Быстрое развитие дистанционных курсов на базе Интернет-технологий в российских университетах выявило проблему нехватки квалифицированных специалистов в области предоставления этого вида образовательных услуг. Подготовка будущих координаторов дистанционных курсов должна включать информацию об интерактивной сетевой образовательной среде, активных методах обучения (проектные методики, обучение в сотрудничестве и т.д.), развитие их коммуникативных способностей, которые заключались бы в способности преподавателя работать со студентами в сети в режиме распределенной группы. В период обучения слушатели определяют свои персональные способности и возможности, которые могут влиять на их работу в сети, и развивают собственные образовательные траектории для самообразования по окончании курса. Слушатели проходят через различные онлайновые психологические тесты и участвуют в серии онлайновых упражнений и ролевых игр. Доклад дает обзор основанного на Интернет-технологии учебного курса, показывает его методологические основы, структуру и первые результаты его проведения.
Введение
Сегодня общество ставит задачу обеспечения каждого человека свободным доступом к образованию в любой период его жизни в соответствии с его интересами, возможностями и необходимостью. Другой проблемой является подготовка человека к быстрому ориентированию во все возрастающих информационных потоках, к возможной смене профессии, к быстрой адаптации в современных условиях. Насущная необходимость организации массовой подготовки специалистов в сегодняшней России привела к бурному развитию дистанционной формы образования.
Мы понимаем дистанционное образование как специфическую форму, которая используется, когда преподаватель и студент разделены большим расстоянием и взаимодействуют между собой при помощи новых информационных технологий, включающих широкий спектр современных средств коммуникации.
Дистанционное образование сейчас очень популярно в России. В соответствии с последними данными, опубликованными в последних социологических обзорах, более чем 26% студентов российских университетов и колледжей готовы учиться через Интернет. 50% из них хотят получать дистанционные курсы ведущих московских университетов и 24% собираются посещать зарубежные виртуальные университеты. 30% семей в Москве и Санкт-Петербурге имеют дома персональные компьютеры, половина из них имеют выход в Интернет.
Многие российские университеты недавно открыли центры и даже факультеты дистанционного образования. «Национальная программа развития дистанционного образования» действует с 1995 года. В соответствии с этой Программой университеты должны оснащаться современными компьютерными классами. Многие университеты организовали Центры свободного доступа в Интернет для студентов. Были разработаны также сотни различных учебных курсов, использующих Интернет-технологии. Но результаты развития дистанционного образования могли бы быть лучше, если бы не ряд проблем, среди которых можно перечислить следующие:
- большинство дистанционных курсов практически повторяют традиционные заочные курсы с добавлением элементов самообразования (нет оперативного контакта между студентами и преподавателями, обязательны встречи «лицом к лицу» при проведении экзаменов и т.д.);
- нет специалистов с достаточной квалификацией среди преподавателей, проводящих дистанционные курсы (например, координаторов, которые знали бы эффективные методы обучения через Интернет, знали бы основные правила разработки и менеджмента «электронных» курсов и т.д.);
- очень трудно интегрировать существующую российскую систему дистанционного образования в международную систему из-за недостатка специалистов, которые могли бы профессионально это сделать.
Существует очевидное противоречие между насущной необходимостью ускорения развития российской системы дистанционного образования и нехваткой специалистов для её развития. Сегодня нет образовательных учреждений, которые бы вели комплексную подготовку специалистов для дистанционного образования в таких важных областях как:
- активные методы обучения (проектно ориентированные методики, обучение в сотрудничестве и т.п.);
- психология общения через Интернет;
- организация, менеджмент и оценка дистанционных курсов.
Основная идея Курса
Отвечая предъявляемым требованиям к преподавательскому составу, участвующему в процессе дистанционного обучения, в 2000 году группа ученых из Российской академии образования (Москва)и Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) разработали пилотный проект – основанный на Интернет-технологиях курс для координаторов дистанционного образования (http://courses.urc.ac.ru).
Что такое «координатор дистанционного обучения»
Слово «координатор» использовано здесь как общий термин, объясняющий роль «ключевой персоны» в процессе дистанционного обучения – специалиста, который не только ведет учебный процесс, но еще и:
- организует и делает удобными для студентов учебные дискуссии;
- поддерживает активность студентов во время выполнения групповых проектов, давая необходимые наставления и инструкции;
- развивает индивидуальные профессиональные качества студентов как наставник;
- определяет задания студентам и оценивает их;
- стимулирует и контролирует учебную активность студентов;
- нейтрализует возникающие конфликты и т.д.
