Предоставление электронных услуг в регионах России: система подготовки

__________________

Акаткин Ю.М.


Статья рекомендована Б.В. Кристальным 15.03.2013

Аннотация

Рассмотрено состояние электронного взаимодействия АИС при оказании государственных и муниципальных услуг в регионах. Предложена система перевода услуг в электронный вид (СПГУ). Для обеспечения участия в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) всех необходимых АИС, включая не соответствующих сегодняшним требованиям взаимодействия или не зарегистрированных в СМЭВ, описан разработанный программно-аппаратный шлюз – «Агент межведомственного электронного взаимодействия» (АМВ), связанный с СПГУ.

Ключевые слова:

государственные услуги, муниципальные услуги, подготовка услуг в электронном виде, АИС, не соответствующие требованиям электронного взаимодействия, программно-аппаратный шлюз обеспечения участия в электронном взаимодействии всех имеющихся АИС.

В Концепции развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 7 февраля 2008 г.) и Государственной программе РФ «Информационное общество (2011–2020 гг.)» (утверждена 20.10.2010 № 1815-р, в редакции 02.12.2011 № 2161-р.) в целях улучшения качества жизни россиян поставлена задача обеспечить полный спектр государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В настоящее время осуществляется перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид; этот процесс регламентируется указами Президента РФ, федеральными законами, правовыми актами Правительства РФ (всего более 20 нормативных документов).

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 июля 2012 г. региональные органы исполнительной власти и муниципалитеты, вслед за федеральными органами исполнительной власти, должны перейти на межведомственное электронное взаимодействие и предоставление услуг населению в электронном виде. О готовности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления к такому переходу на III ежегодной конференции «Государственные услуги: электронное правительство» (28 июня 2012 г., Москва) рассказал министр Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Н.А. Никифоров. Он привел следующие данные. К региональным системам межведомственного электронного взаимодействия подключены 87% региональных органов исполнительной власти и лишь 47% органов местного самоуправления. Задача предоставления сведений для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) субъектами РФ решена на 45%, разработки и тестирования субъектами РФ сервисов – менее чем на 1%, получения субъектами РФ сведений от ФОИВ – на 31%, использование субъектами сервисов ФОИВ составляет 2% [1].

О государственной важности организации межведомственного электронного взаимодействия свидетельствует тот факт, что этой проблеме была посвящена рабочая встреча Президента РФ В.В. Путина с министром Минкомсвязи России Н.А. Никифоровым, состоявшаяся 4 августа 2012 г. Отвечая на вопросы Президента, министр отметил, что работа по реализации Закона ведется в регионах крайне неравномерно. Президент высказал мнение, что о необходимости «своевременно получать информацию о том, что происходит в стране по этому вопросу» и попросил сформулировать предложения о поправках в действующий Закон, чтобы он работал эффективно [2].

Изучение текущего состояния дел на региональном уровне показывает, что для обеспечения качественного оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде требуется создать эффективную региональную систему подготовки государственных услуг, а также функциональный и доступный с точки зрения внедрения инструмент для последующего предоставления услуг в электронном виде – «Агент межведомственного взаимодействия» (АМВ), которые должна быть основаны на единой методологии (рис. 1.).

Подготовка государственных услуг к переводу в электронный вид

Система подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид (СПГУ) – информационная система, которая обеспечивает неразрывный цикл от сбора, хранения, систематизации, анализа исходных сведений до формирования готовых решений для исполнения государственных услуг в автоматизированном режиме. СПГУ включает Региональную систему подготовки государственных услуг и Экспертную систему, которые позволяют реализовать весь комплекс необходимых мероприятий, обеспечив при этом целостность цикла подготовки на всех его этапах одновременно с организацией взаимодействия различных государственных и муниципальных органов и их информационных систем.



Рис.1. Схема подготовки и предоставления государственных и муниципальных услуг

Главной задачей Системы подготовки государственных услуг является построение единого информационного пространства (ЕИП). В основе ЕИП лежат следующие компоненты: единое семантическое пространство; единое нормативно-правовое пространство; единое организационно-методическое пространство. Консолидация этих ключевых компонентов обеспечивает снижение возможных рисков, позволяет успешно реализовать перевод государственных услуг в электронный вид и поддерживать процесс их оказания.

