Потребители ИКТ как объект научного изучения

____________________________________

О.Н. Вершинская




Появление новых информационных возможностей вызывает к жизни новые информационные потребности, развитие и удовлетворение которых ведет к изменениям и в экономике, и в повседневной жизни. Эти изменения прежде всего касаются сферы потребления. Виртуализация экономических и социальных взаимодействий и перенос социальной и экономической активности индивидов в электронное пространство ведут к трансформации потребления, к изменению роли потребительского поведения в обществе. Потребление превращается из использования товаров для удовлетворения нужд жизнедеятельности в собственно жизнедеятельность, в процесс социального взаимодействия.

Социально-экономические системы индустриального и постиндустриального общества имеют существенные различия. Промышленное производство в классическом виде это организованный процесс создания предметов, обладающих утилитарными свойствами, польза которых может быть оценена на основе рациональных критериев. В современном обществе научно-технический прогресс существенным образом расширил количество и качество доступных потребителю благ, в результате чего мировые рынки все больше начинают обретать черты «рынков потребителя». В отличие от индустриального общества, большая часть капитала постиндустриального общества неосязаема, она существует лишь в виде записей на информационных носителях, т. е. в виде знаков, и образов в сознании потребителей.

Распространение ИКТ и возрастание комфортности жизни привело к изменению роли потребительских процессов, потребительского поведения в обществе: от категории «удовлетворения нужды» происходит движение к категории «осуществления выбора». Способность личности делать выбор становится все более значимой.

Виртуализация социальной среды начинает выступать как значимый фактор социально-экономических отношений. Новая экономика порождает и использует новые категории: возникают виртуальные экономические агенты, виртуальные товары и виртуальные финансовые инструменты. Возрастание роли виртуальной составляющей в социальной реальности ведет к необходимости изучения пользователей ИКТ как новых электронных акторов. Если в индустриальном обществе изучали в основном производителей, то в постиндустриальном информационном обществе, которое еще называют обществом потребления, акцент смещается на потребление и потребителей, и прежде всего электронных потребителей, т. е. пользователей ИКТ. Что делают пользователи ИКТ? Потребляют информацию. Повсеместное распространение ИКТ это уже не просто еще один шаг в развитии научно-технического прогресса. Революция телекоммуникаций затрагивает процессы, представляющие собой одну из основ всех видов человеческой деятельности: производство, обработку и передачу информации.

Сегодня понятие «информатика» широко не употребляется, однако семантически оно остается ключевым в сфере электронного развития. Основной акцент по-прежнему ставится на той части проблематики, которая связана со вторым корневым образованием слова «информатика» — «автоматикой». Представляется целесообразным отказаться от подобного неоправданного ограничения [1]. Первое корневое образование понятия «информатика», «информация», в ее социально-экономических и социокультурных аспектах, собственно информационная составляющая информатики, связанная с ее гуманитарной природой, изучена мало.

Мировая наука изучает, хотя и не фундаментально, а вполне практически, пользователей ИКТ уже более 20 лет. Индивидуальные исследования начались в конце 1980-х годов, международные проекты в рамках ЕС ведутся с 1994 года [2].

Основные изучаемые явления и процессы: это социальные последствия распространения ИКТ, т. е. изучение влияния распространения ИКТ на возможности, права и интересы человека; это типы пользователей и модели их поведения, это молодежь и ИКТ, ИКТ и стареющее общество, это риски и опасности: цифровой раскол, возрастание неоднозначности социальных норм, возникновение нехимических поведенческих аддикций и пр.

Обращает на себя внимание междисциплинарность проводимых исследований. Эти исследования показывают, что зарождаются новые стили жизни и модели потребления, происходит глобальный перенос культурной, социальной и экономической активности индивидов в виртуальное пространство. Последствия этой новой социокультурной динамики создают возможности для развития социально-экономических процессов в разных нетрадиционных направлениях, в результате жизненные стратегии индивидов принимают новые, не используемые ранее формы. Образуются функциональности нового качества.

В статье предпринята попытка посмотреть сверху на проблему в целом. Помимо практического интереса, связанного с осмыслением социально-экономических проблем производства и потребления информации в их народнохозяйственной значимости, эти вопросы имеют теоретический интерес, позволяя углубиться в разработку современных аспектов теории информации.

Смысл информатизации заключается не только в насыщении народного хозяйства электронной техникой и техникой связи. Сегодня изучение информационного сектора в экономике сводится лишь к отраслям материального производства. В то же время использование ИКТ меняет стиль и методы общения, формы информационного обмена, ведет к возникновению новой информационной культуры, которая в значительной степени определяет эффективность общественного производства и качество жизни. Совершен­ствование экономического, юридического и культурного механизмов производства и потребления информации сталкивается с целым рядом проблем, в частности с недостаточным вниманием к этой проблематике.

