_________________________________________________________________________
Проект «Открытый мир информационных технологий» (Information Dissemination and Equal Access, IDEA) (далее – Проект) начат в 2006 году некоммерческой организацией «Прожект Хармони, Инк.» в рамках глобальной социально-образовательной инициативы корпорации Microsoft «Мир безграничных возможностей» (Microsoft Unlimited Potential). Проект объединил около 50 центров общественного доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), которые получили статус учебных центров Проекта IDEА и расширили спектр предлагаемых пользователям социально значимых услуг.
Цель Проекта – расширение возможностей доступа к информационно-коммуникационным технологиям и совершенствование навыков в этой области для безработной молодежи, людей с инвалидностью, малообеспеченных и пожилых людей. Полученные во время обучения знания и навыки дают слушателям курсов возможность изменить свою жизнь, улучшить свои социальные позиции, стать более востребованными на рынке труда, претендовать на более квалифицированную и высокооплачиваемую работу или – что актуально для пожилых людей – на продолжение занятости. В более широком аспекте деятельность центров призвана способствовать развитию в России информационного общества и обеспечению доступа к преимуществам информационно-коммуникационных технологий тех социальных групп и слоев общества, которые прежде не имели возможности ими воспользоваться.
Особенностями Проекта являются:
Для оценки Проекта были использованы результаты анализа данных внутренней объединенной базы данных Проекта, к которой был обеспечен беспрепятственный доступ; данных анкетирования по разработанной экспертами форме, которая была разослана во все действующие учебные центры Проекта; информации, полученной в ходе личных встреч и интервью с представителями команды по управлению Проектом; информации, полученной в ходе интервью с координаторами, преподавателями и пользователями учебных центров Проекта, а также ведущими специалистами в сферах развития и использования ИКТ в образовании, здравоохранении и социальной защите населения в двух городах – Петрозаводске и Кемерово.
Сравнительная оценка деятельности региональных центров Проекта проводилась по нескольким наиболее важным показателям:
Проведенный анализ в целом позволяет сделать вывод об успешной реализации Проекта как благодаря эффективной деятельности команды по управлению Проектом, так и на основе интегральной оценки работы учебных центров Проекта в российских регионах.
Оставляет желать лучшего и уровень компьютерной грамотности населения российских регионов в сравнении со странами Европейского cоюза и Северной Америки [1, 2, 3]. Причем в навыках пользования более сложными программами, необходимыми для работы с электронными таблицами, создания презентаций и веб-страниц, этот разрыв резко усиливается [1]. При этом, согласно данным опроса населения западноевропейских регионов в рамках проекта BISER [4], владение навыками ИКТ играет немаловажную роль в получении работы безработными и улучшении профессиональных позиций работниками.
По данным вышеуказанного проекта «ГеоРейтинг», в октябре 2005 г. доля годовой аудитории интернета среди населения старше 18 лет составляла в среднем по России 20%. Разрыв между минимальным и максимальным значениями данного показателя в регионах России достигает 4,8 раза. При этом данные ФОМ свидетельствуют о повышении частоты выхода в интернет и, соответственно, активности пользователей в регионах.
Данные ФОМ указывают на существенные социально-демографические различия в использовании интернета в регионах. Сохраняется, хотя и в более сглаженных формах, традиционная дифференциация пользователей по возрасту, полу, уровню образования и доходов. Она, как правило, проявляется в меньшей доле лиц, имеющих навыки в использовании интернета, среди старших возрастных групп, женщин, населения с незаконченным средним образованием, среди лиц, имеющих семейные доходы менее 100 долл. на человека в месяц.
Как показывают обследования Росстата [5, 6], доля организаций, свыше 50% работников которых использует интернет, в России постепенно увеличивается, однако этот процесс идет весьма медленно. В 2005 г. этот показатель составил среди крупных и средних организаций России 7,2%. Разрыв между максимальным (31,6% в Москве) и минимальным (1,7% в Республике Северная Осетия – Алания) значениями показателя достигает 18,6 раза.
В целом в последние годы наблюдались заметные позитивные сдвиги в освоении ИКТ жителями регионов [7, 8]. Однако у значительной части населения по-прежнему отсутствуют навыки в пользовании компьютером и интернетом, что сдерживает и развитие регионов [9, 10].
