Качество работы госслужащего измеряется не наградами, а полезными результатами для людей


__________________________________

Н.А. Никифоров





Эксклюзивное интервью журналу «Информационное общество»

НИКИФОРОВ Николай Анатольевич
Заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр информатизации и связи Республики Татарстан

Беседу вела главный редактор журнала «Информационное общество» Т.В. Ершова 20.04.2011 г.

Т. ЕРШОВА: Николай, я хотела бы начать с простых вопросов. Расскажите о себе. Кто ваши родители?

Н. НИКИФОРОВ: Папа у меня был научным сотрудником, он занимался метрологией – устройствами, которые позволяли мерить расход газа или нефтесодержащей жидкости в скважинах. А мама у меня всю жизнь работала в бухгалтерии в разных организациях.

Т. ЕРШОВА: Чем вы больше всего интересовались в детстве вообще и в школе в частности?

Н. НИКИФОРОВ: Если говорить о совсем раннем детстве, то мне нравилось играть в стройку и строить здания. Я думал, что буду строителем. Если говорить о школе, то, конечно, было определенное увлечение компьютерами – они тогда только-только начинали появляться. В нашей школе была программа, которая называлась «Достижения молодых». И в рамках этой программы нам дали возможность создать школьную компанию и на практике освоить азы предпринимательства. Мы провели в школу интернет и за небольшую плату предоставляли к нему доступ школьникам. Это при том, что в стране интернета тогда практически не было. Это был технически очень интересный проект. И в каком-то смысле – инновационный. Компьютерные технологии плюс какие-то знания в области предпринимательства в итоге, наверное, и повлияли на мой выбор профессии. После школы я пошел на учебу в Казанский университет и сразу, с первого курса, стал работать в сфере информационных технологий. Тогда уже существовало несколько стартапов и реализовывалось несколько ИТ-проектов. Наверное, самым крупным из них был «Казанский портал». Это был, пожалуй, один из первых в России региональных порталов, который зарабатывал деньги на интернет-рекламе.

Т. ЕРШОВА: Вы очень рано начали работать, причем, если не ошибаюсь, сразу руководителем – замдиректора компании «Казанский портал».

Н. НИКИФОРОВ: Да, это был целый коллектив. Мы создали эту компанию и стали набирать молодых ребят, организовывать малый бизнес.

Т. ЕРШОВА: Обычно в этом возрасте молодые люди побаиваются ответственности. А Вам не было страшно?

Н. НИКИФОРОВ: Нет, было ощущение, что проще строить что-то свое, чем рассчитывать на чью-то помощь и трудоустройство в какой-нибудь организации. Делать все самим оказалось надежней, понятней и к тому же интересней во много раз.

Т. ЕРШОВА: А какие методы руководства были у столь юного замдиректора?

Н. НИКИФОРОВ: Думаю, излишне демократичные, как, впрочем, и сегодня. Хотя специфика теперешней моей работы требует больше порядка и исполнительской дисциплины. А тогда это был просто очень творческий коллектив, где творчество зачастую превалировало над бизнесом – видимо, такими и должны быть стартапы. Так происходит во всем мире.

Т. ЕРШОВА: Николай, в 23 года Вы уже стали советником премьер-министра республики Татарстан по информационным технологиям. Как это произошло? В чем заключалась функция советника?

Н. НИКИФОРОВ: К тому времени мы уже несколько лет работали с правительством республики Татарстан. Рустам Нургалиевич Минниханов как раз тогда был премьер-министром республики, и здесь начал реализовываться целый ряд проектов. Мы организовывали электронный документооборот, делали некоторые другие системы, поэтому у нас периодически возникали контакты. Но на решение пригласить меня советником скорее повлияло другое. Тогда группа наших экспертов отправилась в Соединенные Штаты, где мы подсмотрели самое главное: что электронное правительство – не технологический проект, в котором речь идет о серверах и каналах связи, а проект прежде всего административный. Тогда в России было популярно словосочетание «административная реформа», и как раз в рамках этой реформы мы и предложили Рустаму Нургалиевичу заниматься электронным правительством. Собственно, после этого я и стал советником. Это позволило интегрироваться в работу правительства, принимать участие в подготовке тех или иных решений. Появилась возможность формально участвовать в переписке, получать ответственные поручения и так далее. Постепенно это вылилось в большую содержательную работу.