Единое семантическое пространство (ЕСП). Традиционно при сборе информации об услуге основное внимание уделяется подготовке общих описаний, перечню входящих и исходящих документов, нормативно-правовому обеспечению и моделированию конкретных услуг, однако в большинстве случаев это касается только разработки административных процедур, без учета принципов информационного взаимодействия. Для полноценной автоматизации процесса предоставления государственных услуг требуется детальный анализ широкого круга сведений, благодаря чему все элементы данных, связи между ними и способы их использования должны быть собраны, систематизированы и объединены в общую структуру. При этом необходимо учитывать требования к организации взаимодействия большого числа уже существующих информационных систем (ИС), а также сервисов и автоматизированных служб, причем таким образом, чтобы в процессе автоматизации достичь семантической совместимости всех участвующих в оказании услуг ИС. ЕСП основывается на единой модели данных (ЕМД), единой системе классификации и кодирования (ЕСКК), едином словаре терминов и определений (ЕСТО).

Единое нормативно-правовое пространство (ЕНПП) позволяет обеспечить участников процесса подготовки необходимым и достаточным числом нормативно-правовых актов (НПА), не только регулирующих исполнение конкретных государственных услуг, но и регламентирующих все направления деятельности органов исполнительной власти по переводу государственных услуг в электронный вид и организации межведомственного взаимодействия. Основная задача единого нормативно-правового пространства – юридическое обоснование элементов ЕИП: терминов и определений, элементов классификаторов, сведений об услугах, реквизитов форм документов, данных о веб-сервисах. Размещенная в СПГУ библиотека представляет собой полное собрание НПА как федерального, так и регионального уровня, необходимое и достаточное для организации процесса подготовки и последующего оказания государственных услуг в электронном виде, что значительно сокращает временные затраты на поиск и подбор нужных документов.

Единое организационно-методическое пространство (ЕОМП). Базовым инструментом организационно-методического пространства являются средства коллективной работы, обеспечивающие формирование экспертного сообщества. Организация процесса подготовки услуг строится по принципу рабочих групп, в состав которых входят: специалисты органов исполнительной власти, знающие в полном объеме предметную область, – нормативно-правовые основы и административные процедуры на всех этапах процесса оказания каждой из государственных услуг; эксперты информационных систем и сервисов, обладающие исчерпывающими знаниями о принципах функционирования и средствах взаимодействия информационных систем, обеспечивающих процесс оказания государственных услуг; разработчики (аналитики, проектировщики) – специалисты в области построения единой модели данных, владеющие методиками межведомственного обмена, обладающие целостным и углубленным пониманием структуры и процесса подготовки метаданных от первичного анализа сведений до исполнения услуги в электронном виде.

Количество рабочих групп может определяться числом предметных областей или сфер оказания государственных услуг (социальная защита населения, ЖКХ, имущественные отношения и т.д.). В компетенцию центральной рабочей группы (ЦРГ) входит функциональное, технологическое, методическое и инструментальное обеспечение подготовки государственных услуг, а также координация привлекаемых экспертов или рабочих групп. В ЦРГ должны быть включены специалисты по ведению справочников и классификаторов, а также словарей терминов и определений. Организационная структура строится по принципу вертикальной иерархии, в которой центральная рабочая группа не только обеспечивает координацию деятельности участников процесса подготовки услуг, но и гарантирует целостность и непротиворечивость полученных результатов. Средства интерактивного взаимодействия, оценки результатов и публикации экспертных мнений наравне с организацией всестороннего обсуждения различных вопросов обеспечивают достоверность и полноту всех элементов единого информационного пространства.

Методическая поддержка, необходимая экспертам, включает не только текстовые информационные материалы и руководства, но и интерактивные схемы, глоссарии (связанные напрямую с ЕСТО), а также графические материалы, примеры готовых решений и обучающие курсы, что делает процесс подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид структурированным и целостным, позволяет снизить издержки на коммуникацию между участниками. Кроме того, постоянное пополнение методической библиотеки – это основа для накопления и повторного использования положительного опыта, собранных знаний и апробированных методик.

Организация ЦРГ региона позволяет наладить тесное взаимодействие между экспертами и специалистами на каждом из этапов построения ЕИП: систематизации, анализа, проектирования и применения полученных результатов.