Для развития навыков и улучшения осведомленности населения о возможностях, предоставляемых ИКТ, а соответственно, и ускорения роста числа пользователей ИКТ, в российских регионах требуется целый комплекс мер, среди которых [6]:
На фоне вышесказанного за весьма короткий по российским меркам срок – менее полутора лет, а также в условиях предоставления скромного финансирования в рамках самого Проекта в сравнении с поставленными задачами достигнуты достаточно убедительные результаты. Об этом свидетельствуют количественные показатели реализации Проекта.
Согласно данным Прожект Хармони за январь 2006 г. – июнь 2007 г., верифицированным в ходе выполнения независимой экспертизы, по состоянию на 15 июня 2007 г. в рамках реализации Проекта достигнуты следующие результаты:
Таблица 1
____________________________________________________________________________________
«Открытый мир информационных технологий» (IDEA)
Проект реализуется на базе учебных центров, которые созданы в партнерстве с библиотеками, вузами, некоммерческими организациями при поддержке региональных и муниципальных властей.
Региональные центры Проекта проводят занятия по учебной программе «Мир безграничных возможностей» корпорации Microsoft, которая предлагает пользователям различные учебные курсы (см. табл. 1 на с. 75). Успешно окончившие обучение слушатели получают именной сертификат программы «Мир безграничных возможностей», подлинность которого работодатели могут проверить на веб-сайте Проекта. Учебные центры Проекта также проводят для своих пользователей семинары, направленные на совершенствование различных навыков, актуальных для представителей местной целевой аудитории с точки зрения улучшения их социально-экономического положения.
В 2008–2009 годах Проект IDEA развивается по следующим направлениям:
• расширение сети Проекта за счет увеличения количества центров обучения компьютерной грамотности не только в региональных центрах, но и в городских муниципальных образованиях и в районных центрах;
• развитие партнерских отношений с заинтересованными сторонами, содействующими реализации целей и задач Проекта: местными органами власти, бизнес-структурами, общественными организациями, научно-образовательным сообществом;
• преобразование действующих центров Проекта в методические центры по оказанию консультационных услуг центрам-добровольцам и обучению специалистов-тренеров, которые в дальнейшем смогут обучать желающих овладеть ИКТ;
• расширение спектра услуг, предоставляемых центрами, в том числе обучение специалистов-тренеров на местах, организация выездных обучающих семинаров для жителей сельских районов;
• содействие развитию многостороннего сотрудничества в сфере обучения использованию ИКТ в различных российских регионах и созданию системы обучения жителей регионов базовым навыкам использования ИКТ.
По состоянию на 31 декабря 2007 года более 20 тыс. человек прошло обучение на курсах и семинарах Проекта IDEA, в том числе примерно половина из них – по учебной программе «Мир безграничных возможностей». Более 4 тыс. лиц с ограниченными возможностями здоровья приняло участие в различных семинарах и курсах Проекта. Всего за время работы Проекта услугами Центров IDEA воспользовалось около 150 тыс. россиян.
Объем финансирования Проекта со стороны корпорации Microsoft в 2006–2009 годах превысит 1 млн. долларов США (без учета безвозмездного предоставления учебным центрам Проекта программного обеспечения), совокупный вклад партнерских организаций в реализацию Проекта составит более 2 млн. долларов США.
Знания и навыки, полученные пользователями, помогают им стать востребованными на рынке труда и претендовать на более квалифицированную и высокооплачиваемую работу, перешагнуть барьер отсутствия навыков работы на компьютере, поставить их в выигрышное социальное положение.
Степень достижения региональными учебными центрами Проекта поставленных целей была одним из параметров оценки их деятельности в рамках индекса «Эффективность деятельности». В результате анализа выявлена картина, представленная на рис. 1.
__________________________________________________________________________________________
Степень достижения поставленных целей 25 учебными центрами из 34 предоставивших данные по данному параметру можно охарактеризовать как высокую, в особенности это касается учебных центров во Владимире, Архангельске, Кемерово и Рязани.
Примерно на уровне усредненного значения можно оценить степень достижения поставленных целей у учебных центров в Астрахани, Екатеринбурге, Тольятти, Челябинске и Красноярске, ниже усредненного значения – у учебных центров во Владивостоке, Улан-Удэ, Вологде, Петропавловске-Камчатском, Санкт-Петербурге, Хабаровске и Томске (3 последних присоединились к Проекту лишь в 2007 г.).