Т. ЕРШОВА: В 27-летнем возрасте Вы уже были включены в первую сотню резерва управленческих кадров, стали вице-премьером правительства Республики Татарстан, министром информатизации и связи Татарстана, получили несколько правительственных наград. Это без преувеличения феноменальный послужной список. В каком же режиме Вы живете, чтобы это стало возможным? Может быть, Вы о каком-нибудь своем типичном дне расскажете? И еще: кто и что вам помогает быть таким результативным?

Н. НИКИФОРОВ: Мне кажется, по этим фактам очень сложно судить о результативности. Если говорить о качестве работы госслужащего, то оно все-таки измеряется не наградами и попаданием в списки, а прежде всего полезными результатами для жителей соответствующей территории – в моем случае Республики Татарстан. Поэтому, мне кажется, корректнее было бы говорить о конкретных электронных госуслугах или успехах в области электронного образования. Теперь про типичный рабочий день. Информатизация в нашей стране сильно замкнута на федеральный центр, поэтому мне очень часто приходится ездить в командировки. Нередко бывает, что один, а то и два дня в неделю проводишь в Москве. В полетах между Казанью и Москвой удается просматривать почту. Рейс в один конец занимает час двадцать, и этого как раз хватает, чтобы обработать текущую информацию. Опять же, работа в правительстве Татарстана сегодня очень мобильная: все мы постоянно пользуемся электронными календарями, электронной почтой, электронным документооборотом, видеосвязью и другими преимуществами современного информационного общества, поэтому уже не так прикованы к рабочему столу и к бумаге. Я считаю, это позитивно сказывается на эффективности нашей работы и, как следствие, на эффективности всей системы госуправления в Татарстане. В каком-то смысле можно говорить о конкурентоспособности Татарстана по отношению к другим регионам, и это один из тех прямых результатов, которые дают информационные технологии.

Если я никуда не уезжаю, то стараюсь до обеда провести встречи со своими заместителями, руководителями ключевых направлений работы, сотрудниками, а после обеда в основном идут внешние встречи. Очень часто это правило нарушается многочисленными мероприятиями, происходящими в нашей республике, и график приходится менять на ходу. Опять же, здесь ИКТ позволяют оперативно все согласовать с коллегами. У нас сегодня в единой системе такого электронного управления работают 18 тысяч государственных и муниципальных служащих, так что нам достаточно легко подстраиваться под постоянно меняющуюся среду.

Т. ЕРШОВА: А спортом удается заниматься?

Н. НИКИФОРОВ: Удается, но, к сожалению, по остаточному принципу. О регулярности говорить не приходится, но минимум два раза в неделю я стараюсь бывать в спортзале. Это не только помогает поддерживать физическую форму, но и очень хорошо способствует приведению мыслей в порядок.

Т. ЕРШОВА: В республике Татарстан системная работа по формированию регионального электронного правительства началась еще в 2006 году – ваша республика была одной из первых в стране. Тогда Вы возглавляли центр информационных технологий, который, собственно, и отвечал за формирование электронного правительства. Что Вы считаете главными достижениями в этой области и чем Вы особенно гордитесь?

