Задача автоматизации процессов муниципального управления встала перед администрацией города Братска несколько лет назад. К настоящему времени в рамках единой муниципальной информационной системы, созданной на основе Microsoft Windows и Microsoft SQL Server, уже действует и продолжает развиваться ряд автоматизированных программных комплексов, обеспечивающих контроль за выполнением муниципальными органами своих обязательств перед гражданами и объективность принятия управленческих решений. Внедрение этой информационной системы помогает решить проблему повышения эффективности работы муниципальных служащих и добиться большей розрачности использования бюджетных средств.
На территории города построены крупнейшие в Европе и мире промышленные гиганты, которые в общей сложности производят продукции на 21 млрд. руб. в год, что составляет 1/5 производства всей Иркутской области.
Численность населения города – более 278 тыс. человек, из которых около 50% находится в трудоспособном возрасте. Братск – город относительно молодой: дети в возрасте до 16 лет составляют свыше 25% населения, а средний возраст жителей равен 33 годам. Характерной чертой трудовых ресурсов города является достаточно высокий уровень квалификации работников, среди которых подавляющее большинство составляют лица с высшим и средним специальным образованием.
Сегодня перед администрацией любого муниципального органа власти стоит важная и актуальная задача – обеспечить переход всех своих служб и подразделений на качественно новый уровень работы. Использование автоматизированных информационных систем позволяет оптимизировать технологии управления как самим муниципальным образованием в целом, так и бюджетными средствами, выделяемыми на его развитие.
Работы по внедрению информационных технологий в административные процессы были начаты в Братске в 1999 году, когда стала использоваться первая автоматизированная система казначейского исполнения бюджета – технологическое решение, реализующее функции учета, контроля и исполнения бюджета. Но успешная эксплуатация этой системы показала, что финансово-казначейский контроль не является универсальным средством решения всех проблем управления и может лишь частично повысить эффективность использования бюджетных средств. Перед администрацией Братска встала задача разработать и внедрить единую информационную систему, которая бы автоматизировала процесс управления городскими ресурсами и осуществляла контроль над выполнением всех бюджетных обязательств – по обеспечению населения услугами здравоохранения и образования, по социальной защите горожан, по созданию и развитию городской инфраструктуры (коммунальных услуг, транспорта) и т. д.
Создание такой системы преследовало следующие цели:
«На сегодняшний день у нас есть четкое понимание того, что для обеспечения эффективной деятельности органов местного самоуправления необходима не локальная (островная) автоматизация отдельных функций и задач муниципалитета, а создание комплексной информационно-аналитической системы, – подчеркивает Виктор Чупров, заместитель мэра, председатель Комитета по экономике и финансам города Братска. – Подобная система должна обеспечить не только автоматизацию подготовки первичной информации, но и формулирование проблемы наряду с предложением альтернативных вариантов ее решения».
Автоматизированные технологии, используемые в рамках муниципальной информационной системы, должны обеспечить на практике реализацию следующих принципов эффективного управления:
Очевидно, что создание такой информационной системы требует длительного периода времени и значительных финансовых затрат, поэтому администрация города Братска реализует схему поэтапного создания структурных элементов муниципальной информационной системы. На сегодняшний день действуют и находятся в процессе разработки следующие автоматизированные информационные системы (АИС).
На начальном этапе он предназначался непосредственно для расчета жилищно-коммунальных платежей и содержал сведения о регистрации населения по месту проживания/прописки с учетом электронных поквартирных карточек, т.е.
выполнял все необходимые функции для автоматизации труда паспортистов в службах по работе с населением. Сейчас возможности регистра существенно расширены, позволяя формировать сведения о движении граждан в пределах города, проводить статистический анализ населения по районам, округам и городу в целом.
Муниципальный регистр населения является также единой информационной основой для других автоматизированных систем, использующих в своей работе такой объект учета, как население города.
Система позволяет решать задачи деятельности органов социальной защиты, выявляет причины и факторы социального неблагополучия конкретных граждан, их потребности в социальной помощи и гарантированных льготах, определяет конкретные виды социальной помощи, проводит анализ уровня социального обслуживания граждан города, прогнозирует потребности в социальной помощи, формирует социальный паспорт гражданина.
