал.
И, наконец, я считаю, что процесс перехода, начавшийся в прошлом десятилетии, с одной стороны, повышает эффективность одного сектора, но также и создает некое социальное неравенство. Я думаю, что опыт Кореи и Азии в целом был удачным, потому что там наблюдался некий уравнивающий режим. Если этого не учитывать, если уничтожить этот элемент, то даже если вам и удастся построить экономику знаний, она не будет полноценной.
Ссылки
1 См. в данном номере журнала статью К. Далмана "Знание-ёмкая экономика: концепции, тенденции, стратегии" (c. 27–33).
2 См. в данном номере журнала статью д-ра К. Дж. Джона "Вперед к обществу знания в Малайзии: видение и стратегии" (c. 21–26).
3 См. в данном номере журнала статью А.В. Короткова "О национальной стратегии "Россия в информационном веке" (с. 12–15).
4 См. статью К. Далмана "Партнерские сети как инструменты развития информационного общества и экономики знаний" (с. 27–33).
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 34-40.