Н. НИКИФОРОВ: Наверно, самое главное – это то, что нам удалось начать формировать единую техническую политику: бюджет на ИТ был централизован, информационные системы стали внедряться не по ведомственному принципу, а по сервисному. То есть мы выбирали единый сервис, который делали доступным всем – министерствам, ведомствам, муниципальным районам, – и сознательно не разделяли муниципальную и региональную информатизацию. Это, пожалуй, главные достижения. Кроме того, удалось сформировать работающий организационный механизм, который позволил принять согласованные решения по расстановке приоритетов. Это была рабочая группа по электронному правительству, которую возглавлял руководитель аппарата правительства Татарстана Шамиль Хамитович Гафаров.

Т. ЕРШОВА: Кто был самым активным участником создания электронного правительства в Татарстане?

Н. НИКИФОРОВ: Думаю, все-таки аппарат правительства. Еще раз повторю: американский опыт позволил нам правильно определить акценты. Электронное правительство получилось организационно-административным, а не технологическим проектом. Рабочую группу по его созданию возглавил руководитель аппарата правительства. Это было в 2005 году. Кстати, символично, что в 2009 году такая же рабочая группа появилась и в правительстве Российской Федерации, и тоже под руководством руководителя аппарата правительства – вице-премьера Сергея Семеновича Собянина. Так что аппарат правительства выступил «законодателем мод». У нас именно с него начался и электронный документооборот, и централизация таких сервисов, как электронная почта, доступ в интернет, ключевые государственные учетные информационные системы. А если говорить в целом, то в деле формирования информационного общества ключевую роль, конечно же, играют такие социально значимые направления, как образование, здравоохранение, культура, безопасность. Поэтому профильные министерства здесь всегда были и будут под ярким лучом прожектора информатизаторов. Они, собственно, всегда вели самую активную работу.

Т. ЕРШОВА: А какие государственные услуги уже реально оказываются людям в вашей республике, и что говорит об этом простой народ?

Н. НИКИФОРОВ: Вы знаете, этот вопрос очень часто вводит в заблуждение, потому что, с одной стороны, у всех регионов и у федерального центра есть желание назвать как можно большую цифру, хочется говорить о сотнях, тысячах услуг. Но очень важно разделить услуги информационные, которые просто дают человеку возможность ознакомиться с процедурой получения госуслуг, и настоящие электронные услуги. ООН, например, предложила пятифазовую модель развития электронного правительства, где каждая более высокая стадия предполагает предоставление все более и более интерактивных услуг. У нас в Татарстане интерактивных услуг сегодня десять. Это, конечно же, небольшое число, но это действительно востребованные услуги. Я могу их назвать: оплата штрафов за нарушение правил дорожного движения; получение информации об успеваемости и посещаемости школьников (проще говоря, электронный дневник или электронный журнал в школах); запись на прием к врачу; запись в очередь в детский сад; получение выписки из Единого реестра прав (Росреестра); получение выписки из Государственного кадастра недвижимости; получение информации о задолженности по налогам и оплата задолженности; получение загранпаспорта; регистрация брака в органах ЗАГС; внесение средств на накопительную часть трудовой пенсии, где государство софинансирует ее (Вы знаете, такая программа есть).

Количество услуг постоянно растет. Мы приняли план приоритетных действий до 2013 года, и в него входят 92 услуги. Но и это не исчерпывающий перечень – некоторые ведомства уже пошли на его перевыполнение. Самое главное, что мы выбрали для себя очень важный индикатор (по сути, мы отказались от других индикаторов оценки электронных услуг): долю электронных услуг в общем объеме предоставления госуслуг. И, кстати, получаем по некоторым направлениям очень интересные результаты. К примеру, по детским садам у нас в марте 52 процента всех заявлений получено через интернет, по ЗАГСу 49 процентов заявлений получено в электронном виде, по ГИБДД 18 процентов штрафов оплачиваются электронно, а 14 процентов загранпаспортов тоже получены после подачи электронного заявления. И так далее.