Кроме того, система контролирует реализацию законов о социальной защите населения, регистрацию и учет отдельных категорий граждан, производит своевременные расчеты компенсационных выплат по каждому человеку и отдельной категории, обеспечивает возможность оперативного представления достоверных данных Комитета социальной защиты города (по телефонным каналам, компьютерным сетям, на машинных носителях или в виде печатных документов) по запросам органов власти и управления.
Основные функции системы состоят в следующем:
Система реализована с учетом правил и стандартов построения клиент-серверных решений на базе СУБД Microsoft SQL Server, обеспечивающей необходимый высокий уровень доступности, работоспособности и отказоустойчивости. Как отметил директор «Центра информационных технологий» Артем Ковалев, «наш выбор в пользу Microsoft SQL Server объясняется наличием в администрации города Братска достаточного количества лицензий и сертифицированных ИТ-специалистов, стабильной работой данной СУБД на операционных системах семейства Microsoft Windows и используемых аппаратных средствах».
В основе системы безопасности муниципальной информационной системы лежат технологии Microsoft.
Безопасность информационных ресурсов (баз данных, сервисов) базируется на модели безопасности операционных систем семейства Microsoft Windows, установленных на рабочих станциях и серверах. Все участники информационного обмена в индивидуальном порядке должны быть зарегистрированы (режим аутентификации в Windows 2000), то есть каждый пользователь должен иметь имя и пароль, которые позволяют однозначно его идентифицировать.
Муниципальная информационная система в полной мере использует преимущества системы безопасности Windows 2000 и ее механизма учетных записей. Этот режим позволяет настроить СУБД Microsoft SQL Server таким образом, чтобы она автоматически получала имя пользователя от контроллера домена сети на базе Microsoft Windows 2000. Средствами этой СУБД администратор баз данных может определить доступ каждого зарегистрированного и прошедшего проверку пользователя сети на базе Windows 2000 как к базам данных, так и к конкретным таблицам, строкам в таблицах и даже к конкретным полям строки в таблице базы данных.
Благодаря системе аутентификации Windows 2000 администраторы могут воспользоваться такими преимуществами, как ограничение срока действия пароля, аудита учетных записей и многими другими.
На базе системы безопасности Windows 2000 можно также подключить модуль электронно-цифровой подписи, обеспечивающий шифрование информации с помощью открытых/закрытых ключей.
Формирование единой программно-технической среды обработки, анализа и передачи информации
Последующее использование этой информации в системах аналитической обработки данных (OLAP-системах, входящих в состав Microsoft SQL Server 2000), дает возможность обеспечить непрерывность бизнес-процессов, эффективную обратную связь, переход от интуитивного руководства муниципальным образованием к объективной системе принятия решений, где любое решение будет зависеть не от одного или нескольких человек, а явится совокупным результатом деятельности всех участников процесса управления. Это, в свою очередь, способствует созданию системы реализации решений и разграничения ответственности с учетом функций, обязанностей, полномочий и ответственности должностных лиц.
Так, в системе «Соцзащита» нет необходимости ведения локальных баз данных о населении, как это было ранее, до интеграции систем. При этом все последние изменения в базе данных «Население» автоматически отражаются в оперативных данных Комитета социальной защиты населения.
Таким образом, благодаря автоматизации технологических процессов сбора, хранения и представления данных в рамках единой общегородской информационной системы сотрудники городских служб и подразделений администрации получили возможность более четко и оперативно справляться со своими служебными обязанностями, что привело к повышению производительности труда муниципальных служащих, более качественному обслуживанию населения и эффективному управлению финансовыми средствами.
Вот как оценивает возможности дальнейшего развития советник мэра города и консультант по экономическим вопросам в администрации города Братска Алексей Зезуля: «На наш взгляд, концепция и структура реализации муниципальной информационно-аналитической системы города Братска, опыт и результаты практической реализации показывают верность выбранного пути как с точки зрения темпов развития, так и с точки зрения стоимости программных решений. Как известно, дорогу осилит только идущий, поэтому руководство города в тесном сотрудничестве с разработчиками намерено продолжать дальнейшее развитие нашей муниципальной информационной системы».
На сегодняшний день одними из основных задач в этой области являются следующие:
Наиболее полную информацию о технологиях и решениях Microsoft для государственного сектора можно найти на русскоязычном сайте «Государство в XXI веке» по адресу: http://www.microsoft.com/rus/government/