Учебные центры во Владикавказе и Волжском Волгоградской области действовали на добровольной основе, поэтому степень достижения поставленных целей у них пока невелика.
Проект IDEA стал финалистом конкурса Stockholm Challenge – GKP Awards 2007
В этом году на конкурс было выдвинуто 119 проектов, из которых жюри отобрало 9 проектов-финалистов по четырем номинациям: «Культура», «Экономика», «Образование» и «Государственное управление».
Проект IDEA стал одним из трех финалистов конкурса Stockholm Challenge – GKP Awards 2007 в номинации «Образование». Об этом учредители конкурса сообщили на своем официальном сайте http://gkp.stockholmchallenge.se/project/Finalists.
Признание деятельности некоммерческой организации «Прожект Хармони» и корпорации Microsoft на столь высоком уровне стало своеобразным итогом двух лет работы Проекта IDEA в России. Это несомненная заслуга всех партнерских организаций Проекта IDEA, библиотек, вузов, некоммерческих организаций, координаторов учебных центров и преподавателей, каждый из которых внес свой посильный вклад в общее дело.
Воздействие Проекта на ситуацию в России
Степень воздействия результатов Проекта на ситуацию в России с точки зрения содействия использованию ИКТ для социально-экономического развития местных сообществ/регионов достаточно наглядно проиллюстрирована в табл. 2.
Количество оказанных услуг по предоставлению доступа к ИКТ и интернету, по обучению их использованию
и по развитию информационных культуры за период 2006-2007 гг.
Факторы, оказавшие влияние на достижение цели Проекта и ход его реализации
Таким образом, основными факторами, оказавшими позитивное влияние на реализацию учебными центрами их целей и задач, послужили поддержка партнерской организации, на базе которой функционирует учебный центр; наличие лидерских качеств у координаторов центров; заинтересованность и поддержка органов власти и местного самоуправления; изначально верное определение целевой аудитории; формирование качественной коалиции партнеров, в которую входят структуры бизнеса и общественные организации (организации инвалидов, женские организации и др.), содействующие деятельности учебного центра; заметное увеличение числа пользователей, нуждающихся в услугах учебных центров.
Удачным представляется стратегический выбор в качестве базовых партнерских организаций, на базе которых действуют учебные центры Проекта, научных библиотек регионального уровня или центральных библиотек централизованных библиотечных систем, т.к. библиотека является весьма устойчивым социальным институтом, традиционно обслуживающим (в основном бесплатно) всех нуждающихся в информации и информационных услугах.
По поводу негативных факторов ответов дано очень мало, что во многом свидетельствует о том, что учебные центры мало действуют как самостоятельные факторы – в подавляющем большинстве случаев они выступают в качестве структурных подразделений партнерских организаций, руководство которых решает проблемы обеспечения и поддержки учебных центров. Тем не менее учебные центры, занимающие наиболее активную позицию, отметили следующие негативные факторы, препятствующие успешной реализации их целей и задач:
Анализ ответов на вопросы анкеты, связанные с источниками устойчивости учебных центров, показал, что основными источниками существования являются поддержка со стороны партнерской организации (94,5% ответов) и финансовая поддержка в рамках Проекта IDEA (89% ответов). Всего 2 организации из 37 опрошенных оценили помощь со стороны партнерской организации как «никакую» (Йошкар-Ола, Семеновская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии I и II вида) или «несущественную» (Екатеринбург, Библиотека Главы города Екатеринбурга). При этом учебный центр в Йошкар-Оле продолжает работать на добровольной основе, а учебный центр в Екатеринбурге не занимает аутсайдерских позиций в рейтинге региональных учебный центров ни по одному из показателей, что означает принципиальную возможность продолжения работы заинтересованных учебных центров даже при отсутствии поддержки со стороны партнерской организации.
Финансовая поддержка за счет других (помимо предоставляемых в рамках проекта IDEA) грантов указывается в 21,62% случаев; спонсорская поддержка конкретных проектов, в которых участвуют учебные центры, – в 18,9% случаев; участие учебного центра в реализации региональных целевых программ и проектов – в 13,5% случаев; оказание платных услуг пользователям – в 10,8% случаев.