Как раз я перехожу к ответу на Ваш вопрос: что говорит об этом простой народ? Народ говорит разное, но могу сказать, что мы очень много получаем негатива. Здесь, знаете, я всегда вспоминаю интервью, которое недавно дал Никита Белых. В нем он говорит о презумпции виновности госчиновников в России – что бы они ни делали, всегда есть критика. Мы на нее стараемся конструктивно реагировать, без лишних эмоций. Важно не то, что народ говорит, а то, какой народ делает выбор. Так вот у нашего народа есть две равновеликие возможности: пойти куда-то ногами, выстоять там очередь, подать бумажное заявление или же никуда не ходить, а послать заявку через интернет. Так вот мы видим, что 52 процента населения делают это в электронном виде. Это их сознательный выбор, и это лучшая оценка нашей работы. Спрос на электронные госуслуги со стороны населения весьма значительный, и он превышает предложение.

Темпы предоставления ключевых госуслуг в электронном виде в Татарстане каждый месяц растут. Назову несколько цифр. По оплате штрафов на автомобиль рост на 30 процентов в месяц, по заявлениям в загс – в два с половиной раза, по записи в очередь в детский садик – на 20 процентов. В марте у нас зафиксировано более 65 тысяч фактов оплаты различных пошлин, штрафов и так далее, а в целом мы получили в этом месяце 407 тысяч различных запросов. Это огромные цифры, и они постоянно меняются в сторону увеличения. Что тут можно сказать? Только то, что людям нужны результаты нашей работы.

Конечно, этот проект мы стараемся всячески популяризировать. Напечатали интересные буклеты, везде их раздаем, ведем рекламную кампанию в интернете, сейчас инициируем большую кампанию в местных СМИ. Любопытные нам присылают кадры: например, как главы отдельных районов на автобусных остановках размещают информацию о том, что удобнее регистрировать брак через интернет и так далее. У нас действительно идет масштабная работа, и она сегодня пронизывает всю систему государственного и муниципального управления в Республике Татарстан.

Т. ЕРШОВА: Мы уже много лет, еще со времени проведения всемирного саммита по информационному обществу, твердим о необходимости привлечения СМИ к популяризации электронных услуг, чтобы люди о них знали как можно больше. Но этого практически никто не делает, а вот вы в Татарстане – делаете. Остается только пожелать, чтобы и другие регионы, и, конечно же, федералы активно в это включились.

Н. НИКИФОРОВ: Расскажу, почему это у нас стало происходить. К примеру, мы просим сотрудников ГАИ в каждом подразделении при выдаче автомобильного номера или водительских прав прикладывать к ним буклет про электронные услуги – по тем те же штрафам или еще чему-нибудь. Почему они это делают? По одной простой причине: один из ключевых показателей их деятельности – доля оказания услуг в электронном виде, и за это отвечает непосредственно министр внутренних дел. За загранпаспорта отвечает управление Федеральной миграционной службы, за процент браков, заключенных через посредство ИКТ – органы ЗАГС. Когда такая ответственность закреплена, и есть одна совершенно четкая цифра, а не десять каких-то показателей, на рост которых непонятно, как повлиять, то вовлеченность руководителей на местах становится совершенно другой.

У нас каждый месяц проходят совещания у премьер-министра, где мы смотрим, как у нас изменилась доля за месяц. Понимаете, мы каждый месяц отслеживаем каждую конкретную цифру. При этом сидят все члены правительства, руководители ключевых ведомств, которые погружаются в эту проблематику. У нас в стране как принято? Записывают электронное правительство за каким-нибудь замом – таким самым молодым, самым продвинутым – и ждут какого-то чуда. А если его не происходит, то ругают этого зама. Но чудес ведь не бывает! Отличие татарстанской модели от других в том, что электронное правительство всегда было проектом первого лица – Рустама Нургалиевича Минниханова, сначала премьер-министра, а теперь президента республики. Президент, премьер-министр, каждый министр у нас лично вовлечены. И они сами ищут и придумывают способы, как все сделать удобным, понятным и доступным для граждан. В ведомствах развешиваются плакаты, раздаются буклеты, о которых я уже говорил, делается и многое другое. Кто-то, например, стал в офисах, куда приходят граждане, просто устанавливать один или несколько обычных компьютеров с выходом в интернет, ставить рядом с ними волонтера, который людям, пришедшим получить ту или иную услугу и столкнувшимся с очередью, предлагает сесть за компьютер и объясняет им, как то же самое можно сделать через интернет. Он буквально мышку водит вместе с ними, и люди, которым один раз все это объяснили, становятся уже «лояльными клиентами» электронного правительства. Такие примеры есть, в частности, по Пенсионному фонду.

