_________________________________________________
Е.Л. Вартанова
Сегодня можно говорить о том, что в медиаструктуре сложился очень мощный и влиятельный сегмент, в котором мы твердо можем выделить такой сектор, как СМИ в интернете, а также: газеты, журналы, телевидение, телеканалы, радиостанции, которые действуют в сфере традиционных старых медиа, не цифровых. В интернет переходят для того, чтобы сохранить старую и создать новую аудиторию.
В России мы видим достаточно уникальный для медиасистем мира процесс появления интернет-СМИ. Как показывают развитые медиарынки во многих странах мира, версии традиционных СМИ в интернете являются дополнительным присутствием в новой сфере. В России же мы можем назвать довольно большое число средств массовой информации, которые не существуют в офлайне, а живут только в онлайне. На это есть свои причины, и это одна из особенностей российской медиасистемы. Довольно часто российские онлайновые и интернет-СМИ оказывают более существенное значение, чем аналогичные СМИ в других странах мира.
Мобильные сервисы, предоставляющие определенные информационные продукты пользователю, входят в качестве отдельной составляющей в нашу медиасистему. Мы будем свидетелями того, как наше телевидение уйдет в цифровое пространство. И, как это всегда случается с цифровым телевидением, здесь мы видим реальную концентрацию и конвергенцию старых и новых СМИ. Но фактически цифровое телевидение сегодня рассматривается всеми теоретиками и практиками медиаиндустрии как реальное СМИ информационного общества. Не вдаваясь в теоретические и типологические подробности, можно сказать, что для нас очень важно посмотреть на модернизацию российских СМИ в общем контексте модернизационных процессов. У определения модернизации есть очень много дополнительных смыслов и подтекстов, которые в процессе трансформации средств массовой информации очень часто выводят в сферу культурного империализма. Тем не менее, если посмотреть на общий модернизационный проект, то определение, данное Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохловым и С. Б. Шапошником в статье «Информационное общество для всех сегодня и завтра…», на мой взгляд, совершенно адекватно. В этом смысле процесс модернизации российских СМИ включает рост интернета в структуре средств массовой информации, а также рост и значение новых медиа. Довольно условно, конечно, я ставлю знак равенства между понятием «интернет» и понятием «новые медиа», но для простоты я буду употреблять их как синонимы.
В российской системе средств массовой информации интернет развивается вполне поступательно. Постоянно растет число пользователей, и первоначальный взрывной рост сменяется более плавным. В России почти 30% населения имеют возможность выходить в интернет и рассматривают его в качестве информационного канала.
В структуре СМИ роль интернета возрастает еще и потому, что люди проводят все больше и больше свободного времени, используя интернет. Мы знаем СМИ как индустрию свободного времени: в основном информация потребляется в то время, когда люди не спят и не работают. Для современного пользователя, для современной аудитории СМИ стали структурообразующим элементом свободного времени. Внутри этого свободного времени в последние 20 лет лидировало телевидение. И только 5—6 последних лет показывают, что в развитых странах зритель уходит в интернет, который начинает теснить телевидение в сфере медиапотребления. То же самое мы видим у нас — не для основной части населения, но все-таки для значительной.
Интернет, конечно, значим в системе средств массовой информации. Статистика показывает, что сегодня только в качестве зарегистрированных электронных периодических изданий себя позиционируют более двух тысяч СМИ. Это те СМИ, у которых есть лицензия и свидетельство о регистрации, выданные властями. Сколько же существует других сайтов, фактически представляющих собой информационные средства массовой информации, но не получивших подобную регистрацию? В этом смысле очень интересно обратить внимание на то, что интернет в качестве источника общеполитической и даже, может быть, развлекательной информации в России теснит традиционные СМИ. В 2007 г. руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский обнародовал вполне обнадеживающие цифры. Он сказал, что в целом доля аудитории, которая пользуется в своем ежедневном медиаменю как минимум четырьмя источниками: печатные СМИ, телевидение, радио и интернет, — сегодня достигает одной трети населения России. 33% россиян не довольствуются традиционными СМИ в своем ежедневном медиаменю и обращаются к интернету. Интернет не стал доминирующим, но он вошел в число наиболее авторитетных источников. И это, конечно, очень важно.