Наиболее распространенными услугами являются достаточно традиционные – сканирование, предоставление оборудования в аренду, распечатка материалов и т.п., хотя становятся востребованными и понемногу оказываются услуги по обработке графических изображений, проведению телеконференций, предоставлению мобильного контента.
Анализ показал, что в настоящее время говорить об устойчивости учебных центров можно лишь с известной степенью условности. Основными источниками существования центров, как показали опросы, являются поддержка со стороны партнерской организации и финансовая поддержка корпорации Microsoft. Дополнительными источниками являются финансовая поддержка за счет других грантов; спонсорская поддержка конкретных проектов, в которых участвуют центры; участие в реализации региональных целевых программ и проектов; оказание платных услуг пользователям. Наиболее распространенными платными услугами являются достаточно традиционные; по-настоящему инновационных услуг, которые обеспечивали бы устойчивость учебных центров, пользователям пока не предоставляется. Среди востребованных пользователями услуг, которые совсем не оказываются или в недостаточной степени оказываются учебными центрами, можно назвать неограниченный доступ в интернет; обучение использованию более широкому спектру программных продуктов, позволяющих работать с текстом, графическими изображениями и звуком; организация видеоконференций; предоставление доступа к средствам дистанционного обучения. Все перечисленные виды услуг являются резервом для повышения экономической устойчивости учебных центров.
В качестве негативных факторов, препятствующих успешной реализации учебными центрами их целей и задач, можно отметить пассивность бизнеса (имеется в виду в первую очередь незаинтересованность коммерческих структур в оказании финансовой или материальной поддержки инициативам учебных центров), неразвитость информационной инфраструктуры в городе/регионе (прежде всего речь идет об отсутствии надежных и емких каналов доступа к интернету) и пассивность населения. Лишь в редких случаях учебные центры указывают на отсутствие поддержки со стороны партнеров, пассивность и незаинтересованность органов власти и местного самоуправления.
Большое разнообразие категорий пользователей услуг учебных центров Проекта и достаточно небольшое количество обученных пользователей, приходящихся в среднем на регион, требует уточнения задач Проекта. Возможными уточнениями, которые могли бы привести к усилению воздействия Проекта на ситуацию с информационным неравенством в России, могли бы стать:
Отзывы участников Проекта
В целом можно сделать вывод об успешной реализации Проекта как благодаря эффективной деятельности команды по управлению Проектом, так и на основе интегральной оценки работы учебных центров Проекта в российских регионах.
За весьма короткий по российским меркам срок – менее полутора лет, а также в условиях предоставления скромного финансирования в рамках самого Проекта – в сравнении с поставленными задачами – достигнуты достаточно убедительные результаты, представленные выше.
Неоспоримым является факт наличия дееспособной системы региональных центров, которая успешно выполняет данный Проект и имеет потенциал реализации более масштабных проектов, связанных с повышением информационной компетентности и культуры населения и профессиональных групп. Целый ряд учебных центров работал и продолжает работать на добровольной основе, что свидетельствует о востребованности услуг, предоставляемых центрами, и заинтересованности со стороны местных партнерских организаций в продолжении деятельности учебных центров.
Многие учебные центры установили партнерские отношения с основными заинтересованными сторонами, содействующими реализации целей и задач Проекта: региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, структурами бизнеса, общественными организациями, научно-образовательным сообществом.
В то же время складывается впечатление, что деятельность учебных центров по сути является дополнением к основной деятельности партнерских организаций, поэтому зачастую трудно выделить вклад собственно Проекта в достижение описанных выше результатов.
Это впечатление подкрепляется тем фактом, что определение целевых аудиторий для учебных центров производится именно партнерской организацией. Устойчивость учебных центров также находится в сильной зависимости от заинтересованности партнерских организаций и релевантности деятельности учебных центров их целям и задачам.
Кроме того, по нашим оценкам, большинство координаторов учебных центров не позиционируют себя в качестве «электронных лидеров», активно пропагандирующих ИКТ и новые социальные технологии для всестороннего развития личности и развития бизнеса. Как правило, координаторы занимают подчиненное положение в структуре партнерской организации и не осуществляют самостоятельного взаимодействия с органами государственной власти и другими заинтересованными сторонами. Барьером для этого являются не столько соображения служебной этики (в целом ряде регионов руководители партнерских организаций не стали бы препятствовать усилению самостоятельности координаторов учебных центров с точки зрения установления внешних контактов), сколько традиционная психологическая встроенность в иерархию, привычка согласовывать свои действия с руководством даже в тех случаях, когда четко определена сфера ответственности учебного центра и делегированы необходимые полномочия.
