Современные информационные технологии являются одним из важнейших инструментов совершенствования государственного управления, сокращения управленческих расходов, борьбы с коррупцией, повышения информационной открытости органов власти и контроля граждан над их деятельностью.
Руководство нашей страны, Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно отмечали важность развития отечественной индустрии информационных технологий, что нашло свое отражение в Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года, проекте Среднесрочной программы на 2003-2005 гг. В нашей стране информатизация федеральных органов власти играет особую роль в связи с проводимой административной реформой, реформированием системы образования, пенсионной и другими реформами. Активное использование информационных технологий входит в число задач утвержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации.
В сентябре 2003 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело на своем заседании вопрос об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов власти. Основные выводы и предложения сводились к тому, что необходимо разработать и утвердить единую концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов власти, на основе которой и будут строиться ведомственные программы информатизации и определяться межведомственные проекты и мероприятия, подлежащие реализации, в том числе и в рамках «Электронной России». В этой работе основная роль отводится, конечно, Государственной комиссии по информатизации и Межведомственной комиссии (МВК).
Однако развитие информационных технологий в нашей стране – не самоцель. Мы видим в них средство, обеспечивающее включение России в мировое информационное пространство, действенный инструмент решения широкого круга проблем и задач, возникающих в науке, образовании, здравоохранении, социальной сфере.
Одним из основополагающих документов, определяющих магистральное направление развития информатизации в России, стала Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», одобренная Правительством Российской Федерации в январе 2002 года. Хотя Программа была принята немногим более года назад, первые результаты ее реализации уже налицо.
За время, прошедшее с момента старта Программы, по ФЦП «Электронная Россия» был решен ряд поставленных задач.
Так, в плане управления Программой были предприняты следующие основополагающие шаги.
В апреле 2003 года прошло заседание Государственной комиссии по информатизации (ГКИ). Решением ГКИ были определены приоритетные направления реализации Программы в 2003 году.
В мае 2003 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ Министерство Российской Федерации по связи и информатизации стало уполномоченным органом исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи.
В июле 2003 года прошло первое заседание Межведомственной комиссии по координации программ, содержащих мероприятия по разработке и использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В рамках выставки-форума «ИнфоКом-2003» состоялось расширенное заседание Совета главных конструкторов по информатизации регионов Российской Федерации.
В IV квартале 2003 года Минсвязи России завершит подготовку и внесет в Правительство РФ новую редакцию Федеральной целевой программы «Электронная Россия».
Год 2003 был объявлен в ФЦП «Электронная Россия» годом регионов.
Организация эффективного взаимодействия региональных программ с «Электронной Россией» – еще одно важное направление.
Работы по информатизации ведутся сегодня практически во всех регионах России. Чтобы не допустить опасного концептуального и технологического разнобоя, обеспечить максимально возможную эффективность намечаемых проектов и отдачу от вкладываемых средств, необходимо проведение единой государственной научно-технической политики.
Хороший пример тому – подписанное 25 июля 2003 г. соглашение между Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и Администрацией Калининградской области. Калининградская область в силу своего геополитического положения занимает особое место среди регионов России, и ускоренное развитие ее информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, на наш взгляд, представляется одним из приоритетных направлений в решении вопросов жизнеобеспечении области. Подписанное соглашение предусматривает создание регионального Государственного регистра населения, проведение совместных работ по созданию территориальной информационной системы, которая позволит автоматизировать процессы управления регионом, обеспечить население области необходимыми информационными услугами.
Также в рамках выставки-форума «ИнфоКом-2003» планируется подписание соглашения между Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и Администрацией Республики Татарстан.
В соответствии с приоритетными направлениями развития, выбранными в 2002 году, активно ведется работа в ряде регионов Российской Федерации – в Чувашской Республике, Калининградской и Тамбовской областях.
Заключены соглашения о сотрудничестве Минсвязи России со Смоленской областью, Республикой Марий-Эл, Северной Осетией-Аланией. В настоящее время готовятся соглашения по выполнению отдельных мероприятий ФЦП «Электронная Россия» еще с 15 субъектами РФ.
В сентябре 2003 года Минсвязи России совместно с Минэкономразвития России объявили творческий конкурс по отбору заявок на реализацию проектов с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия».
Начата активная работа с муниципальными образованиями. Так, мы получили 4599 заявок от администраций муниципальных образований на организацию подключения администраций к компьютерным сетям (заявленная стоимость проекта 490 млн. руб.).
По результатам проведенных в 2002 году работ, в рамках проекта «Электронное правительство» проведен анализ телекоммуникационной инфраструктуры и автоматизированных систем бюджетных организаций. Разработана концепция «электронного документооборота» в органах государственной власти. Тем самым формируется технологическая база, которая дает возможность на деле реализовать принципы открытости, прозрачности и эффективности в деятельности органов власти всех уровней.
Довольно быстро идет внедрение социально-значимых проектов – дистанционного образования и телемедицины. В 40 регионах страны действуют телемедицинские сети.
Успешно разрабатывается автоматизированная система «Государственный регистр населения» (АС ГРН). Типовой проект ее региональной подсистемы практически готов. В текущем году начнется его «обкатка» в Московской и Ярославской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе, а также в Калининградской области.
Ведутся работы по использованию электронных систем в законотворческой деятельности Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Проведены работы по модернизации сети научно-технической информации. В ходе этих работ к магистральной телекоммуникационной инфраструктуре были подключены 13 вузов страны.
В 83 субъектах Российской Федерации в рамках проекта «Киберпочта» на базе управлений федеральной почтовой связи развернуты узлы доступа к интернету. Всего сейчас действует около 2600 пунктов коллективного доступа, из них 800 – в сельской местности, услугами которых уже воспользовалось более 2,5 млн. человек. Началась реализация проекта «КиберПресса» по доставке электронных версий центральных газет в отдаленные регионы страны.