Сегодня интернет — фактически единственный коммуникационный информационный канал, который предоставляет пользователю максимальную свободу выбора контента. Мы знаем, что политические и интеллектуальные пристрастия в интернете представлены полярными точками зрения. Интернет дает достаточно большую свободу выбора самого разнообразного контента — от информационного до образовательного. Поэтому он становится фактически основой информационного меню. Есть еще один важный элемент, позволяющий включить интернет в структуру средств массовой информации, — его роль как рекламоносителя. Мы знаем, что традиционные СМИ в условиях рыночной экономики всегда представляют собой, в том числе, и рекламные носители. Это особенность экономики СМИ, и поэтому мы понимаем, что интернет принимает на себя очень много рекламных объявлений, встраивается в конкурирующую за медиаканалы среду.
Пользователи интернета сегодня представляют собой молодую, наиболее образованную и наиболее процветающую с точки зрения доходов часть аудитории. Все дискуссии о цифровом неравенстве, с которыми мы знакомы, здесь абсолютно четко присутствуют. Поэтому с одной стороны, существует проблема цифрового неравенства, с другой стороны, есть некая надежда на позитивные изменения. Потому, что сегодняшние группы пользователей — это специалисты, учащаяся молодежь, городские оптимисты, как говорят многие исследователи, — это люди, которые действительно смотрят в будущее, это представители современной аудитории, тот самый креативный класс, который сегодня задает тон в глобализирующейся экономике. И, как выразился на встрече со студентами факультета журналистики министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, это еще и блогонавты — люди, которые реально живут в этой среде. Такой интересный подход, который озвучил министр, говорит о том, что и государство понимает особую специфику аудитории интернета. Мы знаем, что государственная политика, о которой много говорилось, с точки зрения средств массовой информации, должна учитывать предоставление универсального доступа к интернету. Так же, как газеты в конце XIX в., сегодня доступ к интернету является индикатором грамотности общества. Однако интернет перетягивает на себя довольно много функций традиционных медиа, потому что войдя в структуру свободного времени, он сначала был интеллектуальным проектом (вспомним журнал «Пушкин»), а потом взял на себя часть функций СМИ, не присутствующих на рынке массовой культуры. К примеру, публикации многих массовых книг, таких как книги С. Лукьяненко и Д. Глуховского, невозможны без интернета, который стал важнейшей площадкой эксперимента с русским языком. И в этом смысле это тоже информационный канал.
Новые медиа и интернет в политической коммуникации принимают на себя чрезвычайно много направлений старых СМИ: вполне успешно осуществляют известные функции агитаторства, пропаганды и организации. Подводя итог, можно сказать, что сегодня интернет как коммуникационная площадка и как пространство, где существуют медиапродукты, вполне успешно является заменителем традиционных СМИ. Он осуществляет информационную, мобилизационную, партисипационную, интеграционную и даже рекреационную функцию. Вся теория журналистики и массовых коммуникаций или средств массовой информации говорит о том, что эти функции — важнейшие. Новое же, реально инновационное, что приносит интернет, — это усиленная коммуникационная функция — то, что отсутствовало в старых медиа. Поэтому можно сказать, что интернет сегодня выполняет все функции, которые выполняли старые СМИ, успешней, чем они. Интернет фактически и есть прообраз будущей медиасистемы. И все недостатки, которые существуют в интернете, мы должны рассматривать еще и через призму того, что он в будущем станет глобальным пространством, в которое включатся мобильные телефоны, цифровое телевидение и все остальные каналы. Всё это будет основной структурообразующей системой индустрии свободного времени в информационном обществе.
__________________________________
Вартанова Елена Леонидовна - доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова © Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 37-39.