Т. ЕРШОВА: Николай, Вы в курсе очень конкретных дел, прекрасно осведомлены о проблемах, легко оперируете цифрами. Как Вам при Вашей занятости это удается?

Н. НИКИФОРОВ: Ну, говоря с Вами, я посмотрел в компьютер, открыл сайт…

Т. ЕРШОВА: Но дело ведь не только в этом. Даже если бы не было этого компьютера у Вас перед глазами, Вы бы все равно дали оценку, соответствующую действительности. У вас ведь и члены правительства, аппарата президента тоже все очень хорошо информированы. Как у вас работает система сбора информации, обратной связи с населением? У вас это хорошо поставлено, и хотелось бы знать, как вы в Татарстане этого добились.

Н. НИКИФОРОВ: Опять же, здесь нет никаких чудес. Просто наши государственные информационные системы обязательно включают модуль статистики. У нас все представлено в виде понятных, красивых графиков, которые легко читаются, поэтому цифры и остаются в памяти. Идет постоянная работа по отслеживанию самых разных параметров.

Иногда я письмами рассылаю какую-то статистику главам районов, а премьер-министр меня критикует за это и говорит, что не надо этого делать, надо просто отправить им адрес или ссылку или пароль для доступа в информационную систему, и пусть сами смотрят. Так что мы можем говорить о культуре получения информации в онлайне, а не просто о сухих бумажных отчетах. У нас прижилась именно работа с информацией, это ежедневная деловая практика, поэтому, собственно, все владеют цифрами.

Но, еще раз, самое главное – чтобы внедрение электронных услуг было простым и ясным. Зачастую информатизация превращается в какой-то замудренный и излишне технологизированный процесс. Не надо думать, что все в состоянии освоить такие вещи. Поэтому упрощение, эргономика так важны при создании электронного правительства, причем не только для жителей, но и для ответственных лиц.

Т. ЕРШОВА: Насколько мне известно, в Татарстане уже начали выдавать универсальную электронную карту. Как это происходит, и когда вы планируете охватить такими картами все население республики?

Н. НИКИФОРОВ: Вынужден вас разочаровать: ни в Татарстане, ни где-либо в России универсальная электронная карта не выдается. Это иллюзия. Да, в Татарстане выдано более 250 тысяч электронных социальных карт, но это что угодно, только не универсальные электронные карты. По одной простой причине: термин «универсальная электронная карта» закреплен законом, и предусмотрена сложнейшая процедура ее выдачи. В частности, в законе обозначена роль федеральной уполномоченной организации ОАО «Универсальная электронная карта». Как Вы знаете, создана комиссия по модернизации под руководством президента Российской Федерации, принят ряд важнейших решений, но, к сожалению, мы все еще находимся на определенной дистанции от первого выпуска универсальных электронных карт. Действительно, Татарстан еще в 2009 году был одним из главных агитаторов за этот проект. Мы себе также приписываем определенное авторство в этом вопросе от Татарстана исходит некая идеология, которая заложена в основу этого проект. Но сегодня мы все еще ждем выхода ключевых нормативных актов и, собственно, начала технической работы по выпуску этой карты. Мы к этому полностью готовы. То, что я рассказал про электронные услуги, – это все совершенно реальная почва, на которой эту карту можно применить. Не нужно думать, что выпуск универсальной электронной карты хоть как-то повлияет на оказание электронных услуг. Это лишь инструмент идентификации гражданина для подписания того или иного заявления электронной подписью или какими-нибудь другими способами. Ну и, конечно же, платежный инструмент, потому что многие услуги связаны с оплатой. Но не более того. Если электронные услуги не сделать, регламент не выстроить, саму среду предоставления этих электронных услуг не сформировать, то универсальная электронная карта не поможет, и бессмысленно здесь надеяться на какие-то чудеса. Мы действительно планируем охватить универсальной электронной картой все, скажем так, социально и экономически активное население республики. Это будет примерно 2 миллионов карт, как минимум. Люди к этому готовы. У меня есть ощущение, что мы серьезно недооцениваем готовность населения воспринимать инновационные разработки и самые передовые технологии. Проблем достаточно много, но все они лежат в основном в законодательной плоскости – не вышли необходимые нормативные акты, нет порядка выпуска карты, нет присоединения банков к этому проекту. Поэтому мы, к сожалению, по-прежнему ждем решения этих ключевых вопросов.