Ниже предлагается междисциплинарный многоуровневый подход к исследованию пользователей ИКТ. Представляется, что существует три основных уровня анализа:

1) поиск универсалий, на котором выявляются универсальные общезначимые основы изучаемой области, базовые принципы исследования;

2) инфостатика, где изучаются относительно стабильные, неизменные явления и характеристики;

3) инфодинамика уровень анализа, на котором изучается роль информации как фактора перемен, различные динамические характеристики и процессы.

Поиск универсалий. Есть идеи, общие для всех сфер изучения. Универсальной теорией, подходящей для поиска базовых принципов функционирования мира цифровой информации и для изучения социальных трансформаций, вызываемых ИКТ, является теория ноосферы, выдвинутая российским академиком Владимиром Вернадским в начале ХХ века [3]. В переводе с греческого Noos означает «разум». Используя понятие «ноосфера», предложенное французским ученым Ле Руа в 1926 г., Вернадский разработал теорию ноосферы, суть которой постепенный переход биосферы в ноосферу, созданную человеком среду, искусственный неприродный мир. Появление искусственного мира предполагает необходимость управлять развитием планеты и общества путем использования интеллекта и знаний, так как человек ноосферы своим технологическим вмешательством способен множеством способов нарушить природное равновесие.

Сегодня теория В. Вернадского мало используется в общественных науках, понятие «направляемого развития» в основном связывают с проблемами экологии. Однако «направляемое развитие» является альтернативой нерегулируемому рыночному развитию. Основные принципы теории ноосферы таковы:

1. Осознание последствий дает представление о будущем. Любое действие имеет определенные последствия, человек должен осознавать возможные результаты собственных действий, представлять различные варианты поведения и сознательно делать наиболее подходящий выбор в расчете на будущее.

2. Для выживания в искусственно созданном человеком мире должна быть разработана система правил и ограничений осуществления деятельности. Основная идея направляемого развития является общей для всех сфер изучения это необходимость установления ограничений, т. е. предельно допустимых значений параметров в рассматриваемой сфере. В созданной человеком ноосфере человек должен знать, чего делать нельзя.

Ноосфера область деятельности человека, следовательно, она включает и электронную деятельность. Сегодня ноосферой иногда называют интернет. Эти принципы могут и должны применяться при его изучении. Первый принцип применяется в мировой науке социальные последствия распространения ИКТ широко изучаются. Однако применение второго принципа изучения необходимых ограничений только начинается.

Еще одной общезначимой теорией является семиотика, широко известная теория о знаках. Само понятие «семиотика» появилось во второй половине XIX века, оно было введено Чарльзом Пирсом [4]. Семиотика рассматривает каждую систему знаков как модель определенного фрагмента мира. В конце XIX века в качестве знаковых систем были рассмотрены естественные языки [5]. Рассмотрение языка электронного мира как знаковой системы это большая научная задача. Оно позволит описать этот новый фрагмент мира, исследуя свойства системы.

Свойства любой знаковой системы изучаются на трех взаимосвязанных уровнях:

1) на синтаксическом уровне, когда изучается взаимосвязь между самими знаками и структурами их комбинаций, а также правила их трансформации безотносительно значений знаков;

2) на семантическом уровне, когда анализируются значения знаков, интерпретация знаков и их комбинаций;

3) на прагматическом уровне, когда исследуются отношения между знаками и их пользователями.

Описать виртуальный мир как знаковую систему вызов современности. Формальный аппарат синтактики и семантики может использоваться для описания электронной информации, для поиска ее стабильных черт и свойств. Формальный аппарат прагматики, позволяющий анализировать информационные процессы, находится в процессе разработки.

Поиск базовых принципов изучения мира электронной информации, безусловно, не ограничивается рассмотренными теориями. Однако на главные вопросы они помогут искать ответы. Что может нарушить равновесие между обществом и ИКТ? Мы подошли ко второй реальности, у которой существуют свои границы, которых мы раньше не видели. Нужно вводить новые ограничения, чтобы уменьшить угрозы обществу. И выявить эти ограничения поможет изучение отношений между ИКТ и их пользователями.

Философы подробно анализируют понятие информации с разных сторон, для нас же существенны два основных момента. Во-первых, главная роль в определении того, несет ли сообщение информацию, принадлежит ее потребителю. Информация неотделима от использования, она прагматична по своей природе. Анализ информации имеет смысл только при учете ее потребителей.

Вторым характерным моментом является тот факт, что природа информации двойственна. Ее можно рассматривать и как явление, существующее независимо от нас, которое мы воспринимаем, и как процесс, в подготовке которого мы участвуем и/или который мы используем.