Быть координатором дистанционного обучения означает также:
- быть компетентным в предметной области;
- быть квалифицированным Интернет-пользователем;
- быть искусным коммуникатором;
- быть компетентным в психологических аспектах обучения через Интернет;
- быть готовым к использованию активных методов обучения, ориентированных на использование Интернет.
Цели и задачи Курса
Основной целью Курса является повышение квалификации преподавательских кадров системы высшего и среднего образования, подготовка их для работы в качестве координаторов дистанционных курсов. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать основные понятия и идеи, касающиеся области дистанционного образования;
- дать навыки использования новых методов активного обучения;
- развить навыки коммуникации;
- определить индивидуальное умение и возможности при обучении, которые могут влиять на работу в качестве координатора дистанционных учебных курсов.
Пилотная «команда» Курса
Распределенная пилотная «команда» включала в себя слушателей, авторов, координатора, администратора и профессиональных психологов. Слушателями были добровольцы из различных образовательных учреждений: учителя средних школ, преподаватели университетов, методисты из региональных институтов повышения квалификации работников образования и координаторы образовательных телекоммуникационных проектов.
Использованное оборудование
Оборудование, которое слушатели использовали в процессе обучения, было обычным и включало в себя IBM-совместимый персональный компьютер с Windows 98 или NT c MS Office 2000 (MS Internet Explorer, Outlook Express, Word, FrontPage). Доступ к Интернет осуществлялся или из дома (dial-up доступ на скорости 28,8К с помощью модема), или из университетского Интернет-центра (прямой доступ через выделенный канал на скорости 64К). Доступ к учебным материалам осуществлялся как через Интернет, так и непосредственно с помощью загрузки на компьютер архивированных файлов с текстами, тестами и инструкциями.
Структура и содержание Курса
В течение трехмесячной подготовки с использованием Интернет слушатели вовлекаются в процесс активного так называемого E-обучения. Они обучаются по Web-учебнику, разработанному специально для этого Курса. Этот учебник обогащен коллекцией ссылок на другие расположенные в Интернет образовательные ресурсы и онлайновые издания. Содержание материалов Курса находится в прямой зависимости от стоящих перед Курсом задач. Поэтому Модули электронного учебника имеют следующие названия:
- Введение в систему дистанционного образования.
- Интернет-технологии и образовательная среда, используемые в дистанционном обучении.
- Коммуникации через Интернет: основные законы и проблемы.
- Новые методы обучения и технологии дистанционного образования.
- Психологические аспекты работы со студентами в Интернет-среде.
- Мониторинг и системы контроля дистанционных курсов.
Процесс обучения
Обучение проводилось по программе в течение 3 месяцев, включающих серию четко обрисовывающих цели и задачи каждого модуля контрольных заданий и постоянно действующую обратную связь.
Слушатели имели возможность использовать различные средства обучения, среди которых можно выделить следующие:
- твердую (бумажную) копию учебного пособия «Основы работы в Интернет» с информацией об основных сервисных службах Интернет, типовом программном обеспечении для обучения на Курсе, различные примеры образовательных ресурсов в Интернет;
- электронный учебник с доступом через web-интерфейс;
- совокупность контрольных заданий с детальным описанием задач, ссылками на информационные источники, инструкциями с примерами по оформлению отчетов о выполнении задания;
- дополнительные материалы по исследованию своих индивидуальных особенностей (интерактивные тесты, вопросники и т.д.);
- коллекцию ссылок на образовательные ресурсы в Интернет;
- библиографию по традиционным информационным источникам – монографии, статьи и т.п.
Курс имеет модульную структуру. Каждый модуль состоит из нескольких «шагов», которые ведут слушателя через:
- постановку учебных задач;
- прочтение и осознание;
- экспериментирование, тестирование, самооценку и оценку коллег по курсу;
- выполнение индивидуальных и/или групповых заданий;
- рефлексию, дискуссии и получение обратной связи;
- обозначение новых учебных задач и проблем.