Т. ЕРШОВА: Вы побывали во многих странах мира. В какой из них, по Вашему мнению, информационное общество уже относительно полноценно существует? И чье электронное правительство достигло того уровня, который можно считать адекватным для XXI века?

Н. НИКИФОРОВ: Моя оценка может быть только субъективной, потому что сравнивать нужно по многим параметрам. Из стран, в которых мне удалось побывать, обязательно отмечу Эстонию и Сингапур – они действительно превосходят таких, казалось бы, лидеров, как Соединенные Штаты, в части унификации технологий, глубины их проникновения, масштабов внедрения. Это стран, у которых есть чему поучиться. И они не похожи друг на друга – Сингапур с Эстонией очень сложно сравнивать, но в части электронного правительства имеют очень интересные результаты. Там как раз есть универсальные карты, есть единая унифицированная система.

Т. ЕРШОВА: А теперь снова несколько «человеческих» вопросов. У Вас есть хотя бы немножко свободного времени? Удается ли Вам как-то отдыхать? Если да, то чем вы занимаетесь в это время – может быть, хобби какие-то есть?

Н. НИКИФОРОВ: Честно говоря, свободного времени практически нет. У нас в правительстве субботние и воскресные совещания, те или иные мероприятия – правило, поэтому не могу даже назвать хобби, на которые оставалось бы время. Чаще во время поездок по миру, если удается совместить деловую и культурную программы, знакомлюсь с историей, культурой и достопримечательностями того места, куда посчастливилось попасть. А вообще люблю пешие прогулки, люблю проводить время на природе, стараюсь найти время для занятий спортом. Вот, пожалуй, и все.

Т. ЕРШОВА: Я знаю, что Ваши детишки, дочка и сын, уже вовсю осваивают суперсовременную технику. Они сами проявили к этому интерес или кто-то их к этому подтолкнул?

Н. НИКИФОРОВ: Наверное, все современные дети являются активными пользователями информационных технологий. Начинается освоение почти всегда с пульта телевизора, потом наступает очередь сотового телефона родителей. Я обратил внимание, что буквально в полтора-два года ребенок в состоянии осознать технологию сенсорного экрана (touch screen), как у iPhone, и управляться с простейшими элементами, или, например, выбрать ролик на YouTube. Это удивительно и говорит о том, что, хотим мы этого или нет, происходит некая технологическая (и, наверное, социальная) революция, когда маленькие дети в состоянии воспринять самые современные технологии. Даже не совсем отдавая себе отчет в том, что делают, они в состоянии взаимодействовать с этими устройствами. Очень важно приобщать подрастающее поколение к новым технологиям и давать новые навыки и, чтобы оно было конкурентоспособным. Поэтому мне очень приятно, когда министр образования и науки Татарстана говорит о том, что одним из обязательных навыков для всех школьников республики должен быть слепой десятипальцевый набор на клавиатуре. Или о том, что к концу мая этого года у каждого учителя в Татарстане будет персональный ноутбук. Сегодня у двух третей учителей (а это примерно 25 тысяч) он уже есть. Это очень важные стратегические инвестиции в подрастающее поколение, и я убежден, что именно такие проекты способны заложить основу будущей конкурентоспособности и экономического роста. Пример моих собственных детей убеждает в том, насколько это важно, и насколько другим будет общество, в котором мы будем жить уже через 5, 10, 20 и более лет.