Как показал анализ, в передовых учебных центрах координаторы обладают необходимыми лидерскими качествами, наличие которых можно считать одним из факторов успешной деятельности учебного центра.
Одной из важных задач Проекта на следующем этапе должно стать, по нашему мнению, усиление работы с координаторами учебных центров.
Одним из направлений этой работы могли бы быть тренинги для координаторов с точки зрения развития у них навыков «электронного лидерства», в которые входят, в частности, навыки стратегического планирования, маркетингового анализа, развития связей с общественностью, ведения переговоров с заинтересованными сторонами и др.
Такой тренинг стоит проводить как с «новобранцами», так и с давно работающими координаторами в форме очного, дистанционного или комбинированного (с использованием обеих форм) обучения. Для проведения тренинга требуется разработка компактного практичного курса, учитывающего помимо передового зарубежного опыта также и психологические особенности работников российских учреждений социальной сферы.
Другим направлением работы с координаторами могло бы быть регулярное выявление их основных мотиваций и учет этих мотиваций при подписании соглашений с партнерскими организациями.
Другой немаловажной задачей является, как нам видится, регулярная актуализация курсов программы «Мир безграничных возможностей» по мере появления новейших информационно-коммуникационных технологий. Это продиктовано спецификой спроса российских пользователей, предпочитающих самые современные разработки.
В качестве перспективной услуги также может рассматриваться организация выездных обучающих семинаров для жителей отдаленных населенных пунктов, которые могут в дальнейшем закреплять полученные навыки в учебных центрах общественного доступа, организованных на базе средних школ и почтовых отделений.
В любом случае реализация масштабных целей, провозглашенных Проектом, должна сопровождаться выделением значительно больших финансовых ресурсов, чем те, которые выделялись на пилотной стадии Проекта, жизнеспособность и плодотворность идеи которого подтверждена первыми полутора годами его успешной реализации.
____________________________________________________________________________________________________________________
Юрий Евгеньевич Хохлов,
председатель совета директоров Института развития информационного общества
«Хочется поблагодарить корпорацию Microsoft и некоммерческую организацию «Прожект Хармони» за то, что они осуществили и продолжают развивать данный Проект в России и демонстрируют, как нам нужно преодолевать информационное неравенство и вовлекать социально незащищенных людей в жизнь в информационном обществе. В то же время хотелось бы сказать, что эту задачу даже такие крупные организации, к которым относится корпорация Microsoft, не могут решить в одиночку. Это глобальная государственная задача, и, чем быстрее российское государство поставит и решит задачу подготовки людей к жизни и работе в информационном обществе, тем быстрее мы с вами сможем использовать все преимущества и тот неограниченный потенциал возможностей, которые таят в себе информационные технологии».
______________________________________________________________________________________
1. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка рекомендаций по реализации концепции региональной информатизации и проведение конкурса на выбор пилотных регионов для внедрения и апробирования типовых решений в сфере ИКТ, разрабатываемых в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы). Часть 1. – Аналитический отчет «Анализ развития и использования информационно-коммуникационных технологий в регионах России». – М.: Росинформтехнологии, 2006. – 281 с.
2. Социально-экономическое положение России. – 2005. – № 1.
3. Социально-экономическое положение России. – 2005. – № 3.
4. BISER Domain Report №. 8. Education, Training and Skills in the Information Society – the Regional Dimension; BISER eEurope Regions Benchmarking Report. http://www.biser.eu.com
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. – М.: Росстат, 2004.
6. Социальное положение и уровень жизни населения России. – М.: Росстат, 2005.
7. Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития / Под ред. С.Б. Шапошника – М.: ИРИО, 2004.
8. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2004. – М.: ПРООН, 2004 (Human Development Report 2004. – UNDP, 2004). http://www.undp.org
9. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2005. – М.: ПРООН, 2005 (Human Development Report 2005. – UNDP, 2005). http://www.undp.org
10. Индекс готовности регионов России к информационному обществу. 2004–2005 / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Институт развития информационного общества, 2005. – 224 с.
© Информационное общество, 2007, вып. 1-2, с. 69-76.