Эта двойственность и порождает два основных подхода к изучению информации статический (инфостатика) и динамический (инфодинамика). В рамках статического подхода информация рассматривается как явление, как характеристика организованности системы, ее структуры. В таком качестве она может накапливаться и храниться. При решении определенной задачи хранимые данные становятся информацией.

Динамический подход используется тогда, когда информация рассматривается как характеристика процесса. В таком качестве информация не может быть объектом хранения, изучаются процессы информирования и эффект от получения информации.

В современной теории информации существует множество моделей анализа информации. При рассмотрении информации в контексте компьютеризации возможен как статический, так и динамический срез анализа. Так, рост экономического значения информации анализируется с помощью статистического подхода. Информация при этом рассматривается не как фактор воздействия, а как объект хранения и обработки, как множество товаров и услуг, порождаемых информационной деятельностью, изучаемых с точки зрения возможностей их производства, хранения, передачи и распространения или с точки зрения используемых каналов передачи информации, типов потребителей и пр.

Динамический подход подчеркивает центральную роль информации как фактора происходящих изменений. Получение информации это процесс, который влечет изменения, меняя уровень знаний, он приобретает все большее значение в связи с тем, что скорость происходящих перемен возрастает.

Так же как в физике, в гуманитарных и общественных науках есть статика и динамика.

Инфостатика. Все постоянно меняется вокруг нас. Появляются все новые и новые каналы передачи информации, ускоряется обмен информацией, возникает множество новых возможностей, однако некоторые вещи остаются неизменными, стабильными. У каждой культуры есть свои способы производства и потребления знаний и информации. Качество информационных потоков во многом зависит от национальных социокультурных особенностей. Существуют устойчивые модели информационного поведения, передающиеся от поколения к поколению в соответствии с теорией Бурдье о социокультурном воспроизводстве [6]. Типы информационных взаимодейст­вий также устойчивы: люди информационно активны, либо информационно пассивны, заинтересованы в получении информации либо не заинтересованы независимо от канала передачи информации. ИКТ увеличивают человеческие возможности, однако в первую очередь для информационно активных людей. Вопрос о том, были ли э-активные люди всегда информационно активны или ИКТ делают активными и информационно пассивных людей требует изучения.

Есть и другие постоянные вещи. Так, способность делать выбор и планировать собственный образ жизни не зависит исключительно от ИКТ, это характерная черта каждой конкретной личности. Становясь в сущности образом жизни, э-деятельность это новый жизненный уклад, не отрицающий, а дополняющий старые позиции. Вопрос о том, каковы статические характеристики виртуального мира, что остается постоянным, требует изучения.

Инфодинамика. Основная характеристика проживаемого периода перемены, трансформации. Сегодня наиболее актуален прагматический взгляд, позволяющий соотнести каждую новую технологию с социальными последствиями ее использования. Исследуя взаимосвязь между ИКТ и их пользователями, мы находимся на прагматическом уровне анализа. Виртуальный мир это сфабрикованный мир, который можно изучать в свете «полезности» при помощи наблюдения за практикой использования ИКТ, т. е. за поведением пользователей, и при помощи анализа мотивации, причин совершения конкретных э-действий.

Теория «доместикации», «приручения» техники разработана Роджером Сильверстоуном и Лесли Хэддоном в начале 1990-х годов. Она может быть дополнена любой другой в процессе исследования. Это одна из наиболее известных социальных теорий в данной области [7]. Доместикация это понятие, пришедшее из антропологии, исследований в сфере потребления и изучения современных средств массовой информации. Все виды социальных процессов, происходящих вокруг ИКТ, изучаются с помощью качественной методологии, позволяющей изучать мотивации поведения (углубленных неструктурированных интервью и включенного наблюдения). Исследуются изменения в моделях использования ИКТ, в бюджетах времени; анализируются такие вопросы, как: содействуют ли ИКТ развитию кон­фликтных ситуаций в семье, используются ли они в качестве инструмента для осуществления контроля, как отдельные члены семьи воспринимают ИКТ в качестве угрозы или новых возможно­стей; используют ли их для развлечения и/или работы, как используются новые услуги и прочее. С помощью этой методологии изучают значение ИКТ для человека, строят модели использования ИКТ, исследуют различные социальные взаимоотношения. Такой подход позволяет изучать электронную деятельность разных членов семьи, исследовать различные поколения электронных акторов, он хорошо сочетается с другими подходами. Изучение использования ИКТ в семьях дает богатый материал для анализа.