Т. ЕРШОВА: А что вы считаете главным в воспитании детей? Что родители должны им дать, чтобы они стали счастливыми людьми? И вообще – должны ли родители что-либо им давать?

Н. НИКИФОРОВ: Главное, я считаю, надо дать веру в собственные силы и некое правильное мировосприятие, чтобы они понимали, как устроен мир. Я больше говорю о его экономической природе, потому что считаю, что она имеет совершенно особое значение, и очень важно это с ранних лет объяснить детям. Мне повезло, что я столкнулся с программой «Достижения молодых» в школе. Я был уже в девятом классе, а осознавать какие-то простые, но важные моменты важно с самого раннего возраста. К сожалению, в нашей стране часто слышишь, как все критикуют здравоохранение, образование, что дороги плохи, все ужасно, но при этом никто не задумывается об эффективности, о нашем валовом внутреннем продукте в расчете на жителя, о нашей производительности труда. Мы любим сравнивать себя с западными странами, но почему-то не любим сравнивать экономическую эффективность всей нашей работы, с эффективностью других, не задумываемся над тем, от чего же, собственно, зависит качество и уровень жизни, да и, в конечном счете, решение простых бытовых вопросов. Я считаю, что это очень важно донести до детей, объяснить им и помочь поверить в то, что все в наших руках и все зависит только от нас самих. Нужно самим браться и делать, добывать результаты, получать образование. То есть нужно помочь сформировать правильную мотивация – через понимание того, какова причинно-следственная связь между образованием, трудолюбием, самодисциплиной и конкретными результатами жизни. Я думаю, что если эти ключевые акценты правильно расставить, дать подрастающему поколению все это осознать, все будет хорошо. Собственно, это, наверное, главная проблема вообще в образовании и в воспитании детей в нашей стране. Мы об этом очень мало говорим, к сожалению. Недавно кто-то из коллег привел любопытный пример: у нас в школьных учебниках задачи про всякие яблоки, а в других странах это центы, пенсы и тому подобное, причем с первого класса. Это, наверное, очень важно. И здесь мы в каком-то смысле недорабатываем.

Т. ЕРШОВА: Николай, о чем Вы сами хотели бы сказать нашим читателям?

Н. НИКИФОРОВ: Поскольку журнал называется «Информационное общество», он, помимо вопросов электронного правительства, охватывает и другие социально значимые сферы. Очень важную роль играют образование и здравоохранение. Что касается образования, то я уже проанонсировал наш ключевой лозунг: «Каждому учителю – по ноутбуку». И мы стараемся его реализовать. Кроме этого, проводим в школы оптику – сегодня там уже 4,5 тысячи точек доступа Wi-Fi, скоро будет еще 5,5 тысяч. Я не знаю, сколько их поставлено у МТС, «Билайна» или еще у кого-то в Москве, но в школах Татарстана 11 тысяч точек доступа Wi-Fi будет уже в ближайшее время. Мы создаем электронную образовательную среду, в которой сегодня уже зарегистрировано 410 тысяч аккаунтов школьников, учителей и родителей, из которых 110 тысяч заходят в систему со своих домашних компьютеров. Они смотрят оценки, домашние задания, осваивают электронные образовательные ресурсы.