Во время обучения слушатели вовлекаются в целый ряд мероприятий по взаимодействию с координатором и коллегами по учебной виртуальной группе. Большинство заданий для слушателей базируется на активных методах обучения: Интернет-проекты, обучение в сотрудничестве, методы научных исследований и т.д., которые обеспечивают мотивацию слушателей к работе в сотрудничестве друг с другом внутри группы, создание перманентных параллельных связей внутри группы и «пошаговое» знакомство со всеми членами учебной группы, также как и с координатором. Они учатся глобально мыслить, спорить и находить компромиссы во время дискуссий. У них развивается критическое мышление и способности вырабатывать решения в каждодневных ситуациях, касающихся дистанционного обучения. Этот процесс может быть довольно сложным для многих слушателей, которые имеют трудности в установлении общения (коммуникации) с другими людьми в Сети. Но серия специально разработанных интерактивных ролевых игр и индивидуальные советы координатора помогают им решить эти проблемы и развить необходимые коммуникационные навыки.
Все взаимодействия среди членов учебной группы были организованы с помощью:
- электронной почты;
- списков рассылки (один для слушателей и координатора, другой - для координатора и сопровождающих Курс специалистов);
- чата («Класс» для плановых дискуссий с обязательным протоколированием и «Перемена» для неформального общения)
Различные задания, которые слушатели выполняли во время обучения, требовали использования различных форм обучения:
- индивидуальной;
- в парах;
- в мини-группах (3-4 человека);
- в группах (10-12 человек);
- во всей группе.
Большие группы были эффективны при проведении психологических интерактивных ролевых игр и чат-сессий. Малые группы были эффективны при выполнении проектов, решении различного рода проблем и рефлексии. Работа в парах давала наилучший результат при оценке индивидуальных особенностей коллег, так же как и рефлексий и дискуссий по результатам тестирования внутри «параллельных» (т.е. на уровне коллег по группе) коммуникаций.
Одной из задач курса было знакомство слушателей с эффективными инструментами по самооценке, которые могли бы быть использованы при построении персональных самообразовательных траекторий будущих координаторов дистанционных курсов.
Психологическая поддержка и мониторинг
Характеристики учебной среды на основе Интернет
При разработке основной концепции этого Курса особый акцент был сделан на решении проблемы адаптации «взрослых» к новой образовательной среде, созданной на основе Интернет. Основными причинами этого (в сравнении с традиционным «очным» учебным опытом) являются следующие:
- доминирование нового сенсорного канала (визуального);
- «взрослые» слушатели, работающие вместе в рамках дистанционного курса, имеют различные особенности, опыт, предпочтения в обучении;
- некоторые слушатели страдают от информационных стрессов и расстройств в течение первой учебной недели в Сети;
- Интернет требует новых правил коммуникации – демократический «сетевой этикет»;
- не все «взрослые» без проблем образуют новые контакты и сотрудничают с незнакомыми им людьми (даже коллегами) в Сети;
- не все слушатели имеют высокую мотивацию к обучению;
- не все слушатели хорошо организованы и могут осуществлять самооценку.
Все эти вопросы являются очень важными при исследованиях не только в области образования, но также и в психологии. Профессиональные психологи могли бы сделать серьёзный вклад при создании некоторых дистанционных курсов, помогая методистам избежать ситуации с «изобретением велосипеда». Психологи могли бы поделиться своими методиками оценки индивидуальных особенностей слушателей, методиками оценки процессов групповой динамики, которые очень важны, собственно, для оценки дистанционного обучения, соответствующего выбора форм и методов обучения. Практическая психология в России и других странах в течение многих лет имела интересы в области бизнес-образования, развитии стратегий и методов в различных областях деятельности, включая коммуникацию, сотрудничество, групповую работу и т.п. В Курсе заложен подход, основывающийся на объединении усилий профессиональных психологов и методистов, разрабатывающих и следящих за эффективной работой дистанционных курсов.
Процесс обучения группы слушателей сопровождался группой психологов, которые проводили индивидуальные консультации, следили за психологическим климатом в группе. Работая совместно с координатором, психологи помогали слушателям в разработке их собственных самообразовательных программ (так называемых «образовательных траекторий»), которые будут очень полезными по окончании Курса.
Задачи психологической поддержки
Остановимся на основных целях и задачах «психологической поддержки» учебного процесса в рамках Курса:
Цели:
- создание дружественной психологической атмосферы среди слушателей Курса;
- поддержка слушателей в процессе создания своих индивидуальных образовательных траекторий.