Для обеспечения организационно-методической поддержки участников Центральной рабочей группы и других экспертов субъекта РФ в рамках построения единого информационного пространства предназначен Информационно-методический портал коллективной работы РСПГУ. Важно отметить, что в состав материалов первичного наполнения портала входят документы, формы и их реквизиты, а также сведения о классификаторах, справочниках, сервисах информационных систем федерального уровня. Это позволяет экспертам избежать дополнительных трудозатрат на сбор таких данных. Кроме того, библиотека нормативно-правовых актов РФ в сфере оказания государственных услуг, а также библиотека методических материалов позволяют оказывать экспертам информационную поддержку уже на начальном этапе. Портал обеспечивает Центральную рабочую группу средствами коллективной работы для сбора и систематизации сведений о государственных услугах региона, а также дальнейшей экспертной оценки получаемых результатов.

Принятая методология построения единого информационного пространства предусматривает следующие этапы: систематизация, анализ, проектирование и применение.

На этапе систематизации в РСПГУ происходит сбор основных сведений и их первичный анализ. Для построения единого семантического пространства собираются исходные сведения об услуге, проводится первичный анализ реквизитов документов, данных информационных систем и сервисов, собираются сведения об используемых классификаторах и справочниках, начинается выделение терминов и определений в каждой предметной области.

В единую библиотеку подбираются значимые для предметной области нормативно-правовые акты (НПА), регламентирующие документы, при этом для каждой государственной услуги собирается свой комплект НПА. Подборка методических материалов не только обеспечивает экспертов необходимой базой знаний, но и дает им принципиальное понимание методологии систематизации и дальнейшего анализа данных. Наглядное представление получаемых результатов обеспечивает постоянный контроль хода подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид в режиме реального времени.

На информационно-методическом портале коллективной работы публикуется каталог государственных услуг, которые подлежат переводу в электронный вид, а для обеспечения контроля в каталоге, кроме основных сведений, отображаются ключевые показатели процесса подготовки, например, число разобранных форм документов или оценка административного регламента с точки зрения возможности его исполнения в процессинговой системе. Методические материалы и НПА собираются в библиотеки, при этом есть возможность комментирования и публикации экспертного мнения относительно каждого опубликованного материала.

Основа построения единой модели данных (ЕМД) закладывается уже на этом этапе, когда первичный анализ исходных материалов позволяет определить все элементы, влияющие на предоставление услуги. К таким первичным элементам относятся реквизиты входящих и исходящих документов, параметры и результаты вызовов сервисов органов исполнительной власти (ОИВ), структура и содержание используемых классификаторов и справочников, операции регламентов, сведения об участниках предоставления услуги (органах исполнительной власти, информационных системах и сервисах).

На этапе систематизации также формируются перечни классификаторов и справочников, сервисов и информационных систем. Особое внимание уделяется сбору входящих/исходящих документов. На информационно-методическом портале коллективной работы публикуется реестр документов, в котором указаны сведения о наличии форм для них, а также представлено число разобранных и не разобранных на реквизиты форм, что позволяет контролировать не только процесс сбора, но и первичного анализа.

На этапе анализа по собранным в РСПГУ сведениям в экспертной системе происходит выделение объектов информационного обмена, создание элементов метаданных для структурированного предоставления услуги и обеспечения взаимодействия информационных систем и сервисов. Кроме того, анализируется и уточняется атрибутивный состав классификаторов и справочников.

В каталоге государственных услуг РСПГУ публикуются сведения о выделенных реквизитах, причем по каждому проанализированному документу формируется матрица соответствия реквизитов форм документов и объектов метаданных. Важно, что в рамках Информационно-методического портала коллективной работы экспертная оценка результатов происходит в реальном времени: специализированная анкета для экспертов и специалистов ОИВ позволяет не только контролировать процесс анализа, но и уточнять правильность состава реквизитов, типов данных или владельцев сведений. По результатам уточнения формируется матрица соответствия выделенных реквизитов документов и полученных объектов единой модели данных. С помощью матрицы можно просматривать перечни реквизитов в различных разрезах, в том числе с точки зрения их участия в исполнении конкретной государственной услуги.

Общий анализ классификаторов и справочников и последующая публикация соответствующего реестра позволяют получить структурированное представление об используемых при оказании государственных услуг в электронном виде классификаторах и справочниках. В реестр включаются сведения об их владельцах и пользователях, состав реквизитов, регламентирующие нормативно-правовые акты, а также данные классификатора/справочника в виде исходного документа из официального источника – органа исполнительной власти.