То же самое нам предстоит сделать в здравоохранении. Мы, к примеру, рассчитали, что где-то за полтора года сможем обеспечить запись на прием к любому врачу в масштабах всей республики. Сегодня примерно 5 процентов посещений врача начинается с предварительной электронной записи. Это тоже некий показатель, но, конечно же, здесь требуется сделать еще очень многое. Поэтому мы возлагаем большие надежды на программу модернизации здравоохранения, и без федеральной поддержки здесь очень сложно обойтись. Татарстан претендует на софинансирование в размере чуть более 400 миллионов рублей – это будет очень важным подспорьем для регионального бюджета в решении инфраструктурного вопроса массового оснащения лечебно-профилактических учреждений.

Еще одну тему затрону – безопасность, которую считаю очень важной проблемой информационного общества. Здесь мы реализуем важный проект «ГЛОНАСС+112». Все мы знаем, что в декабре прошлого года, наконец, подписан указ президента Российской Федерации по единому номеру «112». Мы в Татарстане с самого начала занимались этим проектом, учитывая, что перенаправления телефонного звонка с номера «112» куда-то дальше недостаточно для того, чтобы повысить качество соответствующей услуги. Важно обеспечить скоординированную работу всех экстренных служб, так как, по нашей статистике, минимум 10 процентов происшествий требуют реагирования сразу нескольких служб. Например, ДТП требует одновременно выезда милиции и скорой помощи, пожар – выезда пожарных и милиции и так далее. Кроме того, необходимо оснащение всех этих служб ГЛОНАСС-оборудованием и интерактивными устройствами, помогающими бригадам либо получить дополнительную информацию на местах, либо определить, где находятся их коллеги, чтобы четко скоординироваться. Все это на порядок повышает эффективность внедрения простой системы «112». Сегодня мы можем посекундно проследить, когда получен звонок, когда нажал кнопку диспетчер, сколько он говорил с человеком. Мы можем прослушать аудиозапись, выяснить, когда она ушла в те или иные подразделения (в скорую помощь, милицию, пожарную охрану, службу спасателей), узнать, когда на нее отреагировали, когда назначили ту или иную бригаду, когда та фактически выехала и реально доехала до места происшествия, куда она заезжала по дороге и когда пострадавшего доставили в больницу. В критических случаях можно «размотать» ситуацию и увидеть, где было сработано эффективно, а где нет. А без всего этого, Вы знаете, разобраться очень трудно – скорая помощь у нас, по официальным отчетам, всегда доезжает вовремя, хотя, если провести социальное исследование, то получим прямо противоположную оценку со стороны жителей.

Одна из важнейших ролей ИКТ заключается как раз в том, что они позволяют получить реальную информацию. Она всегда будет правдивой, на нее можно полагаться и с ней можно работать. А сейчас – спросите министра здравоохранения любого региона, и он вам ответит, что скорая помощь всегда приезжает вовремя, как по нормативу положено. Хотя всей правды не знают ни министр здравоохранения, ни начальник управления здравоохранения муниципального района, ни даже начальник станции скорой помощи – ее знает только бригада. А благодаря ИКТ все становится прозрачным. И это очень хорошо. Это пример того, как информационное общество позволяет формировать прозрачное и подотчетное гражданам правительство. Это важная миссия, для осуществления которой мы работаем.

Т. ЕРШОВА: Спасибо Вам за интересное интервью. Многое из того, что Вы рассказали, было для меня новым, хотя, вроде бы, меня уже трудно чем-то удивить… Думаю, что нашим читателям также многое будет интересно и полезно узнать. Хочу Вам пожелать дальнейших успехов в Вашей активной деятельности и хороших помощников. В том, что Вы делаете и как Вы делаете, видно желание помогать людям. Пусть и в республике Татарстан, и во всей нашей стране информационное общество появится как можно раньше – настоящее, открытое для всех, в котором каждому человеку будет хорошо.

Н. НИКИФОРОВ: Большое спасибо за добрые слова.


© Информационное общество, 2011 вып. 3, с. 4-14.