Задачи:
- оценка учебной среды Курса;
- изучение индивидуальных особенностей слушателей;
- помощь в адаптации к новой интерактивной среде;
- популяризация имеющих отношение к Курсу психологических знаний (как практических, так и теоретических).
Группа психологов сопровождала Курс на всех его этапах, проводя:
- аналитическую работу и мониторинг групповой динамики;
- инструкторскую поддержку (советы по дизайну web-сайта, структуре содержания Курса, разработке систем обратной связи и т.д.);
- консультации (индивидуальные и групповые для слушателей Курса, для координатора, для разработчиков учебных материалов);
- методологическую поддержку (участвуя в разработке интерактивных тестов для самооценки и оценки личностных качеств коллег и т.д.).
Развитие образовательных виртуальных сообществ
Хотя слушателями Курса были представители различных образовательных слоёв, составленная из них учебная группа имела все основные атрибуты “network community” – сетевого сообщества (Whittaker, Issacs & O’Day, 1997):
- разделение по целям, интересам, потребностям и действиям;
- активное участие в выполнении заданий, проведении чатов и т.п.;
- способы доступа к учебным информационным ресурсам;
- социальная практика, язык и сетевой этикет;
- поддержка, сопровождение и взаимопомощь слушателей.
В то же время (и это парадокс профессии!) преподаватели обычно страдают от индивидуальной обособленности, они часто теряют уверенность при установлении контактов с коллегами, занимают пассивную позицию в групповом общении, стараются остаться «в тени» вместо того, чтобы стараться быть активным членом «команды» (J.Preece, 2000.).
Принимая во внимание эти специфические характеристики слушателей и особенности данного Курса, большое внимание было уделено развитию системы адаптации слушателей к новой коммуникационной среде, которая включала в себя:
- теоретический материал для слушателей по объяснению основных правил функционирования Интернет-среды;
- интерактивные упражнения по созданию доверительных отношений и сотрудничеству среди членов группы;
- психологические ролевые игры и интерактивные тесты по самооценке;
- проектно-ориентированные задания.
Особое внимание было уделено также созданию дружеской психологической среды общения. Для выполнения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
- создать сообщество слушателей;
- помочь слушателям познакомиться друг с другом;
- развить навыки сотрудничества;
- создать атмосферу доверия;
- организовать поддержку развивающимся взаимодействиям среди всех членов группы.
Начальная образовательная основа и опыт слушателей имели разные уровни. Поэтому была разработана двухуровневая схема интерактивных упражнений:
Первый уровень – для определения текущего статуса (уровня) слушателя. Здесь упражнения комбинировались с различными тестами по самооценке и оценке коллег наряду с групповыми и индивидуальными экспериментами, включавшими рефлексию и групповое обсуждение результатов тестирования.
Второй уровень включал упражнения, имеющие основной целью интеграцию слушателя в новые условия работы с возможностью использования полученных знаний в сотрудничестве с реальными людьми через Интернет.
По завершении курса слушатели выразили желание сохранить контакты с коллегами. По их просьбе был организован специальный список рассылки для окончивших курс, в котором на данный момент работают два выпуска. Они обмениваются ссылками, ведут дискуссии и являются настоящим виртуальным сообществом.
Заключение
Русскоязычная версия Курса начала разрабатываться с марта 2000 года, и две группы слушателей (по 16 человек в каждой) из Москвы, Уфы, Великого Новгорода, Челябинска, Иркутска и других городов России участвовали в эксперименте. Основными достижениями пилотной стадии проекта можно назвать следующие:
- адаптацию новых педагогических технологий и активных методов обучения к сетевым (онлайновым) дистанционным курсам;
- эффективную комбинацию индивидуальных и групповых методов обучения;
- оперативные контакты и обратную связь между слушателями (внутри учебных групп) и координаторами через Интернет;
- разработку системы интерактивных упражнений и тестов для педагогической и психологической самооценки и развития необходимых навыков коммуникации и сотрудничества внутри Интернет-среды; разработку «Концепции психологической поддержки дистанционного обучения».
Кривощеков Виктор Анатольевич - директор образовательных программ Института развития информационного общества, кандидат физико-математических наук
Моисеева Марина Владимировна - Институт общего и среднего образования РАО, кандидат педагогических наук
Насонова Юлия Михайловна - Южно-Уральский государственный университет, кандидат медагогических наук