В результате анализа сервисов информационных/учетных систем, отвечающих за предоставление тех или иных данных при оказании государственных услуг, в РСПГУ публикуется реестр сервисов в виде дерева, в котором указываются операции сервиса, его входные и выходные параметры с атрибутивным описанием. Установленные связи элементов сервисов с другими элементами метаданных определяют возможность вызова необходимых операций и наличие входных и выходных параметров, необходимых для исполнения услуги. Например, взаимосвязь сервиса с выделенным объектом метаданных показывает, на основе какого выходного параметра сервиса (операции) может быть получено свойство данного объекта метаданных. Кроме того, в реестре публикуются структурированные сведения о каждом сервисе, участвующем в оказании государственных услуг. Экспертам субъекта РФ предоставляются паспорт сервиса, сведения о его владельце, перечень операций сервиса, входные и выходные параметры операций, WSDL-декларация, диаграммы и другие материалы.

С использованием полученных в результате анализа объектов метаданных для каждой конкретной государственной услуги строится схема исполнения услуги, интерактивная схема метаданных. Публикуется перечень сервисов, участвующих в ее исполнении, и их элементов (операций, входных и выходных параметров), а также классификаторов и справочников, применяемых при оказании данной услуги. Набор этих сведений наглядно представляет все структурные элементы семантического пространства в связке с исходными данными. Методическое пространство наполняется дополнительными схемами и разъяснительными материалами. На основании единого словаря терминов и определений формируются выборочные глоссарии по каждой государственной услуге или сервису.

На этом этапе развивается нормативно-правовое пространство, причем как в целом по каждой государственной услуге, так и по связанным с этой услугой структурным элементам. Значительно расширяется библиотека НПА, предоставляя экспертам полноценную правовую поддержку.

С помощью информационно-методического портала коллективной работы эксперты субъекта РФ могут принимать участие в обсуждении и оценке не только собранных на этапе систематизации сведений, но и результатов, полученных на этапе анализа, обеспечивая их верификацию и необходимую корректировку.

На этапе проектирования в экспертной системе производится описание бизнес-объектов и бизнес-процессов, составляющих основу для формализации регламентов государственных услуг.

Проектирование начинается с выделения требований к каждой государственной услуге на основе административных регламентов, входных и выходных форм, нормативно-правовых документов. Эти требования обеспечивают учет: законодательных норм; реквизитов входных и выходных форм; участников предоставления услуги; операций и действий участников при предоставлении услуги. Между этими требованиями выявляются взаимосвязи, фиксируемые в виде трассировок и содержащие зависимости между участниками, операциями и действиями, реквизитами документов.

В рамках проектирования проводится подробный анализ сервисов ОИВ и классификаторов, используемых при оказании государственной услуги. Если в процессе анализа выявлена недостаточность какой-либо функциональности, то создается задание на разработку, которое содержит описание поведения сервиса, а также схемы входных и выходных данных. При этом происходит согласование состава используемых реквизитов документов, классификаторов, выполняемых операций и связей (трассировки элементов ЕИП) между услугой и требованиями. Наличие трассировок между элементами ЕИП позволяет отслеживать как явное, так и скрытое влияние изменений одних элементов на другие.

Ключевой стадией проектирования является разработка метаданных и дополнительных сервисов, обеспечивающих необходимые технологические данные для процессинговой системы. Метаданные строятся по объектному признаку (выделяются необходимые объекты, которым назначаются атрибуты-свойства). Набор метаданных и их свойств ограничивается необходимостью и достаточностью для исполнения услуги. Метаданные связываются (трассируются) с реквизитами входящих и исходящих документов, с входными и выходными параметрами сервисов. Для метаданных создается диаграмма трансформации, которая описывает «перетекание» данных от объекта-источника к объекту-приемнику.

Выделенные в результате проектирования объекты, свойства и методы, а также отношения наследования составляют основу единой модели данных (ЕМД) и используются для дальнейшей формализации административных регламентов с точки зрения алгоритмизации их исполнения. Результаты формализации регламентов представляются в виде системы условных обозначений для моделирования бизнес-процессов BPMN (Business Process Model and Notation) и являются неотъемлемой частью ЕМД. BPMN-схемы содержат ссылки на дополнительные (уточняющие) схемы, используемые объекты метаданных и дополнительную (поясняющую) информацию. Так формируется библиотека готовых решений, в которой каждый из экспертов может не только получить представление о текущих процессах систематизации, анализа или проектирования, но также увидеть и оценить реальные результаты как своей деятельности, так и других специалистов.