Реализация ФЦП «Электронная Россия» принесет ожидаемый успех, если число пользователей интернета достигнет определенной критической цифры. Для России это должно быть не менее 10% населения уже в 2004 году. Планка высокая, но реально достижимая. Мы делаем ставку на развитие пунктов коллективного доступа на базе общеобразовательных школ и почтовых отделений. Помимо чисто количественного роста, такой подход позволяет добиваться сокращения «цифрового неравенства» граждан с точки зрения доступа к информационным технологиям и информационным ресурсам. В перспективе в России не должно остаться ни одного населенного пункта, не имеющего каналов выхода в интернет.
Развитие ИКТ немыслимо без дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы. Институциональные преобразования отрасли призван обеспечить новый Федеральный закон «О связи». В Законе содержится комплекс прямых норм, обеспечивающих прозрачность отрасли и устраняющих бюрократические барьеры на пути развития единого рынка связи и инфокоммуникаций. Государственное регулирование при этом сохраняется в объемах, необходимых для обеспечения стратегических национальных интересов.
Закон предусматривает реализацию механизма «универсальной услуги», в результате которой в каждом населенном пункте России должен быть оборудован пункт общественного доступа в интернет и установлен телефон.
Условием успешного внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти является определение порядка и приоритетности отдельных задач. В связи с этим в сфере государственного управления поставлены следующие первоочередные задачи.
Во-первых, подключение к интернету органов власти, бюджетных организаций.
Во-вторых, организация инфраструктуры межведомственного взаимодействия. Здесь необходимо формирование ключевых информационных ресурсов федерального значения, в частности, на базе существующих информационных ресурсов ведомств. А также последующая интеграция ведомственных информационных систем для обеспечения совместного использования информационных ресурсов.
Работы по формированию общих элементов инфраструктуры уже ведутся: построение интегрированной телекоммуникационной инфраструктуры в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия» предусмотрено решением Государственной комиссии по информатизации при Минсвязи России, в дальнейшем это направление должно сохранять приоритетный характер.
Далее, безусловным приоритетом является построение единой государственной защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; вопросы защиты информации и ИКТ систем являются актуальными на всех этапах развития и внедрения ИКТ. Этим вопросам уделяется сегодня большое внимание, в том числе и на международном уровне.
Современная Россия – полноправный участник мирового экономического процесса. Это в очередной раз подтвердили итоги приуроченного к 300-летию Санкт-Петербурга саммита «Россия – ЕС» и встреча лидеров стран «Большой восьмерки» в Эвиане.
Основные направления развития международной интеграции – с учетом опыта отдельных государств – будут выработаны на Всемирном саммите по информационному обществу в Женеве в декабре 2003 года. Ожидается участие в работе форума глав ведущих мировых держав, в том числе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Россия активно участвует в подготовке к саммиту. В сентябре-октябре прошлого года мы совместно с Республикой Киргизия провели Бишкекско-Московскую конференцию по информационному обществу, которая приняла Декларацию, отражающую общее видение глобального информационного общества странами региона СНГ. Администрации связи в июле 2003 года приняли в Санкт-Петербурге Заявление по информационному обществу.
Сейчас ведется работа по формированию документов саммита. Они будут обсуждаться на 3-м заседании Подготовительного комитета в конце сентября этого года в Женеве.
В настоящее время в рамках отдельных мероприятий ФЦП «Электронная Россия» разрабатываются и внедряются решения, в том числе для межведомственного информационного взаимодействия, пользователями которых являются:
Если же говорить в целом об общем векторе реализации Программы, то мы намерены сконцентрировать ресурсы на ключевых направлениях, к которым, безусловно, относятся приоритетные задачи Правительства РФ. В их числе административная реформа, реформа государственной службы, бюджетная реформа, реформа образования. Именно они определяют «точки приложения» главных усилий в работе по реализации ФЦП «Электронная Россия».
Обеспечение равенства массового доступа к информационным ресурсам в масштабах всей страны – конституционная обязанность государства. Именно поэтому одним из приоритетов ФЦП «Электронная Россия» в ближайшие годы является продолжение работ по развитию инфраструктуры доступа.
Приоритетными задачами на 2004 год по-прежнему остаются:
во-первых, развитие инфраструктуры общественного доступа;
во-вторых, внедрение технологий «электронного правительства», включая обеспечение доступности государственной информации и развитие публичных электронных ресурсов (контента), разработку электронных административных регламентов, проектов создания и интеграции информационных систем и ресурсов, а также предоставление на их основе гарантированного пакета электронных услуг для бизнеса и населения. К середине третьего этапа реализации Программы планируется завершить переход федеральных органов власти на электронный документооборот. Одновременно должны быть разработаны проекты по обеспечению доступа к открытым государственным информационным ресурсам.
Еще одна задача, без решения которой «электронное правительство» неработоспособно, – повышение квалификации специалистов и обучение навыкам использования ИКТ. Речь идет об обучении как государственных и муниципальных служащих, так и массовых пользователей.
В настоящее время нормативно-правовое регулирование сферы применения информационных технологий не покрывает всего многообразия отношений, которые складываются в процессе внедрения и использования информационных технологий. Поэтому немаловажное значение имеет создание современной регулятивной базы ИКТ.
Предполагаемый объем финансирования ФЦП «Электронная Россия» на 2004 год из средств федерального бюджета составит (согласно проекту бюджета, направленного Правительством РФ в Государственную Думу) не менее 1,80 млрд. рублей против 1,42 млрд. руб. в 2003 году. Более половины этой суммы должно пойти в регионы.
© Информационное общество, 2003, вып. 2, сс. 8-11.