Последствия использования ИКТ бывают всякими: прикладными, моральными, воображаемыми, позитивными, негативными и пр. Появляется все больше негативных процессов, связанных с э-деятельностью. Это прежде всего проблемы информационного неравенства. Новый вид бедности можно рассматривать с разных сторон, с точки зрения разных экономических возможностей, проблем недо- и переинформирования, с точки зрения депривации. Отсутствие компьютера это лишение в современном обществе. Информационное «лишение» может быть как субъективным, так и объективным. Показатели депривации могут варьироваться в зависимости от того, что считается депривацией в данном обществе. Уровни э-депривации также различны. В цифровом мире меняется само понятие равенства и справедливости [8]. К негативным относятся и проблемы деперсонификации общения в виртуальном мире, проблема компьютерной этики и пр. Так, с моральной точки зрения «правильное поведение» это такое поведение, которое идет на пользу окружающим и себе. С этой точки зрения э-деятельность — terra incognita. Существует множество видов неэтичного поведения в электронном мире: распространение вирусов путем отправки электронных писем, распространение ложной информации через интернет, приписывание себе авторских прав на чужую информации и пр. Прогресс ИКТ делает виртуальный мир все более реальным, и это способно легко обманывать человеческую психологию. Количество психологических и этических проблем в электронном мире увеличивается, негативные аспекты социальной динамики требуют внимания.

У пользователей электронной информации появилось множество новых качеств: способность действовать в транснациональной среде, способность быстро собирать информацию под задачу, способность находить коллег в электронном мире и прочее [9]. Такие новые понятия, как «цифровое я» («э-я»), «e-lert» (электронно внимательный) и «e-fitness» (электронный фитнес) вводят новые социальные феномены.

Происходит глобальный перенос культурной, социальной и экономической активности индивидов в виртуальное пространство. Искусственный цифровой мир стал частью современного общества, частью современной окружающей среды. Появились новые социальные тенденции, новые стандарты поведения, новое понимание комфорта, новые виды деятельности, новая грамотность, новая мораль, новая элита, новая культура. Новый тип культуры активно взаимодействует с двумя традиционными типами, что ведет к коренным изменениям в традиционной культуре, не деформируя ее, а дополняя [10], поскольку привносит в нее совершенно новые возможности. Многие виды деятельности, которые ранее считались преимущественно техническими, экономическими или культурными, сегодня объединяются. Значимость «креативности» и «знаний» в достижении экономического успеха в современном мире задает поворот к анализу имеющихся везде психологических и культурных форм. Значение информационных, психологических и культурных аспектов социальной динамики растет. Изучение пользователей ИКТ, действующих в электронном пространстве, важно как для понимания происходящего под воздействием ИКТ в социальной и экономической жизни, так и для определения эффективных практических мер в области производства и потребления ИКТ.

Фундаментальные вопросы о том, как понять трансформации традиционного образа жизни, вызываемые появлением электронной деятельности, поднимаются учеными в области гуманитарных и социальных наук, менеджмента, СМИ и пр. Рождается междисциплинарный подход к исследованию, ориентированный на изучение практических действий в электронном пространстве, позволяющий изучать изменения в отношениях между обществом и ИКТ. Электронная деятельность осуществляется в виртуальном мире, а ее последствия происходят в реальном мире. Множество затронутых проблем, информационных аспектов «информатики» это новое для России направление исследований, которое можно назвать «гуманитарная информатика».


Литература

1. Чирченко, О. Н. Информационные аспекты компьтеризации / О. Н. Чирченко. — М.: Наука, 1989.
2. Haddon, L. Information and Communication Technology in Everyday Life / L. Haddon. — Oxford: Berg, 2004.

3. Вернадский В. Философские мысли натуралиста / В. Вернадский. — М.: Наука, 1988.

4. Пирс Ч. С. Собрание трудов / Чарльз Сандерс Пирс. — 1958.

5. Моррис Ч. Основания теории знаков: кн. «Семиотика» / Ч. Моррис. — М., 1983.

6. Bourdieu, P. The Inheritors / P. Bourdieu. — London: The University of Chicago Press, Ltd., 1979.

7. Silverstone, R. Design and the domestication of information and communication technologies: Technical change and everyday life. / R. Silverstone, L. Haddon // Communication by Design / Eds. R. Silverstone, R. Mansell. — London: Oxford University Press, 1996.

8. Иноземцев, В. Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире / В. Л. Иноземцев. — М.: Academia-Наука, 2007.

9. Вершинская, О. Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество / О. Н. Вершинская. — М.: Наука, 2007.

10. Новые аудиовизуальные технологии. Гриф УМО ВУЗов России / Под ред. К. Э. Разлогова. — 2006.

_____________________________________________________

Вершинская Ольга Николаевна - доктор экономических наук, заведующая Лабораторией социально-экономических проблем развития информационного общества Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, член Наблюдательного совета Института развития информационного общества


© Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 66-71.