На этапе применения происходит трансформация полученных описаний бизнес-процессов в формат, интерпретируемый системой процессинга, например, трансляция XSD-схем и схемы BPMN в BPEL (Business Process Execution Language) – исполняемый язык для формального описания бизнес-процессов и протоколов их взаимодействия, имплементация участвующих в них бизнес-объектов. В качестве альтернативного варианта возможна подготовка «Executable BPMN» – исполняемого BPMN, в котором специальные атрибуты элементов заполнены особыми параметрами исполнения, необходимыми для системы процессинга. На данном этапе также возможна генерация эталонных WSDL (Web Services Description Language) – деклараций, фиксирующих требования к сервисам, которые должны функционировать в ОИВ/ОМСУ для обеспечения полностью автоматизированного исполнения BPEL/BPMN.

Таким образом, система подготовки государственных услуг субъекта Российской Федерации становится региональным источником распространения единой методологии оказания государственных услуг, основанной на построении единого информационного пространства, обеспечивает полноценную стандартизированную основу для подготовки и последующего исполнения государственных и муниципальных услуг.

Важнейшим аспектом применения полученных результатов является непосредственное оказание услуг в органах исполнительной власти (ОИВ) и органах местного самоуправления (ОМСУ). Однако в большинстве случаев при попытке интеграции действующих информационных систем ОИВ/ОМСУ в процесс информационного взаимодействия возникает ряд проблем, которые касаются обеспечения приемлемого уровня информационной безопасности и соблюдения всех требований, предъявляемых к информационной системе ОИВ/ОМСУ при ее подключении к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Учет таких требований зачастую ведет к значительным затратам на оборудование и кардинальную доработку действующих информационных систем ОИВ и ОМСУ. Все это накладывает существенные ограничения на возможность скорейшей реализации всех этапов плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде, принятого как на федеральном уровне, так и для каждого из субъектов РФ.

Полнофункциональным инструментом, непосредственно осуществляющим оказание государственных услуг, является, как уже указывалось выше, Агент межведомственного взаимодействия (АМВ), который настраивается в соответствии с принципами и методологией построения единого информационного пространства СПГУ (рис. 2).

Агент межведомственного взаимодействия

Агент межведомственного (электронного) взаимодействия (АМВ) используется в качестве защищенного сертифицированного программно-аппаратного шлюза между СМЭВ и информационными системами, эксплуатируемыми в муниципальных образованиях, региональных и федеральных органах исполнительной власти, которые на текущий момент не могут обеспечить соответствие требованиям подключения к СМЭВ или не прошли процесс регистрации в системе.

В рамках оказания государственных услуг использование АМВ обеспечивает решение следующих задач: организация информационного обмена через среду СМЭВ, включая процесс регистрации веб-сервиса в реестре СМЭВ; предоставление уполномоченным сотрудникам ОИВ и ОМСУ возможности получения запросов и формирования ответных документов в ходе оказания государственных услуг на основе форм документов СПГУ; актуализация форм документов, являющихся объектами информационного обмена, в том числе путем получения пакетов обновлений из СПГУ. Исполнение АМВ возможно в двух вариантах.

В тех ОИВ/ОМСУ, где требуется интеграция с существующими информационными системами и подключение к внутренней локальной сети органа власти, это выделенный программно-аппаратный комплекс в виде защищенного сервера с установленной операционной системой, средствами защиты информации, набором специального программного обеспечения (СПО), прикладного программного обеспечения (ППО) и функционального программного обеспечения (ФПО).

Для региональных структур, которым требуется только подготовка и размещение сервисов в СМЭВ, инфраструктурная и ценовая доступность АМВ достигается за счет реализации данного решения по принципу сервисной модели, реализованной на технологиях виртуализации и облачных вычислений на информационно-вычислительных ресурсах центра обработки данных (ЦОД). Такой ЦОД должен отвечать требованиям всех категорий информационных систем и соответствовать требованиям Федерального закона №261-ФЗ от 25.07.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных”».

В ходе исполнения государственной услуги возникает необходимость получения данных от организации, в которой установлен АМВ. Поскольку АМВ предоставляет доступ к веб-службе, зарегистрированной в СМЭВ, внешняя информационная система запрашивает необходимые данные в соответствии со спецификацией формата сообщений, задекларированных с помощью WSDL-документа, который в свою очередь зарегистрирован в реестре СМЭВ.

Запрос внешней информационной системы появляется в интерфейсе оператора АМВ на рабочем столе в виде формы. Оператор просматривает содержание запроса, готовит ответ с помощью соответствующей формы исходящего документа. При этом благодаря подсистеме интеграции могут использоваться сведения и документы из действующей внутренней ИС ОИВ/ОМСУ. В результате формируется XML-документ, являющийся ответом на запрос внешней ИС, который передается также через СМЭВ.

На всех этапах информационного обмена АМВ обеспечивает проверку электронной подписи, формально-логический контроль и журналирование запросов и ответов. В процессе подготовки ответа на запрос оператор имеет возможность установки промежуточных статусов, которые посредством СМЭВ уведомляют внешнюю ИС о ходе обработки запроса.

В рамках РСПГУ происходит неразрывная и целостная подготовка государственных услуг, обеспечивающая контроль всех изменений, актуальность форм и соответствие элементов информационного обмена. Для обновлений в АМВ, установленных в ОИВ/ОМСУ, используется специализированный сервис взаимодействия, входящий в структуру РСПГУ – веб-сервис, зарегистрированный в СМЭВ, который осуществляет обновление настроек и описаний форм документов в АМВ на основании актуальных сведений.

АМВ является решением, в котором консолидируются индивидуальность каждой информационной системы, стандарты межведомственного информационного взаимодействия и актуальные, методически и нормативно обоснованные элементы единого информационного пространства. Это первый в России программно-аппаратное комплексное решение для ОИВ/ОМСУ с целью оказания государственных услуг в рамках общепринятых стандартов информационного обмена.



Рис. 2. Схема применения единой методологии СПГУ при функционировании АМВ

Система подготовки услуг к переводу в электронный вид позволяет выстраивать единое информационное пространство (ЕИП), а в сопряжении с Агентом межведомственного взаимодействия обеспечивает исполнение государственных и муниципальных услуг в электронном виде (рис. 3).

Одним из ключевых аспектов построения единого информационного пространства в СПГУ является неразрывность этого процесса, в котором условное деление на этапы определяет логическую последовательность действий и методологическую основу, а не жестко заданные рамки подготовки. Оказание электронных государственных услуг активно развивается, и его оптимизация определяет возможность изменения и постоянного совершенствования всех элементов взаимодействия. Важно учитывать, что каждый элемент ЕИП, каждый отдельный бизнес-объект или бизнес-процесс, участвующий в исполнении государственных услуг, не может возникнуть вне связи с другими структурными элементами. Таким образом, цикл подготовки государственных услуг является неразрывным и связанным, а единое информационное пространство динамичным, оставаясь при этом целостным.




Рис. 3. СПГУ и АМВ в схеме подготовки и предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Как представляется, среди имеющихся на сегодняшний день иных предложений нет решений, которые могут обеспечить целостную конструкцию, использование бесшовной технологии и одновременную неразрывную связь процесса подготовки и оказания государственных услуг. Апробированная методика, основанная на международном и российском опыте, позволяет внедрить СПГУ в субъекте РФ в кратчайшие сроки. Важно, что РСПГУ как единая система, действующая в регионе, становится еще и центральным информационным ресурсом для подготовки услуг муниципального уровня. Гибкость предлагаемых решений дает возможность субъекту Российской Федерации выбрать оптимальный вариант внедрения Системы подготовки государственных услуг, с учетом собственных потребностей и возможностей в рамках представляемых пакетов реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://minsvyaz.ru/ru/speak/index.php?id_4=43452

2. http://www.cnews.ru/top/2012/09/04/o_chem_putin_govoril_s_ministrom_nikiforovym_v_novoogarevo_stenogramma_501743

______________________________________________________

АКАТКИН Юрий Михайлович

Директор ФГУП «Конструкторское бюро полупроводникового машиностроения»

Государственной корпорации «Ростехнологии», кандидат экономических наук


© Информационное общество, 2013 вып. 4, с. 29-40.